Дело № 2-716/2021 Изготовлено 11 июня 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ярославский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Маханько Ю.М.,
при ведении протокола пом.судьи Цырулевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле
3 июня 2021 года
гражданское дело по иску Жихаревой Надежды Викторовны к АО «Россельхозбанк» о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с исковыми требованиями, в которых, с учетом уточнения, просит:
- признать незаконным отказ АО «Россельхозбанк» от средств в размере 375 000 рублей, выделенных истцу на строительство и приобретение жилья в рамках социальной программы;
- обязать АО «Россельхозбанк» произвести зачисление средств субсидии в размере 375 000 рублей с именного блокированного счета истца на ссудный счет заемщика (считать зачисленным 30 июня 2020 года) с предоставлением в Администрацию Кузнечихинского сельского поселения информации об использовании истцом денежных средств субсидии;
- обязать АО «Россельхозбанк» произвести перерасчет остатка долга по кредитному договору и размера ежемесячных платежей с даты зачисления суммы субсидии и уменьшения суммы остатка по основному долгу с 1 июля 2020 года;
- взыскать с АО «Россельхозбанк» неустойку в размере 1 076 250 рублей и продолжать начисление до исполнения требования в части зачисления суммы субсидии на ссудный счет истца и снижения суммы основного долга;
- взыскать с АО «Россельхозбанк» моральный вред в размере 30 000 рублей.
Исковые требования мотивирует тем, что ей, как участнику целевой программы «Поддержка граждан, проживающих на территории Кузнечихинского сельского поселения, в сфере ипотечного кредитования» была выделена субсидия в общем размере 375 000 рублей с целью приобретения жилья способом участия в долевом строительстве.
15 июня 2020 года ответчиком был одобрен ипотечный кредит.
При оформлении заяви на кредит истец менеджеру банка указывала на то, что суммы должны быть три:
- 400 000 первоначальный взнос;
- 375 000 субсидия;
- остальное ипотечный кредит.
Такой же порядок она обговаривала при составлении договора уступки прав требования по договору долевого участия в строительстве.
При заключении кредитного договора 18 июня 2020 года условие о субсидии, в него не было включено, сотрудник банка пояснила, что это будет сделано в дальнейшем.
18 июня 2020 года истцом и ООО «Желдориндустрия» был заключен договор уступки права требования по договору участия в долевом строительстве от 27 июня 2019 года на получение двухкомнатной квартиры на 3 этаже в первом подъезде жилого <адрес>, стоимостью 1 932 400 рублей.
Субсидия была перечислена органом местного самоуправления в банк, однако на ссудный счет зачислена не была, изменения в кредитный договор не вносились, истец неоднократно вводилась в заблуждение сотрудниками ответчика.
В судебном заседании истец и ее представитель Климов Ю.В. заявленные уточненные требования поддержали в полном объеме. Представитель указывал на то, что ответчиком не законно не перечисляются денежные средства на ссудный счет истца, данная субсидия согласована истцу органом местного самоуправления в установленном законом порядке, в связи с чем ответчик должен исполнять возложенные на него функции. С учетом возникших между истцом и ответчиком правоотношений, ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств должна быть установлена в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей».
Истец указывала на то, что она предоставляла менеджеру банка всю информацию по субсидии, однако ее ввели в заблуждение. В связи с тем, что ей не были освоены денежные средства первой части субсидии, которые банк не зачисляет ей на счет, она лишается права на вторую часть социальной поддержки в виде частичной компенсации ежемесячных платежей.
Представитель ответчика по доверенности Разумов Р.Л. требования не признал, указывая на то, что денежные средства, как мера социальной поддержки имеют целевое назначение, их первая часть в размере 375 000 рублей должна быть потрачена только на приобретение или строительство жилья. Истец же желает данными денежными средствами погасить кредитное обязательство. Истец не воспользовалась правом на данную субсидию, так как заключила кредитный договор и оплатила договор участия в долевом строительстве до получения средств субсидии, вложив вместо этого свои собственные денежные средства. При заключении кредитного договора истец не указывала на то, что оплата жилья должна быть, в том числе, с использованием денежных средств субсидии, в связи с чем, после заключения кредитного договора, денежные средства банком были переведены на оплату жилья. Банк не может направить денежные средства на погашение кредитных обязательств истца, так как это нецелевое расходование и не предусмотрено ни соглашением, ни целевыми программами. Данные денежные средства банк вернет органу местного самоуправления. Истец должна была после получения свидетельства на субсидию предоставить его в банк, открыть блокированный именной счет, получить одобрение кредита и только после поступления субсидии на именной блокированный счет, заключить кредитный договор и оплатить приобретение жилого помещения. Проще говоря, денежные средства субсидии фактически должны быть первоначальным взносом, либо частью его.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, от Администрации Кузнечихинского сельского поселения ЯМР и Департамента строительства ЯО поступили отзывы, в которых указывается на то, что данными организациями выполнены все обязательства перед истцом, представитель Администрации Кузнечихинского сельского поселения ЯМР требования поддерживал.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что требования истца удовлетворению не подлежат.
Постановлением Правительства Ярославской области от 21 февраля 2020 года N 147-п утверждена государственная программа Ярославской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области" на 2020 - 2025 годы, приоритетами которой являются, в том числе:
- поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного кредитования;
- обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, ставка по которому должна быть менее 8 процентов.
Ожидаемыми результатами данной программы значатся, в том числе увеличение количества выдаваемых ипотечных жилищных кредитов в Ярославской области до 16000 единиц в год к 2026 году.
Реализация Государственной программы предполагает осуществление комплекса мер государственного регулирования правового, организационного и финансового характера, обеспечивающих достижение целей.
Организационные меры включают комплекс последовательных и взаимосвязанных действий, направленных на координацию всех вовлеченных в реализацию Государственной программы субъектов: органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований области (далее - ОМСУ), организаций, граждан.
Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования осуществляется:
- посредством безвозмездного предоставления средств областного бюджета на условиях софинансирования местным бюджетам для выдачи гражданам субсидии на приобретение или строительство жилых помещений при получении ипотечного кредита (займа) (далее - субсидия на приобретение или строительство жилых помещений) и субсидии на возмещение части ежемесячных аннуитетных платежей по кредиту (займу) (далее - субсидия на возмещение части ежемесячных аннуитетных платежей);
- посредством обеспечения возможности получения гражданами ипотечных кредитов (займов) по сниженной процентной ставке (п. 3.1 раздела «Механизм реализации задачи по государственной поддержке граждан, проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области»).
Согласно положений п. 3.9.2 органы местного самоуправления:
- разрабатывают и утверждают нормативные правовые акты (муниципальные программы) по вопросам поддержки граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования или займа с выделением средств на реализацию данной задачи в соответствующих местных бюджетах;
- с учетом положений данной задачи разрабатывают и утверждают порядок признания граждан участниками данной задачи, порядок и условия формирования списка граждан - участников данной задачи;
- осуществляют признание граждан участниками данной задачи и формирование списков граждан - участников данной задачи;
- ежегодно определяют объем средств, выделяемых из бюджета муниципального образования области на реализацию мероприятий данной задачи;
- оформляют и выдают гражданам свидетельство о праве на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений (далее - свидетельство о праве на получение субсидии) по форме согласно приложению 9 к подпрограмме "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области";
- заключают соглашения о реализации данной задачи с кредиторами;
- заключают соглашения с ДС о реализации данной задачи по форме, утверждаемой приказом ДС;
- принимают решения о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений и субсидии на возмещение части аннуитетных платежей в рамках данной задачи гражданам в пределах средств областного и местного бюджетов, предусмотренных на эти цели в соглашениях о реализации данной задачи;
- контролируют приобретение гражданами жилых помещений в соответствии с условиями данной задачи путем санкционирования сделок граждан по приобретению (строительству) жилых помещений;
- представляют заявки на выделение из областного бюджета средств для софинансирования предоставления гражданам субсидии на приобретение или строительство жилых помещений или субсидии на возмещение части ежемесячных аннуитетных платежей по формам 1 и 2 согласно приложению 10 к подпрограмме "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области" и в сроки, установленные данной задачей;
- представляют отчет о реализации данной задачи по форме согласно приложению 11 к подпрограмме "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области" и в сроки, установленные данной задачей;
- принимают меры по возврату средств, перечисленных в местный бюджет для выдачи субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в рамках данной задачи, в областной бюджет в случаях, установленных пунктами 37 и 38 раздела I формы и условий предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений и субсидии на возмещение части ежемесячных аннуитетных платежей (приложение 5 к подпрограмме "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области");
- создают условия для увеличения объемов жилищного строительства.
Постановлением Администрации Кузнечихинского сельского поселения ЯМР № 208 от 03.07.2019 «Об утверждении муниципальной целевой программы "Поддержка граждан, проживающих на территории Кузнечихинского сельского поселения, в сфере ипотечного кредитования» на 2020-2021 годы» утверждена данная целевая программа.
В соответствии с Бюджетным кодексом, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства ЯО от 21.02.2020 № 147-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области" на 2020 - 2025 годы и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Правительства области", Уставом Кузнечихинского сельского поселения и в целях повышение доступности и качества жилья для населения Ярославской области путем оказания государственной поддержки гражданам, проживающим на территории Кузнечихинского сельского поселения, в сфере ипотечного жилищного кредитования (займа), постановлением Администрации Кузнечихинского сельского поселения ЯМР ЯО от 5 марта 2020 года № 75 внесены изменения в Постановление № 208 от 03.07.2019 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Поддержка граждан, проживающих на территории Кузнечихинского сельского поселения, в сфере ипотечного кредитования» на 2020-2021 годы», в том числе продлен срок реализации программы.
Целью Программы является стимулирование развития жилищного строительства и рынка жилья на территории Кузнечихинского сельского поселения.
Основная задача Программы - государственная поддержка граждан, проживающих на территории Кузнечихинского сельского поселения, в сфере ипотечного жилищного кредитования, а именно:
- предоставление семьям субсидии на приобретение или строительство жилых помещений при получении ипотечного кредита (займа);
- предоставление семьям субсидии на возмещение части ежемесячных аннуитетных платежей по кредиту (займу).
Таким образом, Программой предусмотрено 2 вида субсидии.
В судебном заседании установлено, что истец является участником целевой программы «Поддержка граждан, проживающих на территории Кузнечихинского сельского поселения, в сфере ипотечного кредитования».
11 июня 2020 года ей было выдано свидетельство о праве на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений при получении ипотечного кредита со сроком действия до 11 января 2021 года.
Программой установлен механизм реализации, то есть получения субсидии.
После получения предварительного согласия кредитора на выдачу ипотечного жилищного кредита или займа обращается в Администрацию Кузнечихинского сельского поселения (по месту постоянного или преимущественного проживания) с заявлением о признании его участником данной задачи и документами, необходимыми для получения субсидии 1 за исключением заявления гражданина о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений при получении ипотечного кредита. По результатам рассмотрения документов в случае признания гражданина участником данной задачи и получении гражданином уведомления о предоставлении ему субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в текущем году и при наличии намерения получить субсидию на приобретение или строительство жилых помещений в текущем году гражданин - участник данной задачи, в течение 10 рабочих дней обращается в Администрацию Кузнечихинского сельского поселения с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилых помещений и представляет документы в соответствии с Приложением 3 к программе «Ипотека».
Администрация Кузнечихинского сельского поселения при получении от Департамента строительства уведомления о предоставлении на условиях софинансирования средств областного бюджета местному бюджету для выдачи гражданину субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в 3-дневный срок оформляет свидетельство о праве на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений по форме согласно приложению 5 к программе «Ипотека» (далее – свидетельство) с указанием размера предоставляемой гражданину субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, рассчитанного на день принятия соответствующего решения, и в 3-дневный срок после получения гражданином свидетельства о праве на получение субсидии направляет его копию в Департамент строительства (абзац 13 п.п. 2.2. п. 2 в редакции от 5 марта 2020 года).
Департамент строительства в течение 5 рабочих дней с момента поступления копии свидетельства о праве на получение субсидии направляет в департамент финансов Ярославской области заявку на выделение средств областного бюджета местному бюджету на софинансирование субсидии на приобретение или строительство жилых помещений. Свидетельство о праве на получение субсидии является действительным в течение 7 месяцев с момента его выдачи (абзац 14 п.п. 2.2. п. 2 в редакции от 5 марта 2020 года).
Гражданин, получивший свидетельство, в течение срока его действия передает свидетельство кредитору и открывает именной блокированный счет.
Как следует из представленных истцом доказательств, 11 июня 2020 года ею было направлено свидетельство в виде электронной копии менеджеру ответчика.
Между тем, как следует из представленных доказательств, как стороной истца, так и стороной ответчика блокированный счет на имя истца был открыт только 26 июня 2020 года.
Согласно положениям ст. 846 ГК РФ при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами. Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.
В соответствии с п. 5 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" кредитным организациям запрещается открывать счета (вклады) клиентам без личного присутствия физического лица, открывающего счет (вклад).
В силу пункта 1.2 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 30.05.2014 г. N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" основанием открытия счета является заключение договора счета соответствующего вида и представление до открытия счета всех документов и сведений, определенных законодательством Российской Федерации, при условии, что в целях исполнения Федерального закона N 115-ФЗ в том числе проведена идентификация клиента, его представителя, выгодоприобретателя. Кредитная организация на основании пункта 5 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ отказывает клиенту в заключении договора банковского счета, вклада (депозита), депозитного счета, если не представлены документы, необходимые для идентификации клиента и представителя клиента.
Сведений о том, что до 26 июня 2020 года истец обращалась к ответчику с заявлением об открытии блокированного счета, суду не представлено. Напротив, представлена переписка истца с сотрудником Банка, из которой усматривается, что до 26 июня 2020 года счет открыт не был.
Согласно абз. 16 п.п. 2.2. п. 2 муниципальной целевой программы "Поддержка граждан, проживающих на территории Кузнечихинского сельского поселения, в сфере ипотечного кредитования», Администрация Кузнечихинского сельского поселения в течение 5 рабочих дней с момента получения информации кредитора о реквизитах открытого гражданином именного блокированного счета и поступления в Администрацию Кузнечихинского сельского поселения субсидии на приобретение или строительство жилых помещений производит ее перечисление на именной блокированный счет гражданина.
18 июня 2020 года истцом и ответчиком был заключен кредитный договор на сумму 1 532 400 рублей с обеспечением в виде залога (ипотеки) приобретаемого жилого помещения общей стоимостью 1 932 400 рублей с указанием на внесение истцом первоначального взноса за счет личных денежных средств в размере 400 000 рублей.
Данные обстоятельства не оспариваются сторонами.
18 июня 2020 года истцом и ООО «Желдориндустрия» был заключен договор уступки права требования по договору участия в долевом строительстве от 27 июня 2019 года на получение двухкомнатной квартиры на 3 этаже в первом подъезде жилого <адрес>,в котором указана стоимость договора 1 932 400 рублей, а так же порядок расчетов:
- 400 000 рублей за счет собственных средств;
- 1 532 400 рублей за счет заемных денежных средств по кредитному договору № от 18 июня 2020 года, заключенного истцом с АО «Россельхозбанк».
Денежные средства по договору были банком перечислены ООО «Желдориндустрия», что не оспаривалось в судебном заседании представителем данного юридического лица.
Ни договор уступки, ни кредитный договор не содержат условий о расходовании денежных средств субсидии.
Согласно положений п. 3.4. муниципальной целевой программы "Поддержка граждан, проживающих на территории Кузнечихинского сельского поселения, в сфере ипотечного кредитования», кредиторы:
- заключают соглашение о взаимодействии в рамках реализации данной задачи с Администрацией Кузнечихинского сельского поселения, организуют обмен информацией и взаимодействие с ДС и Администрацией Кузнечихинского сельского поселения;
- производят проверку платежеспособности гражданина, имеющего намерение стать участником данной задачи, выдают ему предварительное согласие на получение ипотечного кредита (займа) в размере не менее 30 процентов от предполагаемой стоимости жилого помещения;
- выдают ипотечные кредиты или займы в размере не менее 30 процентов от стоимости жилого помещения, осуществляют обслуживание счетов участников данной задачи;
- осуществляют контроль за состоянием платежной дисциплины граждан - участников данной задачи;
- если в течение срока действия свидетельства о праве на получение субсидии гражданин не воспользовался правом на получение субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, направляют свидетельство о праве на получение субсидии с отметкой о причине неиспользования субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в Администрацию Кузнечихинского сельского поселения, выдавшую свидетельство о праве на получение субсидии;
- после государственной регистрации права собственности гражданина на приобретенное или построенное с помощью субсидии на приобретение или строительство жилых помещений жилое помещение направляют свидетельство о праве на получение субсидии с отметкой об оплате на оборотной стороне в Администрацию Кузнечихинского сельского поселения, выдавшую свидетельство о праве на получение субсидии;
- при заключении гражданином договора долевого участия в строительстве свидетельство о праве на получение субсидии с отметкой об оплате на оборотной стороне направляют в Администрацию Кузнечихинского сельского поселения, выдавшую свидетельство о праве на получение субсидии, после государственной регистрации указанного договора;
- в случае строительства индивидуального жилого дома свидетельство о праве на получение субсидии с отметкой об оплате на оборотной стороне направляют в Администрацию Кузнечихинского сельского поселения, выдавшую свидетельство о праве на получение субсидии, после ввода объекта в эксплуатацию и государственной регистрации заявителем и (или) членами его семьи, указанными в свидетельстве о праве на получение субсидии и выступавшими застройщиками при строительстве;
- осуществляют перечисление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений с блокированного счета гражданина только при наличии обязательного санкционирования Администрации Кузнечихинского сельского поселения сделки по приобретению жилого помещения.
Во исполнение данных положений 15 июня 2020 года между Администрацией Кузнечихинского сельского поселения и АО «Российский сельскохозяйственный банк» АО Россельхозбанк» заключено соглашение № 1 предметом которого выступало взаимодействие в рамках реализации задач по государственной поддержке граждан, проживающих на территории Ярославской области в сфере ипотечного жилищного кредитования государственной программы Ярославской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области" на 2020 - 2025 годы и муниципальной целевой программы "Поддержка граждан, проживающих на территории Кузнечихинского сельского поселения, в сфере ипотечного кредитования» в части предоставления гражданам субсидий на приобретение или строительство жилых помещений и субсидий на возмещение части ежемесячных аннуитетных платежей, в котором так же отражен порядок перечисления субсидии, а именно (п. 2.2.):
- при предъявлении гражданином свидетельства о праве на получение субсидии Банк открывает именной блокированный счет и в течение 3 рабочих дней уведомляет Администрацию о реквизитах лицевого счета, что одновременно является заявкой на перечисление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений при получении ипотечных кредитов;
- зачисляет суммы субсидии на целевой блокированный счет участника подпрограммы;
- осуществляет перечисление субсидии на приобретение или строительство жилья по назначению по письменному уведомлению Администрации только после зачисления средств субсидии в полном объеме на целевой блокированный счет участника подпрограммы.
При этом в заключенном соглашении № 1 не указана фамилия гражданина – участника программы.
29 июня 2020 года после открытия истцу блокированного счета АО «Россельхозбанк» направляет в Администрацию Кузнечихинского сельского поселения заявку на перечисление социальной выплаты участнику подпрограммы, и на блокированный счет истца поступают денежные средства в размере 375 000 рублей, которые ответчик 22 июля 2020 года направил «Желдориндустрия», однако 26 августа 2020 года «Желдориндустрия» возвращает данные денежные средствав связи с тем, что обязательства истца по договору участия в долевом строительстве (договору уступки) оплачены.
В рамках исполнения условий соглашения № 1 от 15июня 2020 года о возврате социальной выплаты в случае получения ее в большем размере 23 сентября 2020 года ответчик возвращает Администрации Кузнечихинского с\п ЯМР ЯО денежные средства в размере 375 000 рублей, однако 26 ноября 2020 года Администрация Кузнечихинского сельского поселения направляет денежные средства в размере 375 000 рублей вновь на блокированный счет истца.
Ни соглашением, ни механизмом указанных выше программ и подпрограмм не предусмотрено зачисление первой субсидии на погашение кредитных обязательств, данный вид субсидии направлен только на приобретение или строительство жилья, данный перечень четко обозначен и не предусматривает расширительное толкование.
Однако, заявляя настоящие требования, истец просит направить денежные средства, выделенные ей, как первую часть субсидии на приобретение жилья именно на погашение кредитных обязательств, в рамках уже действующего кредитного договора.
Между тем, на основании исследованного судом механизма расходования денежных средств, предоставленных в виде субсидии на приобретение жилья, суд соглашается с позицией представителя ответчика относительно того, что кредитный договор не мог быть заключен ранее поступления денежных средств на блокированный счет, либо оплата жилья по договору долевого участия должна быть произведена не ранее, чем субсидия поступила в банк.
На момент поступления субсидии на блокированный счет истца кредитные договор был заключен, договор долевого участия в строительстве уже оплачен.
Данные договоры истцом не оспариваются.
При этом ответчиком – Банком субсидия перечислялась застройщику, но была возвращена в связи с полной оплатой договора.
Использование Банком денежных средств субсидии иным способом соглашением не предусмотрено.
Частичная оплата своими денежными средства приобретаемого жилого помещения вместо того, чтобы дождаться средств субсидии, истцом была исполнена добровольно, что не отрицается ей в судебном заседании. О том, что денежные средства в виде субсидии в банк не поступили, она была осведомлена, поскольку блокированный счет был ей открыт значительно позже.
Порядок получения и расходования данного вида субсидий опубликован в свободном доступе на официальном сайте Кузнечихинского сельского поселения ЯМР, Правительства Ярославской области. Ответчик является кредитной организацией и обязан предоставлять информацию только в части оказываемых услуг потребителям, свои действия по получению субсидии истец должна была контролировать самостоятельно, соблюдать установленный нормативно-правовыми актами порядок. Доводы истца о том, что она была введена в заблуждение сотрудниками банка, не имеют правового значения, поскольку имела возможность в любое время проверить механизм и порядок перечисления субсидии. Кроме того, истец подписывала как кредитный договор, так и договор уступки права требования по долевому участию в строительстве, знакомилась с содержанием данных договоров и видела, что денежные средства субсидии нигде не учтены.
Таким образом, действия ответчика по не зачислению денежных средств, предоставленных истцу в качестве государственной поддержки нет оснований признавать незаконными, ответчиком исполнялись обязательства в рамках заключенного соглашения с органом местного самоуправления. При этом представитель ответчика, указывал на то, что срок действия свидетельства на получение субсидии истек, поэтому данные денежные средства будут вновь возвращены органу местного самоуправления, что уже имело место быть, но до истечения срока действия свидетельства.
Производные требования так же не подлежат удовлетворению в связи с отсутствием нарушений со стороны ответчика прав истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В исковых требований Жихаревой Надежды Викторовны к АО «Россельхозбанк» отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Ю.М. Маханько