Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2195/2021 ~ М-1882/2021 от 21.06.2021

КОПИЯ

№2-2195/2021        

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

                          

г.Пермь 14 сентября 2021 года

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Овчинниковой Е.В.,

при секретаре Лепий Е.С.,

с участием представителя истца - помощника Пермского транспортного прокурора Конюховой ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Уральский авиационный поисково-спасательный центр», Федеральному агентству воздушного транспорта о возложении обязанности оснастить медицинской укладкой врача, плавательными средствами и средствами десантирования,

УСТАНОВИЛ:

Пермский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, с учетом его уточнения, к Федеральному казенному учреждению «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» (далее – ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр») о возложении обязанности оснастить Пермскую региональную поисково-спасательную базу медицинской укладкой врача (фельдшера) спасательных парашютно-десантных групп, укомплектованной средствами в соответствии с перечнем, утвержденным Приложением №8 к Требованиям, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 03.06.2014 №148; плавательными средствами – плотами спасательными (на 6-30 мест) в количестве 5 штук и средствами десантирования с воздушного судна, а именно поясами авиационными (спасательными) в количестве 17 штук в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу; к Федеральному агентству воздушного транспорта о возложении обязанности осуществить в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу финансирование для закупки медицинской укладки врача (фельдшера) спасательных парашютно-десантных групп, плавательными средствами – плотами спасательными (на 6-30 мест) в количестве 5 штук и средствами десантирования с воздушного судна, а именно поясами авиационными (спасательными) в количестве 17 штук при недостаточности денежных средств у ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр».

В обосновании заявленных требований указано, что в ходе проведенной Пермской транспортной прокуратурой проверки по исполнению законодательства о безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, об аварийно-спасательных формированиях выявлены нарушения в части оснащения спасательных парашютно-десантных групп (далее – СПДГ), созданных ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» на базе филиала в г. Перми, а также в целом Пермской региональной поисково-спасательной базы (далее – РПСБ). Согласно свидетельству от 11.05.2018 , выданному центральной аттестационной комиссией Росавиации, Пермская РПСБ уполномочена на ведение аварийно-спасательных и других работ в чрезвычайных ситуациях. Проверкой установлено, что в нарушение п.14 Требований к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования, состава наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, перечня оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, требований к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, методики выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, сигналов, применяемых при проведении поисково-спасательных операций (работ), сроков проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств, утвержденных приказом Министерства транспорта России от 03.06.2014 № 148 (далее – Требования), приложения №8 (перечень оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения НПСК и СПДГ) к Требованиям, а также п.3 приказа ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» от 29.12.2020 № П-01-2020/244-6, дежурные и резервные СПДГ Пермской РПСБ не обеспечены медицинскими укладками врача (фельдшера) СПДГ. Так, в Пермской РПСБ полностью отсутствуют медикаменты, изделия для инфузий и инъекций, медицинские инструменты (за исключением ножниц тупоконечных прямых), изделия для интубации и трахеостомии (за исключением маски лицевой и устройства для ИВЛ «Рот-маска»), средства диагностики; не в полном составе имеются прочие медицинские изделия, перечисленные в перечне. Кроме того, Пермская РПСБ не в полном объеме оснащена имуществом в соответствии с перечнем, содержащимся в приложении №6 (перечень специальной техники, аварийно-спасательного имущества и снаряжения РПСБ) к Требованиям: из двух имеющихся спасательных плотов (на 6-30 мест) у плота ПСН 6-АК, 2009 года выпуска, на момент проверки истек срок эксплуатации, имущество подлежит списанию. Второй плот ПСР-6 уч., 2016 года выпуска, согласно документам изготовителя, предназначен для сброса с высоты не более 10 метров. При этом, в соответствии с п.4.2.3.3 Руководства по летной эксплуатации МИ-8 (дежурного воздушного судна) висение над водной поверхностью производится на высоте не менее 15 метров, как минимально безопасной, не влекущей для членов летного экипажа потери пространственного положения воздушного судна. При таких обстоятельствах, эффективность и надежность применения спасательного плота ПСР-6 уч. при проведении поисково-спасательных работ над водными объектами в Пермском крае является неопределенной, что создает угрозу жизни и здоровья как для членов экипажа воздушного судна, так и для спасателей и людей, требующих помощи. На каждого члена СПДГ отсутствуют пояса авиационные спасательные (позиция № 71 в Приложении №6 Требований): на имеющиеся в Пермской РПСБ пояса авиационные спасательные АПС-74, 2006 года выпуска, в настоящее время истек срок эксплуатации, и они подлежат списанию. При этом, в обязанности спасателей Пермской РПСБ входит осуществление поисково-спасательных операций по поиску и спасанию пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, в том числе на воде.

09.04.2021 Пермской транспортной прокуратурой в адрес директора ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» было внесено представление об устранении выявленных в ходе проверки нарушений федерального законодательства. Согласно ответа на представление ввиду недостаточного финансирования ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» устранить все нарушения не представляется возможным. Несоблюдение ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» вышеприведенных требований законодательства свидетельствует об отсутствии поддержания постоянной готовности к участию спасателей Пермской РПСБ в проведении поисково-спасательных операциях, оказанию помощи пострадавшим и эвакуации их с места бедствия, а также создает угрозу нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лица в случае реального проведения поисково-спасательных работ. Со ссылкой на положения п.п.1.1, 5 ст.88 Воздушного кодекса Российской Федерации; п.п.1,4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №396 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта»; п.3 Положения о единой системе авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2007 № 538; п.п. 5, 6 Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 № 530; п.п. 12, 14 указанных выше Требований №148 полагает, что ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» обязано обеспечить Пермскую региональную поисково-спасательную базу таким снаряжением и оборудованием. При недостаточности денежных средств у ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» обязанность финансирования мероприятий по обеспечению Учреждения медицинской укладкой врача (фельдшера) СПДГ, поясами авиационными (спасательными) в количестве 17 штук, плавательными средствами - плотами спасательными (на 6-30 мест) в количестве 5 штук должна быть возложена на Федеральное агентство воздушного транспорта, в соответствии с п.2 Устава ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр», положениями п.п. 1 и 4 ст.123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.ч. 1, 2 и 5 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (л.д. 2-9, 148-155).

В судебном заседании помощник Пермского транспортного прокурора на удовлетворении заявленных требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» о времени и месте рассмотрения дела извещено, не направило в судебное заседание представителя; представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения (л.д. 106-107); ранее в материалы дела представлены письменные возражения на иск, согласно которым Учреждение полагает, что исковые требования предъявлены к ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» как к ненадлежащему ответчику, в силу чего просит отказать в удовлетворении заявленных к Учреждению требований (л.д. 89-105).

Ответчик Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) не направило в судебное заседание представителя; ранее, в судебном заседании 18.08.2021, представитель ответчика Мещерякова ФИО6. возражала против заявленных требований (л.д. 180-181).

Третье лицо Министерство финансов Российской Федерации, привлеченное определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 18.08.2021 (л.д. 180-181), в судебное заседание представителя не направило; извещено надлежащим образом; возражений по существу заявленных требований не представлено.

Суд, заслушав в судебном заседании представителя истца, исследовав письменные материалы дела, установил следующие обстоятельства.

В силу ч.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

На основании ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п.3.1 Приказа Генпрокуратуры России от 15.07.2011 № 211 (ред. от 18.07.2018) «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» на транспортные прокуратуры возложены полномочия по организации и осуществлению надзора за исполнением законов о безопасности полетов и авиационной безопасности, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта.

В силу п.п. 1, 1.1, 5 ст. 88 Воздушного кодекса Российской Федерации (ред. от 02.07.2021) поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие пилотируемых воздушных судов, их пассажиров и экипажей организует и осуществляет уполномоченный орган в области использования воздушного пространства во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложены обязанности по формированию и содержанию служб поиска и спасания. Организация единой системы авиационно-космического поиска и спасания осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства. Положение о единой системе авиационно-космического поиска и спасания утверждается Правительством Российской Федерации. Порядок привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ для оказания помощи пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, а также людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п.3 Положения о Единой системе авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.08.2007 № 538 (ред. от 07.10.2017), в состав единой системы входят органы, службы, авиационные силы и средства поиска и спасания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти (далее - органы и службы единой системы). Ответственность за обеспечение функционирования органов и служб единой системы возлагается на федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых они находятся.

В соответствии с пунктами 5, 6 Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.07.2008 № 530 (ред. от 29.12.2020), для целей поиска и спасания руководителями организаций, находящихся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта, на которые возложено осуществление поиска и спасания, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации организуется поисково-спасательное обеспечение. Поисково-спасательное обеспечение включает в себя:

а) организацию дежурства сил и средств, органов обслуживания воздушного движения (управления полетами);

б) оснащение сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением;

в) оснащение воздушных судов и летного состава средствами спасения и жизнеобеспечения.

Приказом Министерства транспорта России от 03.06.2014 № 148 утверждены Требования к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования, состав наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, перечень оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, требования к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, методика выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, сигналов, применяемых при проведении поисково-спасательных операций (работ), сроки проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств (далее – Требования, утвержденные Приказом Минтранса России от 03.06.2014 № 148).

Согласно п.12 Требований, утвержденных приказом Минтранса России от 03.06.2014 № 148, региональные поисково-спасательные базы (далее - РПСБ) должны быть оснащены специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с перечнем, который указан в приложении № 6 к настоящим Требованиям. В Приложении №6 к Требованиям, утвержденным Приказом Минтранса России от 03.06.2014 № 148, в Перечне специальной техники, аварийно-спасательного имущества и снаряжения РПСБ, в том числе, указано на необходимость наличия плавательных средств: плота спасательного (на 6-30 мест) в количестве 5 шт. (п. 11); средств десантирования с воздушного судна: пояса авиационного спасательного (п. 71).

Согласно п.14 Требований, утвержденных приказом Минтранса России от 03.06.2014 № 148, СПДГ и НПСК должны быть оснащены оборудованием, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с перечнем, который указан в приложении № 8 к настоящим Требованиям. В Приложении №8 к Требованиям, утвержденным Приказом Минтранса России от 03.06.2014 № 148 представлен перечень средств для оснащения медицинской укладки врача (фельдшера) СПДГ, включающий в себя 48 позиций медикаментов, 12 позиций перевязочных материалов и кровоостанавливающих средств, 4 позиции средств иммобилизации и транспортировки, 8 позиций изделий для инфузий и инъекций, 10 позиций инструментов, 5 позиций изделий для интубации и трахеостомии, 4 позиции приборов и аппаратов для искусственной вентиляции легких и реанимации, 5 позиций средств диагностики и 15 позиций прочих медицинских изделий.

В силу ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Судом установлено, что ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» находится в ведении Федерального агентства воздушного транспорта. Основной деятельностью ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» является осуществление поисково-спасательных операций (работ) по поиску и спасанию пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, в том числе на воде; оказание первой помощи людям, терпящим бедствие, а также эвакуация в медицинские учреждения или ближайшие населенные пункты (аэродромы), которые проводятся аттестованными аварийно-спасательными базами, что предусмотрено ч.1 ст.88 Воздушного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 1, 6, 12 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя», п.9 Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 №530, а также приказом Минтранса России от 03.06.2014 №148.

В соответствии с п.п. 5, 6 Устава ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр», утвержденного приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 06.05.2011 №236, учреждение имеет самостоятельный баланс, утвержденный Федеральным агентством воздушного транспорта, приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет Федеральное агентство воздушного транспорта. Учреждение не отвечает по обязательствам Федерального агентства воздушного транспорта (л.д. 115-117, 78-83).

Пермская региональная поисково-спасательная база является филиалом ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» и осуществляет проведение поисковых и аварийно-спасательных работ в Уральской зоне авиационно-космического поиска и спасения. Пермская региональная поисково-спасательная база должна быть оснащена специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с Требованиями, утвержденными приказом Минтранса России от 03.06.2014 №148. Задачами Пермской региональной поисково-спасательной базы является, в том числе: поддержание сил и средств региональной поисково-спасательной базы в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, что следует из Положения о Пермской региональной поисково-спасательной базе ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр», утвержденного приказом ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» от 06.10.2016 №П-01-2016/187-4 (л.д. 14-20).

На основании акта проверки готовности Пермской РПСБ ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» от 19.12.2017, протокола заседания ЦАК Росавиации от 11.05.2018 №4 Пермской региональной поисково-спасательной базе – филиалу ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» выдано свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях от 11.05.2018 №15-411-001 (л.д. 22).

На основании ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» по заданию Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26.01.2021 №23/1-121-2021, по поручению Уральской транспортной прокуратуры, на основании решения о проведении проверки от 05.03.2021 №34 Пермской транспортной прокуратурой в период с 05.03.2021 по 03.04.2021 проведена проверка Пермской региональной поисково-спасательной базы ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» на предмет исполнения законодательства о безопасности полетов, воздушного законодательства, законодательства об аварийно-спасательных формированиях, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, законодательства о труде.

По результатам проверки выявлено, что в нарушение п. 12 и п.14 Требований, утвержденных приказом Минтранса России от 03.06.2014 № 148, дежурные и резервные СПДГ Пермской РПСБ не обеспечены медицинскими укладками врача (фельдшера) СПДГ: полностью отсутствуют медикаменты, изделия для инфузий и инъекций, медицинские инструменты (за исключением ножниц тупоконечных прямых), изделия для интубации и трахеостомии (за исключением маски лицевой и устройства для ИВЛ «Рот-маска»), средства диагностики; не в полном составе имеются прочие медицинские изделия, перечисленные в перечне. Пермская РПСБ не в полном объеме оснащена имуществом в соответствии с перечнем, содержащимся в приложении №6 (перечень специальной техники, аварийно-спасательного имущества и снаряжения РПСБ) к Требованиям: из двух имеющихся спасательных плотов (на 6-30 мест) у плота ПСН 6-АК, 2009 года выпуска, на момент проверки истек срок эксплуатации, имущество подлежит списанию. Второй плот ПСР-6 уч., 2016 года выпуска, согласно документам изготовителя, предназначен для сброса с высоты не более 10 метров. При этом, в соответствии с п.4.2.3.3 Руководства по летной эксплуатации МИ-8 (дежурного воздушного судна) висение над водной поверхностью производится на высоте не менее 15 метров, как минимально безопасной, не влекущей для членов летного экипажа потери пространственного положения воздушного судна. При таких обстоятельствах, эффективность и надежность применения спасательного плота ПСР-6 уч. при проведении поисково-спасательных работ над водными объектами в Пермском крае является неопределенной, что создает угрозу жизни и здоровья как для членов экипажа воздушного судна, так и для спасателей и людей, требующих помощи. На каждого члена СПДГ отсутствуют пояса авиационные спасательные (позиция № 71 в Приложении №6 Требований): на имеющиеся в Пермской РПСБ пояса авиационные спасательные АПС-74, 2006 года выпуска, в настоящее время истек срок эксплуатации, и они подлежат списанию (л.д. 13, 23-68).

Ведомостью оснащения Пермской региональной поисково-спасательной базы ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр», в том числе, плавательными средствами, средствами десантирования с воздушного судна (по форме Приложения №6 Требований, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 03.06.2014 №148), средствами для оснащения медицинской укладки врача (фельдшера) СПБГ (по форме Приложения №8 Требований, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 03.06.2014 №148), представленной ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» на запрос Пермской транспортной прокуратуры, подтверждается факт не оснащения Пермской региональной поисково-спасательной базы необходимыми для выполнения аварийно-спасательных работ вышеуказанными плавательными средствами, средствами десантирования с воздушного судна и средствами для оснащения медицинской укладки врача (фельдшера) (л.д. 40-44).

В связи с выявленными нарушениями Уральской транспортной прокуратурой в адрес ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» направлено представление от 09.04.2021 №02-05-2021 об устранении нарушений законодательства о безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации (л.д. 69-73).

Как следует из ответа ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» от 23.04.2021 №516, при рассмотрении представления выявлены причины допущенных нарушений, определены меры по их устранению и недопущению, рассмотрены вопросы о привлечении лиц виновных в допущенных нарушениях к ответственности; спасатели СПДГ обеспечены медицинскими укладками первой помощи; в связи с недостаточностью финансирования закупить спасательные плоты и пояса авиационные спасательные не представляется возможным (л.д. 74-75).

С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных нормативно-правовых норм суд приходит к выводу о правомерности и обоснованности исковых требований Пермского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, поскольку действующим законодательством на ответчика ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» возложена обязанность организовать поисково-спасательное обеспечение, которое включает в себя оснащение сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением; вместе с тем в нарушение п.12 и п.14, Приложения № 6 и Приложения №8 Требований, утвержденных приказом Минтранса России от 03.06.2014 №148, ответчиком ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» не оснащена Пермская региональная поисково-спасательная база медицинской укладкой врача (фельдшера) СПДГ, укомплектованной средствами в соответствии с перечнем, утвержденным Приложением №8 к Требованиям, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 03.06.2014 №148; плавательными средствами – плотами спасательными (на 6-30 мест) в количестве 5 штук и средствами десантирования с воздушного судна, а именно поясами авиационными (спасательными) в количестве 17 штук, которые необходимы для выполнения аварийно-спасательных работ. Несоблюдение ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» установленных законом требований к оснащению Пермской региональной поисково-спасательной базы указанной в иске медицинской укладкой врача (фельдшера) СПДГ, плавательными средствами и средствами десантирования с воздушного судна свидетельствует об отсутствии поддержания постоянной готовности к участию спасателей учреждения в проведении поисково-спасательных операций и оказанию помощи пострадавшим и эвакуации их с места бедствия, что в свою очередь создает угрозу нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Так как Уставом ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» закреплено, что Учреждение находится в ведении Федерального агентства воздушного транспорта, которое является главным распорядителем средств федерального бюджета, при недостаточности денежных средств несет субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения, суд, руководствуясь положениями п.п. 1, 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 158, ч.ч. 1, 2, 5 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о том, что при недостаточности у ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» денежных средств для выполнения возложенной на него судом обязанности, Федеральное агентство воздушного транспорта должно нести субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения, поэтому находит необходимым возложить на Федеральное агентство воздушного транспорта обязанность при недостаточности денежных средств у Учреждения осуществить финансирование для закупки указанной аварийно-спасательного имущества и снаряжения, аварийно-спасательной техники и оборудования.

Доводы ответчика ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» об отсутствии финансового обеспечения для приобретения вышеуказанного имущества не свидетельствуют о необоснованности заявленных исковых требований, поскольку отсутствие бюджетного финансирования в достаточном объеме не может являться правовым основанием для освобождения ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» от возложенной на него законом обязанности по оснащению Пермской региональной поисково-спасательной базы специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с перечнем, который указан в приложении №6 и приложении №8 к Требованиям, утвержденным приказом Министерства транспорта РФ от 03.06.2014 №148. В силу п.5 ст.242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства.

Доводы ответчика ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» о необоснованности обращения прокурора в суд с настоящими требованиями в интересах неопределенного круга лиц, поскольку круг лиц (заявителей) индивидуально определен – ими являются физические и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, суд находит несостоятельными.

Согласно абзацу 1 ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В силу п.3 ч.3 ст.22 названного Закона прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами вносит представление об устранении нарушений закона.

П.1 ст.24 названного Закона установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Из п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ч.1 ст.45 ГПК РФ следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что, участвуя в гражданском процессе, прокурор вправе защищать интересы законности, а не конкретного лица. Кроме того, защита неопределенного круга лиц как раз и предполагает отсутствие конкретного выгодоприобретателя по иску и будущему судебному решению, поскольку защищается потенциально большой круг лиц, оказавшихся в одинаковой юридико-фактической ситуации, например лиц (пассажиров, членов экипажа), права которых могут быть нарушены отсутствием необходимого оборудования при проведении поисково-спасательной операции.

Довод ответчика ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» о том, что Учреждение считает себя ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку не оказывает услугу по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации, считает, что Министерство транспорта Российской Федерации не уполномочено определять перечень специальной техники, аварийно-спасательного имущества и снаряжения РПСБ, судом отклоняется в силу следующего.

В соответствии с Положением о Пермской региональной поисково-спасательной базе ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр», утвержденным приказом ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» от 06.10.2016 № П-01-2016/187-4, Пермская региональная поисково-спасательная база является филиалом ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» и создана в целях выполнения поисковых и аварийно-спасательных работ в Уральской зоне авиационно-космического поиска и спасания и оснащается специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с Требованиями к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации.

ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» находится в ведении Федерального агентства воздушного транспорта. Основной деятельностью ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» является осуществление поисково-спасательных операций (работ) по поиску и спасанию пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, в том числе на воде, которые проводятся аттестованными аварийно-спасательными базами. На ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» возложены функции по оснащению Пермской региональной поисково-спасательной базы специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с Требованиями, утвержденными Приказом Минтранса России от 03.06.2014 № 148.

Доводы ответчика ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» о необоснованности закупки средств для оснащения медицинских укладок врача (фельдшера) СПДГ ввиду внесения изменений в подп. «л» п.12 раздела II Устава Учреждения, согласно которому медицинская деятельность исключена из уставных видов деятельности Учреждения, и в связи с этим медицинские укладки врача (фельдшера) СПДГ были заменены на укладки СПДГ для оказания первой помощи, судом также отклоняются в связи со следующим.

В силу п.4.2 Требований, утвержденных Приказом Минтранса России от 03.06.2014 № 148, СПДГ должны быть подготовлены к оказанию первой помощи пострадавшим и эвакуации их с места бедствия. СПДГ создаются в организациях гражданской авиации, на которые возложено осуществление поиска и спасания (региональных поисково-спасательных базах) (п.10 Требований). Согласно п.2 приложения №4 Требований в состав СПДГ назначаются не менее трех авиационных спасателей, один из которых медицинский работник. Согласно п.14 Требований СПДГ должны быть оснащены оборудованием, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с перечнем, который указан в приложении № 8 к настоящим Требованиям.

В связи с изложенным, указанный довод ответчика не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку внесение вышеизложенных изменений в Устав не влечет освобождения ответчика от выполнения им обязанности по оснащению медицинской укладкой врача (фельдшера) СПДГ, так как они установлены в Требованиях, утвержденных Приказом Минтранса России от 03.06.2014 № 148, которые обязывают СПДГ оказывать первую помощь пострадавшим, и в составе которой должно быть не менее одного медицинского работника.

Доводы ответчика ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» о том, что Учреждение в 2018 году прошло предусмотренную нормативными актами аттестацию и признано способным выполнять аварийно-спасательные работы, судом также признаются несостоятельными, поскольку выявленные в ходе проведенной Пермской транспортной прокуратурой проверки нарушения непосредственным образом касаются обеспечения жизни и безопасности людей, в связи с чем деятельность Пермской региональной поисково-спасательной базы без необходимого для выполнения аварийно-спасательных работ аварийно-спасательного имущества и снаряжения ведет к недопустимому риску для жизни или здоровья граждан при возможном возникновении необходимости проведения поисковых и аварийно-спасательных работ.

В соответствии с положениями ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

При определении срока, необходимого ответчикам для исполнения возложенных на него обязанностей, суд полагает возможным удовлетворить требование истца и установить срок для исполнения возложенных на ответчиков обязанностей один год со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок является разумным, достаточным для реального выполнения ответчиками возложенных на них обязанностей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Пермского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Уральский авиационный поисково-спасательный центр», Федеральному агентству воздушного транспорта о возложении обязанности оснастить медицинской укладкой врача, плавательными средствами и средствами десантирования - удовлетворить.

Возложить на Федеральное казенное учреждение «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» обязанность в течение одного года со дня вступления в силу решения суда оснастить Пермскую региональную поисково-спасательную базу медицинской укладкой врача (фельдшера) спасательных парашютно-десантных групп, укомплектованной средствами в соответствии с перечнем, утвержденным Приложением №8 к Требованиям, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 03.06.2014 №148 плавательными средствами – плотами спасательными (на 6-30 мест) в количестве 5 штук и средствами десантирования с воздушного судна, а именно поясами авиационными (спасательными) в количестве 17 штук.

Возложить на Федеральное агентство воздушного транспорта обязанность при недостаточности денежных средств у Федерального казенного учреждения «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» осуществить финансирование для закупки медицинской укладки врача (фельдшера) спасательных парашютно-десантных групп, укомплектованной средствами в соответствии с перечнем, утвержденным Приложением №8 к Требованиям, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 03.06.2014 №148 плавательными средствами – плотами спасательными (на 6-30 мест) в количестве 5 штук и средствами десантирования с воздушного судна, а именно поясами авиационными (спасательными) в количестве 17 штук в течение одного года со дня вступления в силу решения суда.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 23.09.2021 года.

Судья подпись Овчинникова Е.В.

Копия верна. Судья Овчинникова Е.В.

Подлинный экземпляр

находится в гражданском деле №2-2195/2021

Пермского районного суда Пермского края

УИД 59RS0008-01-2021-002592-10

2-2195/2021 ~ М-1882/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пермская транспортная прокуратура
Ответчики
Федеральное агентство воздушного транспорта
ФКУ "Уральский авиационный поисково-спасательный центр"
Другие
Министерство финансов Российской Федерации
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Овчинникова Елена Валерьевна
Дело на странице суда
permsk--perm.sudrf.ru
21.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.06.2021Передача материалов судье
24.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.07.2021Предварительное судебное заседание
18.08.2021Судебное заседание
14.09.2021Судебное заседание
23.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2022Дело оформлено
08.07.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее