№2-959/2018
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
в составе судьи Щенниковой Е. В.,
при секретаре судебного заседания Поповой Е. Г.,
истца Ермолиной Т. В.,
представителя ответчика администрации сельского поселения «Слудка» Журавлевой Т. А.,
представителя ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Маминой Л. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт
20 декабря 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Ермолиной Т. В. к администрации сельского поселения «Слудка», администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке,
установил:
Ермолина Т. В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения «Слудка», администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, состоящего из одной комнаты в отдельной квартире, общей площадью не менее 27,5 кв.м., по договору социального найма, находящегося в черте населенного пункта с. Слудка или с. Выльгорт, во внеочередном порядке. В обоснование заявленных требований указала, что она является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности администрации сельского поселения «Слудка». На основании постановления администрации сельского поселения «Слудка» указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. 07.06.2018 и 19.05.2017 Ермолина Т. В. обращалась в администрацию сельского поселения «Слудка» и администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с заявлениями о предоставлении пригодного для проживания благоустроенного жилого помещения, в которых ей было отказано. Полагает, что в соответствии с действующим жилищным законодательством, орган местного самоуправления обязан предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 27,5 кв.м., взамен признанного непригодным.
Истец Ермолина Т. В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации сельского поселения «Слудка» Журавлева Т. А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что жилой дом, в котором находится занимаемое истцом жилое помещение, в настоящее время не включен в программу переселения, однако вопрос об этом решается. Также пояснила, что на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий истец не принята, малоимущей не признана.
Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Мамина Л. В. в судебном заседании с заявленными истцом требованиями не согласилась, указав, что Ермолина Т. В. в установленном законом порядке признана имеющей право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий. Оснований для удовлетворения требований в заявленном виде не усматривает
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Ермолина Т. В. на основании договора социального найма жилого помещения от 17.08.2007, является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: ул<адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Совместно с нанимателем в указанное жилое помещение вселен её внук – Е. Д. П.
26.04.2016 межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации сельского поселения «Слудка» от 09.06.2010 № 6/1542 проведено обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
На основании заключения межведомственной комиссии от 26.04.2016 жилой дом блокированной застройки <адрес> признан аварийным.
Постановлением администрации сельского поселения «Слудка» от 10.02.2018 № 2/20 многоквартирный дом №, расположенный на <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Собственнику жилых помещений (администрации сельского поселения «Слудка») рекомендовано подвергнуть сносу данное жилое помещение сроком до 2023 года.
07.06.2018 Ермолина Т. В. обратилась в администрацию сельского поселения «Слудка» с заявлением о предоставлении пригодного для проживания благоустроенного жилого помещения, в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу.
В ответе на заявление от 07.06.2018 администрация сельского поселения «Слудка» указала на отсутствие жилых помещений, пригодных для постоянного проживания.
31.05.2017 Ермолина Т. В. обратилась в администрацию сельского поселения «Слудка» с заявлением о постановке её на учет на улучшение жилищных условий, в связи с признанием дома аварийным.
В ответе на заявление от 22.06.2018 администрация сельского поселения «Слудка» разъяснила Ермолиной Т. В. порядок постановки на соответствующий учет, указав перечень необходимых документов.
Постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 22.01.2018 Ермолина Т. В. составом семьи 1 человек признана имеющей право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья с 11.12.2017 по категории «лица, проживающие в ветхом и аварийном жилищном фонде».
Из письма Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми от 20.03.2018, направленного в адрес администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» следует, что социальные выплаты на строительство или приобретение жилья предоставляются гражданам в порядке очередности, исходя из даты постановки их на учет и из объемов средств республиканского бюджета, выделяемых на эти цели.
Поскольку истец до настоящего времени не обеспечена жилым помещением, пригодным для постоянного проживания и отвечающим установленным требованиям, Ермолина Т. В. обратилась в суд с рассматриваемым иском.
Разрешая спор по существу, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 8 Всеобщей Декларации прав человека, каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Положения статей 11 Гражданского кодекса РФ и ст.11 Жилищного кодекса РФ предусматривают защиту гражданских и жилищных прав в случае их нарушения.
Согласно ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3 ст. 57 ЖК РФ полномочия по предоставлению жилых помещений гражданам отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу п. п. 38, 47 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
При этом решение вопроса о признании конкретных лиц, нуждающимися в жилье, в указанных случаях относится к компетенции правоприменительных органов.
Конституционным судом в определении от 05.03.2009 № 376-О-П обращено внимание на то, что федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма, в частности из муниципального жилищного фонда, необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении (ч. 1 ст. 49 ЖК РФ).
В силу положений ст. 49 ЖК РФ, ст. 6 Закона Республики Коми от 10.11.2005 № 119-РЗ определение стоимости имущества с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления.
По общему правилу, установленному ст. 49 ЖК РФ, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина из числа малоимущих нуждающимся в жилом помещении.
В силу ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Реализация предусмотренного указанными нормами права на предоставление жилого помещения не зависит от того, находится ли жилое помещение, занимаемое гражданами, у них в собственности, либо предоставлено им по договору найма, что неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации в различных постановлениях (например, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2009 N 44-В09-41; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05 марта 2009 года N 376-О-П, от 19 октября 2010 года N 1328-О-О, от 26 мая 2011 года N 643-О-О).
При этом Конституционный Суд отмечает, что предоставление жилых помещений во внеочередном порядке осуществляется при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище.
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, государство одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам.
Из данных конституционных предписаний, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Таким образом, жилое помещение истцу может быть предоставлено лишь при условии соблюдения общих правил обеспечения жилыми помещениями по договору социального жилищного найма, а именно признание малоимущей, а также признание нуждающейся в жилом помещении.
Судом в ходе разрешения спора указанные условия обеспечения жильем по договору социального жилищного найма не установлены.
В судебном заседании установлено, что Ермолина Т. В. малоимущей не признана, на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоит.
При таких обстоятельствах, поскольку объективная нуждаемость в жилом помещении истцом не подтверждена, требования Ермолиной Т. В. о возложении на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», администрацию сельского поселения «Слудка» обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма не подлежат удовлетворению.
Кроме того, не нашел своего подтверждения довод истца о том, что многоквартирный дом, в котором она проживает, представляет опасность для жизни и здоровья людей по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
В нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, доказательств того, что проживание в квартире, признанной непригодной для проживания, представляет в настоящее время реальную и наличную угрозу жизни и здоровью истца, материалы дела не содержат, стороной истца не представлены, а судом не добыто.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований Ермолиной Т. В. в настоящее время не имеется.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковое заявление Ермолиной Т. В. к администрации сельского поселения «Слудка», администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 25.12.2018.
Судья Е.В. Щенникова