Судебный акт #1 (Заочное решение) по делу № 2-1506/2013 ~ М-1491/2013 от 23.08.2013

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 декабря 2013 года                       город Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Хетагуровой М.Э.,

при секретаре Пилипенко С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации муниципального образования городского округа города Ессентуки, Комитету по муниципальной собственности города Ессентуки, Смирнову В.В., Чепко Т.Г. о признании незаконной государственной регистрации права собственности на земельный участок, признании недействительной сделкой договор купли-продажи, применении последствий недействительности ничтожной сделки,

УСТАНОВИЛ:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации муниципального образования городского округа города-курорта Ессентуки, Смирнову В.В., Чепко Т.Г. о признании незаконной государственной регистрации права собственности Смирнова В.В. на земельный участок с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, по адресу: ***, признании недействительной сделкой договор купли-продажи указанного земельного участка, применении последствий недействительности ничтожной сделки: признать отсутствующим право собственности Чепко Т.Г. на земельный участок с кадастровым номером ***, по адресу: ***, *** ***, ***, погасить регистрационную запись о государственной регистрации права собственности Чепко Т.Г. на указанный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним *** от *** года, обязать Чепко Т.Г. в течение месяца после вступления решения суда в законную силу возвратить земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, ***, администрации муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки.      

В обоснование заявленных требований указано следующее.

В Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуре проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в особо охраняемом эколого-курортном регионе Кавказские Минеральные Воды на территории города-курорта Ессентуки.

В результате проведенной проверки установлено, что *** и.о. главы города Ессентуки В.В. вынесено постановление *** «О предоставлении земельного участка в собственность бесплатно», согласно которому Смирнову В.В. на основании ст. 12 Закона Ставропольского края от *** № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» бесплатно для индивидуального жилищного строительства предоставлен в собственность земельный участок *** с кадастровым *** площадью *** кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: в районе ***.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от *** г., предоставленной Ессентукским межрайонным отделом управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, право собственности Смирнова В.В. на земельный участок с кадастровым номером *** зарегистрировано *** (номер государственной регистрации ***).

*** между Смирновым В.В. и Чепко Т.Г. заключен договор купли-продажи указанного земельного участка. Цена выкупа земельного участка составила *** рублей. Расчет между сторонами произведен полностью до подписания данного договора. Право собственности Чепко Т.Г. на вышеназванный земельный участок зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК *** года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №***.

Как установлено проверкой, постановление и.о. главы города Ессентуки В.В. от *** *** не соответствует требованиям федерального законодательства об особо охраняемых природных территориях, в с связи с чем нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также интересы государства по охране земель особо охраняемых природных территорий.

В соответствии со статьями 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные Земельным кодексом, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Права на земельные участки, предусмотренные Кодексом, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом №122-ФЗ.

Согласно ч.1 ст.2Федерального закона № 122 - ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Особенности оборота земельных участков обусловлены спецификой земли как природного объекта и публичным характером регулирования земельных отношений, что нашло отражение в статье 9 Конституции Российской Федерации, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с решениями уполномоченных органов полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 94, частью 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом «ж» части 1 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33 - ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» к числу земель особо охраняемых природных территорийотнесены земли лечебно - оздоровительных местностей и курортов. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов. Земли особо охраняемых природных территорий используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных Земельным кодексом РФ, федеральными законами.

Согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33 - ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 г. № 26 - ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно -оздоровительных местностях и курортах», освоенная и используемая в лечебно- профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом.

В силу пункта 7 статьи 2 и пункта 4 статьи 31 Федерального закона № 33 - ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» и пункта 2 статьи 3 Федерального закона № 26 - ФЗ от 23.02.1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В пунктах 2, 3 статьи 32 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33 - ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 г. № 26 -ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах» указано, что в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Границы оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 32 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», пункт 2 статьи 16 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»).

Указом Президента Российской Федерации от 27.03.1992 № 309 району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона федерального значения в границах округа санитарной защиты курорта. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 № 462 установлены границы эколого - курортного региона. Особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды является федеральным курортом. В состав особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод вошел город-курорт Ессентуки.

Статья 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливает, что курорт является одной из категорий особо охраняемых природных территорий. Согласно пункту 3 статьи 32 вышеназванного закона и статьи 1 Федерального закона от 23.02.1995 г. 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах» внешний контур округа зоны санитарной (горно - санитарной) охраны является границей курорта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 г. № 14 курорт Ессентуки признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985г. № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск в Ставропольском крае».

Земельный участок *** с кадастровым № *** расположен по адресу: *** ***, то есть в границах города-курорта Ессентуки.

Из представленной филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю информации следует, что по сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым *** расположен во второй зоне округа санитарной охраны города Ессентуки, и соответственно в границах округа санитарной защиты особо охраняемого эколого-курортного региона федерального значения Кавказские Минеральные Воды. Факт отнесения указанного земельного участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии с частью 10 статьи 85 Земельного кодекса РФ и частью 12 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 12 Закона Ставропольского края от 12.04.2010 г. № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений», принятого Государственной думой Ставропольского края 25.03.2010 г. земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность гражданам бесплатно на основании федеральных законов, а также случаях, установленных данным Законом. Одним из случаев, указанных в данном Законе, является предоставление в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах по месту жительства при условии признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и проживания в населенных пунктах не менее трех лет следующим лицам из числа ветеранов боевых действий: военнослужащим, уволенным в запас (отставку); иным лицам, уволенным по выслуге срока службы или иным основаниям, дающим право выхода на пенсию.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (часть 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ).

Согласно пункту 1 части 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов ограничиваются в обороте, а в соответствии с частью 2 указанной статьи не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен частью 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Аналогичные положения содержатся в части 5 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федераций по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом частью 5 данной статьи установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 указанной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Таким образом, постановление и.о. главы города Ессентуки от 17.11.2011г. №2410 вынесено в нарушение федерального законодательства об особо охраняемых природных территориях, а именно части 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ, части 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», части 5 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям, законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Вышеназванное постановление повлекло незаконную государственную регистрацию *** права Смирнова В.В. на земельный участок с кадастровым № *** и внесение сведений о праве в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (запись ***).

Исходя из изложенного, договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером *** заключен *** между Смирновым В.В. и Чепко Т.Г. в нарушение требований закона, поскольку право собственности Смирнова В.В. на объект недвижимого имущества возникло в нарушение вышеназванного федерального законодательства.

Исполнение сделки по договору купли-продажи недвижимого имущества, заключенному *** между Смирновым В.В. и Чепко Т.Г., началось с момента государственной регистрации права Чепко Т.Г. на земельный участок, то есть с *** года. Таким образом, срок исковой давности исчисляется с *** года.

Ничтожность договора купли-продажи земельного участка с кадастровым № *** от *** влечет отсутствие у Чепко Т.Г. оснований возникновения права собственности.

Определением суда от *** к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по муниципальной собственности города Ессентуки.

Помощник Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Самойленко Е.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. Просила суд признать незаконной государственную регистрацию права собственности Смирнова В.В. на земельный участок с кадастровым номером *** площадью *** кв.м, по адресу: ***, в ***, признать недействительной сделкой договор купли-продажи указанного земельного участка, применить последствия недействительности ничтожной сделки: признать отсутствующим право собственности Чепко Т.Г. на земельный участок с кадастровым номером ***, по адресу: ***, ***, погасить регистрационную запись о государственной регистрации права собственности Чепко Т.Г. на указанный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним *** от *** года, обязать Чепко Т.Г. в течение месяца после вступления решения суда в законную силу возвратить земельный участок с кадастровым номером *** расположенный по адресу: ***, *** *** администрации муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки.      

Ответчики Смирнов В.В., Чепко Т.Г., представители ответчиков Администрации города Ессентуки, Комитета по муниципальной собственности города Ессентуки в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представили.

Представитель ответчика администрации города Ессентуки *** представил возражения, в которых указано следующее.

Согласно ч. 1 ст. 96 ЗК РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям.

В соответствии с п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ к земельным участкам ограниченным в обороте относятся земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.

Постановление СМ РСФСР от 09.07.1985 года № 300 определены участки границ трех зон (1 - зона строгого режима, 2 - зона ограничений, 3 - зона наблюдения).

Согласно ФЗ № 33 от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных, территориях» (с последующими изменениями и дополнениями ФЗ от 03.12.2001№ 196-ФЗ, от 29.12.2004 № 199-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ) установлены общие положения лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также режим особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, в виде округа горно-санитарной охраны или округа санитарной охраны. Порядок организации таких округов и особенности их функционирования определяются Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

В ФЗ № 26-ФЗ от 23.02.1995 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (с изменениями и дополнениями от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 18.12.2006 № 232- ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ) даются общие понятия курорта, а также округов санитарной (горно-санитарной) охраны как особо охраняемой природной территории с установлением в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйствования, природопользования и проживания, а также определены полномочия Правительства РФ на установление границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение (ст. 4). В ст. 6 названного закона определены полномочия органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, которые не содержат функций по определению зон, ограниченных в обороте.

Постановлением СМ РСФСР от 09.07.1985 года № 300 установлено, что земельные участки в границах первой зоны горно-санитарной охраны ограничены в обороте и в собственность граждан не предоставляются. Вместе с тем, земельные участки, расположенные в границах второй зоны горно-санитарной охраны всего лишь имеют ограниченный режим использования.

Пунктом 3 ст. 96 Земельного кодекса РФ так же определено, что земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В соответствии с данными государственного земельного кадастра земли в границах города-курорта Ессентуки отнесены к землям поселений (населенных пунктов).

Действующее земельное законодательство Российской Федерации (статья 7 Земельного кодекса РФ) подразделяет все земли Российской Федерации на категории и предусматривает, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида использования, в связи с чем, любой земельный участок может быть отнесен только к одной категории земель.

Кроме того, статьей 7 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых территорий и объектов отнесены к самостоятельной категории земель.

К категории «земли поселений» законодатель, согласно пункту 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ относит земли, предназначенные и используемые для застройки и развития населенных пунктов.

Пунктом 2 статьи 82 Земельного кодекса РФ основным признаком земель населенных пунктов является отделение их от земель других категорий границами населенных пунктов.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка, выданного ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю отдел-филиал г. Ессентуки, определено, что предоставленный Смирнову В.В. земельный участок с кадастровым номером *** расположенный по адресу: *** относится к категории земель - земли населенных пунктов.

В соответствии со статьями 32 Федерального закона РФ №33-Ф3 от 14.03.1995г. «Об особо охраняемых природных территориях» и ст. 1 Федерального закона РФ №26-ФЗ от 23.02.1995г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» границей лечебно-оздоровительных местности, курорта федерального значения (особо охраняемой природной территории) является внешний контур округа санитарной или горно-санитарной охраны.

Исходя из вышеизложенного следует, что земли различных категорий должны быть разграничены и им устанавливаются различные правовые режимы использования (разрешенные виды использования).

Однако, в практике землепользования и градостроительства на территории различных регионов Российской Федерации встречается множество случаев «формального» наложения территорий курортов федерального значения и территорий населенных пунктов, в связи с чем возникает необходимость в определении режима использования земель, которые «якобы одновременно» являются территориями особо охраняемых природных объектов и территориями населенных пунктов.

При определении режима использования земель «формально» расположенных одновременно на территориях особо охраняемых природных объектов и территориях населенных пунктов, возникают правовые противоречия - режимы использования земель населенных пунктов и земель особо охраняемых природных, объектов исключают существование их в одних и тех же границах.

Вышеуказанные правовые противоречия устраняются (регулируются) нормами, установленными действующим земельным законодательством РФ, а именно, нормой пункта 10 статьи 85 Земельного кодекса РФ, согласно которой в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, а земельные участки включенные в состав таких зон используются в соответствии с требованиями статей 94 - 100 Земельного кодекса РФ.

Исходя из вышеуказанной нормы действующего земельного законодательства РФ следует, что в случаях, когда курорты федерального назначения располагаются в границах населенных пунктов происходит совмещение правового режима использования земель особо охраняемых природных территорий и правового режима использования земель населенных пунктов. При этом земельные участки, входящие в состав курортов и одновременно в границы населенных пунктов, относятся к землям населенных пунктов, поскольку они отделены от других категорий земель границами населенного пункта.

В ст. 4 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий.

В силу положений ст. 14 ФЗ «О государственном земельном кадастре» в ЕГР земель должны содержаться сведения, в том числе, о категории земель и разрешенном использовании земельного участка. Если это категория земель особо охраняемых территорий и объектов, как это установлено в ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, эти сведения должны быть указаны в кадастре.

На основании изложенного считает, что земельные участки расположенные в границах второй зоны горно-санитарной охраны курорта Ессентуки не является ограниченными в обороте, а всего лишь имеют ограниченный режим использования, и следовательно могут предоставляться в собственность граждан и юридических лиц с соблюдением режима использования таких земельных участков.

Согласно Закона Ставропольского края от 12.04.2010 № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края» случаи бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам в Ставропольском крае урегулированы статей 12 закона, согласно которому земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность гражданам бесплатно для индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах по месту жительства при условии признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в том числе, ветеранам боевых действий, признанным таковыми Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», уволенным в запас (отставку), по выслуге срока службы или иным основаниям, дающим право выхода пенсию, и проживающим в населенных пунктах не менее трех лет.

Таким образом, в законе четко прописано, что земельные участки предоставляются ветеранам боевых действий, уволенных в запас (отставку), по выслуге срока службы или иным основаниям, дающим право выхода на пенсию, и проживающим в населенных пунктах не менее трех лет в собственность. Иной вид права законом не предусмотрен.

Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Распоряжаясь своей собственностью Смирнов В.В. продал земельный участок Чепко Т.Г.

В соответствии со ст.223 ГК РФ недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента такой регистрации.

Таким образом, Чепко Т.Г. является добросовестным приобретателем земельного участка, расположенного в районе ***, *** о чем подтверждает выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от *** ***

Представитель 3-го лица филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представил.

Представитель 3-го лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, решение вынести на усмотрение суда.

Суд, с согласия помощника Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Самойленко Е.В., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства.

Выслушав мнение помощника Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Самойленко Е.В., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором исковых требований по следующим основаниям.

Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, обращение Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, соответствует требованиям закона.

            В судебном заседании установлено, чтоПостановлением Главы Администрации *** *** от *** «О предоставлении земельного участка в собственность бесплатно», Смирнову В.В. предоставлен в собственность бесплатно под индивидуальное жилищное строительство земельный участок с кадастровым номером *** площадью *** кв.м, по существующим границам землепользования, по адресу: ***. Категория земель - земли населенных пунктов. Основание: ст.12 закона Ставропольского края от 12.04.2010 года №21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесений изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского каря и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края», удостоверение ветерана боевых действий от *** года, серия ***.

На данный участок зарегистрировано право собственности Смирнова В.В. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю *** года, номер регистрационной записи ***.       

*** между Смирновым В.В. и Чепко Т.Г. заключен договор купли- продажи указанного земельного участка. Цена выкупа составила *** рублей. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю *** года, номер регистрационной записи ***..

         Как следует из кадастрового паспорта, спорный земельный участок находится на территории города- курорта Ессентуки.

В обоснование доводов прокурор ссылается на положения Земельного Кодекса РФ ст.27, ограничивающих в обороте земельные участки в пределах охраняемых природных территорий.

В подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ, определены в качестве основополагающих принципов земельного законодательства:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

В развитие, закрепленного в подпункте 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ принципа приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, пунктом 1 статьи 3 Земельного кодекса РФ определено, что земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Таким образом, земельные отношения имеют две составляющие: отношения по использованию земель и отношения по охране земель.

В пункте 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ закреплено, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Следовательно, в данном случае предусматривается возможность регулирования отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними непосредственно земельным законодательством, а также иным природоохранным законодательством, и федеральными законами, содержащими нормы земельного права, регулирующие земельные отношения в области использования и охраны земли как природного ресурса, охраняемого в качестве важнейшей составной части природы.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, регулируются Федеральным законом № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии со ст. 1 указанного федерального закона земля является компонентом природной среды, природным ресурсом, вовлеченным в хозяйственный оборот. Охраной окружающей среды признается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно статье 4 Федерального закона № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", земля является объектом охраны окружающей среды.

Установление публично-правовых ограничений оборота земельных участков, как связанных с необходимостью обеспечения рационального использования и охраны земель, относятся к земельному законодательству, а также природоохранному законодательству ( о природных ресурсах и охране окружающей среды), содержащими нормы земельного права.

Регулирование оборота земельных участков нормами земельного законодательства и законами о природных ресурсах предусмотрено в пункте 3 ст. 129 ГК РФ, согласно которого, объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.

Регулирование ограничения оборотоспособности земельных участков определено в статье 27 Земельного кодекса РФ. Оно осуществляется, в том числе: путем установления земель, ограниченных в обороте, и содержания этих ограничений, а также путем установления особенностей приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (статья 28 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ режим ограниченных в обороте земельных участков предполагает невозможность их передачи в частную собственность. Земельный кодекс РФ предусматривает возможность установления Земельным кодексом и иными федеральными законами другихограничений оборотоспособности земельных участков, помимо уже установленного запрета их передачи в частную собственность.

Ст. 27 Земельного кодекса РФ содержит перечень ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.К указанным земельным участкам, в том числе, относятся земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.

Согласно статье 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" к особо охраняемым природным территориям отнесены лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Понятие лечебно-оздоровительные местности и курорта дано в статье 31 указанного федерального закона, согласно которому территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям ( пункт 1) Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами ( пункт 5). Согласно пункта 4 этой же статьи, отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 27.12.2009 N 379-ФЗ, от 18.07.2011 N 219-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ), признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.

Указом Президента РФ «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации» от 7 марта 1992 года № 309 (ред. от 03.02.2012), району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.

Постановлением Правительства РФ «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ - Кавказских Минеральных Водах» от 6 июля 1992 года № 462 регион Кавказских Минеральных Вод признан федеральным курортом.

Постановлением Правительства РФ от 17 января 2006 года № 14 курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск признаны курортамифедерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны.

Спорный земельный участок находится в г. Ессентуки, т.е. курортной местности.

В соответствии со ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой порядок. К землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей курортов.

В соответствии со ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.

Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для строительства в случаях установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.

В соответствии с пунктом 5 статьи 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историческое значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

В силу Федерального закона «О природных, лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах № 26-ФЗ для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие) устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района). Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

Границы курорта Ессентуки установлены в Приложении к Закону Ставропольского края "Об установлении границы муниципального образования города-курорта Ессентуки Ставропольского края".

Согласно ст. 84 ЗК РФ, черта городских поселений представляет собой внешние границы земель города. Устанавливается данная черта на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации.

Земли города-курорта Ессентуки отнесены в установленном законом порядке к особо охраняемой природной территории.

Таким образом, спорный земельный участок, расположенный в городе- курорте Ессентуки, ограничен в обороте в соответствии с действующим законодательством.

Статья 167 ГК РФ регламентирует общие положения о последствиях недействительности сделки.

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Если из содержания оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время.

Статья 168 ГК РФ предусматривает, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Конституцией Российской Федерации гарантируются свобода экономической деятельности, право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также признание и защита собственности, ее охрана законом (статьи 8 и 35, части 1 и 2).

Названные права, как следует из статей 1,2,15 (часть 4), 17 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2),45 (часть 1) и 46 Конституции Российской Федерации, гарантируются в качестве основных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина и реализуются на основе общеправовых принципов юридического равенства, неприкосновенности собственности и свободы договора, предполагающих равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность участников гражданско-правовых отношений, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, которые провозглашаются и в числе основных начал гражданского законодательства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2003 года).

По смыслу статьи 35 (часть 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 8,34,45,46 и 55 (часть 1), права владения, пользования и распоряжения имуществом обеспечиваются не только собственникам, но и иным участникам гражданского оборота. В тех случаях, когда имущественные права на спорную вещь, возникшие на предусмотренных законом основаниях, имеют другие, помимо собственника, лица - владельцы и пользователи вещи, этим лицам также должна быть гарантирована государственная защита их прав. Вместе с тем в силу статей 15 (часть 2), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости защита права собственности и иных вещных прав, а также прав и обязанностей сторон в договоре должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота - собственников, сторон в договоре, третьих лиц. При этом возможные ограничения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров также должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными, носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать существо данных конституционных прав, т.е. не ограничивать пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм. Сама же возможность ограничений, как и их характер, должна обусловливаться необходимостью защиты конституционно значимых ценностей, а именно основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Данное положение корреспондирует Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которой право каждого физического и юридического лица на уважение принадлежащей ему собственности и ее защиту (и вытекающая из этого свобода пользования имуществом) не ущемляет право государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами (статья 1 Протокола N 1 в редакции Протокола N 11).

Принимая во внимание, что при регистрации права собственности за Смирновым В.В. и при регистрации оспариваемого договора, требования закона нарушены, иск прокурора в части признания незаконной государственной регистрации от *** права собственности Смирнова В.В. на земельный участок с кадастровым № *** земли населенных пунктов - под индивидуальное жилищное строительство, площадью *** кв. м., расположенный по адресу: ***, в части признания заключенного между Смирновым В.В. и Чепко Т.Г. договора купли-продажи недвижимого имущества от *** года, земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по адресу: ***, в районе ***, недействительной (ничтожной) сделкой, обоснован.

В данном случае подлежат применения требования о последствиях недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное положение. Необходимо признать отсутствующим право собственности Чепко Т.Г. на земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, *** погасить регистрационную запись о государственной регистрации права собственности Чепко Т.Г. на земельный участок с кадастровым номером ***, земли населенных пунктов - под индивидуальное жилищное строительство, площадью *** кв.м, расположенный по адресу: ***, ***, от *** *** в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; обязать Чепко Т.Г. в течение месяца после вступления решения суда в законную силу возвратить земельный участок с кадастровым № ***, расположенный по адресу: ***, *** ***, ***, администрации муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки.

Анализ изложенных обстоятельств свидетельствует о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 233-237, 256 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации муниципального образования городского округа города Ессентуки, Комитету по муниципальной собственности города Ессентуки, Смирнову В.В., Чепко Т.Г. о признании незаконной государственной регистрации права собственности на земельный участок, признании недействительной сделкой договор купли-продажи, применении последствий недействительности ничтожной сделки - удовлетворить.

Признать незаконной государственную регистрацию от *** права собственности Смирнова В.В. на земельный участок с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, по адресу: ***, ***

Признать недействительной сделкой договор купли-продажи недвижимого имущества от *** года, земельного участка с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, по адресу: ***, ***, заключенный между Смирновым В.В. и Чепко Т.Г..

Применить последствия недействительности ничтожной сделки:

- признать отсутствующим право собственности Чепко Т.Г. на земельный участок с кадастровым номером ***, по адресу: ***;

- погасить регистрационную запись о государственной регистрации права собственности Чепко Т.Г. на земельный участок с кадастровым номером *** площадью ***.м, по адресу: ***, ***

- обязать Чепко Т.Г. в течение месяца после вступления решения суда в законную силу возвратить земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, администрации муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки.      

Ответчик вправе подать в Ессентукский городской суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии мотивированного решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Мотивированное решение изготовлено 16 декабря 2013 года.

Председательствующий                                                                  М.Э. Хетагурова

2-1506/2013 ~ М-1491/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ставропльский межрайонный природоохранный прокурор г.Ставрополь.
Ответчики
Смирнов Владимир Владимирович
Админитсрация г.Ессентуки
Суд
Ессентукский городской суд Ставропольского края
Судья
Хетагурова Мадина Эмбековна
Дело на сайте суда
essentuksky--stv.sudrf.ru
23.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.08.2013Передача материалов судье
28.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2013Подготовка дела (собеседование)
18.09.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.10.2013Судебное заседание
17.10.2013Судебное заседание
24.10.2013Подготовка дела (собеседование)
24.10.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2013Судебное заседание
26.11.2013Судебное заседание
11.12.2013Судебное заседание
16.12.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2013Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
24.01.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Заочное решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее