Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1355/2021 от 21.01.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 марта 2021 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

Председательствующего судьи Рапидовой И.В.,

при секретаре Кормухиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1355/21 по административному исковому заявлению Лобиковой Светланы Борисовны, Лапшиной Ирины Александровны, Быковой Татьяны Григорьевны, Ковалевой Татьяны Алексеевны, Носова Наиля Джафяровича, Проскурякова Александра Михайловича, Аверьяновой Натальи Валентиновны, Самойловой Ирины Борисовны, Кленкина Сергея Владимировича, Корхмазян Ирины Владимировны, Камбиной Ольги Юрьевны, Лобикова Вячеслава Михайловича, Максимовой Лидии Павловны к Департаменту градостроительства г.о. Самара, с участием заинтересованных лиц: ТСЖ «Триера», Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара, Саломатина А.В., о признании незаконным Распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 21.05.2019г. № РД-993 «О выдаче ТСЖ «Триера» разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута», и его отмене,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились в Октябрьский районный суд г. Самары с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что они постоянно проживают в доме 20 по ул. Осипенко в г. Самаре. Рядом с их домом расположен дом № 18 по ул. Осипенко, где создано ТСЖ «Триера». ТСЖ «Триера» установило автоматический шлагбаум на дворовой территории поделив общий двор на две части, ключей от шлагбаума истцам не выдано. Своего согласия на установку этого шлагбаума истцы не давали. Письмом от 28.02.2020 г. Департамент Градостроительства г.о. Самара в ответ на обращение истцов, сообщил, что 21.05.2019 г. издано Распоряжение РД-993 «О выдаче ТСЖ «Триера» разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута». Согласно текста вышеуказанного Распоряжения, оно было выдано в соответствии с подпунктом 6 пункта 39.33 ЗК РФ, Постановлением Правительства Самарской области от 17.10.2018 г. № 595, Постановлением Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 г. №1. Установление шлагбаума лишает истцов проезда к контейнерной площадке — она общая для домов № 18 и № 20 по Осипенко, истцы лишены права пользоваться частью дворовой территории, фактически ТСЖ «Триера», через оспариваемое Распоряжение, организовало частную автомобильную стоянку на муниципальных землях и закрытую часть двора, что не допустимо по закону. Просили суд признать незаконным и отменить Распоряжение Департамента градостроительства го Самара от 21.05.2019 № РД – 993 «О выдаче товариществу собственников жилья «Триера» разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута».

20.07.2020г. Октябрьским районным судом г.Самары было вынесено решение, которым признано незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.Самары от 21.05.2019г. N РД-993 «О выдаче ТСЖ «Триера» разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута».

22.12.2020г. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда вышеуказанное решение было отменено, а дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей. При этом, основанием к отмене решения суда явилось принятие данного решения о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле – Саломатина А.В., который приобретал шлагбаум по договору с ООО «Рим», поскольку в дальнейшем к нему могут быть заявлены требования о демонтаже (сносе) ограждающего устройства (шлагбаума).

Определением суда от 18.02.2021г. к участию в деле был привлечен Саломатин А.В. в качестве заинтересованного лица.

В судебном заседании административный истец Лапшина И.А., Лобикова С.Б., требования административного иска поддержали, по основаниям, изложенным в иске, просили его удовлетворить.

Административные истцы Быкова Т.Г., Ковалева Т.А., Носов Н.Д., Проскуряков А.М., Аверьянова Н.В., Самойлова И.Б., Кленкин С.В., Корхмазян И.В., Камбина О.Ю., Лобиков В.М., Максимова Л.П., представитель заинтересованного лица Администрация Октябрьского внутригородского района г.о. Самары в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, не сообщили суду причину неявки.

Представитель административного ответчика - Департамента градостроительства г.о. Самара Жукова М.Б., по доверенности N Д05-01/2453 от 10.09.2020г., в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного иска по основаниям, изложенным в письменных объяснениях, просила отказать.

Представители заинтересованного лица ТСЖ «Триера»: Вигулярная Е.Г., действующая на основании доверенности от 17.02.2021г., диплома от 24.06.2005г., Председатель ТСЖ «Триера» Сорокин А.А., действующий на основании Протокола N 2 заседания правления ТСЖ «Триера» от 09.02.2021г., возражали против удовлетворения требований административного иска, просили в иске отказать по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, также приобщили документы о передаче от Саломатина А.В. на баланс ТСЖ «Триера» шлагбаума.

Заинтересованное лицо Саломатин А.В. также возражал против удовлетворения требований административного иска, просил в иске отказать, поддержал позицию представителей ТСЖ «Триера».

Представитель заинтересованного лица Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, не сообщил суду причину неявки.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с представленными в материалы дела выписками из ЕГРН истцы являются собственниками квартир, расположенных в жилом доме по адресу: г. Самара, ул. Осипенко 20.

В Департамент градостроительства г.о. Самара обратилось Товарищество собственников жилья «Триера», осуществляющее управление соседним многоквартирным домом №18 по ул. Осипенко, с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка (согласно прилагаемой схеме) без предоставления земельного участка и установления сервитута для размещения автомобильного шлагбаума на придворовой территории на срок 5 лет.

Из материалов дела следует, что 21.05.2019 года Департаментом градостроительства г.о. Самара выдано распоряжение № РД-993 о выдаче ТСЖ «Триера» разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута г.о. Самара для размещения автоматического шлагбаума.

Как следует из указанного распоряжения, ТСЖ «Триера» было выдано разрешение на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута г.о. Самара согласно приложения к настоящему распоряжению.

Разрешением на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута от 21.05.2019 № РЗ-20 Департамент градостроительства г.о. Самара, руководствуясь ст. 39.33- 39.35 ЗК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, Постановлением правительства Самарской области от 17.110.2018 года № 595 разрешил размещение ограждающего устройства (шлагбаум автоматический) на дворовой территории многоквартирных жилых домов на срок 5 лет.

В силу положений подпункта 6 пункта 1, пункта 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в указанных целях, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300.

В пункте 18 указанного Перечня предусмотрены ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические, и декоративные ограждения (заборы), размещаемые на дворовых территориях многоквартирных жилых домов.

Согласно подпункту 19 пункта 5 Порядка и условий размещения объектов, виды которых определены постановлением Правительства Российской Федерации и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденных постановлением Правительства Самарской области от 17.10.2018 № 595 (далее - Порядок № 595), без проведения аукциона и без взимания платы размещаются ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические, и декоративные ограждения (заборы)), размещаемые на дворовых территориях многоквартирных жилых домов.

В обоснование своих требований истцы ссылаются на то, что установление ограждающего устройства (шлагбаума) на дворовой территории многоквартирных домов лишает их возможности проезда к контейнерной площадке, которая является общей для домов № 18 и 20 по ул. Осипенко, кроме того мешает развороту автомобилей, затруднен проезд скорой, такси.

Согласно уведомления от 18.02.2019 в ЕГРН отсутствует информация об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости на земельный участок площадью 12 кв.м. в районе дома № 18 по ул. Осипенко.

В соответствии со сведениями, содержащимися в информационной системе информационного обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара земельный участок площадью 12 кв.м. в районе дома № 18 по ул. Осипенко находится в зоне многоэтажной жилой застройки по Карте правового зонирования. Испрашиваемый земельный участок расположен на территории проезда.

Истцы обратились к кадастровому инженеру с целью определения местоположения ограждающего устройства (шлагбаум автоматический) согласно координат характерных точек, указанных в разрешении Департамента градостроительства г.о.Самара №РЗ-20 от 21.05.2019г., относительно дворовой территории многоквартирных жилых домов №18 и №20 по ул. Осипенко в Октябрьском районе г. Самары.

В результате проведенного анализа местоположения многоквартирных жилых домов № 18 и № 20 по ул. Осипенко установлено, что на местности дворовая территория указанных домов ограничена следующими объектами: с северо-западной стороны: многоквартирный жилой дом №18; с северо-восточной стороны: ограждение (забор); с юго-восточной стороны: внутриквартальный проезд, проходящий вдоль жилого дома №20; с юго-западной стороны: внутриквартальный проезд, проходящий вдоль спортивной площадки. При сопоставлении указанной дворовой территории со сведениями Единого государственного реестра недвижимости установлено: в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:01:0611001:1644, который сформирован под многоквартирным жилым домом №18 по ул. Осипенко с отмосткой; в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:01:0611001:1609, который сформирован для размещения контейнерной площадки; в ЕГРН отсутствуют сведения о земельном участке, сформированном под многоквартирным жилым домом №20 по ул. Осипенко.

Понятие «Дворовая территория жилых домов» определяет, что данная территория включает в себя: территорию под жилым домом, внутриквартальные проезды и тротуары, озелененные территории ограниченного пользования, площадки для игр и спорта, площадки для отдыха населения, площадки для временной стоянки транспортных средств, площадки для хозяйственных целей, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома.

На дворовой территории многоквартирных жилых домов № 18 и № 20 по ул. Осипенко расположены: внутриквартальный проезд, тротуары, спортивная площадка, контейнерная площадка для сбора ТБО, используемые как жильцами домов №18 и №20. Кроме того, на данной дворовой территории расположена трансформаторная подстанция, обеспечивающая энергоснабжение как жилого дома № 18, так и жилого дома № 20.

В соответствии с действующим законодательством дворовые территории (многоквартирных домов №18 и №20 по ул. Осипенко - не сформированы. При сопоставлении местоположения ограждающего устройства (шлагбаум автоматический) согласно координат характерных точек указанных в разрешении Департамента градостроительства г.о. Самара № РЗ-20 от 21 05 2019г., относительно дворовой территории многоквартирных жилых домов №18 и №20 по ул. Осипенко в Октябрьском районе г. Самары, выявлено, что данный шлагбаум установлен на внутриквартальном проезде (дворовой территории многоквартирных жилых домов № 18 и № 20 по ул. Осипенко), проходящем вдоль спортивной площадки.

Внутриквартальный проезд - объект благоустройства территории внутригородских районов, предназначенный для проезда транспортных средств от автомобильных дорог общего пользования к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам.

Пунктом 12 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ установлено, что территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Из представленной схемы размещения ограждающих устройств, установлено, что спорный шлагбаум установлен на территории общего пользования, предназначенной для беспрепятственного пользования неограниченного круга лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 262 Гражданского кодекса РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на незакрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Материалами административного дела подтверждается, что ограждающие устройства согласованы к установке на территории, которая к категории придомовой многоквартирного дома 18 по ул. Осипенко в г. Самаре не относится, шлагбаум перекрывает внутриквартальный проезд, что создает препятствия или ограничения свободному проходу пешеходов и (или) проезду транспортных средств на территории общего пользования, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, в связи с чем суд находит оспариваемое распоряжение не соответствующим требованиям действующего законодательства и, вопреки аргументам административного ответчика и заинтересованного лица, нарушающим права административных истцов.

Кроме того, в судебном заседании в материалы дела был представлен Акт приема-передачи от 25.02.2021г., подписанный между ТСЖ «Триера» и Соломатиным А.В., о передаче последним юридическому лицу — ТСЖ «Триера» на баланс купленного им ограждающего устройства в виде шлагбаума. Следовательно, каких-либо нарушений прав гражданина Соломатина А.В., как заинтересованного лица, судом не усматривается.

На дату выдачи оспариваемого Распоряжения № РД — 993 от 21.05.2019г., дом 18 по ул. Осипенко в г.Самара не имел сформированной в установленной законом порядке дворовой территории, что противоречит положениям п. 37 Градостроительного кодекса РФ и должно было являться основанием к отказу в его выдаче.

Из имеющихся в материалах дела фотографиях следует, что дома 18 и 20 по ул. Осипенко в го Самара имеют общий въезд с улицы Осипенко под знак ПДД 5.21 - «Жилая зона», между домами имеется спортивная площадка, территория застройки двух домов изначально предполагала единою дворовую территорию. Жильцы дома 18 не могут попасть на закрытый в настоящее время шлагбаумом двор без прохода и проезда вдоль дома 20 (административных истцов) по ул. Осипенко, описательная часть общей дворовой территории на дату издания оспариваемого Распоряжения подтверждается представленными пояснениями кадастрового инженера от 10.07.2020г. Кудиновой Т.В., не оспоренными в установленном законом порядке административным ответчиком.

У двух домов 18 и 20 по ул. Осипенко в го Самара имеется общая контейнерная площадка (63:01:0611001:1609) и трансформаторная подстанция для обслуживания обоих домов, как изначально было заложено проектировкой территории, что подтверждается Письмом ООО «Рассвет» от 22.02.19г. в адрес Департамента Градостроительства г. Самары.

Доводы ТСЖ «Триера», как заинтересованного лица, на заключение с Администрацией Октябрьского внутригородского района г.Самары соглашения о санитарном содержании объектов благоустройства – как одного из законных оснований выдачи Разрешения на установку автоматического шлагбаума, является несостоятельным, поскольку Закон Самарской области N48-ГД «О порядке определения границ прилегающей территории для целей благоустройства» не определяет порядок установления границ дворовой территории для выдачи разрешения на установку ограждающих конструкций (устройств).

Согласно публичной кадастровой карте земельный участок у дома 18 по ул.Осипенко в г.Самаре сформирован и поставлен на кадастровый учет только под жилым домом по границам отмостков за номером 63:01:0611001:1644 площадью 904 кв.м., что подтверждается выпиской.

Административные истцы лишены права пользования территорией общего пользования в нарушение п.10 ст.12 ФЗ от 29.12.2017г. N 443 «Об организации дорожного движения в РФ» и Положения п.58 Постановления Правительства Самарской области N 595 от 17.10.2018г.

Также следует отметить, что Постановление N 1011 от 24.12.2020г. Администрации г.о.Самара «Об утверждении документации по планировке территорий (проектов межевания территорий, занимаемых многоквартирными жилыми домами) в г.Самара не имеет юридически значимого значения по предмету спора, поскольку было принято после принятия 21.05.2019г. административным ответчиком Распоряжения №РД-993.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 179-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 21.05.2019г. №РД-993 « О выдаче ТСЖ «Триера» разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута» и отменить его.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, т.е. с 25.03.2021г.

Судья (подпись) И.В. Рапидова

Копия верна.

Судья:

Секретарь:

21.01.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
21.01.2021Передача материалов судье
25.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.02.2021Судебное заседание
18.03.2021Судебное заседание
25.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
21.06.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
21.06.2021Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
15.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
15.09.2021Дело оформлено
10.01.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее