Дело № 2-2531/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда | 20 марта 2018 года |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Думовой Е.Н., при секретаре Кундеровой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Конасовой Т. В. к Департаменту здравоохранения Вологодской области, Департаменту финансов Вологодской области о признании бездействия незаконным и взыскании денежных средств,
установил:
16.02.2018 Конасова Т.В. обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения Вологодской области (далее – Департамент здравоохранения), Департаменту финансов Вологодской области (далее – Департамент финансов) о признании бездействия незаконным и взыскании денежных средств. В обоснование указала, что является инвалидом № группы, имеет <данные изъяты>, нуждается в своевременном приеме лекарственного средства <данные изъяты> (международное патентованное название – <данные изъяты>), приобрести которое не может по причине трудного материального положения, а Департамент здравоохранения обеспечивает её этим препаратом не своевременно и не в полном объеме. Ссылаясь на то, что для поддержания жизнедеятельности она за личные денежные средства приобрела указанное лекарственное средство на общую сумму 441 220 руб. 00 коп., из которых Департамент социальной защиты населения Вологодской области возвратил 291 080 руб. 00 коп., просила признать бездействие Департамента здравоохранения незаконным и взыскать с него и Департамента финансов денежные средства в счет компенсации убытков, понесенных в связи с приобретением лекарственного препарата, в размере 120 140 руб. 00 коп., компенсировать причиненный моральный вред, оцененный в 200 000 руб. 00 коп..
В судебном заседании истец Конасова Т.В. иск поддержала в полном объеме, по изложенным в нем доводам.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения по доверенности Гуденова В.В. иск не признала. Представила возражения. Указала, что истец обеспечен лекарственными препаратами по нормативу финансовых затрат в месяц на одного гражданина, поэтому со стороны Департамента здравоохранения не допущено незаконного бездействия. Считала, что субвенции, выделенные бюджету области для обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, не могут быть использованы для компенсации расходов на их приобретение гражданами. Просила в иске отказать.
Представитель ответчика Департамента финансов в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил отзыв. Указал, что Департамент финансов не является участником правоотношений по обеспечению граждан бесплатными лекарственными препаратами и не обеспечивает их наличие в аптечной сети.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований.
При этом суд учитывает, что Конасова Т.В. является инвалидом № группы и согласно п. 8 ст. 6.1 и п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – ФЗ № 178) имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 4.1 ФЗ № 178 полномочия по организации обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета (ч. 2 ст. 4.1 ФЗ № 178).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» определен перечень групп населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врача бесплатно. Согласно данного перечня граждане, страдающие онкологическими заболеваниями, обеспечиваются всеми лекарственными средствами бесплатно.
Препарат <данные изъяты> распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 № 2885-р включен в перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год.
Вместе с тем, федеральным законом от 19.12.2016 № 422-ФЗ «О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2017 год» (далее – ФЗ № 422) установлено, что в 2017 году норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам на лекарственный препарат, выданным врачом (фельдшером), лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, составляет 807 руб. 20 коп.
Согласно выписке из реестра рецептов по федеральной программе за 2017 год Конасовой Т.В. отпущено лекарственных препаратов на общую сумму 825 156 руб. 64 коп. (в среднем – 68 763 руб. 05 коп. в месяц), что не оспаривается истцом. Необеспеченные рецепты на лекарственный препарат <данные изъяты> (международное патентованное название – <данные изъяты>) на имя Конасовой Т.В. отсутствуют.
Изложенное свидетельствует о том, что в 2017 году Департамент здравоохранения в полной мере исполнил свои обязательства перед Конасовой Т.В., обеспечив её лекарственными препаратами на сумму, превышающую норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина. По этой причине вступившим в законную силу решением Вологодского городского суда <адрес> от 30.11.2017 прокурору Вологодской области, действующему в интересах Конасовой Т.В., отказано в удовлетворении исковых требований о возложении на Департамент здравоохранения обязанности обеспечить истца лекарственным препаратом <данные изъяты> (международное патентованное название – <данные изъяты> в полном объеме.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает незаконного бездействия Департамента здравоохранения по вопросу обеспечения истца жизненно важным лекарственным препаратом, в связи с чем отказывает в удовлетворении приведенной части иска.
Так как факт ненадлежащего выполнения указанным Департаментом обязанности по обеспечению Конасовой Т.В. в бесплатном порядке медицинскими препаратами своего подтверждения не нашел, оснований для применения к сложившимся правоотношениям ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и взыскания в пользу истца денежных средств счет компенсации убытков, понесенных в результате приобретения лекарственного препарата на сумму 120 140 руб. 00 коп., нет.
Разрешая требования о взыскании компенсации морального вреда, который истец оценил в 200 000 руб. 00 коп., суд исходя из положений ст. 151 ГК РФ, ст. 56 ГК РФ не усматривает доказательств причинения истцу, действиями ответчика морального вреда, а потому требования в данной части удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Конасовой Т. В. к Департаменту здравоохранения Вологодской области, Департаменту финансов Вологодской области о признании бездействия незаконным и взыскании денежных средств отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд, через Вологодский городской суд Вологодской области, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 26.03.2018.
Судья | Е.Н. Думова |