Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2575/2013 ~ М-3084/2013 от 25.11.2013

Дело № 2-2575/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 декабря 2013 года

Октябрьский районный суд города Пензы

в составе председательствующего судьи Бобылевой Е.С.

при секретаре          Махровой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Пензы в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению муниципального имущества администрации города Пензы о понуждении к государственной регистрации права собственности на тепловую сеть,

УСТАНОВИЛ:

Истец прокурор Ленинского района г.Пензы в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском к ответчику Управлению муниципального имущества администрации города Пензы и со ссылками на п.3 и п.4 ст.16, ч.4 ст.50 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.5, п.1.20. и п.1.20.а. ст.33 Устава города Пензы, принятого решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 года № 130-12/4, п.1 решения Пензенской городской Думы от 29.05.2009 года № 55-6/5 «О создании Управления муниципального имущества администрации города Пензы», п.1 ст.2 Положения об Управлении муниципального имущества администрации города Пензы, утвержденного решением Пензенской городской Думы от 29.05.2009 года № 55-6/5, ст.130, ч.1 ст.131, ст.210 ГК РФ, ст.2 Конституции РФ, приложение к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», постановление Правительства РФ от 07.03.1995 года № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность», утратившее силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 14.07.2006 года № 437, п.1 и п.2 ст.30 ФЗ от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указал на следующее:

Прокуратурой Ленинского района г.Пензы в ходе проведения проверки соблюдения законодательства, регулирующего использование муниципального имущества, законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства было установлено, что Управлением по имущественным и градостроительным отношениям администрации города Пензы допущены существенные нарушения названного законодательства, затрагивающие права и законные интересы жителей муниципального образования. Так, установлено, что на территории города Пензы имеются теплотрассы, в частности, теплотрасса, расположенная по адресу: <адрес> право собственности на которые не зарегистрировано. Право собственности на указанный объект – тепловую сеть возникает только после государственной регистрации и, следовательно, право по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимостью также возникает после государственной регистрации. Вместе с тем, каких-либо действенных мер по осуществлению регистрации ряда тепловых сетей со стороны органа местного самоуправления не последовало, необходимые для государственной регистрации документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость, до настоящего времени не поданы. Дальнейшее бездействие со стороны ответчика влечет за собой возможность наступления тяжелых последствий - разрушение тепловых сетей, что в дальнейшем приведет к невозможности их эксплуатации. Ряд жилых домов, отапливаемых от центрального теплоснабжения, к которым указанные тепловые сети осуществляют доставку тепла, могут оказаться без отопления в зимнее время года. Не имея правовых оснований владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимостью, в силу неосуществления регистрации собственности на тепловые сети, администрация г.Пензы (в лице Управления) не может нести бремя содержания принадлежащего ей имущества, что в дальнейшем может привести к чрезвычайном ситуации - разрыву, разрушению тепловых сетей, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери. Таким образом, бездействие Управления муниципального имущества администрации города Пензы, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права собственности на тепловые сети, возникновению правового основания для содержания данной тепловой сети, существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Кроме того, со стороны органа местного самоуправления допущены нарушения финансовой дисциплины, выразившиеся в том, что на содержание и ремонт указанных теплосетей, не оформленных надлежащим образом в муниципальную собственность, осуществляется трата денег из муниципального бюджета.

На основании изложенного прокурор просил обязать ответчика зарегистрировать право собственности на тепловую сеть, расположенную по адресу: <адрес>, путем подачи заявления в территориальный орган Управления государственной регистрации, кадастра и картографии Пензенской области, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В настоящем судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Ленинского района г.Пензы Чистикина К.В. заявленные исковые требования поддержала по изложенным выше основаниям и дополнительно пояснила, что спорная тепловая сеть, согласно документам, имеет следующие характеристики: теплотрасса от ...

Представитель ответчика Управления муниципального имущества администрации города Пензы по доверенности Милованова И.Н. в настоящем судебном заседании исковые требования не признала и в возражение на них пояснила:

    Материально-правовые требования прокурора сводятся к понуждению Управления муниципального имущества администрации города Пензы выполнить требования законодательства о регистрации права на принадлежащее ему недвижимое имущество, поскольку невыполнение Управлением указанной обязанности нарушает права неопределенного круга лиц. Вместе с тем, какие именно затрагиваются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц вследствие не проведения Управлением регистрации права муниципальной собственности на теплотрассу в порядке, установленном ст.4 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», прокурором не указано. В соответствии с п.1 ст.3 ГПК РФ в судебном порядке осуществляется защита нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. При этом нарушение прав и законных интересов должно быть конкретным и реальным. Указанное же прокурором обстоятельство, заявленное как основание иска, не свидетельствует о реальном нарушении ответчиком каких-либо конкретных прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которых предъявлен иск. Довод о том, что, не имея правовых оснований владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимостью в силу неосуществления регистрации собственности на тепловые сети администрация г.Пензы (в лице Управления) не может нести бремя содержания принадлежащего ей имущества, содержит в себе противоречие. С одной стороны, не имея свидетельства о праве собственности на теплотрассу, Муниципальное образование – город Пенза не является её собственником, а с другой стороны, она (теплотрасса) ему принадлежит, но
на каком праве, не указано. Также истцом не указаны основания для приобретения
муниципальным образованием – городом Пензой права собственности. Если истец считает, что объекты инженерной инфраструктуры являются муниципальной собственностью в силу Закона (постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных кругов, городов Москвы и Санкт – Петербурга и муниципальную собственность»; постановление Правительства РФ от 07.03.1995 года № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения из федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность»; ФЗ от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»), то им неправильно избран способ защиты права, поскольку ст.12 ГК РФ не предусматривает такого способа защиты нарушенного права, как понуждение собственника зарегистрировать своё право собственности на объект недвижимости. В обоснование своих требований прокурор ссылается на то, что бездействие администрации города Пензы по осуществлению государственной регистрации тепловых сетей влечет за собой возможность наступления тяжелых последствий в виде разрушения тепловых сетей, которое в дальнейшем приведет к невозможности их эксплуатации, кроме того, ряд жилых томов, отапливаемых от центрального теплоснабжения, к которым указанные тепловые сети осуществляют доставку тепла, могут оказаться без отопления в зимнее время года. Данный вывод не соответствует положениям ФЗ от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Так, в соответствии с подп.6 ст.15 указанного закона в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети, и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. В соответствии с п.4.2. ч.1 ст.17 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом о теплоснабжении. В соответствии с ч.1 ст.6 ФЗ N 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Таким образом, органы местного самоуправления, осуществляя полномочия по организации теплоснабжения, вправе определить обслуживающую организацию даже в отношении не принадлежащих им бесхозяйных тепловых сетей. Теплотрасса, расположенная по адресу: <адрес> по договору от ДД.ММ.ГГГГ закреплена на праве оперативного управления за МКП «Теплоснабжение», и договор никем не оспорен. В соответствии с п.3.1. указанного договора предприятие в отношении имущества, закрепленного на праве оперативного управления, обеспечивает его сохранность, возобновление, нормальные условия эксплуатации, капитальный и текущий ремонт, в том числе, обновляет основные производственные фонды в пределах выделяемых на указанные цели бюджетных средств. Истец ошибочно полагает, что право собственности на указанный объект – тепловую сеть возникает только после государственной регистрации в соответствии с ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с п.1 ст.6 этого ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим ФЗ. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Указанная в иске теплотрасса введена в эксплуатацию в 1986 году и, поскольку право собственности на неё у муниципального образования – города Пензы возникло до вступления в силу ФЗ "О государственной регистрации прав недвижимое имущество и сделок с ним" (т.е. до ДД.ММ.ГГГГ года), оформление такого права путем подачи заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, является правом, а не обязанностью, муниципального образования – города Пензы. В соответствии с п.1 ст.130 ГК РФ к недвижимости (недвижимому имуществу)
относятся земельные участки, здания, сооружения и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются недвижимым имуществом. Регистрации прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе. Названная в иске теплотрасса не является объектом недвижимости, поэтому государственная регистрация права на нее не требуется. Заявляя исковые требования относительно инженерных коммуникаций – теплотрассы по адресу: <адрес>, прокурор не указал её технические характеристики и координаты местонахождения, что в случае удовлетворения иска приведет к неисполнимости решения суда.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации г.Пензы и МКП «Теплоснабжение г.Пензы» в настоящее судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области в настоящее судебное заседание также не явился, о времени и месте его проведения извещены, в материалах дела имеется письменный отзыв на иск действующей по доверенности Агаповой Т.В., в котором она просила рассмотреть дело без их участия и, наряду с прочим, указала на следующее:

В ЕГРП отсутствует запись о праве собственности на тепловую сеть, расположенную по адресу: <адрес> Согласно в ст.18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП (кадастровый номер, условный номер, адрес (местоположение), наименование, назначение, общая площадь, инвентарный номер, литер, этажность) (п.п.5, 6 ст.12 Закона о регистрации, раздел III Правил ведения ЕГРП). В соответствии с п.23 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (утв. постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 года № 219), подраздел I ЕГРП содержит краткое описание объекта недвижимого имущества на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учёту объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа. В соответствии с п.1 ст.16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В случае вынесения решения об обязании ответчика зарегистрировать право собственности на объекты недвижимости государственная регистрация может быть проведена при представлении им полного пакета документов. Частью 2 статьи 16 того же Закона установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со ст.17 настоящего ФЗ являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определённый Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе. Таким образом, для проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, в том числе, на теплотрассу, необходим кадастровый паспорт, который представляется заявителем самостоятельно или запрашивается регистрирующим органом в порядке межведомственного взаимодействия. Отсутствие сведений об объекте в государственном кадастре недвижимости является препятствием для проведения государственной регистрации прав.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

Согласно п.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц ….

На основании п.3 ст.196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В силу ст.12 ГК РФ способом зашиты гражданских прав, в частности, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Ленинского района г.Пензы проверки соблюдения законодательства, регулирующего использование муниципального имущества, и законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, установлено, что на территории города Пензы имеются теплотрассы, в частности, теплотрасса, расположенная по адресу: <адрес> право собственности на которые не зарегистрировано.

Согласно п.1 и п.2 ст.212 ГК РФ, в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу положений ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью; от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, … ; имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296) (то есть право хозяйственного ведения и право оперативного управления); средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В п.п.3 и 4 ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; 4) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения (п.1 ч.1 ст.50 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).

    В силу ч.4 ст.50 того же ФЗ в собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях 2, 2.1, 3 и 3.1 настоящей статьи, в частности, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения (п.1 ч.2 ст.50 ФЗ N 131-ФЗ).

Согласно п.3 и п.4 ч.1 ст.5 Устава города Пензы (принят Решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 года N 130-12/4, зарегистрирован в ГУ Минюста России по Приволжскому федеральному округу ДД.ММ.ГГГГ за ), к вопросам местного значения города Пензы относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Пензы; организация в границах города Пензы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1.20. и п.1.20а. ч.1 ст.33 Устава города Пензы в компетенции Администрации города Пензы находятся: осуществление полномочий, связанных с владением, пользованием и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Пензы, в соответствии с федеральными законами, законами Пензенской области и решениями городской Думы; ведение реестра муниципального имущества в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с Решением Пензенской городской Думы от 21 ноября 1997 года N 105/10 "О создании органа по управлению муниципальным имуществом г. Пензы" был создан Комитет по управлению муниципальным имуществом города Пензы, который являлся уполномоченным органом по управлению (и распоряжению) муниципальным имуществом города Пензы.

Решением Пензенской городской Думы от 31.03.2009 года № 14-3/5 Комитет по управлению муниципальным имуществом города Пензы был упразднен.

Решением Пензенской городской Думы от 29.05.2009 года № 55-6/5 создано Управление муниципального имущества администрации города Пензы (п.1), которое является правопреемником Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пензы по всем правоотношениям, связанным с осуществлением деятельности по управлению и распоряжению муниципальным имуществом города Пензы, а также по сделкам, предметом которых являются земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (п.2).

В соответствии с решением Пензенской городской Думы от 28.09.2012 года № 1012-43/5 «О внесении изменений в решение Пензенской городской Думы от 29.05.2009 года № 55-6/5 «О создании Управления по имущественным и градостроительным отношениям администрации города Пензы» Управление по имущественным и градостроительным отношениям администрации города Пензы переименовано в Управление муниципального имущества администрации города Пензы.

В силу п.1 ст.2 приложения к решению Пензенской городской Думы от 29.05.2009 года № 55-6/5 – Положения об Управлении муниципального имущества администрации города Пензы целью деятельности Управления является осуществление от имени муниципального образования города Пензы полномочий собственника имущества, являющегося муниципальной собственностью, в рамках его компетенции, установленной Уставом города Пензы, решениями Пензенской городской Думы, муниципальными правовыми актами, настоящим Положением.

В частности, в подп.4, 6, 8, 11, 36 п.2 ст.2 Положения об Управлении муниципального имущества администрации города Пензы указано, что управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: выступает истцом и ответчиком в судах по вопросам, отнесенным к полномочиям Управления (подп.4); ведет реестр объектов муниципальной собственности (в том числе муниципального жилищного фонда) города Пензы, осуществляет подготовку документов, связанных с приемом и передачей имущества в муниципальную собственность города Пензы из федеральной государственной собственности, собственности Пензенской области, собственности других муниципальных образований (подп.6); в соответствии с действующим законодательством представляет интересы муниципального образования город Пенза в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (подп.8); в соответствии с действующим законодательством осуществляет сделки, связанные с владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью (подп.11); осуществляет иные полномочия, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и действующим законодательством (подп.36).

Согласно подп.1 п.1 ст.3 того же Положения, для осуществления полномочий, предусмотренных настоящим Положением, Управление имеет право в пределах предоставленных полномочий представлять имущественные интересы города Пензы, выступать в их защиту в суде, ….

Таким образом, Управление муниципального имущества администрации города Пензы является надлежащим ответчиком по делу.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней; регистрации подлежат: право собственности, … (ст.131 ГК РФ).

В п.1 ст.2 ФЗ от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отмечено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (… государственная регистрация прав) – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ; государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Единый государственный реестр прав) (п.2 ст.2 того же ФЗ).

Постановлением Главы администрации города Пензы от 03.03.2004 года № 418 «О приеме объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность г.Пензы» (копия – в деле) решено: принять в муниципальную собственность г.Пензы объекты инженерной инфраструктуры, согласно приложению к настоящему постановлению (п.1); Муниципальному учреждению «Жилсервис г.Пензы» в месячный срок принять к бухгалтерскому учету основных средств тепловые сети, согласно приложению к настоящему постановлению, заказать технические паспорта в Пензенском филиале ФГУП «Ростехинвентаризация» на принимаемые объекты инженерной инфраструктуры и представить их в Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Пензы (п.п.2., 2.1., 2.2.); Комитету по управлению муниципальным имуществом г.Пензы внести соответствующие изменения в договор о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления с МУ «Жилсервис г.Пензы», совместно с МУД «Жилсервис г.Пензы», ООО «Тепловая сетевая компания» оформить дополнительное соглашение к договору о передаче муниципального имущества в аренду на тепловые сети, указанные в приложении к настоящему постановлению (п.п.4., 4.1., 4.2.); в установленном законом порядке поставить на учет в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Пензенской области тепловые сети, указанные в приложении к настоящему постановлению, и включить их в Реестр муниципальной собственности г.Пензы (п.4.3.).

В приложении к постановлению Главы администрации г.Пензы от 03.03.2004 года № 418 «Перечень объектов инфраструктуры, принимаемых в муниципальную собственность г.Пензы» под указана «Теплотрасса от ... к жилым домам <адрес> (то есть спорная) следующего назначения и технической характеристики: «Теплоснабжение жилых домов: теплотрасса от ...

При таких обстоятельствах суд находит доводы представителя ответчика о том, что истцом не указаны основания для приобретения муниципальным образованием – городом Пензой права собственности на спорную тепловую сеть, что истец ошибочно полагает, что право собственности на эту тепловую сеть возникает только после государственной регистрации, а также о том, что спорная тепловая сеть не является объектом недвижимости, не могут быть приняты судом.

Доказательств того, что спорная тепловая сеть введена в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, и право собственности на неё у муниципального образования – города Пензы возникло до вступления в силу ФЗ "О государственной регистрации прав недвижимое имущество и сделок с ним", суду со стороны ответчика и администрации города Пензы не представлено, судом не добыто.

В соответствии с абз.1 п.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Спорная тепловая сеть относится к объектам недвижимости, поскольку она прочно связана с землей, является объектом (сооружением), перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, что фактически признается и администрацией города Пензы, Глава которой ДД.ММ.ГГГГ вынес вышеупомянутое постановление «О приеме объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность г.Пензы» с содержащимся в нем пунктом 4.3..

Кроме того, в материалах дела имеются копии выданных Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Пензенской области свидетельств о государственной регистрации права собственности муниципального образования г.Пенза на аналогичные спорным объекты недвижимости: <адрес>

Постановлением от 22.06.2006 года № 648 «О передаче объектов инженерной инфраструктуры в оперативное управление МУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы» Глава администрации города Пензы решил в целях повышения эффективности использования муниципального имущества передать центральные тепловые пункты и внутриквартальные тепловые сети из муниципальной имущественной казны города Пензы на баланс в оперативное управление МУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы».

Копия данного постановления с приложением и копия постановления Главы администрации города Пензы от 23.10.2006 года № 1227/1 «О внесении изменений в постановление Главы администрации города от 22.06.2006 г. № 648 «О передаче объектов инженерной инфраструктуры в оперативное управление МУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы»» имеются в материалах дела.

На основании постановления Главы администрации города Пензы от 16.07.2007 года № 805 (копия – в деле) на территории города Пензы было создано Муниципальное казенное предприятие «Теплоснабжение г.Пензы» (п.1), и решено Комитету по управлению муниципальным имуществом города Пензы закрепить за ним (МКП «Теплоснабжение г.Пензы») имущество на праве оперативного управления (п.6 и п.6.2.).

При таких обстоятельствах, в связи с созданием МКП «Теплоснабжение г.Пензы», письмом от 31.07.2007 года № 7 4168/1 директор МУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы» просил председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пензы принять в муниципальную казну тепловые сети и ЦТП по прилагаемому перечню.

Постановлением Главы администрации города Пензы от 27.08.2007 года № 1002 «Об изъятии с баланса из оперативного управления МУ «Департамент ЖКХ г.Пензы» муниципального имущества указано: изъять с баланса из оперативного управления муниципального учреждения «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы» в муниципальную имущественную казну города Пензы муниципальное имущество, согласно приложениям 1-9 к настоящему постановлению (п.1); передать из муниципальной имущественной казны города Пензы на баланс в оперативное управление муниципальному казенному предприятию «Теплоснабжение г.Пензы» муниципальное имущество с 30.09.2007 года, согласно приложениям 1-8 к настоящему постановлению (п.2); Комитету по управлению муниципальным имуществом города Пензы … внести изменения в Реестр муниципальной собственности города Пензы (п.4).

В материалах дела на 1-ом листе имеется часть 3 приложения к постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, в п.19 которой указан такой объект-потребитель, как «от УТ-11 к жилым домам <адрес>

По акту приема-передачи объектов инженерной инфраструктуры из муниципальной имущественной казны города Пензы на баланс в оперативное управление МКП «Теплоснабжение г.Пензы» от 30.09.2007 года в соответствии с постановлением Главы администрации города Пензы от ДД.ММ.ГГГГ и приложениями к нему Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Пензы передано, а МКП «Теплоснабжение г.Пензы» принято, на баланс с оперативное управление указанное в приложениях муниципальное имущество – объекты инженерной инфраструктуры, в том числе, ... что видно из перечня (части) имущества, находящегося на балансе МКП «Теплоснабжение г.Пензы».

Несмотря на вышеизложенное, откуда следует, что спорный объект недвижимого имущества – тепловая сеть, расположенная по адресу: <адрес>, признается администрацией города Пензы муниципальным имуществом и используется в таком качестве, вопреки положениям п.1 ст.131 ГК РФ до настоящего времени в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Пензенской области отсутствует запись о праве собственности на названную тепловую сеть, что следует из объяснений представителя истца, отзыва представителя Управления Росреестра по Пензенской области на настоящий иск и не оспаривалось представителем ответчика и другими лицами, участвующими в деле.

Соответственно, со стороны ответчика – Управления муниципального имущества администрации города Пензы, являющегося преемником прав и обязанностей Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пензы, имеет место бездействие.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что к вопросу местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

Издавая ДД.ММ.ГГГГ упомянутое ранее постановление «О приеме объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность г.Пензы», Глава администрации города Пензы руководствовался ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом г.Пензы, обращением ОАО «Пензаэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, письмами: МУ «Жилсервис г.Пензы» от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, ЗАО «Пензенская горэлектросеть» от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического и экологического развития воспитанников <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ б/н и тем, что «теплотрассы проложены к объектам жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, являющимся на протяжении длительного ряда лет муниципальной собственностью» и преследовал цель «повышения надежности эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры».

До сих пор постановление Главы администрации города Пензы от ДД.ММ.ГГГГ в части надлежащего принятия в муниципальную собственность г.Пензы спорного объекта инженерной инфраструктуры с оформлением в установленном законом порядке права собственности муниципального образования – города Пензы на тепловую сеть по адресу: <адрес> ответчиком не исполнено.

Между тем, лишь собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, … (п.1 и п.2 ст.209 ГК РФ); собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.210 ГК РФ).

В соответствии с абз.1 и 2 п.1 ст.16 ФЗ "О государственной регистрации прав недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, … ; в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления …, органа местного самоуправления … ; в случае, если право возникает на основании … акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого принят указанный акт.

Бездействие Управления муниципального имущества администрации города Пензы, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права собственности на спорную тепловую сеть, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку разрушение тепловых сетей при отсутствии их надлежащего содержания собственником (либо иным уполномоченным им лицом) может повлечь за собой разрушение тепловой сети, невозможность её эксплуатации и, как следствие, возникновение чрезвычайных ситуаций в пределах города Пензы, в том числе, с причинением вреда качеству жизни и здоровью людей, которые могут остаться без отопления в отопительный сезон, со значительными материальными потерями.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора должны быть удовлетворены, а именно, следует обязать Управление муниципального имущества администрации города Пензы зарегистрировать право собственности на тепловую сеть, расположенную по адресу: <адрес> путем подачи заявления в Октябрьский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Пензенской области, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Доводы представителя ответчика, приведенные выше, в частности, о том, что спорная тепловая сеть на праве оперативного управления закреплена за МКП «Теплоснабжение», с которым заключен договор, по которому МКП обеспечивает сохранность сети, нормальные условия её эксплуатации, капитальный и текущий ремонт, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска.

Представитель ответчика – Милованова И.Н. указала на то, что в случае удовлетворения судом исковых требований она просит учесть п.2 ст.206 ГПК РФ о том, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Действительно, в ст.206 ГПК РФ закреплено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Вместе с тем, поскольку при рассмотрении дела суду не были представлены доказательства невозможности исполнения принимаемого решения суда непосредственно после вступления его в законную силу (ст.210 ГПК РФ), в настоящее время суд не имеет возможности установить в данном решении отличный от определенного ст.210 ГПК РФ срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Пензы в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению муниципального имущества администрации города Пензы о понуждении к государственной регистрации права собственности на тепловую сеть удовлетворить.

Обязать Управление муниципального имущества администрации города Пензы зарегистрировать право собственности на тепловую сеть, расположенную по адресу: <адрес> (... путем подачи заявления в Октябрьский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Пензенской области, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд города Пензы в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 30.12.2013 года.

СУДЬЯ

2-2575/2013 ~ М-3084/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Ленинского айона г. Пензы
Ответчики
УМИ администрации г. Пензы
Другие
администрация г.Пензы
МКП "Теплоснабжение г.Пензы"
Управление Росреестра по Пензенской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Пензы
Судья
Бобылева Е.С.
Дело на сайте суда
oktyabrsky--pnz.sudrf.ru
25.11.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.11.2013Передача материалов судье
26.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2013Подготовка дела (собеседование)
11.12.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2013Судебное заседание
30.12.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2015Дело оформлено
03.03.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее