Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-109/2020 ~ М-98/2020 от 25.03.2020

Дело                                      УИД: 28RS0-26

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 мая 2020 года                                                          пгт. Экимчан

Селемджинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Булат А.П.,

при секретаре Прокопенко Н.А.,

с участием помощника прокурора Селемджинского района Ольшевского Д.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Селемджинского района, действующего в интересах Балахнина Романа Викторовича, к администрации Селемджинского района – об обязании поставить Балахнина Романа Викторовича на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения площадью не ниже установленных норм в пгт. <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Селемджинского района Амурской области с учётом уточнений обратился в суд с указанным иском в интересах Балахнина Р.В., ссылаясь на то, что Балахнин Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители ФИО1 и ФИО1 решением Селемджинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав; ДД.ММ.ГГГГ главой пгт.Февральск принято постановление 63 от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении внеочередной жилой площади несовершеннолетнему Балахнину Р.В.», жилое помещение за ним не закреплено. Балахнин Р.В., как лицо из числа детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, находился на полном государственном обеспечении в школе-интернате <адрес>, в последующем в детском <адрес> до 2005 года. ДД.ММ.ГГГГ Управлением образования администрации <адрес> в региональный банк данных Департамента образования администрации <адрес> направлена анкета Балахнина Р.В. для его постановки на централизованный учёт детей, оставшихся без попечения родителей. В период с ДД.ММ.ГГГГ по май 2009 года, а также в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Балахнин Р.В. отбывал наказание в местах лишения свободы. В мае 2009 года Балахнин Р.В. через орган опеки и попечительства обращался в администрацию Селемджинского района с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, однако ответ не получил. Из ответа МКУ «Отдел образования администрации Селемджинского района» следует, что решение о принятии Балахнина Р.В. на регистрационный учёт о признании его нуждающимся в жилом помещении специализированного жилищного фонда не принималось, в связи с тем, что Балахнин Р.В. с соответствующим заявлением не обращался; личное дело Балахнина Р.В. в отделе образования отсутствует. Между тем, имеющаяся в прокуратуре Селемджинского района переписка, свидетельствует о том, что администрации Селемджинского района было известно о необходимости решения вопроса об обеспечении Балахнина Р.В. жилым помещением. ДД.ММ.ГГГГ Балахнин Р.В. вновь обратился в администрацию Селемджинского района с заявлением о включении его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения. Жилое помещение Балахнину Р.В. до настоящего времени не предоставлено.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика, администрации Селемджинского района, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлён надлежащим образом, ходатайств об отложении не представил.

Представитель третьего лица МКУ «Отдел образования Селемджинского района» о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежаще, ходатайств об отложении не представил.

Представитель третьего лица, администрации пгт.Февральск, в судебное заседание не явился, о месте и времени уведомлён надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, согласно имеющейся в деле телефонограмме, исковые требования прокурора поддерживает в полном объёме.

Министерство социальной защиты населения Амурской области, привлечённое по делу в качестве третьего лица, о месте и времени судебного заседания уведомлено надлежащим образом, представитель Министерства в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, в письменном отзыве просит в удовлетворении исковых требований прокурора отказать, ссылаясь на следующее. Согласно действующему законодательству предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа носит заявительный характер и возможно при условии их постановки на учёт как нуждающихся в жилом помещении до 23 лет. Учитывая, что истец до достижения 23 лет не был постановлен на учёт нуждающихся в жилом помещении по указанной категории лиц, до указанного возраста не обращался в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на момент обращения с исковым заявлением достиг возраста более 23 лет, соответственно, не относится к числу лиц вышеуказанной категории. Нахождение Балахнина Р.В. в местах лишения свободы не препятствовало ему обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган. Учитывая, что материалы дела не содержат доказательств о наличии препятствий для реализации права Балахнина Р.В. на жилое помещение, а также уважительных причин, которые бы свидетельствовали о невозможности своевременной реализации данного права, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Балахнин Р.В., в интересах которого прокурор обратился с данным иском, а также его представитель по доверенности Алияров А.Ш.о., в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Из письменных пояснений по иску, предоставленных Балахниным Р.В., следует, что после того, как его родители были лишены родительских прав, он был помещён в детский дом в <адрес>, до этого проживал в пгт.Февральск, <адрес>, сек. 6. В детском доме жил и обучался до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до 16 лет. ДД.ММ.ГГГГ, до достижения 18 лет, в отношении него была избрана меры пресечения в виде заключения под стражу, был осужден к реальному лишению свободы, освободился ДД.ММ.ГГГГ. После освобождения, в мае 2009 года, то есть до достижения возраста 23 лет, обращался к представителю органа опеки и попечительства в пгт.Февральск, а также в прокуратуру района с заявлением о предоставлении ему жилья как ребёнку сироте, однако ответ на своё обращение так и не получил. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вновь находился в местах лишения свободы по приговору суда. В период отбытия наказания получил основное и среднее образование. После освобождения по отбытию наказания, ему был установлен административный надзор с проживанием в <адрес>, поскольку у него не имеется никакой регистрации. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Селемджинского района Амурской области с заявлением о предоставлении жилья, однако ответ на данное заявление не получил. На настоящий момент жилым помещением не обеспечен, в связи с чем, обратился в прокуратуру с заявлением о проведении проверки по факту не обеспечения жильём, и обратиться в суд с иском о предоставлении жилья. О наличии постановления главы Февральского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ, которым было постановлено предоставить ему внеочередную жилую площадь по окончании пребывания в образовательном учреждении в малосемейном общежитии <адрес> не знал, копию указанного постановления не получал.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, учитывая надлежащее извещение сторон и третьих лиц о месте и времени рассмотрения дела, суд счёл возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.

    Изучив доводы искового заявления, письменные пояснению по иску лица, в интересах которого подан настоящий иск, письменный отзыв третьего лица Министерства социальной защиты населения <адрес>, выслушав прокурора, исследовав имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

     Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Учитывая изложенное, а также то, что ДД.ММ.ГГГГ Балахнин Р.В. обратился с письменным заявлением в прокуратуру Селемджинского района за защитой своего права на жилище, суд полагает, что у прокурора имеется право на обращение в суд с настоящим иском в защиту интересов Балахнина Р.В.

В силу ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).

Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Во исполнение указанных государственных обязанностей в соответствии с п. 1 - 4 ст. 4 Федерального закона от 24.04.2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству установлены обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства; защита прав и законных интересов подопечных; обеспечение достойного уровня жизни подопечных; обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий.

На основании абз. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно абз. 2 - 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 ч. 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 ч. 1 данной статьи, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 ч. 1 ст. 8 указанного закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

По смыслу приведённых норм при разрешении спора о предоставлении жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, юридически значимым обстоятельством является обеспеченность их жилыми помещениями. В случае отсутствия жилья правом на его получение обладают лица названной категории до 23 лет, а также по достижении 23 лет, если они до наступления указанного возраста встали на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Между тем формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ возложено на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абз. 1 ч. 3 ст. 8 данного закона).

Аналогичные положения содержатся в п. 1 ст. 41 Закона Амурской области от 11.04.2005 года N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Исходя из данных норм, а также учитывая ч. 3 ст. 40 Конституции РФ и вышеприведенную правовую позицию Конституционного Суда РФ, возможность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализовать своё право на обеспечение жилым помещением определяется действиями уполномоченных органов исполнительной власти, в связи с чем факт того, что лицо указанной категории не обращалось с заявлением о постановке его на учёт в качестве нуждающегося в жилье до 23 лет, не может являться безусловным основанием для отказа в обеспечении его жилым помещением по достижении указанного возраста.

Данные выводы также содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённом Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, согласно абз. 23 которого суд должен выяснить причины несвоевременной постановки лица указанной категории на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяют требования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об обеспечении их вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

К числу таких причин в абз. 26 данного Обзора отнесено ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации также обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.04.2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" одной из основных задач органов опеки и попечительства является контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ч. 4 ст. 41 Закона Амурской области от 11.04.2005 года N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления с момента вступления в силу данного Закона осуществляют регистрационный учет детей-сирот, достигших возраста 14 лет, детей-сирот, достигших возраста 18 лет, и детей-сирот, которые приобрели полную дееспособность до достижения совершеннолетия, а также детей-сирот, представивших письменные заявления о предоставлении им жилых помещений в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце третьем части 1 статьи 8 Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что Балахнин Р.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей.

Так, решением Селемджинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО1 лишены родительских прав в отношении их несовершеннолетнего сына Балахнина Романа Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением главы Февральского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ закреплено право Балахнина Романа Викторовича на предоставление внеочередной жилой площади в малосемейном общежитии <адрес> по окончании пребывания в образовательном учреждении.

Согласно сведений, предоставленных Министерством социальной защиты населения <адрес>, Балахнин Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не числится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Из материалов дела следует, что несовершеннолетний Балахнин Р.В. обучался в школе-интернате <адрес>, впоследующем реорганизованной в школу-интернат <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ. При этом, суд критически относится к сведениям, предоставленным ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат», являющейся правопреемником школы-интерната и школы-интерната <адрес>, согласно которым Балахнин Р.В. в алфавитной книге учреждения не числится, поскольку они опровергаются представленной истцом и исследованной в судебном заседании перепиской между отделом образования <адрес> и школой-интернатом и школой-интернатом <адрес> за 2003-2004 годы.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в местах лишения свободы по приговору Шимановского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, освобождён по отбытию срока наказания. Таким образом, на момент начала срока отбытия наказания в местах лишения свободы Балахнину Р.В. 18-ти лет не исполнилось.

Из письменных пояснений Балахнина Р.В. следует, что в мае 2009 года он обращался в органы опеки и попечительства в пгт.Февральск и прокуратуру <адрес> по вопросу обеспечения его жильём по категории ребёнок, оставшийся без попечения родителей.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ представитель Балахнина Р.В., действующий на основании доверенности, обратился в администрацию Селемджинского района с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Согласно сведений, предоставленных МКУ «Отдел образования администрации Селемджинского района», Балахнин Р.В. не включён в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, ввиду отсутствия полного пакета документов.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Балахнин Р.В. отбывал наказание в местах лишения свободы по приговору Селемджинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; в период отбывания срока наказания в 2014 году окончил Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования <адрес> «Ангарский педагогический колледж», в 2018 году окончил краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение «школа » пст.Старт <адрес>, что подтверждается предоставленными Балахниным Р.В. копией аттестата об основном общем образовании 0382400033558 от ДД.ММ.ГГГГ и копией аттестата о среднем образовании 02724002837963 от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ освобождён по отбытию срока наказания, решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Балахнина Р.В. установлен административный надзор сроком на один год, из указанного решения следует, что осужденный Балахнин Р.В. после отбытия наказания намерен проживать в <адрес>.

Согласно сведений, предоставленных отделом адресно-справочной работы УМВД России по <адрес>, Балахнин Р.В. на территории <адрес> регистрации не имеет.

Из ответа Управления образования администрации <адрес> на запрос суда следует, что Балахнин Р.В., как имеющий (не имеющий) закреплённое жилое помещение, на регистрационном учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, в органах опеки и попечительства <адрес> не состоит.

При этом, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением образования администрации <адрес> в региональный банк данных Департамента образования <адрес> направлена анкета Балахнина Р.В. для постановки на централизованный учёт детей, оставшихся без попечения родителей.

Из ответа МКУ «Отдел образования администрации <адрес>» на представление прокуратуры Селемджинского района о предоставлении Балахнину Р.В. жилого помещения как лицу, относящемуся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, следует, что личное дело Балахнина Р.В. было направлено в социальные учреждения, где последний обучался в интернате , а затем в детский <адрес>. Постановлением администрации пгт.Февральск от ДД.ММ.ГГГГ Балахнин Р.В. поставлен на внеочередное обеспечение жилым помещением в данном муниципальном образовании, администрацией пгт.Февральск жильём не обеспечен, с заявлением о предоставлении жилья в администрацию района, в отдел образования не обращался.

Согласно ответу администрации пгт.Февральск на запрос суда сведений о предоставлении помещения Балахнину Р.В. как нанимателю, либо как члену семьи нанимателя не имеется; с заявлением о предоставлении жилого помещения либо с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в администрацию пгт.Февральск ни Балахнин Р.В., ни образовательное учреждение не обращались.

Согласно сведений, предоставленных МКУ «Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Селемджинского района», жилые помещения Балахнину Р.В. на условиях социального найма как нанимателю, либо как члену семьи нанимателя не предоставлялись.

Согласно сведений, представленных ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, сведения о наличии в собственности Балахнина Р.В. недвижимости отсутствуют.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Балахнин Р.В., относящийся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющий жилых помещений на правах собственности, а также на условиях социального найма (либо в качестве члена семьи на указанных условиях), до настоящего времени жильём не обеспечен, до достижения 18-летия ни Балахнин Р.В., ни его законные представители мер по постановке его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении не предпринимали.

Доказательств того, что Балахнин Р.В. до достижения 18 и 23 лет, в том числе в мае 2009 года, обращался в органы опеки и попечительства в пгт.Февральск и прокуратуру Селемджинского района по вопросу обеспечения его жильём по категории ребёнок, оставшийся без попечения родителей материалы дела не содержат, не представлено таких доказательств истцом и в судебное заседание.

Вместе с тем, отсутствие Балахнина Р.В. на учёте нуждающихся в жилом помещении, а также то обстоятельство, что он не встал на учёт для получения жилья до достижения 23 лет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требований о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда в настоящее время.

Постановлением главы Февральского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ закреплено право Балахнина Романа Викторовича на предоставление внеочередной жилой площади в малосемейном общежитии <адрес> по окончании пребывания в образовательном учреждении, при этом из текста указанного постановления не следует какое именно жилое помещение закреплено за Балахниным Р.В.; сведений об отмене указанного постановления материалов дела не содержат.

В судебном заседании установлено, что специалистами отдела образования администрации Селемджинского района предпринимались отдельные действия с целью обеспечения прав и интересов несовершеннолетнего Балахнина Р.В., оставшегося без попечения родителей, в том числе, предпринимались действия, связанные с направлением пакета документов в образовательное учреждение, для определения Балахнина Р.В. в детское учреждение, а Управлением образования Администрации <адрес> действия по направлению анкеты несовершеннолетнего в региональный банк данных Департамента образования <адрес> для постановки на централизованный учёт детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем, учитывая, наличии неотменённого постановления о формальном закреплении за Балахниным Р.В. жилья, в котором не указан адрес и иные характеристики закреплённого за последним жилого помещения, а также то, что до достижения Балахниным Р.В. совершеннолетия, органами опеки и попечительства, образовательными учреждениями, в которых он проживал и обучался, меры по конкретизации закрепленного за Балахниным Р.В. жилья не предпринимались, суд не может признать, что уполномоченными органами исполнительной власти были надлежаще исполнены возложенные на них законодательством обязанности в части реализации прав Балахнина Р.В. на жилище.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что наличие формально закреплённого за Балахниным Р.В. жилого помещения, отсутствие у Балахнина Р.В. возможности до достижения 23 лет встать на учёт для получения жилья, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также то, что на момент совершеннолетия Балахнина Р.В. органы опеки не разрешили вопрос о том, какое именно жилое помещение закреплено за ним, суд приходит к выводу о наличии уважительных причин, по которым Балахнин Р.В. своевременно не обратился в администрацию с заявлением о включении его в список лиц, нуждающихся в жилом помещении и предоставлении ему жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что достижение Балахниным Р.В. возраста 23 лет на момент подачи искового заявления по настоящему делу не может рассматриваться как обстоятельство, влекущее утрату им права на получение жилого помещения как лицом, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений, следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства администрации соответствующего муниципального образования, поскольку именно на эти органы Федеральным законом РФ от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Определив в государственное детское учреждение Балахнина Р.В., относящегося к числу детей, оставшихся без попечения родителей, органы опеки и попечительства, располагая формальным постановлением о закреплении за Балахниным Р.В. жилым помещением, в период до достижения Балахниным Р.В. возраста 18 лет не было предпринято мер по установлению конкретного жилого помещения, закреплённого за несовершеннолетним, в связи с чем не было разъяснено право на получение жилья и не было принято соответствующих мер по постановке его на учёт для обеспечения жилым помещением по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Балахнин Р.В. не может нести ответственность за бездействие органов исполнительной власти и опекуна, учитывая, что на момент возникновения у него права на обеспечение жильем, он отбывал наказание в местах лишения, и поэтому по обстоятельствам, не зависящим от него, был лишен возможности своевременно реализовать предоставленное данным законом право на обеспечение жильём.

Установив, что право истца на получение благоустроенного жилого помещения как ребёнку, оставшемуся без попечения родителей, не реализовано по уважительным причинам, в собственности Балахнина Р.В. другого жилого помещения не имеется, договоров социального найма с Балахниным Р.В. не заключалось, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Селемджинского района об обязании поставить Балахнина Р.В. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат удовлетворению.

Согласно п. 7 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Постановлением председателя <адрес> Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принято решение главы <адрес> «О внесении изменений в решение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -Р «О норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учётной норме площади жилого помещения в жилищном фонде, находящегося в собственности района», согласно которому для предоставления жилых помещений по договорам социального найма установлена норма предоставления общей площади жилого помещения в размере 15 кв.м. на одного члена семьи из трех и более человек, 42 кв.м. – на семью из двух человек, 33 кв.м. – на одиноко проживающего человека.

В соответствии с действующим жилищным законодательством жилое помещение должно отвечать ряду требований, в частности оно должно быть изолированным помещением, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).

С учётом изложенного, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора <адрес> о возложении на администрацию <адрес> во исполнение её полномочий, как органа местного самоуправления, предусмотренных <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обязанности предоставить Балахнину Р.В., как лицу, относящемуся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, расположенное на территории пгт.<адрес>, по договору найма специализированного жилого помещения.

При этом суд учитывает, что до определения в детское учреждение Балахнин Р.В. проживал в пгт.<адрес>, действующим постановлением главы Февральского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ предоставление ему жилья определено в пгт.Февральск.

Согласно п. 19 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

           На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Селемджинского района, действующего в интересах Балахнина Романа Викторовича, к администрации <адрес> - удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> поставить Балахнина Романа Викторовича на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставить Балахнину Роману Викторовичу благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения площадью не ниже установленных норм в пгт. <адрес>.

На решение сторонами может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Селемджинский районный суд.

Судья                                                А.П. Булат

Решение суда в окончательной форме принято 15 мая 2020 года

2-109/2020 ~ М-98/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Селемджинского района
Балахнин Роман Викторович
Ответчики
Администрация Селемджинского района
Другие
МКУ "Отдел образования администрации Селемджинского района"
Администрация пгт. Февральск
Алиярова Арзуман Шахин оглы
Министерство социальной защиты населения
Суд
Селемджинский районный суд Амурской области
Судья
Булат Алена Павловна
Дело на странице суда
selemdginskiy--amr.sudrf.ru
25.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2020Передача материалов судье
30.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.04.2020Судебное заседание
15.05.2020Судебное заседание
15.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее