Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-676/2016 ~ М-610/2016 от 09.06.2016

Дело № 2-676/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июня 2016 г. г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Мирошника С.В.,

при секретаре Пугач О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Логинова А.Ф. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о перерасчёте трудовой пенсии,

установил:

Истец обратился в суд с названным иском по тем основаниям, что он является получателем пенсии по старости, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> проходил военную службу по призыву в районах Крайнего Севера, <Дата обезличена> он обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, решением ответчика от <Дата обезличена> в перерасчете отказано в связи с отсутствием стажа работы на Крайнем Севере. Истец с указанным отказом не согласен, просит обязать ответчика включить в льготный стаж период военной службы по призыву с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и обязать произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии с <Дата обезличена>, взыскать с ответчика судебные расходы, связанные с оказанием юридических услуг по составлению искового заявления, в сумме <Данные изъяты>. и расходы по уплате государственной пошлины в размере <Данные изъяты>.

В судебное заседание истец не явился, о рассмотрении дела извещен, в телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что просит удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика по доверенности Пузова Е.С. в судебном заседании с иском не согласилась, полагала требования необоснованными, просила отказать в их удовлетворении. Представила письменный отзыв, в котором указала, что действующее законодательство не предусматривает включение в стаж работы в особых климатических условиях службу в армии. Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 была предусмотрена льгота в виде назначения пенсии по старости со снижением возраста, что предметом настоящего спора не является. Действовавшим на момент службы истца в Советской армии законодательством не было предусмотрено установление повышенных базовых частей трудовых пенсий в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, данные нормы действуют с 2008 года. Конституционные права истца на социальное обеспечение не нарушены, нет и ограничения либо ущемления его прав на пенсионное обеспечение, на которое он рассчитывал до введения нового правового регулирования установления размера пенсий, так как в период прохождения срочной военной службы по призыву истец не мог рассчитывать на установление с учетом этой службы повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, ранее повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости. Также указала, что соблюдение определенного условия для включения службы в Советской армии по призыву в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, - это поступление не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Олонецкий район, в котором истец после прохождения службы осуществлял свою трудовую деятельность, отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в 1993 году. Выразила несогласие с требованием истца в части взыскания судебных расходов в размере <Данные изъяты>., полагала, что сумма расходов на оплату юридических услуг, заявленная для взыскания, несоразмерна фактическому объему оказанных услуг и сложности рассматриваемого дела. Представитель ответчика поддержала доводы, приведенные в отзыве, кроме того, дополнительно пояснила, что требование о поступлении не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, истцом не было выполнено, поскольку истец после службы в армии осуществлял трудовую деятельность в Олонецком районе.

Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.

Из представленных документов следует, что Логинов А.Ф. с <Дата обезличена> является получателем трудовой пенсии по старости.

В соответствии с архивной справкой архивного отдела (на Северном флоте) в г.Североморске ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны РФ» от <Дата обезличена><Номер обезличен> Логинов А.Ф. проходил действительную срочную службу с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в войсковой части № <Номер обезличен>, которая в указанный период дислоцировалась в <Адрес обезличен> Мурманской области. Указанные обстоятельства также подтверждаются справкой заместителя командира войсковой части № <Номер обезличен> по политической части от <Дата обезличена>.

Согласно постановлению Совета Министров СССР № 1029 от 10.11.1967, утвердившему Перечень районов Крайнего Севера, г. Североморск и губа Ура Мурманской области входили в данный Перечень (где отражена Мурманская область, за исключением г.Кандалакши с территорией, находящейся в административном подчинении Кандалакшского горсовета).

Из трудовой книжки истца следует, что после прохождения службы Логинов А.Ф. <Дата обезличена> принят на работу в качестве <Данные изъяты> в совхоз «Мегрегский».

<Дата обезличена> Логинов А.Ф. обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты, представив документы о прохождении военной службы в указанный выше период времени в районах Крайнего Севера.

Решением ответчика от <Дата обезличена><Номер обезличен> заявителю в перерасчете пенсии отказано по основаниям, изложенным в пояснениях стороны ответчика: ответчик не учел период прохождения военной службы по призыву в стаж работы в районах Крайнего Севера.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитывается также период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Частью 6 ст. 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Частью 8 ст.18 указанного Федерального закона определено, что в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Из изложенного следует, что действующее пенсионное законодательство не содержит норм, указывающих на возможность учета периода военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Данная правовая позиция также отражена в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

Спорный период военной службы учтен ответчиком только в страховой (общий трудовой) стаж истца.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на постановление от 24.05.2001 № 8-П и определение от 05.11.2002 № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце седьмом пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.

Из анализа данных норм права следует, что лицам, поименованным в постановлении Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181, период их действительной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 (с изменениями и дополнениями), Олонецкий район Республики Карелия отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера (Указ Президента РФ от 20.12.1993 № 2226).

Согласно ч. 7 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 4 и 5 настоящей статьи, применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, действующий на дату установления соответствующего повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.

В связи с указанным суд не может согласиться с доводами ответчика в части того, что на момент окончания службы истца Олонецкий район не относился к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, поэтому не был соблюден трехмесячный срок трудоустройства в районах, приравненных к районам Крайнего Севера.

Таким образом, из буквального толкования указанных норм следует, что лицам, перечисленным в постановлении Совета Министров СССР № 181 от 25.03.1968, период их действительной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Учитывая, что истец проходил действительную срочную службу в районах Крайнего Севера с 25.06.1976 по 03.11.1978 включительно (согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029) и устроился на работу в организацию, расположенную в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в течение трех месяцев после увольнения в запас, он имеет право на установление фиксированной выплаты к страховой пенсии (перерасчет) в повышенном размере с учетом спорного периода.

Поскольку истцом представлены доказательства прохождения действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и трудоустройства на работу в течение трех месяцев в организацию, расположенную в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, следовательно, период действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> включительно подлежит включению в стаж работы истца в районах Крайнего Севера, и имеются основания для перерасчета истцу базового размера страховой части пенсии с учетом стажа работы истца в районах Крайнего Севера.

Указанный перерасчет должен быть произведен с <Дата обезличена> согласно ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку обращение истца к ответчику имело место <Дата обезличена>.

Ответчик просил суд взыскать с истца в его пользу расходы на оплату юридических услуг по составлению искового заявления в размере <Данные изъяты>., в подтверждение понесенных расходов представил квитанцию от <Дата обезличена><Номер обезличен>.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч. 1 ст. 88 ГПК РФ).

Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе расходы на оплату юридических услуг по составлению искового заявления.

Из разъяснений, данных в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», следует, что разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов. В целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек.

С учетом конкретных обстоятельств и сложности гражданского дела, объема работы, выполненной по составлению искового заявления, требований разумности и справедливости, позиции представителя истца, суд полагает возможным определить разумный предел расходов по оплате юридических услуг по составлению искового заявления в размере <Данные изъяты>.

Таким образом, с учетом требований ст. 98 ГПК РФ с истца в пользу ответчика подлежат взысканию судебные расходы на оплату услуг по составлению искового заявления в размере <Данные изъяты>.

В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в размере <Данные изъяты>.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) с <Дата обезличена> произвести Логинову А.Ф. перерасчет фиксированного базового размера (фиксированной выплаты) страховой части пенсии с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> включительно.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сортавала Республики Карелия (межрайонное) в пользу Логинова А.Ф. в счет возмещения судебных расходов <Данные изъяты>., расходы по оплате государственной пошлины в размере <Данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Сортавальский городской суд Республики Карелия.

Судья С.В. Мирошник

Мотивированное решение изготовлено 24.06.2016.

2-676/2016 ~ М-610/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Логинов Анатолий Федорович
Ответчики
Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сортавала
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Мирошник Сергей Владимирович
Дело на странице суда
sortavalsky--kar.sudrf.ru
09.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.06.2016Передача материалов судье
10.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2016Судебное заседание
24.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2016Дело оформлено
16.02.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее