Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тюмень 20 июня 2012 года
Ленинский районный суд г.Тюмени в составе:
председательствующего судьи Павлова И.Г.
при секретаре Галкине В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3859/2012 по иску Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области к <данные изъяты> в интересах неопределённого круга потребителей о прекращении противоправных действий в отношении неопределённого круга лиц, выраженных в допущении нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно бытовому водоснабжению,
установил:
Истец (Управление) обратился в суд к ответчику с указанным иском. Исковые требования мотивированы тем, что <данные изъяты> является ресурсоснабжающей организацией - основным и единственным поставщиком услуг водоснабжения и водоотведения в Тюмени, обеспечивающим все население города водой. <данные изъяты> является арендатором водозаборов г. Тюмени, очистных и водозаборных сооружений, а также водопроводных и канализационных сетей, посредством которых население г. Тюмени получает услуги водоснабжения, в том числе для хозяйственно-питьевых целей. Определить полный перечень потребителей, пользующихся водой, поставляемой <данные изъяты> в жилые дома г. Тюмени невозможно. В этой связи, действия ответчика затрагивают интересы неопределенного круга лиц.
В марте 2011 года в Управление стали обращаться жители г. Тюмени с жалобами на качество водопроводной воды: наличие неприятного запаха (тины, канализации). 06.03.2012 только в письменном виде в Управление поступило 12 обращений граждан. Соответствующие обращения также поступали в устном порядке.
По результатам проведенных Управлением проверок в действиях <данные изъяты> выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (неудовлетворительное качество воды централизованной системы питьевого водоснабжения г. Тюмени).
<данные изъяты>, осуществляет производственную эксплуатацию водопроводно-канализационного комплекса г. Тюмень (далее - имущество) с осуществлением хозяйственной и финансовой деятельности по предоставлению услуг водоснабжения потребителям.
Эксплуатация водопроводно-канализационного имущества осуществляется на основании договора аренды № 759-ю от ДД.ММ.ГГГГ с ТУМП ВКХ «Водоканал», договора № 11622424 от ДД.ММ.ГГГГ с Департаментом имущественных отношений Администрации <адрес>.
По инженерным сетям, эксплуатируемым <данные изъяты> осуществляется поставка воды населению <адрес>. С управляющими компаниями, которые в силу положений ст. 161 Жилищного кодекса РФ обслуживают жилой фонд, заключены договоры на поставку воды. Население, проживающее в частном жилом фонде, пользуется водой на основании договоров непосредственно с <данные изъяты>
13.03.2012г отобраны и исследованы лабораторно пробы питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть (резервуар чистой воды на Метелевской водоочистной станции), из централизованной системы водоснабжения наружной водопроводной сети до ввода в жилые дома, а также из водопроводных кранов потребителей в квартирах на соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01).
Исследованиями качества воды охвачено большинство микроучастков <адрес>, обеспечение которой осуществляется преимущественно с <адрес>
Согласно заключению эксперта ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» 240 к/о от 22.03.2012г, протокола лабораторных исследований № 02.8080 от 22.03.2012г: проба питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть из резервуара чистой воды на Метелевской водоочистной станции ООО «Тюмень Водоканал», пробы питьевой воды, отобранные из централизованной системы водоснабжения наружной водопроводной сети до ввода в жилые дома <адрес> не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
Для оценки динамики изменения качества питьевой воды системы централизованного водоснабжения г. Тюмени назначена повторная экспертиза.
При проведении экспертизы 27.03.2012г повторно отобраны и исследованы лабораторно пробы питьевой воды в аналогичных точках.
Согласно заключению эксперта ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» № 288 к/о от ДД.ММ.ГГГГ, протокола лабораторных исследований №№ 02,10483 от ДД.ММ.ГГГГ: проба питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть из резервуара чистой воды на Метелевской водоочистной станции <данные изъяты>», пробы питьевой воды, отобранные из централизованной системы водоснабжения наружной водопроводной сети до ввода в жилые дома <адрес> в подвале не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
В настоящее время состав, техническое состояние оборудования и применяемые технологии существующих в городе водоочистных сооружений не обеспечивают подачу потребителям питьевой воды в соответствии с обязательными требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01.
Кроме того, <данные изъяты> в технологии водоподготовки, особенно в период сезонного ухудшения качества воды водоисточника, не применялся фильтрующий материал - активированный уголь.
Таким образом, для обеспечения качества воды <данные изъяты> не принимал своевременные необходимые и достаточные меры по очистке воды для ее использования населением в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения, в то время как в январе 2012 года по данным лаборатории ответчика ему было известно о несоответствии воды установленным требованиям.
Ресурсоснабжающая организация - <данные изъяты>, нарушая санитарно-эпидемиологические требования к коммунальному ресурсу -холодной воде, не обеспечивает население г. Тюмени коммунальными услугами «холодное и горячее водоснабжение» надлежащего качества, нарушают права потребителей на качество и безопасность коммунальных услуг, а равно нарушает требования санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Истец просит: 1). Возложить обязанность на <данные изъяты> прекратить противоправные действия в отношении неопределённого круга потребителей, выразившиеся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к качеству холодной воды, используемой для целей оказания населению г.Тюмени коммунальных услуг «холодное и горячее водоснабжение», то есть в нарушении параметров состава и свойства воды, установленных СанПиН 2.14.1074-01.
2). Возложить обязанность на <данные изъяты> принять меры по приведению состава и свойства воды в соответствие с требованиями, установленными СанПиН 2.14.1074-01.
3).Установить для <данные изъяты> срок для принятия и реализации комплекса мер, направленных на нормализацию качества холодной воды.
4). Возложить обязанность на <данные изъяты> довести до сведения потребителей решение Ленинского районного суда г.Тюмени через средства массовой информации в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Представители истца Соколова Н.А., Токарева Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме. Уточнив их тем, что просят установить для <данные изъяты> срок для принятия и реализации комплекса мер, направленных на нормализацию качества холодной воды – один год.
Представитель ответчика Аленина И.Б. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам изложенным в отзыве.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что в соответствии с п.п. 1, 3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка
С учетом ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон), федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), который имеет право обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей, неопределенного круга потребителей.
Согласно Постановления Правительства РФ «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 06.04.2004 г. № 154 Федеральная служба находится в подчинении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. На территории Тюменской области служба представлена Управлением. В соответствии с п. 8.4.6 Типового положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2006 г. N 308 Управление также имеет право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей. Данное полномочие предусмотрено ст. 40 Закона.
На основании вышеизложенного, Управление Роспотребнадзора по Тюменской области (далее - Управление) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и вправе подавать иски в защиту прав потребителей, неопределенного круга потребителей.
<данные изъяты> является ресурсоснабжающей организацией - основным и единственным поставщиком услуг водоснабжения и водоотведения в Тюмени, обеспечивающим все население города водой. <данные изъяты>» является арендатором водозаборов г. Тюмени, очистных и водозаборных сооружений, а также водопроводных и канализационных сетей, посредством которых население г. Тюмени получает услуги водоснабжения, в том числе для хозяйственно-питьевых целей. Определить полный перечень потребителей, пользующихся водой, поставляемой <данные изъяты> в жилые дома г. Тюмени невозможно. В этой связи, действия ответчика затрагивают интересы неопределенного круга лиц.
По результатам проведенных Управлением проверок в действиях <данные изъяты> выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде. (неудовлетворительное качество воды централизованной системы питьевого водоснабжения г. Тюмени).
<данные изъяты>, осуществляет производственную эксплуатацию водопроводно-канализационного комплекса г. Тюмень (далее - имущество) с осуществлением хозяйственной и финансовой деятельности по предоставлению услуг водоснабжения потребителям.
Эксплуатация водопроводно-канализационного имущества осуществляется на основании договора аренды № 759-ю от ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты>», договора № 11622424 от ДД.ММ.ГГГГ с Департаментом имущественных отношений Администрации <адрес>.
По инженерным сетям, эксплуатируемым <данные изъяты> осуществляется поставка воды населению г. Тюмени. С управляющими компаниями, которые в силу положений ст. 161 Жилищного кодекса РФ обслуживают жилой фонд, заключены договоры на поставку воды, в подтверждение чему имеется несколько соответствующих договоров. Население, проживающее в частном жилом фонде, пользуется водой на основании договоров непосредственно с <данные изъяты>
13.03.2012г отобраны и исследованы лабораторно пробы питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть (резервуар чистой воды на Метелевской водоочистной станции), из централизованной системы водоснабжения наружной водопроводной сети до ввода в жилые дома, а также из водопроводных кранов потребителей в квартирах на соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01).
Исследованиями качества воды охвачено большинство микроучастков города Тюмени, обеспечение которой осуществляется преимущественно с Метелевской водоочистной станции (<адрес>
Согласно заключению эксперта ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» 240 к/о от ДД.ММ.ГГГГ, протокола лабораторных исследований № 02.8080 от ДД.ММ.ГГГГ: проба питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть из резервуара чистой воды на Метелевской водоочистной станции <данные изъяты>» не соответствует требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 по органолептическим показателям по запаху (обнаружено 3 балла при нормативе не более 2 баллов), обобщенному показателю-перманганатной окисляемости (обнаружено 9,8мгО/дм при нормативе не более 5,0мгО/дм ), неорганическим веществам - содержанию марганца (обнаружено 0,96 мг/дм при нормативе не более 0,10 мг/дм ); пробы питьевой воды, отобранные из централизованной системы водоснабжения наружной водопроводной сети до ввода в жилые дома <адрес> не соответствуют требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 по органолептическим показателям - по запаху (обнаружено 3 балла при нормативе не более 2 баллов), по мутности (обнаружено от 1,7 до 2,9 мг/дм3 при нормативе не более 1,5мг/дм ), по цветности до 25 градусов при нормативе не более 20 градусов; по обобщенному показателю - перманганатной окисляемости (обнаружено от 9,4 до 10,6 мгО/дм3 при нормативе не более 5,0 мгО/дм3), по неорганическим веществам – содержанию марганца (обнаружено от 0,79 до 1,1 мг/дм3при нормативе не более 0,10г/дм3), содержанию железа (обнаружено от 0,4 до 1,5 мг/дм3 при нормативе не более 0,3 мг/дм3); пробы питьевой воды, отобранные в точках водоразбора внутренней водопроводной сети в квартирах жилых домов <адрес> не соответствуют требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 по органолептическим показателям - по запаху (обнаружено 3 балла при нормативе не более 2 баллов), по мутности (обнаружено от 1,7 до 2,7 мг/дм при нормативе не более 1,5мг/дм3),по цветности до 25 градусов при нормативе не более 20 градусов, по обобщенному показателю - перманганатной окисляемости (обнаружено от 9,7 до 10,7 мгО/дм3 при нормативе не более 5,0 мгО/дм ), по неорганическим веществам - содержанию марганца(обнаружено от 0,8 до 1,1 мг/дм3 при нормативе не более 0,10 мг/дм3), содержанию железа (обнаружено от 0,4 до 0,7 мг/дм3 при нормативе не более 0,3 мг/дм3).
Для оценки динамики изменения качества питьевой воды системы централизованного водоснабжения г. Тюмени назначена повторная экспертиза.
При проведении экспертизы 27.03.2012г повторно отобраны и исследованы лабораторно пробы питьевой воды в аналогичных точках.
Согласно заключению эксперта ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» № 288 к/о от 06.04.2012г, протокола лабораторных исследований №№ 02,10483 от 04.04.2012 г: проба питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть из резервуара чистой воды на Метелевской водоочистной станции <данные изъяты> не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по органолептическимпоказателям-по ЗЗПЩ (Обнаружено 3 балла при нормативе не более 2 баллов), обобщенному показателю – окисляемости (обнаружено 10,0 М10/дм при нормативе не более 5,6 неорганическим веществам – содержанию марганца (обнаружено 9,95 мг/дм при нормативе не более 0,10 мг/дм, содержанию железа (обнаружено от 0,6 при нормативе не более 0,3 мг/дм ); пробы питьевой воды, отобранные из централизованной системы водоснабжения наружной водопроводной сети до ввода в жилые дома ул<адрес> не соответствуют требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 по органолептическим показателям - по запаху (обнаружено 3 балла при нормативе не более 2 баллов); по обобщенному показателю - перманганатной окисляемости (обнаружено от 9,6 до 10,4 мгО/дм3 при нормативе не более 5,0 мгО/дм3), по неорганическим веществам -содержанию марганца (обнаружено от 0,9 до 1,2 мг/дм при нормативе не более 0,10 мг/дм3), содержанию железа (обнаружено от 0,4 до 0,8 мг/дм при нормативе не более 0,3 мг/дм3); пробы питьевой воды, отобранные в точках водоразбора внутренней водопроводной сети в квартирах жилых домов <адрес>Н 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 по органолептическим показателям - по запаху (обнаружено 3 балла при нормативе не более 2 баллов), по обобщенному показателю -перманганатной окисляемости (обнаружено от 9,0 до 10,5 мгО/дм при нормативе не более мгО/дм3), по неорганическим веществам - содержанию марганца (обнаружено от 0,9 до 1,0 мг/дм3 при нормативе не более 0,10 мг/дм3), содержанию железа (обнаружено от 0,4 до 0,7 мг/дм3 при нормативе не более 0,3 мг/дм3). В настоящее время состав, техническое состояние оборудования и применяемые технологии существующих в городе водоочистных сооружений не обеспечивают подачу потребителям питьевой воды в соответствии с обязательными требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01.
По результатам производственного контроля Центральной аналитической лаборатории <данные изъяты>» за январь, март 2012г за качеством питьевой воды в резервуаре чистой воды Метелевского водозабора выявилось отклонение качества питьевой воды перед её поступлением в распределительную сеть. Однако <данные изъяты> не были предприняты все необходимые и достаточные меры для нормализации качества питьевой воды центрального водоснабжения г. Тюмени, а оно было обязано незамедлительно принять меры по их устранению и информировать об этом центр госсанэпиднадзора.
Кроме того, проведены лабораторные исследования воды открытого водоисточника р. Тура в месте водозабора на соответствие требованиям СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение насёленных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических Гществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования»
(палее - СанПиН 2.1.5.980-00).
Согласно протокола лабораторных исследований ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» № 02.7304 от 12.03.2012г., вода открытого водоисточника р.Тура в месте водозабора, не соответствует по следующим показателям. запах 4 балла при допустимом не более 2 баллов, ХПК обнаружено 45,4 мгО/дм при нормативе не более 15 мгО/дм3, растворенный кислород обнаружено 0,5 мг/дм3 при нормативе не менее 4 мг/дм в тюбой период года, железо 3,2 мг/дм3 при нормативе не более 0,3 мг/дм, марганец 0,98 мг/дм при нормативе не более 0,1 мг/дм3, БПК5 6 мгО/дм3 при нормативе не более 2 мгО/дм, выявлены колифаги 54,8 БОЕ в 100 мл при допустимом не более 10 БОЕ в 100 мл. (Для категории водопользования «для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для водоснабжения пищевых предприятий»).
Согласно проведённого анализа имеющихся в Управлении Роспотребнадзора по Тюменской области архивных данных за 1986-1991гг. В соответствии с санитарно-гигиеническим паспортом Метелевских водоочистных сооружений (Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Тюменский городской центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, г. Тюмень, 1992г):
Самым тяжелым периодом работы очистных станции является зимний период, который начинается с декабря и до вскрытия реки. В этот период времени исходная вода испытывает дефицит кислорода, процессы минерализации органических соединении идут в бескислородных условиях, содержание растворенного кислорода снижается до 1,0 мг/дм. куб. и даже меньше, вода приобретает резкий неприятный запах и привкус с различной гаммой дурнопахнущих веществ, не подлежащих определению...В этот период времени увеличивается окисляемость речной воды до 30-50 мг/л,... увеличивается цветность свыше 100 градусов,...величины БПК5 достигают 6,2 - 7,7 мг/дм. куб., содержание органических веществ по ХПК 75 - 80 мг/дм. куб. в воде, как правило, появляются фенолы, мышьяк, соединения железа достигают до 2,2 мг/дм. куб., содержание марганца в воде достигает до 0,72 мг/дм. куб.
Кроме того, <данные изъяты> в технологии водоподготовки, особенно в период сезонного ухудшения качества воды водоисточника, не применялся фильтрующий материал - активированный уголь.
Таким образом, для обеспечения качества воды <данные изъяты>» не принимало своевременные необходимые и достаточные меры по очистке воды для ее использования населением в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения, в то время как в январе 2012 года по данным лаборатории ответчика ему было известно о несоответствии воды установленным требованиям.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а именно: договором аренды движимого муниципального имущества; актом передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ; договором аренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ; заключением эксперта № 240 к/о от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ; заключением эксперта № 288 к/о от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ; результатами химического анализа за январь, март 2012 года; протоколом лабораторных исследований от ДД.ММ.ГГГГ; письмом Росводоканал Тюмень от ДД.ММ.ГГГГ; санитарно-гигиеническим паспортом метелевских водоочистных сооружений <адрес>; письмом Росводоканал Тюмень от ДД.ММ.ГГГГ; договором на отпуск питьевой воды от ДД.ММ.ГГГГ; договором на отпуск питьевой воды от ДД.ММ.ГГГГ; договором на отпуск питьевой воды от ДД.ММ.ГГГГ; договором на отпуск питьевой воды от ДД.ММ.ГГГГ; договором на отпуск питьевой воды от ДД.ММ.ГГГГ.
Коммунальные ресурсы - холодную воду населению <адрес> поставляет <данные изъяты>» на основании соответствующих договоров с управляющими организациями. Согласно п. 2.1.2 всех имеющихся в Управлении договоров ресурсоснабжающая организация обязуется поддерживать на границе эксплуатационной ответственности...качество питьевой воды, соответствующее установленным санитарно-гигиеническим нормам и стандартам.
Таким образом, качество коммунальных услуг напрямую зависит от качества самого коммунального ресурса.
Требования к качеству коммунальных услуг, в данном случае к качеству холодного и горячего водоснабжения определены Приложением № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006г. № 307 (далее - Правила № 307).
К требованиям качества холодного и горячего водоснабжения относится постоянное соответствие состава и свойств воды, т.е. коммунального ресурса санитарным нормам и правилам. Отклонение состава и свойств холодной воды от санитарных норм и правил не допускается. При несоответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).
Нормативы допустимых показателей свойств и состава воды, а равно требования к ее качеству и безопасности, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01.
В силу ч. 2 ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ № 52) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (ч. 1 ст. 19 ФЗ-52, п. 3.1 СанПиН 2.1,4.1074-01).
Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (п. 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01).
Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (п.п. 3.4, 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01).
В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167 (далее - Правила) под водоснабжение понимается технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды. Под питьевой водой понимается вода после подготовки или в естественном состоянии, отвечающая установленным санитарным нормам и требованиям и предназначенная для питьевых и бытовых нужд населения и (или) производства пищевой продукции.
В соответствии с 92 Правил организация водопроводно-канализационного хозяйства несет ответственность за качество подаваемой питьевой воды и соответствие его санитарным нормам и правилам.
Пунктами 60, 87 Правил предусмотрено, что организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с требованиями нормативных документов должен быть обеспечен лабораторный контроль качества питьевой воды. Порядок производственного контроля и принятия мероприятий, в случае отступления от гигиенических и санитарных норм качества воды, регламентирован СанПиН 2.1.4.1074-01.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Согласно ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы услуга - в данном случае коммунальная услуга «холодное водоснабжение» при обычных условиях его использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке (в данном случае ФЗ № 52 и СанПиН 2.1.4.1074-01).
Согласно ст. 1 ФЗ № 52 благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека. Безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
Согласно ст. 8 ФЗ № 52 в совокупности с положениями ч. 1 ст. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с п. 3 Правил №307 коммунальные услуги надлежащего качества - коммунальные услуги, отвечающие требованиям Правил № 307, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с п. 9 Правил № 307 при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В соответствии с п.п. б) ж) п. 49 Правил № 307 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами № 307 и договором; производить в установленном разделом VII Правил № 307 порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.
В силу п. 51 Правил № 307 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу.
Требования к качеству коммунальных услуг, в данном случае к качеству холодного и горячего водоснабжения определены Приложением № 1 к Правилам № 307.
К требованиям качества холодного и горячего водоснабжения относится постоянное соответствие состава и свойств воды, т.е. коммунального ресурса санитарным нормам и правилам. Отклонение состава и свойств холодной воды от санитарных норм и правил не допускается. При несоответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).
Нормативы допустимых показателей свойств и состава воды, а равно требования к ее качеству и безопасности, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01.
Ресурсоснабжающая организация - <данные изъяты>», нарушая санитарно-эпидемиологические требования к коммунальному ресурсу -холодной воде, не обеспечивает население г. Тюмени коммунальными услугами «холодное и горячее водоснабжение» надлежащего качества, нарушают права потребителей на качество и безопасность коммунальных услуг, а равно нарушает требования санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Изучив в совокупности представленные истцом доказательства, принимая во внимание вышеизложенное, заявленные истцом исковые требования: возложить обязанность на <данные изъяты> прекратить противоправные действия в отношении неопределённого круга потребителей, выразившиеся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к качеству холодной воды, используемой для целей оказания населению г.Тюмени коммунальных услуг «холодное и горячее водоснабжение», то есть в нарушении параметров состава и свойства воды, установленных СанПиН 2.14.1074-01, возложить обязанность на <данные изъяты> принять меры по приведению состава и свойства воды в соответствие с требованиями, установленными СанПиН 2.14.1074-01, установить для <данные изъяты> срок один год для принятия и реализации комплекса мер, направленных на нормализацию качества холодной воды, законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей, орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Следовательно, подлежат удовлетворению и заявленные исковые требования истца возложить обязанность на ответчика довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
К доводам представителя ответчика, об отказе в удовлетворении исковых требований, заявленным в ходе судебного заседания и представленным в возражениях по иску, суд относится критически и отвергает их по вышеизложенным доводам.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить обязанность на <данные изъяты> прекратить противоправные действия в отношении неопределённого круга потребителей, выразившиеся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к качеству холодной воды, используемой для целей оказания населению г.Тюмени коммунальных услуг «холодное и горячее водоснабжение», то есть в нарушении параметров состава и свойства воды, установленных СанПиН 2.14.1074-01.
Возложить обязанность на <данные изъяты> принять меры по приведению состава и свойства воды в соответствие с требованиями, установленными СанПиН 2.14.1074-01.
Установить для <данные изъяты> срок для принятия и реализации комплекса мер, направленных на нормализацию качества холодной воды.
Возложить обязанность на <данные изъяты>» довести до сведения потребителей решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2-3859/2012 по иску Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области к <данные изъяты> в интересах неопределённого круга потребителей о прекращении противоправных действий в отношении неопределённого круга лиц, выраженных в допущении нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно бытовому водоснабжению, через средства массовой информации в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления его мотивированной части путем подачи апелляционной жалобы в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд города Тюмени.
Председательствующий