Решение по делу № 2-1112/2019 ~ М-914/2019 от 18.06.2019

Дело №2-1112/2019

54RS0013-01-2019-001834-75

Поступило 18.06.2019

                                                            Р Е Ш Е Н И Е

                                            Именем Российской Федерации

25 сентября 2019 года                                                                                                      г.Бердск

    Бердский городской суд Новосибирской области в составе: председательствующего судьи Кадашевой И.Ф., при секретаре Сиреевой Е.Е., с участием истца Русаковой И.М., представителя истца Жуковой И.А., представителя ответчика Мининой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Русаковой И. М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Бердске Новосибирской области о признании не законным решения о включении в специальный стаж периода работы, об обязании назначить досрочную пенсию с даты обращения,

      у с т а н о в и л :

    Русакова И.М. обратилась с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Бердске Новосибирской области о признании не законным отказа от 13.08.2018 года №487552 о включении в специальный педагогический стаж периода работы с 01.09.1990 по 30.09.1993 в должности старшей пионервожатой в Морозовской восьмилетней школе;     обязании включить в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы с 01.09.1990 по 30.09.1993 в должности старшей пионервожатой в Морозовской восьмилетней школе; об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения – с 13.08.2018 года и взыскать с ответчика расходы по госпошлине в размере 300 (триста) рублей. В обоснование указала, что 17.07.2018 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как работнику, осуществлявшему педагогическую деятельность. В назначении досрочной пенсии было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы в соответствующих учреждениях. Ответчик не засчитал в стаж педагогической деятельности время работы с 01.09.1990 по 10.01.1994 в должности старшей пионервожатой в Морозовской восьмилетней школе Искитимского района. Считает отказ неправомерным. Так в силу положений пункта 19 части 1, частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В силу ч.2 этой статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Частями 2, 3 этой же статьи предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности). В спорный период действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, которое предусматривало зачет в специальный стаж педагогической деятельности работу в должности штатных пионервожатых. С 01.10.1993 г. законодательство не предусматривает    такой возможности. При этом в период с 01.09.1990 по 10.01.1994 работа была связана с педагогической деятельностью с детьми. На момент обращения за назначением досрочной пенсии стаж работы по педагогической деятельности составлял более требуемых 2/3 (16 лет 8 месяцев). Истец требования поддержала.

    Представитель ответчика Минина И.В. считает требования не подлежащими удовлетворению. Поддержала ранее представленные письменные возражения, согласно которых досрочная страховая пенсия по старости по п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Право на досрочную страховую пенсию по старости педагогических работников определяется на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение». Согласно подпункту «м» пункта 1 постановления от 16.07.2014 №665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Пунктом 3 постановления от 16.07.2014 №665 закреплено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. №516 (далее - Правила от 11.07.2002 № 516); Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением от 29.10.2002 №781. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. №516 приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011 года №258н утвержден «Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости». В соответствии с пунктом 3 раздела I «Общие положения» Порядка от 31.03.2011 №258н периоды работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на основании сведений индивидуального персонифицированного) учета. С учетом положений частей 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ при определении стажа на соответствующих видах работ, периоды работы (деятельности) так же могут исчисляться с учетом списков и правил, действовавших в период выполнения данной работы (деятельности). Согласно подпункту «м» пункта 1 и подпункту «в» пункта 3 постановления от 16.07.2014 №665 для учета педагогической деятельности в учреждениях для детей применяются: для учета периодов работы, имевшей место до 01.01.1992 г. - Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») (далее - Перечень от 17.12.195 №1397). Исчисление педагогической деятельности за указанный период осуществляется с применением Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 (далее - Положение от 17.12.1959 №1397); для учета периодов работы, имевшей место в период с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г. включительно - Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» (далее - Список от 06.09.1991 №463). Исчисление педагогической деятельности за указанный период осуществляется с применением постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463 (далее - Постановление от 06.09.1991 № 463); для учета периодов работы, имевшей место в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. включительно - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей». Исчисление педагогической деятельности за указанный период осуществляется с применением Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1067; для учета периодов работы и исчисления педагогической деятельности с 01.01.2002 г. применяются Список должностей и учреждений от 29.10.2002 №781 и Правила исчисления периодов работы от 29.10.2002 №781. Подсчет льготного стажа Русаковой И.М. был произведен по трем вариантам. 1) Продолжительность стажа педагогической деятельности, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, исчисленного с учетом постановления Правительства РФ от 29.10.2002 №781, составила 22 года 2 месяца 20 дней при требуемом стаже 25 лет. УПФР из льготного стажа были исключены следующие спорные периоды работы с 01.09.1990 по 10.01.1994 (03-04-11) и с 02.09.1994 по 27.02.1995 (00-05-26) в должности старшей пионерской вожатой в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа с.Морозово» Искитимского района. В стаж работы, согласно п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка. Должность «пионерская вожатая» в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка №781, который подлежит применению к спорным периодам трудовой деятельности Русаковой И.М., не поименована. 2) Продолжительность стажа педагогической деятельности, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости с учетом положений частей 3 и 4 статьи 30 Закона от 28.12.2013 №400-ФЗ составляет 22 года 2 месяца 21 день при требуемом стаже 25 лет. УПФР из льготного стажа были исключены следующие спорные периоды работы: - период работы с 01.09.1990 по 31.12.1991 (01-04-01) в должности старшей пионерской вожатой в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа с. Морозове» Искитимского района (с применением к исчислению стажа педагогической деятельности за период работы до 01.01.1992 Перечня и Положения от17.12.1959 №1397) по следующему основанию: Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением №1397, предусмотрено, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются иные периоды работы (деятельности), при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на такую пенсию (пункт 1, абзац первый пункта 4). Кроме работы, указанной в пункте 1 Положения №1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитываются периоды работы (деятельности), предусмотренные пунктом 2 Положения №1397, в т.ч. работа в качестве штатных пионервожатых при наличии не менее 2/3 требуемого стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию (пункт 2, абзац первый пункта 4). В разделе «Наименование должностей» Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397, должность «старшая пионервожатая» отсутствует. Не предусматривалась вышеназванные должность и действовавшим до 01.01.2002 года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 может применяться к периодам работы: до 01.01.1992 г. на основании постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. №665 или до 01.101993 г. на основании ч.4 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ. а также п.3 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09,1991 №463. Периоды работы (деятельности), предусмотренные пунктами 1 и 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397, действовавшего в спорный период, могут засчитываться в стаж на соответствующих видах работ при наличии до указанных дат работы по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397. Согласно п.2 и п.4 Положения №1397, действовавшего в спорный период, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходила в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет. У Русаковой И.М. отсутствует работа в период до 01.10.1993 г. в должностях и учреждениях, предусмотренных в Перечне, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397, соответственно, отсутствуют основания для учета в стаж периода работы в должности старшей пионервожатой. Согласно записи в трудовой книжки и справке №14 от 10.05.2018 г., выданной МКОУ «Основная общеобразовательная школа с.Морозово» Искитимского района, истец работа в должности пионерской вожатой с 01.09.1990 г. по 27.02.1995 г. в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа с.Морозово» Искитимского района, которое является единственным местом работы истицы до 01.10.1993 г.. Период работы с 01.01.1992 по 10.01.1994 (02-00-21) и с 02.09.1994 по 27.02.1995 (00-05-26) в должности старшей пионерской вожатой в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа с.Морозово» Искитимского района, так как такое наименование должности как «пионерская вожатая» не предусмотрено Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей давала право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 №463. Продолжительность стажа педагогической деятельности, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П составила 22 года 2 месяца 22 дня, при требуемом стаже 25 лет. Исчисление периодов соответствующей работы (педагогической деятельности), имевшей место до 01.01.2002 года, возможно с учетом постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 года №2-П, т.е. на основании нормативных правовых актов, действовавших по состоянию на 31.12.2001 года. В этом случае исчисление периодов работы педагогических и медицинских работников производится в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999 №1067, в т.ч. с применением за период до 01.11.1999 года постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463. У ПФР из льготного стажа были исключены следующие спорные периоды работы: с 01.09.1990 по 31.12.1991 (01-04-01) в должности старшей пионерской вожатой в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа с.Морозово» Искитимского района (с применением к исчислению стажа педагогической деятельности за период работы до 01.01.1992 Перечня и Положения от 17.12.1959 №1397), так отсутствует работа в период до 01.01.1992 г. в должностях и учреждениях, предусмотренных в Перечне, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397; период работы с 01.01.1992 по 10.01.1994 (02-00-11) и с 02.09.1994 по 27.02.1995 (00-05-26) в должности пионерской вожатой в общеобразовательной школе с.Морозово, так как такое наименование должности как «пионерская вожатая» не предусмотрено Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей давала право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 №463. Решением начальника УПФР в г.Бердске №487552 от 13.08.2018 г. было отказано в назначении пенсии по п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности 25 лет. Предоставление Правительству РФ право утверждать Списки и устанавливать Правила исчисления периодов работы связано с тем, что досрочные трудовые пенсии по старости в соответствии с принципами пенсионного обеспечения назначаются лицам, выполнявшим в течение длительного времени работу, которая по характеру и условиям труда связана с повышенной сложностью, интенсивностью труда и ведет к преждевременной утрате профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Досрочная страховая пенсия по старости не может быть предоставлена всем лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, и на равных условиях. Не подлежит удовлетворению требование истца о назначении пенсии с даты первоначального обращения, так как согласно п.32 постановления №30 от 11.12.2012 г. суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня первоначального обращения с заявлением в такой орган только в том случае, если ему было отказано необоснованно. Пенсионный Фонд РФ является правоприменительным органом и ему не дано право расширенного толкования нормативных актов, в том числе Списков. Органы Пенсионного Фонда РФ не вправе оценивать такие факторы как характер и условия труда. Решение №487552 от 13.08.2018 г. принято в соответствии с действующим пенсионным законодательством, следовательно оно является законным и обоснованным. Кроме того, в соответствии с п.3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков. На дату обращения 17.01.2018 г. право на досрочное пенсионное обеспечение у Русаковой И.М. отсутствует, поскольку продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ составляет менее 25 лет.

    Выслушав истца, представителей сторон, исследовав представленные доказательства, установлено следующее.

    Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ранее действовавшей редакции), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

    Согласно трудовой книжке (л.д.8), Русакова И.М. 01.09.1990 г. принята на работу в Морозовскую восьмилетнюю школу старшей пионервожатой на 0,5 ставки. 28.02.1995 г. переведена учителем начальных классов Морозовской неполной средней школы. 01.10.1996 г. переведена учителем географии. Согласно записи от 14.06.2019 г. (л.д.12) – работает по настоящее время.

    Русакова И.М. 09.02.1972 г.р. обратилась 17.07.2018 г. с заявлением в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Бердске Новосибирской области за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

    Пункт 19 ч.1 ст.30 вышеуказанного Федерального закона (в редакции, действовавшей на дату обращения) предусматривал назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

    Решением Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г.Бердске Новосибирской области от 13.08.2018 №487552 Русаковой И.М. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пп.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности, поскольку при требуемом стаже педагогической деятельности 25 лет продолжительность соответствующего стажа Русаковой И.М. с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П составляет 23 года 2 месяца 22 дня (л.д.13-24).

    При этом на основании Списка должностей и учреждений и Правил исчисления периодов работы от 29.10.2002 №781 не включены периоды работы с 01.09.1990 по 10.01.1994 и с 02.09.1994 по 27.02.1995 в должности старшей пионерской вожатой в МКОУ «Основная общеобразовательная школа с.Морозово», поскольку наименование должности не предусмотрено соответствующим Списком.

    С применением Перечня и Положения от 17.12.1959 №1397 стаж педагогической деятельности по Решению ответчика составил 0 лет 0 месяцев 0 дней.

В соответствии с п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» согласно статьям 27, 27.1 и 28 Федерального закона №173-ФЗ одним из условий установления трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ, согласно ч.3 ст.30 данного федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же Федерального закона, как предусмотрено ч.4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений ст.30 выше указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение». В соответствии с подпунктом «м» п.1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. №781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего п.3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п.2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992 г..

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. №781, определено, что периоды выполнявшейся до 01.09.2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.

Согласно частям 3 и 4 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с пунктами 3 и 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

При этом работа в должностях, указанных в п.1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п. п.1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных, в п.2 раздела «Наименование учреждений» списка.

В наименовании учреждений постановления №781 указаны школы всех наименований. При этом должность пионерской вожатой (старшей пионерской вожатой) в наименовании должностей отсутствует.

Факт работы истца в спорный период в общеобразовательной школе    подтверждается трудовой книжкой и ответчиком не оспаривается.

При этом Положением о Всесоюзной ордена Ленина пионерской организации имени В.И. Ленина, утвержденным Бюро ЦК ВЛКСМ 17.03.1967, предусматривались должности старшего и отрядного пионерского вожатого, а также указано, что деятельность вожатых определяется «Положением о старшем и отрядном пионерском вожатом».

А Приказом Министерства просвещения СССР от 20.02.1978 №24 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения» утверждена квалификационная характеристика старшего пионервожатого, который организует пионерскую работу в школе.

Таким образом понятие «пионервожатый» включает в себя старшего пионервожатого.

В п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» указано, что    в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Соответственно, работа в должности старшей пионервожатой в школе подлежит зачету в специальный стаж по п.2 Положения №1397, но при условии, если работником было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

В соответствии с п.1.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» от 30.06.1986 №1-63-И указанный стаж должен составлять 16 лет 8 месяцев.

В силу п.2 указанного Положения, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Положение действовало в спорный период, и утратило силу только с 01.10.1993 года.

Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода работы пионервожатой (без педагогической нагрузки одновременно) не предусмотрена.

Придание обратной силы нормативному акту, ухудшающему положение гражданина, и тем самым, отменяющего для этих лиц права, приобретенные им в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемые в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации.

Исходя из содержащегося в ч.2 ст.55 Конституции РФ запрета издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы граждан, в том числе право на социальное обеспечение по старости (ст.39 Конституции РФ), новый закон, ухудшающий по сравнению с прежним законом положение лиц, обращающихся за пенсией, обратной силы иметь не может.

Следовательно, если трудовая деятельность гражданина и иные, приравненные к ней периоды, по действовавшему в то время законодательству засчитывались в выслугу лет, а после принятия нового закона гражданин продолжает работать в условиях, при которых его работа также подлежит включению в специальный стаж, ранее приобретенные им пенсионные права сохраняются. Иначе нарушается равенство прав граждан, предусмотренное ст.19 ч.2 Конституции РФ.

Так Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 года №2-П изложил правовую позицию, согласно которой часть вторая статьи 6, часть четвертая статьи 15, часть первая статьи 17, статьи 18, 19 и часть первая статьи 55 Конституции Российской Федерации, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Согласно правовой позиции, изложенной в данном постановлении, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Из вышеназванной правовой позиции, применительно к обстоятельствам данного дела, следует, что спорный период подлежит учету и включению в специальный стаж, поскольку приобретенные пенсионные права продолжают действовать не до момента окончания действия правового акта, предоставлявшего соответствующее пенсионное право, а до момента обращения в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, в случае, если соответствующие права были приобретены до введения нового правового регулирования.

Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (п.4 данного Положения).

Довод ответчика об отсутствии у истца работы в период до 01.10.1993 г. в должностях и учреждениях, предусмотренных в Перечне №1397 (со ссылкой на пункты 2 и 4 Положения о порядке исчисления стажа), как основания для отказа в иске, не состоятелен.

Во-первых, в данных пунктах не содержится указания на то, что такой стаж у работника должен быть до 01.10.1993 г..

Во-вторых, на момент обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости истицей, с учетом вышеуказанных спорных периодов, уже было выработано более 2/3 стажа (2/3 от 25 лет - не менее 16 лет 8 мес.), требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, что усматривается из Решения пенсионного органа.

Кроме того по состоянию на 01.10.1993 г. у истца не могло быть выработано 2/3 стажа по соответствующей должности, исходя из её возраста, а постановление Конституционного Суда РФ №2-П, на которое также ссылается ответчик, направлено на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав.

Если трудовая деятельность гражданина и иные приравненные к ней периоды по действовавшему в то время законодательству засчитывались в выслугу лет, а после принятия нового закона гражданин продолжает работать в условиях, при которых его работа также подлежит включению в специальный стаж, ранее приобретенные им пенсионные права, сохраняются. Иначе нарушается равенство прав граждан, предусмотренное ч.2 ст.19 Конституции РФ.

С учетом спорного периода специальный стаж Русаковой И.М. на дату обращения за назначением досрочно пенсии составляет более 25 лет.

По общему правилу, установленному ч.1 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

К рассматриваемым правоотношениям части 5 и 6 выше указанной статьи отношения не имеют.

    Поскольку суд пришел к выводу об обоснованности требований истца о включении спорного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в целях соблюдения конституционных прав истца на социальное обеспечение требование о назначении пенсии с даты первоначального обращения также подлежит удовлетворению.

В связи с удовлетворением требований с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина, согласно ч.1 ст.98 ГПК Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 13.08.2018 ░░░░ №487552 ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 01.09.1990 ░░ 30.09.1993 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░ 01.09.1990 ░░ 30.09.1993 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░ 17.07.2018 ░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ (░░░░░░░)    ░░░░░░░░ ░.░.

2-1112/2019 ~ М-914/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Русакова Ирина Михайловна
Ответчики
Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бердске
Суд
Бердский городской суд Новосибирской области
Судья
Кадашева Ирина Федоровна
Дело на сайте суда
berdsky--nsk.sudrf.ru
18.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.06.2019Передача материалов судье
21.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.08.2019Предварительное судебное заседание
17.09.2019Судебное заседание
25.09.2019Судебное заседание
14.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
13.11.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
21.11.2019Судебное заседание
12.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
12.02.2020Дело оформлено
19.02.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее