Гражданское дело № 2-432/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
с. Шалинское 10 июля 2015 г.
Манский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Мордвинова А.П.,
при секретаре Колосковой У.В.,
с участием заместителя прокурора Манского района Красноярского края Симоненко С.А.,
представителя заинтересованного лица Манского районного Совета депутатов Красноярского края в лице Юрченко С.Н., действующей по доверенности от 02 июля 2015 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-432/15 (выделенные материалы) по заявлению прокурора Манского района Красноярского края по вопросу признания незаконным бездействия представительного органа местного самоуправления и возложении на него обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Манского района Красноярского края (далее - прокурор), действуя в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, РФ, муниципального образования «Манский район», обратился в Манский районный суд Красноярского края с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим в части, о признании незаконным бездействия представительного органа местного самоуправления и возложении на него обязанности устранить допущенные нарушения, аргументируя это тем, что в ходе осуществления надзора за законностью нормативных правовых актов органа местного самоуправления установлено, что отдельные положения Устава Манского района Красноярского края (далее - Устав) не соответствуют действующему законодательству. Устав принят Манским районным Советом депутатов Красноярского края (далее - Совет) ДД.ММ.ГГГГ, действует в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован в Управлении юстиции Администрации Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ свидетельство №, при этом 03 марта 2015 г. был принят Закон Красноярского края № 8-3182 «О внесении изменений в ст. 2 Закона Красноярского края «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Красноярском крае»», которым определен иной порядок избрания глав муниципальных образований, и, согласно этому порядку, глава муниципального образования в городском округе ЗАТО избирается представительным органом муниципального образования из своего состава, в сельском поселении численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 500 человек - на муниципальных выборах, в сельском поселении, в котором полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, - на сходе граждан, в остальных случаях - представительным органом местного самоуправления из числе кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Устав, тем не менее, указанных изменений не учитывает и определяет, что глава района избирается депутатами районного Совета депутатов из своего состава тайным голосованием большинством голосов от общей установленной для Совета численности, а соответственно, как полагает прокурор, ч. 4 ст. 13 Устава предусмотрен иной порядок избрания главы муниципального образования по сравнении с тем, который предусмотрен Законом Красноярского края. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных актов и проектов нормативных правовых актов» утверждены Методики проведения антикоррупционной экпертизы, и, согласно ч. 3 ст. 1 этих Методик, коррупционным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц). Правила ч. 4 ст. 13 Устава, как считает прокурор, имеют коррупционный фактор, поскольку создают предпосылки для коррупционных проявлений при осуществлении своих полномочий лицами, замещающими муниципальные должности. Федеральный закон от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представленных) органов и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»», а также Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривают, что в течение трех месяцев с момента вступления в силу законов субъектов РФ уставы городских округов, муниципальных районов, городских поселений приводятся в соответствие с требованиями Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции настоящего Федерального закона) и законов субъектов РФ. ДД.ММ.ГГГГ прокурором на ч. 4 ст. 13 Устава принесен протест, с требованиями привести указанную норму в соответствие действующему законодательству. ДД.ММ.ГГГГ на сессии Совета протест прокурора рассмотрен и отклонен, при этом, согласно информационному письму Совета от ДД.ММ.ГГГГ №с, в ДД.ММ.ГГГГ г. изменения и дополнения в Устав вноситься не будут. Советом при таких данных, как считает прокурор, меры по приведению Устава в соответствие с требованиями закона не принимаются. Непринятие Советом мер по приведению Устава в соответствие с требованиями закона, как считает прокурор, ограничивает права неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления посредством участия в конкурсе на право занятия должности главы района.
Исходя из изложенных обстоятельств, прокурор, ссылаясь на Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закон Красноярского края от 03 марта 2015 г. № 8-3182 «О внесении изменений в ст. 2 Закона Красноярского края «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Красноярском крае»», просит суд:
1) признать ч. 4 ст. 13 Устава Манского района Красноярского края противоречащей со ст. 1 Закона Красноярского края от 03 марта 2015 г. № 8-3182 «О внесении изменений в ст. 2 Закона края «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае»» и недействующей с ДД.ММ.ГГГГ г.;
2) признать незаконным бездействие Манского районного Совета депутатов, выразившегося в непринятии мер по приведению Устава района в соответствие с действующим законодательством;
3) возложить на Манский районный Совет депутатов обязанность в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу привести ч. 4 ст. 13 Устава Манского района Красноярского края в соответствие действующему законодательству.
Определением Манского районного суда Красноярского края от 03 июня 2015 г. в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Министерства юстиции по Красноярскому краю.
Определением Манского районного суда Красноярского края от 16 июня 2015 г. в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Манского района Красноярского края.
Решением Манского районного суда Красноярского края от 02 июля 2015 г. разрешены требования прокурора Манского района Красноярского края по вопросу признания частично недействующим нормативного правового акта, в связи с чем постановлено: 1) признать недействующими с момента вступления настоящего судебного решения в законную силу: 1.1) положения п. 3 ст. 3 Устава Манского района Красноярского края, принятого Манским районным Советом депутатов Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в Управлении юстиции администрации Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство №), в части слов «руководителем администрации района»; 1.2) положения п. 2 ст. 6 этого же Устава в части слов «избираемое представительным органом из своего состава,»; 1.3) положения п. 3 ст. 6 этого же Устава в части слов «Руководство деятельностью администрации осуществляет руководитель администрации, назначаемый на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса.»; 1.4) положения п. 1 ст. 9.3 этого же Устава в части слов «руководителем администрации района»; 1.5) положения п. 4 ст. 13 этого же Устава в части слов «из своего состава»; 1.6) положения п. 5 ст. 13 этого же Устава в части слов «Главой района может быть избран депутат Совета в возрасте 18 лет, обладающий избирательным правом в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан.»; 1.7) положения п. 1 ст. 14 этого же Устава в части слов «, из состава которого он избран»; 1.8) положения п. 6 ст. 15, подп. 3, 5 ст. 16 этого же Устава полностью; 1.9) положения подп. 4 ст. 16 этого же Устава в части слов «является председателем районного Совета депутатов, организует его работу,»; 1.10) положения п. 1 ст. 17 этого же Устава в части слов «До избрания нового главы района, полномочия главы района исполняет заместитель председателя Совета депутатов, а в случае отсутствия - иной депутат по решению Совета.»; 1.11) положения п. 2 ст. 17 этого же Устава полностью; 1.12) положения п. 3 ст. 17 в части слов «Заместитель председателя Совета депутатов не может быть освобожден от должности во время исполнения им обязанностей главы района.»; 1.13) положения п. 1 ст. 19 этого же Устава в части полномочий главы района по изданию постановлений и распоряжений по вопросам организации деятельности Совета депутатов и руководителя администрации Манского района; 1.14) положения п. 1 ст. 21 этого же Устава в части слов «Председателем Совета депутатов является Глава района»; 1.15) положения подпп. 2, 3 п. 2 ст. 21 этого же Устава в части слов «руководителя администрации района,»; 1.16) положения подп. 10 п. 1 ст. 23 этого же Устава в части слов «по представлению руководителя администрации Манского района»; 1.17) положения подп. 11 п. 1 ст. 23 этого же Устава полностью; 1.18) положения абз. 2 п. 2 ст. 24 этого же Устава в части полномочий заместителя председателя Совета депутатов по подписанию решений Совета депутатов в случае отсутствия или досрочного прекращения полномочий главы района; 1.19) положения п. 2 ст. 26 этого же Устава в части слов «Руководитель администрации района и»; 1.20) положения п. 3 ст. 26 этого же Устава в части полномочий Совета по заслушиванию ежегодного отчета руководителя администрации Манского района о результатах его деятельности, и права Совета на основании решения принятого путем открытого голосования не менее одной трети от установленного числа депутатов потребовать отчета руководителя администрации Манского района; 1.21) положения п. 4 ст. 27, подп. 4 ст. 30 этого же Устава полностью, 1.22) положения п. 6 ст. 30 этого же Устава в части слов «по представлению руководителя администрации района»; 1.23) положения ст. ст. 31, 32, п. 1 ст. 33 этого же Устава полностью; 1.22) положения п. 4 ст. 33 этого же Устава в части слов «руководителем администрации района; 1.23) положения пп. 3, 4 ст. 34, п. 3 ст. 35, ст. 35-1, п. 3 ст. 35-2, подп. 3 п. 3 ст. 37, абз. 1 п. 2 ст. 47 этого же Устава полностью; 1.24) положения абз. 3 п. 3 ст. 56 этого же Устава в части слов «руководителю администрации района»; 1.24) положения абз. 2 п. 2 ст. 58 этого же Устава в части слов «руководителем администрации района»; 1.25) положения абз. 2 ст. 59 этого же Устава в части слов «по представлению руководителя администрации района»; 1.26) положения ст. 63-2 этого же Устава в части ответственности руководителя администрации района перед государством; 2) в остальной части в удовлетворении требований прокурора Манского района Красноярского края по вопросу признания частично недействующим нормативного правового акта муниципального органа - отказать за необоснованностью; 3) взыскать с Манского районного Совета депутатов Красноярского края в доход муниципального образования «Манский район Красноярского края» государственную пошлину в размере 4 500 руб. 00 коп.; 4) сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в информационном бюллетене «Ведомости Манского района» в течение 7 суток с момента вступления настоящего судебного акта в законную силу.
Определением Манского районного суда Красноярского края от 02 июля 2015 г. из гражданского дела № 2-348/15 (по заявлению прокурора Манского района Красноярского края о признании недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим в части, о признании незаконным бездействия представительного органа местного самоуправления и возложении на него обязанности устранить допущенные нарушения) в отдельное производство выделены требования прокурора о признании незаконным бездействия Манского районного Совета депутатов, выразившегося в непринятии мер по приведению Устава района в соответствие с действующим законодательством и возложении на Манский районный Совет депутатов обязанности в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу привести ч. 4 ст. 13 Устава Манского района Красноярского края в соответствие действующему законодательству.
Управление Министерства юстиции по Красноярскому краю, ознакомившись с заявлением прокурора, представило на него свой отзыв, и в этом отзыве Управление указывает на то, что в соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 03 июня 2003 г. 3 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» принятие устава муниципального образования и внесение изменений в него является исключительной компетенцией представительного (коллегиального) органа, при этом, исходя из принципа самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленного в ст. 12 Конституции РФ, правовой позиции Верховного Суда РФ (Определение от 15 октября 2008 г. № 93-Впр08-1), суд не вправе обязать органы местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является компетенцией последних, а вмешательство в нормотворческую деятельность органов местного самоуправления недопустимо.
Представитель прокуратуры Манского района Красноярского края Симоненко С.А. в зале судебного заседания заявленные выделенные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям, указал на то, что нормы Федерального закона от 03 июня 2003 г. 3 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» прямо возлагают на Совет обязанность по приведению Устава в соответствие с Законом Красноярского края № 8-3182 «О внесении изменений в ст. 2 Закона Красноярского края «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Красноярском крае»», однако от выполнения этой обязанности депутаты Совета уклоняются, тем самым нарушают нормы федерального и регионального законодательства.
Представитель заинтересованного лица Совета Юрченко С.Н. в судебном заседании с заявленными выделенными требованиями прокурора согласилась в полном объеме, указала на то, что действующее законодательство обязывает Совет привести Устав в соответствие с Законом Красноярского края от 03 марта 2015 г. № 8-3182 «О внесении изменений в ст. 2 Закона Красноярского края «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Красноярском крае»», однако депутаты Совета отказываются их принимать, считают, что в существующем виде Устав отвечает интересам жителей Манского района. Неоднократно и.о. главы района ФИО4 предлагалось депутатам Совета разрешить вопрос о внесении изменений в Устав, но ее предложения депутатами игнорировались, выносить данный вопрос на обсуждение сессии Совета депутаты не желают, хотя им уже был представлен проект изменений в Устав, отвечающих требованиям указанного Закона Красноярского края.
Представитель заинтересованного лица Администрации Манского района Красноярского края, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в зал судебного заседания не явился, об уважительности причин неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении судебного разбирательства в адрес суда не направил, в связи с чем его неявка признается судом неуважительной.
Представитель заинтересованного лица Управления Министерства юстиции по Красноярскому краю в зал судебного заседания не явился, согласно направленным документам, просит провести судебное разбирательство в его отсутствие.
Разбирательство гражданского дела суд, согласно положениям ст. ст. 167, 257 ГПК РФ, проводит при имеющейся явке сторон, в отсутствие неявившихся лиц, которые не пожелали воспользоваться своим правом на личное участие в судебном заседании.
Исследовав материалы гражданского дела, с учетом доводов сторон, дав им правовую оценку, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о признании незаконным бездействия представительного органа местного самоуправления и возложении на него обязанности внести изменения в нормативный правовой акт подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
ГПК РФ в ч. 1 ст. 45, ст. 245, ч. 1 ст. 254, закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении на него обязанности устранить допущенные нарушения в целях защиты прав неопределенного круга лиц, РФ, субъекта РФ, муниципального образования.
Правилами ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что уставом муниципального образования должны определяться: 1) наименование муниципального образования; 2) перечень вопросов местного значения; 3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления; 4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления; 5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; 6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; 7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; 8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; 9) порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ; 10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Прямое содержание положений ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» свидетельствует о том, что устав муниципального образования является основным документом муниципального образования, определяет основу деятельности и структуру органов местного самоуправления на отдельно взятой территории.
Конституцией РФ в ст. 12 закреплено, что в РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Правилами п. Н ст. 72 Конституции РФ предусмотрено, что установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Нормативное толкование указанных положений ст. 12 и п. Н ст. 72 Конституции РФ свидетельствует о том, что органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать законы, определяющие структуру и порядок формирования органов местного самоуправления в целях установления организации системы органов местного самоуправления на территории РФ.
Законом Красноярского края от 03 марта 2015 г. № 8-3182 «О внесении изменений в ст. 2 Закона Красноярского края «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Красноярском крае»» пересмотрены положения ст. 2 Закона Красноярского края от 01 декабря 2014 № 7-2884 «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае», и, согласно действующей редакции ст. 2 упомянутого Закона Красноярского края от 01 декабря 2014 г. № 7-2884, глава муниципального образования в Красноярском крае, за исключением муниципальных образований, указанных п. 2- 6 ст. 2 этого Закона, избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
Муниципальные образования в виде районов Красноярского края не относятся к числу исключений, указанных в п. 2- 6 ст. 2 Красноярского края от 01 декабря 2014 № 7-2884 «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае».
Закон Красноярского края от 03 марта 2015 г. № 8-3182 «О внесении изменений в ст. 2 Закона Красноярского края «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Красноярском крае»» принят во исполнение положений ст. ст. 36, 37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федерального закона от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ), а в настоящее время указанный Федеральный закон действует в редакции Федерального закона от 30 марта 2015 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений в ст. 26-3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и ст. ст. 14-1 и 16-1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
В соответствии с чч. 1, 2 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии со ст. 36 данного Федерального закона собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, при этом в соответствии с законом субъекта РФ и уставом муниципального образования глава муниципального образования: 1) избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации; 2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию; 3) в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса либо возглавляет местную администрацию; 4) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации; 5) в случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию.
Положениями ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», предусмотрено, что глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных ч. 2 ст. 36 указанного Федерального закона: 1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; 2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; 3) издает в пределах своих полномочий правовые акты; 4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; 5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ.
Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в чч. 1, 2 ст. 37 предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования, при этом контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.
Правилами ч. 3.1 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что в случае принятия закона субъекта РФ, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта РФ в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта РФ.
ДД.ММ.ГГГГ, как установлено судом, Манским районным Советом депутатов Красноярского края (далее - Совет) принят Устав Манского района Красноярского края (далее - Устав), текст которого опубликован на официальном сайте Министерства юстиции РФ в разделе «нормативные правовые акты» (zakon.scli.ru), при этом полный текст Устава опубликован в информационном бюллетене «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, последние изменения в указанный документ внесены решением Совета от ДД.ММ.ГГГГ № с публикацией в информационном бюллетене «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Уставом в пп. 1 - 4 ст. 6 утверждена структура органов местного самоуправления Манского района, в которую входят: 1) Манский районный Совет депутатов - представительный орган местного самоуправления, состоящий из 20 депутатов, избираемый на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; 2) глава Манского района - высшее должностное лицо, избираемое представительным органом из своего состава, наделенное согласно Уставу собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории района; 3) администрация Манского района, которая является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, подотчетным районному Совету депутатов. Руководство деятельностью администрации осуществляет руководитель администрации, назначаемый на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса; 4) контрольно-счетный орган Манского района - постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля.
Исследуя структуру органов местного самоуправления Манского района, закрепленную в Уставе, суд признает, что данная структура противоречат требованиям ст. 2 Закона Красноярского края от 01 декабря 2014 № 7-2884 «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае» (в редакции Закона Красноярского края от 03 марта 2015 г. № 8-3182), поскольку данная норма ст. 2 Закона Красноярского края, в отличие от ст. 6 Устава, исключает возможность избрания (назначения) на должность главы местной администрации иного лица, не избранного главой муниципального образования, а также не допускает избрание главы района не из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией и без проведения конкурса.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Манского района Красноярского края Симоненко С.А. на имя главы Манского района ФИО4 принесен протест с требованиями пересмотреть положения ч. 4 ст. 13 Устава в части порядка избрания главы муниципального района.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы Манского района ФИО4 на протест прокурора дан ответ, из которого следует, что аппаратом Совета был подготовлен проект решения «О внесении изменений и дополнений в Устав Манского района», в котором были учтены изменения в законодательстве и требования прокурора, проект прошел процедуру публичных слушаний, на ДД.ММ.ГГГГ была назначена внеочередная сессия для рассмотрения протеста прокурора от ДД.ММ.ГГГГ и принятия решения «О внесении изменений и дополнений в Устав Манского района», однако сессия не состоялась, так как не было кворума (на заседание прибыло всего 7 депутатов), после чего ДД.ММ.ГГГГ состоялась повторная внеочередная сессия, на которой планировалось рассмотреть обозначенные выше вопросы, сессия состоялась, но присутствовало только 12 человек, а для принятия решения необходимо 14 человек, при этом в ходе сессии протест прокурора отклонен и решение о внесении указанных изменений в Устав не принято.
Информация, изложенная в ответе и.о. главы Манского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, соотносится с протоколом внеочередного заседания Совета от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что на заседании Совета присутствовали 12 депутатов, в то время, как согласно п. 2 ст. 64 Устава, для внесения изменений в Устав необходимо две трети голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось очередное заседание Совета и, как следует из протокола данного заседания Совета, заместителем председателя Совета, и.о. главы Манского района ФИО4 был поставлен вопрос о необходимости внесения изменений в Устав, однако депутаты ФИО5, ФИО6 предложили не включать данный вопрос в повестку дня, после чего предложение и.о. главы района ФИО4 после голосования в повестку сессии включено не было.
Игнорирование депутатами Совета положений ч. 3.1 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» во взаимосвязи с несоответствием структуры органов местного самоуправления Манского района требованиям ст. 2 Закона Красноярского края от 01 декабря 2014 № 7-2884 «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае», а также положениям ст. ст. 36, 37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» позволяет суду признать незаконным бездействие Совета, выразившееся в неприведении Устава в установленный срок в соответствие со ст. 2 Закона Красноярского края от 01 декабря 2014 № 7-2884 «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае» (в редакции Закон Красноярского края от 03 марта 2015 г. № 8-3182), а также в соответствие со ст. ст. 36, 37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
ГПК РФ в ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 258 предусмотрено, что суд, признав заявление прокурора обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц, РФ, субъекта РФ, муниципального образования, однако в рамках рассматриваемого гражданского дела суд не может возложить на Совет обязанность привести Устав в соответствие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, поскольку в соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 03 июня 2003 г. 3 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» принятие устава муниципального образования, внесение изменений и дополнений в него является исключительной компетенцией представительного (коллегиального) органа местного самоуправление, при этом исходя из принципа самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленного в ст. 12 Конституции РФ, суд не вправе обязать органы местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией последних, а вмешательство в нормотворческую деятельность органов местного самоуправления не допускается.
Уставом в п. 2 ст. 64, как указывалось выше, предусмотрено, что решение Совета депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав района принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов, а из положений ч. 1 ст. 24 Устава следует, что организационно-правовой формой работы Совета является сессия.
Несоответствие Устава требованиям ст. 2 Закона Красноярского края от 01 декабря 2014 № 7-2884 «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае», а также положениям ст. ст. 36, 37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», с учетом установленного судом в этой части незаконного бездействия Совета, позволяет суду в рамках заявленных прокурором требований в целях реализации положений ч. 3.1 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вступлении судебного решения в законную силу возложить на Совет обязанность поставить на рассмотрении ближайшей сессии Совета вопрос о необходимости внесения изменений и дополнений в Устав, обусловленных действием положений, указанных нормативных правовых актов РФ и Красноярского края.
ГПК РФ в ч. 1 ст. 103, с учетом особенностей гл. 25 ГПК РФ, предусмотрено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых заявитель был освобожден, взыскиваются с заинтересованного лица, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части требований.
Правилами подп. 7 п. 1 ст. 333-19 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) предусмотрено, что государственная пошлина при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными составляет для физических лиц <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., для организаций - <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Требования прокурора были предъявлены к Совету, в том числе и в интересах РФ, муниципального образования «Манский район», в связи с чем, согласно подп. 7 п. 1 ст. 333-19 НК РФ, ст. 61-1 Бюджетного кодекса РФ, размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с Совета в пользу муниципального образования «Манский район Красноярского края» составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., при этом суд не усматривает оснований для освобождения Совета от уплаты указанной государственной пошлины, учитывает, что, согласно подп. 19 п. 1 ст. 333-36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, то есть по гражданским делам, рассматриваемым по правилам искового производства, а к таковым рассматриваемое дело не относится.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Манского района Красноярского края по вопросу признания незаконным бездействия представительного органа местного самоуправления и возложения на него обязанности устранить допущенные нарушения - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Манского районного Совета депутатов Красноярского края, выразившееся в неприведении Устава Манского района (принят Манским районным Советом депутатов Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован в Управлении юстиции администрации Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство №)) в соответствие со ст. 2 Закона Красноярского края от 01 декабря 2014 № 7-2884 «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае» (в редакции Закон Красноярского края от 03 марта 2015 г. № 8-3182), а также в соответствие со ст. ст. 36, 37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в срок, установленный ч. 3.1 ст. 36 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Возложить на Манский районный Совет депутатов Красноярского края обязанность по вступлению в законную силу настоящего судебного решения поставить на рассмотрение ближайшей сессии Совета вопрос о необходимости внесения изменений и дополнений в Устав Манского района, обусловленных действием ст. 2 Закона Красноярского края от 01 декабря 2014 № 7-2884 «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае» (в редакции Закон Красноярского края от 03 марта 2015 г. № 8-3182), а также действием ст. ст. 36, 37 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
В остальной части в удовлетворении требований прокурора Манского района Красноярского края - отказать за необоснованностью.
Взыскать с Манского районного Совета депутатов Красноярского края в доход муниципального образования «Манский район Красноярского края» государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи представления, жалобы через Манский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Мордвинов
Резолютивная часть решения оглашена 10 июля 2015 г.
Мотивированное решение изготовлено 15 июля 2015 г.
Копия верна
судья Манского районного суда Красноярского края А.П. Мордвинов