Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1057/2014 ~ М-1056/2014 от 22.09.2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 октября 2014 года город Карпинск

Карпинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Королевой К.Н.,

с участием заместителя прокурора <адрес> ФИО6,

при секретаре судебного заседания Мухаметдиновой В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО2, к Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес>, Территориальному отраслевому органу государственной власти <адрес> – Управление социальной политики по городу <адрес>, Министерству по управлению государственным имуществом <адрес>, государственному казенному учреждению <адрес> <адрес> о предоставлении жилого помещения и возложении обязанности по заключению договора найма специализированного жилого помещения на предоставленное жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес>, действующий в интересах ФИО2, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в <адрес> городской суд <адрес> с вышеуказанным иском, указав в нем, что по результатам проведенной проверки было установлено, что приказом Управления социальной защиты населения по городу <адрес> несовершеннолетний на тот момент ФИО2 передан под опеку, за ним сохранено право на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>1. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 поставлен на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда <адрес>, так как он не являлся членом семьи нанимателя закрепленного за ним жилого помещения, права на недвижимое имущество у него отсутствуют. Прокурор просит суд обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> приобрести (построить) за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение в городе <адрес> не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом на территории городского округа <адрес>, для ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обязать Министерство по управлению государственным имуществом <адрес> занести в реестр государственного имущества <адрес> сведения о жилом помещении, приобретенном (построенном) для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения для ФИО2, возложить на <адрес>» обязанность по подготовке договора найма специализированного жилого помещения, подлежащего заключению с ФИО5, возложить на Территориальный отраслевой орган государственной власти <адрес> – Управление социальной политики по городу <адрес> обязанность обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с ФИО5 в течение 5 рабочих дней от даты подписания договора найма специализированного жилого помещения и подписанные экземпляры договора возвратить в Фонд жилищного строительства.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> ФИО6 поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, в полном объеме.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался о месте и времени судебного разбирательства, в материалах дела имеются сведения о его нахождении на стационарном лечении в ГБУЗ <адрес>».

Представитель ответчика – Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного слушания извещались надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Представитель ответчика – ТОИОГВСО - Управление социальной политики по городу <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, ими представлен письменный отзыв, в котором указано, что на основании приказа начальника Управления социальной политики по городу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 поставлен на учет как лицо из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО7 лишена родительских прав, отец ФИО8 умер, вследствие это поддерживают требования прокурора <адрес>.

Представитель ответчика – Министерства по управлению государственным имуществом <адрес> в судебное заседание также не явился, о времени и месте его проведения судебного слушания был извещен надлежащим образом, ими представлен письменный отзыв, согласно которому просят рассмотреть дело в отсутствие представителя, также просят освободить Министерство от гражданско – правовой ответственности, так как оно не наделено полномочиями по совершению сделок, связанных с передачей жилых помещений, приобретенных для детей – сирот, или изданию правовых актов, порождающих гражданские права и обязанности.

Представитель ответчика – <адрес>» в судебное заседание также не явился, о времени и месте судебного слушания извещены надлежащим образом, ими представлен письменный отзыв, согласно которому просят рассмотреть дело в отсутствие представителя, кроме того, указали, что нарушений прав истца в данном случае не имеется, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке. В случае удовлетворения заявленных истцом требований в первоочередном порядке, вне установленного списка, будут нарушены права граждан, у которых право на приобретение жилого помещение возникло раньше, чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований.

Суд, заслушав доводы заместителя прокурора <адрес>, рассмотрев письменные материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.

В силу ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. ФИО1 - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи и детства, устанавливаются иные гарантии социальной защиты. (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации семья и детство находится под защитой государства.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату и государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

На основании ст. 16, 17 Конвенции ООН о правах ДД.ММ.ГГГГ года, которой определяется законодательство государств, признающих верховенство данной Конвенции, к которым относится и ФИО1, гарантируется право ребенка на защиту жилищных прав со стороны государства.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются бесплатно, вне очереди. При этом исполнение положений данной нормы не могут ставиться в зависимость от наличия очередности лиц, имеющих право на внеочередной жилье, а также в зависимость от ненадлежащего исполнения должностных обязанностей должностными лицами, как и в зависимость от иных обстоятельств, которые влияют на исполнение требований законодательства в нарушение прав ребенка.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Так, материалами гражданского дела установлено, что приказом начальника ТООГВСО - Управление социальной защиты населения по городу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения передан под опеку ФИО9, так как мать несовершеннолетнего - ФИО7 на основании решения <адрес> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец ФИО8 умер ДД.ММ.ГГГГ года. При этом, за несовершеннолетним ФИО5 сохранено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>1.

Исходя из этого, истец ФИО2 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и на него распространяются положения Федерального закона Российской Федерации № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Судом также установлено, что ФИО2 не является членом семьи нанимателя вышеуказанного жилого помещения, вследствие чего приказом начальника Управления социальной политики по городу Карпинску от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 поставлен на учет как лицо из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако, и по настоящее время ФИО2 зарегистрирован по данному адресу.

При этом, согласно уведомлению, представленному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, сведения о правах на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении ФИО2 отсутствуют.

Указанные обстоятельства ответчиками не оспаривались, что свидетельствуют о фактическом отсутствии у истца жилого помещения для проживания.

Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Так, Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 527-ПП утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядок предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно данному нормативному акту жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, зачисленные в оперативное управление Фонда (далее - жилые помещения), предоставляются детям - сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по договорам найма специализированных жилых помещений однократно.

Жилые помещения предоставляются детям - сиротам по достижении ими возраста 18 лет по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир по месту их учета для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда <адрес> (далее - учет), благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, но не более 45 квадратных метров.

Порядком приобретения жилых помещений установлено, что обеспечение жилыми помещениями детей - сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> (п. 3).

В силу п. 9 указанного Порядка (в ред. от 16.12.2013) на управления социальной политики возложена обязанность обеспечить подписание договоров детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения и возвратить подписанные договоры в Фонд жилищного строительства в течение 5 рабочих дней от даты их подписания.

Так, ответчиками не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ФИО2 права на предоставление ему жилья в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», либо о выделении ему жилого помещения.

Судом установлено, что ФИО2 не имеет законных прав на жилое помещение, поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ребенок, оставшийся без попечения родителей, до настоящего времени жильем не обеспечен, хотя в силу закона ему принадлежит такое право.

Давая оценку доводам ответчика Государственного казенного учреждения <адрес> «Фонд жилищного строительства» о нарушении прав иных лиц, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении, то суд находит их несостоятельными, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения такой категории граждан, как дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия бюджетных ассигнований на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Согласно действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ правового регулирования предоставления такой категории граждан жилья по договору социального найма вне очереди, предполагалось, что эти меры социальной поддержки применяются только если гражданин заявил о своей нуждаемости в предоставлении жилья, то есть встал на очередь, как это было предусмотрено статьями 52, пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В этом случае, согласно статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действовавшей в редакции до ДД.ММ.ГГГГ года, такой гражданин после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечивался органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма.

С учетом изложенного, суд находит исковые требования заместителя прокурора, действующего в интересах ФИО2, подлежащими удовлетворению, так как право лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки и обусловлено их правовым статусом.

При этом, ФИО10 подлежит предоставление благоустроенного жилого помещения в <адрес>, отвечающего санитарным и техническим нормам и правилам и не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной постановлением Главы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (16 квадратных метров общей площади).

В связи с тем, что законодателем определены функции каждого из государственных органов в вопросе обеспечения жильем такой категории лиц, суд полагает, что не требуется дополнительного возложения судебным решением на ответчиков обязанностей, которые являются составной частью процедуры приобретения и предоставления жилья, определенной областным Правительством в указанном выше нормативном акте.

Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, ответчик – Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес>, являясь государственным органом <адрес>, освобождено от уплаты государственной пошлины и с него не может быть взыскана государственная пошлина.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст., ст. 196 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> «<░░░░░>» - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░ ░░░░░.

2-1057/2014 ~ М-1056/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Данич Дмитрий Юрьевич
Ответчики
Фонд жилищного строительства
Министерство строительства и развития инфраструктуры СО
Министерство по управлению имуществом СО
Управление социальной политики
Суд
Карпинский городской суд Свердловской области
Судья
Королёва Ксения Николаевна
Дело на сайте суда
karpinsky--svd.sudrf.ru
22.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.09.2014Передача материалов судье
26.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2014Подготовка дела (собеседование)
13.10.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.10.2014Судебное заседание
05.11.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2014Дело оформлено
17.01.2015Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее