Дело № 33а-3211/2019 Председательствующий в первой
Категория 020а инстанции Кириленко Е.А.
докладчик в апелляционной
инстанции Дудкина Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 августа 2019 года г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего: Бабича В.В.,
судей: Дудкиной Т.Н., Артамоновой Т.А.
при секретаре: Марушевской Т.В.
при участии:
административного истца Животовского В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Животовского В. А. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо – Животовская И. А., о признании решения органа государственной власти незаконным, по апелляционной жалобе Животовского В. А. на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 15 мая 2019 года.
Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., выслушав административного истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В январе 2019 года административный истец обратился в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, просил признать незаконным распоряжение административного ответчика от 14.08.2018 г. №-РДИ; признать незаконным бездействие Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в части не извещения истца о принятом решении.
Требования обоснованы тем, что обжалуемое распоряжение непосредственно нарушает право истца на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 15 мая 2019 года административное исковое заявление Животовского В. А. удовлетворено частично.
Признано бездействия Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя по не уведомлению Животовского В. А. о признании утратившим силу распоряжения о включении квартиры №, расположенной по адресу: <адрес> в Реестр собственности города Севастополя, - незаконным.
В удовлетворении иной части требований отказано.
На данное решение административным истцом подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене состоявшегося решения в части отказа в иске, принятие нового об удовлетворении иска в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Апеллянт указывает на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недопустимость доказательств, приобщенных к материалам административного дела, поскольку оригиналы письменных доказательств в надлежащем виде суду не представлялись.
В судебном заседании административный истец апелляционную жалобу поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в ней.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, что не препятствует рассмотрению дела.
Заслушав судью-докладчика, выслушав административного истца, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 08.10.2009 г. административному истцу выдан ордер на вселение в данную квартиру №, <адрес> составом семьи три человека: наниматель Животовский В.А., жена – Животовская И.А., сын – ФИО1.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 19.07.2017 г. №-РДИ по заявлению Животовского В.А. указанная квартира включена в Реестр собственности города Севастополя. Этим же распоряжением Животовскому В.А. предложено осуществить мероприятия по кадастровому учету, государственной регистрации права собственности города Севастополя и переходу права в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя.
Указанная квартира внесена в реестр собственности города Севастополя 24.07.2017 г. за реестровым номером №, объект недвижимости поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера № как ранее учтенный.
14.08.2018 г. распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №-РДИ распоряжение от 19.07.2017 года №-РДИ признано утратившим силу. Квартира №, расположенная по адресу: <адрес> исключена из Реестра города Севастополя.
Основанием для издания обжалованного распоряжения послужило то, что согласно информации Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя от 02.04.2018 г. № Сертификаты СТ 000145 и СТ 000146 соответствия законченных строительством монолитных 12-этажных жилых домов <адрес> (корпуса 33, 34) аннулированы.
Об издании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 14.08.2018 г. №-РДИ административный истец уведомлен не был.
Отказывая в удовлетворении требований административного искового заявления в части признания незаконным распоряжения, суд первой инстанции исходил из его законности и обоснованности, вместе с тем, наличие условий для удовлетворения иска, а именно незаконность решения и нарушение прав административного истца оспариваемым распоряжением не установлено.
Коллегия судей не соглашается с таким выводом суда первой инстанции и, проверяя его на соответствие требованиям статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.
Законом города Севастополя от 24.04.2014 г. N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" установлено, что в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 г. N 7156 "О статусе города-героя Севастополя" данным законом определяется порядок инвентаризации, управления и распоряжения бывшей государственной собственностью Украины, находящейся на территории города Севастополя по состоянию на 17.03.2014 г.
Согласного части 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 30.04.2014 г. N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" Правительство является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Севастополя, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Севастополя.
Постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 г. № 883-ПП утверждено Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Согласно пункту 1.1 названного Положения Департамент - исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
К функциям Департамента относится приватизация имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя; оказание государственных услуг в сфере имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя в пределах своей компетенции; осуществление правоприменительных функций в сфере имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя (п.п. 3.3. 3.7. 3.8).
Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет, помимо прочих, полномочия по включению движимого и недвижимого имущества в Реестр собственности города Севастополя (п.4.81).
Как следует из материалов дела Инспекцией ГАСК в городе Севастополе 26 февраля 2007 года войсковой части А 3370, Крымскому управлению капитального строительства МО Украины выдано разрешение на производство строительных работ № по строительству двух монолитных 12-ти этажных жилых домов в VI микрорайоне Камышовой бухты согласно проектной документации. Разрешением на производство строительных работ от 28 апреля 2009 года, действие разрешения от 26 февраля 2007 года продлено.
02 июля 2010 года Инспекцией ГАСК в городе Севастополе были выданы Сертификаты СТ 000145 и СТ 000146 соответствия законченных строительством монолитных 12-этажных жилых домов <адрес> (корпуса 33,34).
Сертификаты были выданы на основании Акта готовности объекта к эксплуатации от 17 июня 2010 года, о чем указано в сертификатах.
Впоследствии, в адрес Инспекции ГАСК в г. Севастополе поступил протест Прокуратуры города Севастополя от 23.09.2011 г. №, согласно которому сертификаты соответствия СТ 000145 и СТ 000146 противоречат действующему законодательству, а именно: нарушены требования Закона Украины «О пожарной безопасности», положения о Государственной пожарной охране, а также Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 08.10.2008 г. № 923.
Удовлетворяя протест прокуратуры города, Инспекция ГАСК в г. Севастополе приказом от 06.10.2011 г. № аннулировала сертификаты соответствия СТ 000145 и СТ 000146.
Установив данные обстоятельства, административный ответчик принял оспариваемое распоряжение, с которым согласился суд первой инстанции, указав на его законность, исходя из полномочий административного ответчика.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с законностью оспариваемого распоряжения по таким основаниям.
С целью получения государственной услуги по заключению договора о передаче в собственность жилого помещения государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация), Животовский В.А. обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о включении занимаемой им квартиры в Реестр собственности города Севастополя, которая и была включена распоряжением №-РДИ от 17.07.2017 г.
Как следует из материалов дела распоряжение №-РДИ от 17.07.2017г. исполнено, квартира №, <адрес> внесена в реестр собственности города Севастополя.
Таким образом, у административного истца возникло право на обращение за получением государственной услуги по заключению договора о передаче в собственность (приватизации) жилого помещения, которым он владеет на законных основаниях.
В судебном заседании административный истец пояснял, что его квартира расположена в двенадцатиэтажном доме, большая часть квартир, расположенных в нем находится в собственности жильцов, к дому подведены необходимые коммуникации, заселение осуществлено в 2009 году.
Данное обстоятельство административным ответчиком не опровергнуто, согласно перечня распоряжений, признанных утратившими силу (приложение к распоряжению №-РДИ от 14.08.2018 г.), в доме <адрес>, лишь семь квартир были включены в Реестр собственности города Севастополя.
Из содержания полномочий Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя следует, что данный орган включает движимое и недвижимое имущество в Реестр собственности города Севастополя, при этом, согласно распоряжению от 19.07.2017 г. №-РДИ, руководствовался он, помимо правовых актов города Севастополя, Гражданским кодексом РФ.
Согласно части 3 статьи 212 Гражданского кодекса РФ особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Издавая оспариваемое распоряжение о признании утратившими силу распоряжения согласно приложению, административный ответчик фактически совершил действия, направленные на прекращение права собственности на основании информации, поступившей из Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя от 02.04.2018 г. об аннулировании сертификатов соответствия законченных строительством монолитных 12-этажных домов <адрес>.
Вместе с тем, полученная информация, сама по себе не является основанием для прекращения права на объект, такое прекращение должно быть осуществлено в установленном законом порядке, при этом, признание утратившим силу правоустанавливающего акта, без разрешения судьбы объекта недвижимости и не принятия иного, регулирующего данный вопрос не основано на законе и такие полномочия Департамента не предусмотрены Положением о нем.
Судебная коллегия обращает внимание, что вопрос касаемо аннулированных актов и судьбы недвижимого имущества не был разрешен административным ответчиком в порядке положений Закон города Севастополя от 24.04.2014 г. N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя", и как следует из материалов дела, возможность его разрешения не утрачена.
По общему правилу решение государственного органа должно быть законным и обоснованным, то есть, содержание оспариваемого решения должно соответствовать требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующим данные правоотношения.
Судебной коллегией установлено, что оспариваемое распоряжение таковым не является, на что суд первой инстанции внимания не обратил.
Следует также отметить, что в силу положений статьи 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Приватизация занимаемых жилых помещений возможна только при условии, если данные жилые помещения находятся в государственном или муниципальном жилищном фонде.
Таким образом, право административного истца на получение в собственность занимаемого им на законных основаниях жилого помещения, зависит от решения государственного органа, наделенного властными полномочиями, а потому, его решения должны отвечать принципу определенности, а действия должны быть направлены к беспрепятственному осуществлению гражданских прав, если такие права не ограничены в установленном законом порядке.
В данном споре, установление обстоятельств, связанных с объектом недвижимости и, по мнению административного ответчика, препятствующих использовать его по назначению, не лишает административного ответчика возможности передать испрашиваемое жилое помещение в собственность после устранения таких препятствий.
Руководствуясь статьями 308, 309, 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 15 мая 2019 года в части отказа в удовлетворении требований отменить.
Принять в этой части новое решение, которым признать незаконным распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 14 августа 2018 года №-РДИ.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: