Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-115/2017 (2-4069/2016;) ~ М-4760/2016 от 22.11.2016

...

№ 2-115/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2017 года Советский районный суд города Томска в составе:

председательствующего судьи Глинской Я.В.

при секретаре Маркиной Л.А.,

с участием истца Сафонова АА., представителя истца Сафоновой Е.Л., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске дело по исковому заявлению Сафонова А.А. к администрации Города Томска о внеочередном предоставлении жилья,

УСТАНОВИЛ:

Сафонов А.А. обратился в суд с иском к администрации г. Томска с учетом заявления в порядке ст.39 ГПК РФ о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, расположенного в пределах территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 50 кв.м.

В обоснование требований указано, что Сафонов А.А., является ... как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 №378. Собственного жилья ни у истца, ни у его матери, с которой он проживает, нет. По договору коммерческого найма снимает квартиру, на оплату которой уходит вся сумма пенсии по инвалидности и часть заработка матери. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным распоряжением главы администрации Октябрьского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ , истец принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и включен в список под номером . В связи с чем полагает, что администрация г.Томска уклоняется от предоставления ему жилого помещения вне очереди.

В судебном заседании истец, его представителя исковые требования поддержали по основаниям изложенным в иске.

Дополнительно истец пояснил, что решением администрации Октябрьского района г. Томска он был признан малоимущим и принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и дополнительно включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, включенных в установленный Перечень

Представитель ответчика Понамарев А.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на ДД.ММ.ГГГГ, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил. Представил письменный отзыв, суть которого сводится к тому, что в настоящее время на территории Томской области отсутствует законодательное урегулирование передачи полномочий по обеспечению жилыми помещениями инвалидов на уровень муниципальных образований. Таким образом, требования заявлены ненадлежащему ответчику, надлежащим же является субъект Российской Федерации. Истцом не представлены доказательства малоимущности, проживания совместно с иными семьями (коммунальное заселение).

В порядке ст. 167 ГПК РФ суд определил о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика.

Суд, выслушав пояснения истца, его представителя, изучив представленные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Право на жилище и охрану здоровья относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьями 40, 41 Конституции РФ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В силу части 1 статьи 40 Конституции РФ никто не может быть произвольно лишен жилища.

В пункте 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закреплено право каждого на уважение его жилища.

Национальное жилищное законодательство также основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, обеспечения сохранности жилищного фонда и т.п. (часть 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 3 указанной статьи инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

В соответствии с Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в жилом помещении, утв. Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 к данным заболеваниям отнесено заболевание Сафонова А.А., что подтверждено врачебной справкой от ДД.ММ.ГГГГ ..., а также справкой серия ..., согласно которой Сафонову А.А. установлена ... по общему заболеванию, бессрочно.

Заболевание Сафонова А.А. входит в перечень, согласно которого он имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с абз. 6 ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ № 817 от 21.12.2004.

Таким образом, характер заболевания Сафонова А.А. предусматривает право на получение льгот в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 и Постановлением Правительства РФ № 817 от 21.12.2004.

Судом установлено, что Сафонов А.А. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и на учете граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Данные обстоятельства подтверждаются ответами администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ и администрации Октябрьского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ .

Из ответа администрации Октябрьского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43) следует, что распоряжением главы администрации Октябрьского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ Сафонов А.А. признан малоимущим и принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и дополнительно включен в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, включенных в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378.

Согласно справке паспортного стола от ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирован в <адрес>. Совместно с ним также в квартире зарегистрированы его мать Сафонова Е.Л., тетя К.Е.Л., К.К.О. Собственником квартиры является К.Е.Л. на основании свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ. Общая площадь составляет ... кв.м.

Фактически истец проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, на основании договора коммерческого найма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Сафоновой Е.Л. и Х.Г.Г. Квартира состоит из 1 комнаты, общая площадь ... кв.м.

Согласно сведениям ЕГРП и БТИ Сафонов А.А. в собственности жилых помещений не имеет (л.д. 16,18).

Ссылки представителя ответчика на п. 4 ст. 51 ЖК РФ и отсутствие доказательств проживания истца с другими семьями как условие предоставления жилого помещения при наличии хронического заболевания судом не принимаются как основанные на неверном толковании норм материального права

Статьей 51 ЖК РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В качестве одного из оснований (п. 4 ст. 51 ЖК РФ) признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, указана невозможность совместного проживания в одной квартире с больными, страдающими тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний.

Тогда как Сафонов А.А. уже признан нуждающимся в улучшении жилищных условий решением органа местного самоуправления. Сведений об отмене данного решения суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд считает требование истца о возложении на администрацию Города Томска обязанности предоставить Сафонову А.А. вне очереди по договору социального найма жилое помещение обоснованным и подлежащим удовлетворению.

При определении общей площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд исходит из следующего.

В силу абз. 6 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.

В силу абз.6 ст. 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства от 21.12.2004 № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь» правом на дополнительную площадь обладают лица, страдающие психическими заболеваниями, требующими обязательного диспансерного наблюдения.

Из ст. 50 Жилищного кодекса РФ следует, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно п.2 решения Думы города Томска от 02.02.2016 № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма», вступившего в законную силу и подлежащего применению с 11.02.2016, установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 25,0 квадратных метра общей площади на одиноко проживающего гражданина.

При таких обстоятельствах, суд при определении общей площади предоставляемого истцу жилого помещения исходит из нормы предоставления 25 км.в., а также права Сафонова А.А. на дополнительную жилую площадь, т.е. не менее 50 кв.м.

Обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на орган местного самоуправления, то есть на администрацию города Томска исходя из следующего.

В соответствии с п."ж" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу подп.24 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 16.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон №184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно преамбуле Федерального Закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 17 Закона №181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Положениями Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14, 50) (далее - Закон №131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст.14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст.135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.5 ч.1 ст.55, ст.60 и 61 Закона №131-ФЗ).

Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г., подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016).

Вместе с тем, учитывая положения ч.3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также положения ч.3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления, суд приходит к выводу о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма именно на администрацию г. Томска как орган местного самоуправления, осуществляющий соответствующие полномочия, принявшего истца на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.

Полномочия администрации г. Томска указаны в ст. 40 Устава, в том числе, в пункте 1.11 ст. 40, согласно которому администрация г. Томска обеспечивает проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организует строительство и содержание муниципального жилищного фонда, создает условия для жилищного строительства, осуществляет муниципальный жилищный контроль, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

На основании изложенного, суд полагает, что администрация города Томска является надлежащим ответчиком по настоящему делу, на которого может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения истцу.

Руководствуясь, ст. ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое требование Сафонова А.А. к администрации Города Томска о внеочередном предоставлении жилья удовлетворить.

Обязать администрацию Города Томска предоставить Сафонову А.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, площадью не менее 50 кв.м., в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, с учетом права на дополнительную площадь.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

...

...

Судья А.В. Глинская

...

...

2-115/2017 (2-4069/2016;) ~ М-4760/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сафонов Александр Александрович
прокурор Советского района г.Томска
Ответчики
Администрация г. Томска
Другие
Понамарев Артем Андреевич
Сафонова Елена Леонидовна
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Глинская Я.В.
Дело на странице суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
22.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.11.2016Передача материалов судье
25.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2016Подготовка дела (собеседование)
19.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2017Судебное заседание
23.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2017Дело оформлено
12.10.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее