РЕШЕНИЕ
город Чернушка 3 сентября 2018 года
Судья Чернушинского районного суда Пермского края Снегирева Е.Г.,
при секретаре Александровой О.В.,
с участием прокурора Кривощекова Д.Н.,
представителя ГУ МЧС России по Пермскому краю Мирзаянова С.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании протест прокурора Чернушинского района на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в отношении должностного лица - главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Чернушинская районная больница» Старцева Д.Г.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора Чернушинского и Куединского муниципальных районов по пожарному надзору Мирзаяновым С.И. от 19 июля 2018 года должностное лицо - главный врач ГБУЗ ПК «Чернушинская районная больница» Старцев Д.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, прокурор Чернушинского района обратился в суд с протестом, требует данное постановление отменить. Свои требования мотивирует тем, что на основании распоряжения врио начальника 18 ОНПР УНПР Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 23.04.2018 года, в ГБУЗ «Чернушинская районная больница» выявлено, что требования, изложенные в предписании, частично не выполнены, имеет место нарушения требований пожарного законодательства. В связи с этим в отношении должностного лица - главного врача ГБУЗ «Чернушинская районная больница» Старцева Д.Г. 19.06.2018 года вынесено постановление о привлечении его по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ. В то же время, должностное лицо - главный врач ГБУЗ ПК «Чернушинская районная больница» ранее 25.04.2017 года, в связи с нарушенными и указанными в предписании нарушениями требований пожарной безопасности был привлечен к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ. Как следует из материалов дела, внеплановая проверка имело место на основании распоряжения от 23.04.2018 года и целью данного мероприятия являлся контроль исполнения предписаний от 13.03.2017 года <№>, <№> об устранении обязательных требований пожарной безопасности, ранее выданного ГБУЗ ПК «Чернушинская районная больница» по результатам плановой выездной проверки. Отступление от цели проверки, влечет признание ее результатов недопустимыми доказательствами. Выявленные нарушения, связанные с неисполнением предписания пожарного надзора, влечет для виновного лица специальную ответственность, предусмотренную ст.19.5 КоАП РФ. Из материалов дела следует, что должностное лицо - главный врач ГБУЗ ПК «Чернушинская районная больница» Старцев Д.Г., привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ за те же самые нарушения пожарной безопасности, которые были выявлены ранее в ходе проведения плановой проверки в 2017 году и указаны в предписании, что является недопустимым в силу положений ФЗ № 294 –ФЗ от 26.12.2008 года. Порядок привлечения должностного лица – главного врача ГБУЗ ПК «Чернушинская районная больница» к административной ответственности нарушен, требует отменить постановление по делу об административном правонарушении и назначении административного наказания <№> от 19.07.2018 года, производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – главного врача врач ГБУЗ ПК «Чернушинская районная больница» Старцева Д.Г. по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В судебном заседании прокурор Кривощеков Д.Н. протест поддержал, по доводам указанным в протесте.
Главный врач ГБУЗ ПК «Чернушинская районная больница» Старцев Д.Г. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, доводы, изложенные в протесте, поддерживает.
Должностное лицо органа государственного пожарного надзора Мирзаянов С.И., в судебном заседании с протестом не согласился, пояснил, что порядок привлечения главного врача ГБУЗ ПК «Чернушинская районная больница» Старцева Д.Г. не нарушен, указав, что в отношении ГБУЗ ПК «Чернушинская районная больница» в 2017 году проводилась плановая проверка по соблюдению требований пожарной безопасности, в ходе которой были выявлены нарушения, вынесено предписание об устранении нарушений в срок до 1.05.2018 года. 31.05.2018 года, на основании распоряжения от 23 апреля 2018 года, в отношении ГБУЗ ПК «Чернушинская районная больница» была проведена внеплановая выездная проверка. В ходе проверки выявлено, что ГБУЗ ПК «Чернушинская районная больница» не выполнило требования предписания государственного пожарного надзора, часть нарушений не устранена. В ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. В связи с чем, в отношении должностного лица – главного врача ГБУЗ ПК «Чернушинская районная больница» Старцева Д.Г. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, а также протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Судья, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность, в том числе, за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и ч. 3 - 8 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, административным органом на основании распоряжения врио начальника 18 ОНПР УНПР Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 23 апреля 2018 года проведена внеплановая выездная проверка в области пожарной безопасности в отношении ГБУЗ ПК «Чернушинская районная больница». Внеплановая выездная проверка проводилась с целью контроля исполнения предписаний от 13.03.2017 года, срок исполнения которого установлен до 01.05.2018 года.
В ходе проверки установлено, что предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности в установленный срок в полном объеме не выполнено.
Наличие выявленных нарушений требований пожарной безопасности подтверждается материалами дела, актом проверки <№> от 31 мая 2018 года, и не оспаривается должностным лицом – главным врачом ГБУЗ ПК «Чернушинская районная больница» (л.д.6-9).
По результатам проверки в отношении должностного лица - главного врача ГБУЗ ПК «Чернушинская районная больница» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ (л.д.22).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
В силу статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, и т.д.
Согласно части 1 статьи 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно подпункту 1 пункта 67 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года N 644, юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения внеплановой проверки, является истечение срока исполнения органом власти, организацией, гражданином ранее выданного органом ГПН предписания об устранении нарушения и (или) по устранению несоответствия. При осуществлении внеплановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием об устранении нарушений или по устранению несоответствия (п. 47).
В случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо органа ГПН, проводившее проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано выдать предписание об устранении нарушения и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения, а также принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности (п. 90 Административного регламента).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.1, ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Статьей 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку в ходе внеплановой выездной проверки в ГБУЗ ПК «Чернушинская районная больница», целью которой являлся контроль за исполнением ранее выданных предписаний от 13.03.2017 года, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, административная ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо, допустившее выявленные нарушения, обоснованно привлечено к административной ответственности по указанной норме.
Выявленные инспектором по пожарному надзору в ходе проведения внеплановой проверки 31 мая 2018 года несоблюдения требований пожарной безопасности, допущенные должностным лицом – главным врачом ГБУЗ ПК «Чернушинская районная больница» образуют самостоятельное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, которое формально не является продолжением предыдущего, к ответственности за совершение которого должностное лицо – главный врач ГБУЗ ПК «Чернушинская районная больница» Старцев Д.Г. был привлечен 25.04.2017 г.
Учитывая, что назначение административного наказания не освобождало лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ), повторное выявление признаков административного правонарушения за аналогичное правонарушение не исключает наступление административной ответственности и не влечет прекращение производства по делу.
Также привлечение лица к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ не исключает возможности его привлечения к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку это разные составы административных правонарушений.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
Наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств правонарушения, имущественного и финансового положения должностного лица, полномочным лицом, в установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление является обоснованным и законными, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении от 19.07.2018 года в отношении должностного лица главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Чернушинская районная больница» Старцева Д.Г., оставить без изменения, протест прокурора Чернушинского района - без удовлетворения.
Судья Е.Г. Снегирева