Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июля 2019 г. г. Минусинск
Дело № 2-2114\2019 24RS0035-01-2019-002318-50
Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Музалевской Н.В., при секретаре Королевой Е.А., с участием процессуального истца прокурора Глуховеровой Г.А., материального истца Есипова С.В., представителя ответчика Бобровой Н.А. по доверенности от 09.01.2019, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Есипова Сергея Валерьевича, Слеповой Нины Васильевны к Управлению социальной защиты населения Администрации г.Минусинска о признании решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки незаконным, возложении обязанности возобновить предоставление мер социальной поддержки,
У С Т А Н О В И Л:
Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Есипова С.В. к Управлению социальной защиты населения Администрации г.Минусинска (далее: УСЗН) о признании решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки с 01.02.2019 незаконным, возложении обязанности возобновить предоставление таких мер, требования мотивированы тем, что Есипову С.В. как инвалиду III группы предоставлялись меры социальной поддержки на оплату и доставку твердого топлива и на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов, однако с 01.02.2019 в связи с наличием у него задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, со стороны УСЗН принято решение о прекращении предоставления данных мер. Прокурор просил признать незаконным решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки и возложить обязанность на ответчика возобновить предоставление мер социальной поддержки с 01.02.2019.
Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Слеповой Н.В. к УСЗН о признании решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки с 01.02.2019 незаконным, возложении обязанности возобновить предоставление данных мер, требования мотивированы тем, что Слеповой Н.В. как инвалиду II группы предоставлялись меры социальной поддержки на оплату и доставку твердого топлива и на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов, однако с 01.02.2019 в связи с наличием у неё задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, со стороны УСЗН принято решение о прекращении предоставления данных мер. Прокурор просил признать незаконным решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки и возложить обязанность на ответчика возобновить предоставление мер социальной поддержки с 01.02.2019.
Определением суда дела соединены в одно производство.
В судебном заседании процессуальный истец прокурор Глуховерова Г.А. уточнила требования, пояснив, что не настаивает на требовании о возложении обязанности предоставить Есипову С.В. меру социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату и доставку твердого топлива, т.к. предоставление данной меры осуществляется в настоящее время, обязать предоставить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг за период с 01.02.2019 по 31.03.2019, материальный истец Есипов С.В. подтвердил факт предоставления ему меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату и доставку твердого топлива, поддержал исковые требования прокурора с учётом их уточнения. В части требований в интересах Слеповой Н.В. прокурор поддержал требования в полном объеме.
Представитель ответчика УСЗН Администрации г.Минусинска Боброва Н.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, считает действия УСЗН правомерными. Представила в материалы дела сведения о том, что Есипову С.В. предоставление меры социальной поддержки на оплату и доставку твердого топлива выполняется в полном объёме.
Материальный истец Слепова Н.В., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства социальной политики Красноярского края –в судебном заседании не присутствовал.
Выслушав пояснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Таким образом, правомочие прокурора на предъявление в суд иска в интересах Есипова С.В., Слеповой Н.В. в защиту их социальных прав судом не ставится под сомнение.
Из материалов дела следует, что Есипов С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом III группы по общему заболеванию бессрочно с 01.04.2010, что подтверждается справкой серии МСЭ от 24.03.2010.
Есипову С.В. принадлежит жилое помещение по адресу: г.Минусинск, ул.Смирновская, 56. Копией заявления Есипова С.В. в адрес руководителя УСЗН администрации г.Минусинска от 21.09.2012 подтверждается факт обращения по вопросу назначения мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг. Протоколом от 01.10.2012 УСЗН подтверждается факт назначения Есипову С.В. социальных льгот: на оплату жилого помещения, отопления, коммунальных услуг, газа, топливо, электроэнергии, коммунальных услуг на общедомовые нужды (л.д.9). В уведомлении УСЗН администрации г.Минусинска от 15.01.2019 указано на возможность прекращения предоставления мер социальной поддержки с 01.02.2019 на оплату жилищно-коммунальных услуг и оплату и доставку твердого топлива в случае непогашения образовавшейся задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг.
21.02.2019 в адрес Есипова С.В. направлено уведомление о прекращении предоставления ему с 01.02.2019 мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Слепова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является инвалидом II группы по профессиональному заболеванию бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ № 010330, фиксирующей дату освидетельствования 27.02.1996. Копией заявления Слеповой Н.В. в адрес руководителя УСЗН администрации г.Минусинска от 02.10.2006 подтверждается факт обращения по вопросу назначения мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг. Протоколом УСЗН от 12.03.2007 подтверждается факт назначения Слеповой Н.В., проживающей по адресу: <адрес>, социальных льгот: на оплату жилого помещения, топлива и его доставки (л.д.9).
В уведомлении УСЗН администрации г.Минусинска от 15.01.2019 указано на возможность прекращения предоставления мер социальной поддержки с 01.02.2019 на оплату жилищно-коммунальных услуг и оплату и доставку твердого топлива в случае непогашения образовавшейся задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг. 21.02.2019 в адрес Слеповой Н.В. направлено уведомление о прекращении предоставления ей с 01.02.2019 мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Между тем, в п.15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ № 901 от 27.07.1996 указано на то, что основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.
В ст.28.2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена передача полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг органам государственной власти субъектов РФ.
Ответчиком приостановлено, а затем принято решение прекратить предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ввиду наличия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за 2 и более месяца и отсутствия соглашения по погашению задолженности.
В определении Верховного Суда РФ от 03.06.2015 № 53-АПГ15-24 указано на то, что ссылка на ст.160 Жилищного кодекса РФ, предусматривающая компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не свидетельствует о наличии у законодателя Красноярского края полномочий по установлению для граждан-инвалидов дополнительных обязанностей, при исполнении которых у инвалида возникает право на получение предусмотренной федеральным законом льготы.
Из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 03.06.2015 № 53-АПГ15-24, следует, что предоставление мер социальной поддержки определенной категории граждан является публично-правовой обязанностью органов государственной власти, заключающейся в установлении такого порядка их реализации, который обеспечивал бы социально незащищенным гражданам получение законных льгот в полном объеме без возложения дополнительных обязанностей и введения каких-либо ухудшающих их положение условий, способных создать препятствия для реализации социальных прав.
В соответствии с пунктами 56, 57 и 58 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года N 761, предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии:
а) неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев;
б) невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил;
в) неисполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил.
Уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, неисполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, но не более чем на один месяц.
Законодателем не предусмотрено право ответчика на принятие решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Само по себе наличие у Есипова С.В., Слеповой Н.В. задолженности по оплате коммунальных услуг и по оплате и доставке твердого топлива не может служить основанием для прекращения предоставлении им мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате данных услуг, в связи с чем решение ответчика о прекращении предоставления указанных мер является незаконным, а потому одновременно с признанием действий ответчика незаконными на ответчика следует возложить обязанность предоставления мер социальной поддержки в отношении Слеповой Н.В. в виде компенсации расходов на оплату стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива, на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке.
В части требований, касающихся Есипова С.В., из материалов дела следует, что Есипову С.В. назначены меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по оплате и доставке топлива с 01.01.2019, таким образом, в этой части ответчиком восстановлено его право, в части оплаты жилищно-коммунальных услуг: холодного водоснабжения, оплаты электроэнергии ему назначены ответчиком меры социальной поддержки с 01.04.2019 после его обращения, соответственно, в период с 01.02.2019 по 31.03.2019 его права оставались нарушенными, таким образом, на ответчика следует возложить обязанность предоставить за период с 01.02.2019 по 31.03.2019 меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объеме потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Довод стороны ответчика о правомерности прекращения предоставления мер социальной поддержки нельзя признать состоятельным как основанный на неправильной оценке обстоятельств дела и толковании норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения Администрации г.Минусинска о прекращении с 01.02.2019 предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату и доставку твердого топлива, на оплату жилищно-коммунальных услуг Есипову Сергею Валерьевичу.
Обязать Управление социальной защиты населения Администрации г.Минусинска предоставить Есипову Сергею Валерьевичу за период с 01.02.2019 по 31.03.2019 меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объеме потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения Администрации г.Минусинска о прекращении с 01.02.2019 предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива, на оплату жилищно-коммунальных услуг Слеповой Нине Васильевне.
Обязать Управление социальной защиты населения Администрации г.Минусинска возобновить предоставление Слеповой Нине Васильевне с 01.02.2019 мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива, на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд.
Мотивированный текст решения изготовлен и подписан 26.07.2019.
Председательствующий Н.В. Музалевская