Дело № 2- 302/ 2018
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 октября 2018 года пос. Ильинский
Ильинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Стерховой А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Поносовой Т.В.,
с участием помощника прокурора Ильинского района Дубова К.А.,
представителя ответчика администрации Васильевского сельского поселения - главы поселения Едзиевой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ильинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Васильевского сельского поселения, индивидуальному предпринимателю Вотинову Анатолию Васильевичу о возложении обязанности обеспечить котельную резервирующими источниками электропитания,
установил:
прокуратурой <адрес> в рамках осуществления надзора за исполнением жилищно - коммунального законодательства при подготовке и прохождении отопительного периода 2018 - 2019 годов проведена проверка в части обеспечения бесперебойного функционирования котельных, расположенных на территории Ильинского муниципального района <адрес>. В ходе проверки установлено, что ИП ФИО2 осуществляет услуги по поставке тепловой энергии в многоквартирные дома, расположенные на территории Васильевского сельского поселения. Услуги по подаче тепловой энергии осуществляется ИП ФИО2 с использованием котельной, расположенной по адресу: д. Москвина, <адрес>.
Указанная котельная передана ИП ФИО2 по договору по отбору управляющей организации для предоставления услуг теплоснабжения в границах Васильевского сельского поселение, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого между администрацией Васильевского сельского поселения и ИП ФИО2.
В ходе проверки установлено, что на котельной, расположенной по адресу: д. Москвина, <адрес>, резервный источник электропитания отсутствует.
Обеспечение котельной двумя независимыми взаимно резервирующими источниками питания требуется в целях исключения случаев приостановления поставки электрической энергии на котельную, в том числе ввиду возможных непредвиденных аварийных ситуаций в электрооборудовании.
Прокурор просит обязать ИП ФИО2 и администрацию Васильевского сельского поселения обеспечить в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу электроснабжение от двух независимых резервирующих источников электропитания котельной, располагающейся по адресу: <адрес>, д. Москвина, <адрес>.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнил срок для исполнения решения суда, просил его установить до ДД.ММ.ГГГГ, а также адрес котельной: д. Москвина, <адрес> «а». Считает необходимым возложить данную обязанность на каждого из ответчика, поскольку котельная находится в управлении ИП ФИО2, который также обязан производить за счет собственных средств, не подлежащих возмещению, переустройство, перепланировку, а также неотделимые улучшения имущества, капитальный и текущий ремонт.
Представитель ответчика администрации Васильевского сельского поселения ФИО6 с иском согласилась частично, пояснила, что у администрации действительно нет резервного бесперебойного источника питанию, в бюджете поселения на 2018-2019 годы денежные средства на приобретение данного оборудования отсутствуют. Однако администрацией поселения ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение на срок 1 год, с возможностью последующей пролонгации, о взаимодействии с <адрес>ном электрических сетей производственного отделения Центральные электрические сети о предоставлении и экстренной поставке резервного источника питания мобильный РИСЭ мощностью 15 кВт, для котельных в <адрес> и в д. Москвино, что является гарантией на случай чрезвычайной ситуации в ликвидации последствий технологических нарушений в кратчайшие сроки.
ИП ФИО2 в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, считают, что заявленные требования должны быть возложены только на администрацию Васильевского сельского поселения.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии с п. 4.2 ч.1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов относится организация теплоснабжения, предусмотренным Федеральным законом "О теплоснабжении".
Согласно п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения на соответствующих территориях относиться организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязанностей либо отказа указанных органов от исполнения своих обязанностей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" надежность теплоснабжения определяется таким состоянием системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.
В свою очередь безопасность теплоснабжения обеспечивается соблюдением определенных норм и требований, установленным принимаемыми во исполнение Федерального закона и в соответствии с ним нормативными актами.
Пунктом 1.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 115 установлено, что электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок.
В силу пункта ДД.ММ.ГГГГ Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 204 (далее - Правила), в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на категории: первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
Пунктами ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Правил установлено, что электроприемники первой и второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
Согласно пункту 1.12 СНиП П-35-76 "Котельные установки" котельные по надежности отпуска тепла потребителям относятся: к первой категории - котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла; ко второй категории - остальные котельные.
Таким образом, СНиП П-35-76 "Котельные установки" не предусматривают возможности отнесения котельных к третьей категории надежности электроустановок, котельные могут быть только первой или второй категории надежности.
Требования пункта ДД.ММ.ГГГГ Правил устройства электроустановок, предусматривающего разделение электроприемников, в том числе, на третью категорию надежности, распространяются на иные электроустановки, поскольку в части котельных установок действуют специальные нормы и правила.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Правил устройства электроустановок независимый источник питания - источник питания, на котором сохраняется напряжение в послеаварийном режиме в регламентированных пределах при исчезновении его на другом или других источниках питания.
Из указанных нормативных актов следует о необходимости и об обязанности установки и поддержания в состоянии готовности резервных источников питания потребителем электроэнергии для энергопринимающих устройств первой и второй категории надежности, к каковым отнесены и электроприемники котельных.
Из материалов дела следует, что ИП ФИО2 осуществляет услуги по поставке тепловой энергии жителям Васильевского сельского поселения, а также образовательному учреждению МБОУ «Москвинская ООШ». Услуги по подаче тепловой энергии осуществляется ИП ФИО2 с использованием котельной, расположенной по адресу: д. Москвина, <адрес> «а» (адрес изменен на основании Постановления администрации Васильевского сельского поселения «Об установлении адресного хозяйства объектам в н.п. д. Москвина» № от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 6, 11-12, 26).
Указанная котельная принадлежит на праве собственности администрации Васильевского сельского поселения и передана ИП ФИО2 на основании договора по отбору управляющей организации для предоставления услуг теплоснабжения в границах Васильеского сельского поселения, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого между администрацией Васильевского сельского поселения и ИП ФИО2 (л.д. 7-10).
В ходе судебного заседания нашло своё подтверждение, что на котельной, расположенной по адресу: д. Москвина, <адрес> «а», резервный источник электропитания отсутствует. Указанные обстоятельства не оспариваются ответчиками.
Обеспечение котельной двумя независимыми взаимно резервирующими источниками питания требуется в целях исключения случаев приостановления поставки электрической энергии на котельную, в том числе ввиду возможных непредвиденных аварийных ситуаций в электрооборудовании, которые могут повлечь за собой перерыв в подаче тепла потребителям, а как следствие возникновение чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора к администрации Васильевского сельского поселения обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку именно администрация Васильевского сельского поселения, как собственник имущества (котельной), в силу требований ст. 210 ГК РФ, должна нести бремя содержания данного имущества. При этом указанная котельная не имеет резервного источника электропитания, что противоречит требованиям надежности электроснабжения данной котельной и теплоснабжения <адрес>. Обязанность по организации электро-теплоснабжения населения отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Наличие Соглашения, заключенного между администрацией Васильевского сельского поселения и <адрес>ном электрических сетей производственного отделения Центральные электрические сети о предоставлении и экстренной поставке резервного источника питания мобильного РИСЭ мощностью 15 кВт, для котельных в д. Москвина не может является основанием для отказа в иске, поскольку не свидетельствует о своевременности поставки резервных источников питания в случае чрезвычайной ситуации. При этом согласно ст. 3 Соглашения запрос резервного источника осуществляет глава администрации, что увеличивает вероятную возможность перерыва в подаче тепла потребителям и может повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций.
Учитывая, что обеспечение котельной резервными источниками электроснабжения, не обусловлено необходимостью содержания объекта недвижимости, а связано с использованием органом местного самоуправления законодательных установлений, направленных на обеспечение предотвращения чрезвычайных ситуаций при эксплуатации оборудования, посредством которого осуществляется теплоснабжение, то суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований к ИП «ФИО2, являющегося арендатором котельной.
В соответствии ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд находит, что срок для устранения допущенных нарушений до 15.09.2019 года является разумным и достаточным.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Ильинского района удовлетворить частично.
Обязать администрацию Васильевского сельского поселения Ильинского муниципального района Пермского края в срок до 15 сентября 2019 года обеспечить котельную, расположенную по адресу: Пермский край, Ильинский район, д. Москвина, ул. Школьная, д. 3 «а», электроснабжением от двух независимых резервирующих источников электропитания.
В удовлетворении требований к индивидуальному предпринимателю Вотинову Анатолию Васильевичу отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.Ю. Стерхова