РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июня 2019 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего Коваленко О.П.,
при секретаре Конецкой Я.В.,
с участием представителя административного истца – Аюкасова С.Х., действующего на основании доверенности,
с участием представителя административного ответчика Военного комиссариата Самарской области – Черновой А.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-743/19 по административному иску Копылова Александра Валерьевича к комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» о признании незаконным отказ в выдаче дубликата удостоверения ветерана боевых действий, возложении обязанности,
Установил:
Копылов А.В. обратился в суд с административным иском к комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации (далее Комиссия), ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» о признании незаконным отказ в выдаче дубликата удостоверения ветерана боевых действий.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что во время прохождения военной службы по призыву в в/части 18590 в период с 11 ноября 2002 года по 6 марта 2003 года принимал участие в боевых действиях при проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона. Об участии истца в боевых действиях в военном билете и личном деле были сделаны соответствующие отметки. На основании этих данных военном комиссариатом по Промышленному району г. Самары 19 октября 2004 года ему было выдано удостоверение ветерана боевых действий БК №0411420. В конце 2009 года истцом были утеряны документы, в том числе удостоверение ветерана боевых действий. После обращения истца в военный комиссариат по Промышленному району г. Самара под различными предлогами в выдаче дубликата удостоверения ветерана боевых действий отказали. В октябре 2018 года истец вновь обратился в военный комиссариат с заявлением о выдаче дубликата удостоверения ветерана боевых действий отказали. Однако 22 февраля 2019 года из сообщения военного комиссара Самарской области истцу стало известно, что в выдаче дубликата указанного удостоверения ему было отказано в связи с заключением комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений по выдаче удостоверений ветеранов боевых действий. Ссылаясь на указанные обстоятельства, полагая свои права нарушенными, Копылов А.В. просил признать незаконным отказ в выдаче дубликата удостоверения ветерана боевых действий, возложить обязанность на Комиссию по вынесению решения о выдаче дубликата удостоверения боевых действий, а также обязать ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» выдать дубликата удостоверения боевых действий.
Определением суда в качестве заинтересованного лица привлечено к участию в деле Министерство обороны РФ.
В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании доверенности, требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата Самарской области, действующая по доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать. Пояснила, что требования истца не обоснованы, так как фактическое участие истца в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказкого региона РФ, не подтверждено и соответственно отсутствуют основания для оформления выдачи истцу дубликата удостоверения ветерана боевых действий. Подтвердила, что в 2004 году истцу было выдано удостоверение ветерана боевых действий.
Представители комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации, а также Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав доводы явившейся стороны, суд считает административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностных лиц, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судом установлено, что административный истец во время прохождения военной службы по призыву в в/части 18590 в период с 11 ноября 2002 года по 6 марта 2003 года принимал участие в боевых действиях при проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона.
19 октября 2004 года военном комиссариатом по Промышленному району г. Самары Копылову А.В. было выдано удостоверение ветерана боевых действий БК №0411420.
В конце 2009 года административным истцом были утеряны документы, в том числе удостоверение ветерана боевых действий.
В октябре 2018 года Копылов А.В. обратился через военный комиссариат в комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о выдаче дубликата удостоверения ветерана боевых действий.
Решением от 05.10.2018 №641 Комиссии Копылову А.В. отказано в выдаче дубликата удостоверения ветерана боевых действий, причина отказа – не предоставление документов, подтверждающих непосредственное участие в КТО. Обращение возвращено без реализации до доработки.
О вынесенном решении Копылову А.В. стало известно 22 февраля 2019 года из сообщения военного комиссара Самарской области, что не оспорено ответчиками, соответственно, суд с указанной даты рассчитывает срок исковой давности, который на момент подачи административного иска не истек.
При разрешении спора по существу, суд исходит из того, что факт выдачи истцу удостоверения "Ветеран боевых действий" сторонами не оспаривался, выдачей удостоверения 19 октября 2004 года за ним было признано конституционное право на гарантии социальной защиты, право на льготы, в связи с чем суд приходит к выводу, что Комиссия обязана была совершить техническую процедуру по замене утраченного удостоверения и выдать заявителю дубликат удостоверения, учитывая, что документы, подтверждающие факт выдачи удостоверения ранее были представлены, вне зависимости от того, имелись или отсутствовали основания для первоначальной выдачи удостоверения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее по тексту - Закон "О ветеранах") к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Разделом 3 Приложения к Закону "О ветеранах" установлен перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, к которым относится, в частности, выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Согласно статье 28 Закона "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством Российской Федерации.
Порядок выдачи гражданам удостоверений ветерана боевых действий урегулирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", а также изданными во исполнение данного Постановления ведомственными нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 утвержден единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, а также Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий (далее по тексту - Инструкция). Постановлением установлено, что меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 01 января 1992 года.
В соответствии с пунктом 8 Инструкции, если удостоверение пришло в негодность или утрачено, по заявлению ветерана и на основании соответствующих подтверждающих документов выдается его дубликат. Основанием для выдачи дубликата являются документы, бывшие основанием для первоначальной выдачи удостоверения ветерана боевых действий либо подтверждающие факт его выдачи.
В соответствии с пунктом 18 Порядка выдачи удостоверения ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года N 2288 (далее по тексту - Порядок), действующего в спорный период, а также пунктом 21 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года N 595, если удостоверение пришло в негодность или утрачено, по рапорту (заявлению) ветерана боевых действий и на основании соответствующих документов выдается его дубликат.
Основанием для выдачи дубликата являются документы, которые подтверждают первоначальную выдачу удостоверения либо документы, подтверждающие факт выдачи удостоверения.
Обращение о выдаче дубликата рассматривается в соответствии с пунктами 11 - 15 указанного Порядка.
Таким образом, при выдаче дубликата утерянного удостоверения также следует исходить из презумпции наличия такого права, тогда как оно никем не оспорено и подтверждению, в соответствии с действующим законодательством, не подлежит.
Суд исходит из того, что юридически значимым обстоятельством при разрешении данного спора является необходимость установления факта выдачи истцу такого удостоверения ранее.
Как следует из материалов и не оспаривается сторонами, 19 октября 2004 года было выдано Копылову А.В. удостоверение "Ветеран боевых действий" серии БК №0411420, в соответствии с которым ему по настоящее время предоставляются, предусмотренные законом социальные льготы и гарантии.
Ранее выданное истцу удостоверение не аннулировалось и недействительным не признавалось.
При обращении с заявлением о выдаче дубликата удостоверения "Ветеран боевых действий" истцом документы, подтверждающие факт выдачи указанного удостоверения, были представлены, что также административными ответчиками не оспаривалось.
Учитывая, что Копыловым А.В. были представлены доказательства, подтверждающие факт выдачи ему удостоверения ранее, соответственно оспоренное решение является незаконным.
Возложение обязанности на административного истца повторно представить документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, на основании которых ранее в установленном законом порядке было выдано удостоверение, ограничивает предоставленное ему право на компенсации и льготы.
Данное право в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При таких обстоятельствах, вне зависимости от того, имелись или отсутствовали основания для первоначальной выдачи удостоверения, Комиссия обязана была совершить техническую процедуру по замене утраченного удостоверения и выдать заявителю дубликат удостоверения взамен утраченного.
Что касается факта непосредственного участия административного истца в боевых действиях, то при рассмотрении публично-правового спора о законности отказа в выдаче дубликата удостоверения «Ветеран боевых действий» недопустимо высказывать суждения по данному вопросу. Такие суждения в любом случае касаются и по существу затрагивают права заявителя на меры социальной поддержки, которые предоставляются ему как ветерану на основании ранее выданного удостоверения ветерана боевых действий.
Административным ответчиком доказательств, подтверждающих прекращение статуса ветерана боевых действий, признания недействительным ранее принятого решения о признании Копылова А.В. ветераном боевых действий, не представлено.
Удостоверение является лишь доказательством присвоения статуса административному истцу «Ветеран боевых действий» и выдача его дубликата в связи с утратой не может являться основанием для пересмотра ранее признанного за административным истцом права на получение социальных льгот и гарантий, установленных законом "О ветеранах".
Суд отмечает, что Копылов А.В. не заявляет требования о признании его ветераном боевых действий и выдаче в связи с этим удостоверения, а обжалует заключение Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Центрального военного округа, которым ему отказано в выдаче дубликата удостоверения взамен утраченного, настоящее административное исковое заявление подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
При этом, содержание решения Комиссии свидетельствует именно об отказе в выдаче дубликата удостоверения.
Таким образом, принимая во внимание первоначальное признание за административным истцом статуса участника боевых действий и выдачу ему удостоверения ветерана боевых действий, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания решения комиссии Центрального военного округа об отказе в выдачи административному истцу дубликата удостоверения ветерана боевых действий незаконным, с возложением обязанности по вынесению такого решения.
Между тем, оснований для возложения обязанности на ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» выдать дубликат удостоверения «Ветеран боевых действий» в отсутствие признания действий или бездействий данного органа незаконными у суда не имеется, поскольку данный административный ответчик выдает оформленный дубликат удостоверения только после того, как получит в соответствии с вышеуказанным Порядком решение Комиссии о его выдаче.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Копылова Александра Валерьевича к комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат Самарской области» о признании незаконным отказ в выдаче дубликата удостоверения ветерана боевых действий, возложении обязанности – удовлетворить частично.
Признать решение комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации №641 от 05.10.2018 года об отказе в выдаче Копылову Александру Валерьевичу дубликата удостоверения «Ветеран боевых действий» незаконным.
Обязать комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации принять решение о выдаче Копылову Александру Валерьевичу дубликата удостоверения «Ветеран боевых действий».
В остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через суд Самарского района г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11.06.2019г.
Судья: