Судья Артеменко И.С. Дело № 33-17014/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 27 января 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ванюхина Н.Н.,
судей Гулян Р.Ф., Марчукова А.В.,
при секретаре Яковенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Моора Виктора Александровича к комитету социальной защиты населения Волгоградской области, ГКУ «Центр социальной защиты населения по Иловлинскому району», ГКУ «Центр социальной защиты населения по Центральному району» о признании незаконным расчета единовременной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг, понуждении произвести перерасчет единовременной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг,
по апелляционной жалобе Моора Виктора Александровича в лице Царапкина Дмитрия Владимировича
на решение Центрального районного суда Волгоградской области от
24 сентября 2019 г., которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Моора Виктора Александровича к комитету социальной защиты населения Волгоградской области, ГКУ «Центр социальной защиты населения по Иловлинскому району», ГКУ «Центр социальной защиты населения по Центральному району» о признании незаконным расчета единовременной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг, понуждении произвести перерасчет единовременной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг, отказать.
Заслушав доклад судьи Гулян Р.Ф., выслушав Моора В.А., представителя истца Конева Р.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика комитета социальной защиты населения Кривову Т.И., представителя ГКУ «Центр социальной защиты населения по Иловлинскому району Ганину Н.В., возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Моор В.А. обратился в суд с иском к комитету социальной защиты населения Волгоградской области, ГКУ «Центр социальной защиты населения по Иловлинскому району», ГКУ «Центр социальной защиты населения по Центральному району» о признании незаконным расчета единовременной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг, понуждении произвести перерасчет единовременной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Требования мотивированы тем, что Моор В.А. является инвалидом 3 группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и имеет право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от
15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», проживает в квартире общей площадью 51 кв. м и получает компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По расчету истца за период с 2009 года по 2016 год размер указанной компенсации должен был составить 92 385 руб. 32 коп. Однако, истцу за данный период выплачена компенсация 41 969 руб.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ комитет социальной защиты населения Волгоградской области предоставил на обращение истца расчет компенсации, исходя из площади жилого помещения 18 кв. м, и доли от всей платы за жилищно-коммунальные услуги, тогда как общая площадь квартиры, в которой проживает истец, составляет 51 кв. м, истец проживает в квартире один.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил суд признать незаконным расчет комитета социальной защиты населения Волгоградской области от
8 декабря 2017 г. единовременной денежной выплаты на оплату части жилищно-коммунальных расходов Моор В.А. за период с 2009 по 2016 год; обязать комитет социальной защиты населения Волгоградской области произвести перерасчет единовременной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных расходов Моора В.А. за 2009-2016 годы.
В ходе судебного разбирательства по делу в качестве соответчика привлечено ГКУ «Центр социальной защиты населения по Иловлинскому району», ГКУ «Центр социальной защиты населения по Центральному району».
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований истца было отказано.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав, что меры социальной поддержки оказываются Моору В.А. в соответствии с требованиями законодательства, о чем свидетельствует расчет, представленный ответчиком.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 июля 2019 г. решение Центрального районного суда
г. Волгограда от 22 мая 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 августа 2018 г. отменено с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 24 сентября
2019 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с постановленным судом решением, Моор В.А. в лице представителя Царапкина Д.В. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права и вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд первой инстанции, установив, что ГКУ «Центр социальной защиты населения по Иловлинскому району» Моору В.А. предоставляется мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, при этом, по мнению суда первой инстанции, размер социальной поддержки и порядок ее расчета соответствуют требованиям правовых норм, регулирующих спорные отношения, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Моора В.А.
В обоснование вывода о том, что размер выплаченной Моору В.А. компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 2009 года по 2016 год и порядок ее расчета соответствуют нормам закона, регулирующим спорные отношения, суд первой инстанции принял расчет, представленный ответчиком комитетом социальной защиты населения Волгоградской области.
Однако данные выводы суда первой инстанции сделаны при неустановлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебной коллегией установлено и следует из материалов дела, что Моор В.А. является инвалидом III группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и имеет право на компенсации и льготы, предусмотренные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, выданной главой Иловлинского городского поселения, Моор В.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>, имеет в составе семьи дочь Моор Е.В.
Указанное жилое помещение общей площадью 51 кв. м принадлежит на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ на праве общей долевой собственности (по <.......> доли) истцу и его дочери Моор Е.В., что следует из свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
Моор В.А. состоит на учете в ГКУ «Центр социальной защиты населения по Иловлинскому району» по категории «инвалид III группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ему выплачивается ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
По результатам рассмотрения обращения Моора В.А. по вопросу предоставления ему мер социальной поддержки письмом заместителя председателя комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 8 декабря 2017 г. Моору В.А. сообщалось, что за период с января 2009 года по декабрь 2016 года ему выплачена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 41 969 руб. В письме приведен расчет компенсации.
Прокуратурой Волгоградской области при рассмотрении обращений Моора В.А. по вопросу соблюдения законодательства о социальном обеспечении не установлено оснований для принятия мер прокурорского реагирования, поскольку за период с 2009 года по 2016 год размер компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг рассчитывался исходя из данных предоставленных истцом квитанций и составил 41 969 руб., эта сумма выплачена Моору В.А. в полном объеме.
Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также предоставление мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются специальным нормативным правовым актом - Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г.
№ 1244-I), направленным, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I предусмотрено, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного закона, относятся, в частности, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан, перечисленных в данной норме.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») гражданам Российской Федерации гарантируются установленные данным законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
В соответствии с абзацем восьмым пункта 3 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В Волгоградской области предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан регламентируется Законом Волгоградской области от 10 июля 2008 г. № 1735-ОД «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» (далее - Закон Волгоградской области от 10 июля 2008 г. № 1735-ОД), Порядком предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением администрации Волгоградской области от 24 августа 2016 г. № 478-п (далее также - Порядок предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденный постановлением администрации Волгоградской области от 24 августа 2016 г.
№ 478-п, Порядок), Административным регламентом предоставления государственной услуги «Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета», утвержденным приказом Министерства социальной защиты населения Волгоградской области от 30 июля 2013 г. № 713 (далее - административный регламент), которыми определен порядок, а также процедура принятия решения о назначении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Статьей 1 Закона Волгоградской области от 10 июля 2008 г. № 1735-ОД предусмотрено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Волгоградской области, предоставляются в форме ежегодных и ежемесячных денежных выплат на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размерах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
Меры социальной поддержки предоставляются отдельным категориям граждан в соответствии с нормами, установленными Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I (статья 2 Закона Волгоградской области от 10 июля 2008 г. № 1735-ОД).
Предоставление мер социальной поддержки осуществляется в порядке, установленном администрацией Волгоградской области (статья 3 Закона Волгоградской области от 10 июля 2008 г. № 1735-ОД).
Порядком предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденным постановлением администрации Волгоградской области от 24 августа 2016 г.
№ 478-п, определена процедура предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан (пункт 1.1 названного Порядка).
На основании абзаца первого пункта 1.3 этого же Порядка меры социальной поддержки предоставляются центрами социальной защиты населения в форме ежемесячной денежной выплаты на компенсацию части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки назначаются гражданину на одно жилое помещение, являющееся его местом жительства (пребывания) (пункт 1.4 Порядка).
В силу пункта 2.7 данного Порядка ежемесячная денежная выплата на оплату жилищно-коммунальных услуг предоставляется гражданину в виде авансовой суммы в размере, определяемом как сумма компенсаций расходов по оплате 50 процентов каждого вида жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с нормами и в объемах, которые установлены законодательными актами, указанными в пункте 1.2 Порядка.
Как указано в подпунктах 3.4.3 и 3.4.4 административного регламента, начальник отдела центра социальной защиты населения (уполномоченный специалист) осуществляет проверку назначения мер социальной поддержки либо обоснованность отказа в назначении мер социальной поддержки заявителю, подписывает проект решения, в случае определения у заявителя права на меры социальной поддержки - проект распоряжения-расчета и передает на подпись директору такого центра (уполномоченному лицу), который подписывает решение о назначении мер социальной поддержки и распоряжение-расчет.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от
15 мая 1991 г. № 1244-I (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г., действовавшего до внесения изменений Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 данного закона, гарантируется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Таким образом, компенсация расходов из буквального толкования нормы, действовавшей в период 2009-2015 гг., была предусмотрена не только гражданам, являющимся инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, но и членам их семей.
Из приведенных нормативных положений следует, что гражданам, являющимся инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гарантируется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за эти услуги, взноса на капитальный ремонт. Полномочия по реализации этой меры социальной поддержки отнесены к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в Волгоградской области - комитета социальной защиты населения Волгоградской области. Меры социальной поддержки назначаются гражданину на одно жилое помещение по его месту жительства уполномоченным органом, в данном случае - ГКУ «Центр социальной защиты населения по Иловлинскому району».
Согласно ч. 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
На необходимость суду апелляционной инстанции оказывать содействие в собирании и истребовании доказательств указано в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», согласно абзацу второму которого, если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 ГПК РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.
Учитывая указанные положения ГПК РФ и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, судом апелляционной инстанции в качестве дополнительных доказательств по делу было принято личное дело получателя мер социальной защиты из ГКУ «Центр социальной защиты населения по Иловлинскому району».
Из учетного дела следует, что в период с 1 июня 2009 г. по 1 декабря 2009 г. расчет по компенсации части коммунальных услуг, произведен ответчиком только на истца, без учета члена семьи инвалида-ликви░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 3 ░░. 14 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░
23 ░░░░░░ 2017 ░. № 23-░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: 18 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░, 42 ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░; 33 ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 18 ░░. ░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░., ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░ 188 ░░░ ░░).
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░, ░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 18 ░░. ░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ № 541.
░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 18 ░░. ░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ 42 ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 2009 ░░░░ ░░ 2016 ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░ ░ 2009 ░░░░ ░░ 2016 ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░.░.
░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 328 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░
24 ░░░░░░░░ 2019 ░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 8 ░░░░░░░ 2017 ░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 2009 ░░░░ ░░ 2016 ░░░; ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 2009 ░░░░ ░░ 2016 ░░░: ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 1 ░░░░ 2009 ░. ░░ 1 ░░░░░░░ 2009 ░. ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ 42 ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 2009 ░░░░ ░░ 2016 ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: