Дело № 2-613/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чернушка 09 июня 2020 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Янаевой ОЮ.,
при секретаре судебного заседания Новокшоновой Л.А.,
с участием помощника прокурора Чернушинского района Пермского края Штенцова Э.П.,
представителя ответчика муниципального бюджетного учреждения «Чернушинский краеведческий музей им. В.Г.Хлопина» Т.А. Комышевой,
представителя третьего лица 18 ОНДиПР по Чернушинскому и Куединскому районам УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю Ватрушкина А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чернушинского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Чернушинский краеведческий музей им. В.Г.Хлопина» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чернушинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению «Чернушинский краеведческий музей им. В.Г.Хлопина» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере пожарной безопасности.
Исковые требования мотивированы тем, что Прокуратурой района в рамках рассмотрения поступившего обращения начальника 18 ОНПР по Чернушинскому и Куединскому районам УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю о факте неисполнения МБУ «Чернушинский краеведческий музей им. В.Г.Хлопина» предписания об устранении нарушений требований в сфере пожарной безопасности, проведена соответствующая проверка.
В ходе проведенной проверки установлено, что 18 ОНПР по результатам проведенной в декабре 2018 года проверки в деятельности учреждения были выявлены нарушения требований законодательства в сфере пожарной безопасности, 18.12.2018 года выданы предписания об устранении выявленных нарушений № 127/1/1 и № 127/1/2.
В рамках проведения в ноябре 2019 года внеплановой проверки 18 ОНПР в деятельности учреждения на предмет исполнения выданных предписаний в установленный срок, было установлено, что учреждением ранее выявленные нарушения устранены не в полном объеме. По результатам проведенной внеплановой проверки 05.11.2019 повторно выданы предписания № 256/1/1 и № 256/1/2. В соответствии с требованиями ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны: соблюдать требования соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, и др. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В силу ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» и нормативными документами по пожарной безопасности; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федеральный закон от 21.12.1994 N 69- ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту - ФЗ №69) и Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту - ФЗ №123), в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).
По результатам проведенной проверки установлено, что учреждением не устранены следующие нарушения:
- помещение для хранения музейных ценностей (по техническому паспорту № 17) не защищено автоматической установкой пожаротушения, чем нарушены ст.83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; табл. А.3 п.29 Сводов Правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»; табл.3 п.29 НПБ 110-03.
Факт неисполнения в полном объеме ранее выданных предписаний подтверждается: выданными 05.11.2019 учреждению предписаниями 18 ОНПР № 256/1/1 и № 256/1/2; предоставленной учреждением информацией о порядке исполнения данных предписаний от 03.04.2020 № 13, согласно которой данные нарушения до настоящего времени не устранены.
Установленные нарушения требований пожарной безопасности по результатам проведенной 18 ОНПР проверки являются существенными.
Факт не устранения в полном объеме установленных предписаниями нарушений требований пожарной безопасности в установленные предписаниями сроки до 14.01.2020 года указывает на бездействие учреждение по надлежащему соблюдению требований пожарной безопасности.
Указанными обстоятельствами нарушаются требования ст.1 Закона о пожарной безопасности, в частности не обеспечивается в полной мере защищенность, охрана жизни и здоровья граждан, а также их имущества от пожаров.
Несмотря на то, что предписание органов государственного пожарного надзора обязательно к исполнению, оно, в отличие от судебного акта, не может быть исполнено в принудительном порядке. Способы защиты прав в порядке деятельности надзорных, контролирующих органов и в гражданско-правовом порядке не являются взаимоисключающими. Внесение предписания об устранении нарушений пожарной безопасности в сроки, установленные должностным лицом надзорного (контролирующего) органа, не может являться основанием для отказа защиты прав в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, просит суд обязать муниципальное бюджетное учреждение «Чернушинский краеведческий музей им. В.Г.Хлопина» устранить нарушения требований законодательства в сфере пожарной безопасности, установленные предписаниями 18 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Чернушинскому и Куединскому районам Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю № 256/1/1 и № 256/1/2 от 05.11.2019, в установленный предписанием срок – до 01.11.2020, а именно: помещение для хранения музейных ценностей оборудовать автоматической установкой пожаротушения.
Помощник прокурора Чернушинского района в судебном заседании Штенцов Э.П. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика МБУ «Чернушинский краеведческий музей им. В.Г.Хлопина» Комышева Т.А. в судебном заседании пояснила, что причиной не устранения учреждением в полном объеме нарушений в сфере пожарной безопасности, установленных предписаниями № 127/1/1, № 127/1\2 выданных 18.12.2018. 18 ОНПР по Чернушинскому и Куединскому районам УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю, в установленный срок до 08.10.2019 годя является отсутствие денежных средств на счету учреждения. Положительный ответ на ходатайства в адрес администрации Чернушинского городского округа был получен только 30.04.2020 года. Невыполненным остался один пункт по установке автоматической системы пожаротушения. По невыполненному пункту проделана следующая работа: Решением Думы Чернушинского городского округа от 30.04.2020 года № 212 выделены бюджетные ассигнования на установку автоматической системы пожаротушения в фондохранилище в сумме 1 924 636 рублей. Был проведен электронный аукцион до 04.06.2020 года. 05.06.2020 года членами Единой комиссии были подведены итоги электронного аукциона и определен исполнитель работ ООО «Фора Форс».
Представитель третьего лица 18 ОНПР по Чернушинскому и Куединскому районам УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю Ватрушкин А.С. в судебном заседании на удовлетворении заявленных прокурором требований настаивал.
Суд, заслушав прокурора, ответчика, третье лицо, рассмотрев представленные доказательства, находит иск обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, п.4 ст. 27, п.3 ст.35 Закона «О прокуратуре» прокурор по собственной инициативе вправе обратиться в суд с иском в защиту нарушаемых законных прав и интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Положения Федерального закона от 22.07.2008 N 12Э-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" обязательны для исполнения при:
1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте,
реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального
назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации
объектов защиты;
2) разработке, принятии, применении и исполнении технических
регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О
техническом регулировании", содержащих требования пожарной
безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;
3) разработке технической документации на объекты защиты.
Из обстоятельств, установленных по делу, следует, что прокуратурой Чернушинского района в рамках рассмотрения поступившего обращения начальника 18
ОНПР по Чернушинскому и Куединскому муниципальным районам по факту неисполнения МБУ «Чернушинский краеведческий музей им. В.Г.Хлопина» предписания об устранении нарушений требований в сфере пожарной безопасности, проведена проверка.
В ходе проверки установлено, что 18 ОНПР по Чернушинскому и Куединскому муниципальным районам по результатам проведенной в декабре 2018 года проверки в деятельности МБУ «Чернушинский краеведческий музей им. В.Г.Хлопина» выявлены нарушения требований законодательства в сфере пожарной безопасности.
18.12.2018 года выданы предписания об устранении нарушений № 127/1/1, № 127/1/2 со сроком исполнения до 08.10.2019.
В рамках проведения в ноябре 2019 года внеплановой проверки 18 ОНПР в деятельности учреждения на предмет исполнения выданных предписаний в установленный срок, было установлено, что учреждением ранее выявленные нарушения устранены не в полном объеме.
По результатам проведенной внеплановой проверки 05.11.2019 повторно выданы предписания № 256/1/1 и № 256/1/2 со сроком исполнения до 01.11.2020.
Поскольку установленные нарушения требований пожарной безопасности по результатам проведенных 18 ОНПР по Чернушинскому и Куединскому муниципальным районам УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю в декабре 2018 года плановой и в ноябре 2019 года внеплановых проверок являются существенными, указанными обстоятельствами нарушаются требования ст. 1 Закона о пожарной безопасности, в частности не обеспечивается в полной мере защищенность жизни и здоровья граждан, посещающих МБУ «Чернушинский краеведческий музей им. В.Г.Хлопина», а также их имущества от пожаров суд считает, требования прокурора Чернушинского района Пермского края подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Учитывая характер нарушения закона, срок, установленный в предписаниях, суд полагает целесообразным установить ответчику срок для устранения нарушений закона в срок до 01.11.2020 года, оценивая его как разумный и достаточный для исполнения данной обязанности.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Чернушинского района удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Чернушинский краеведческий музей им. В.Г.Хлопина» устранить нарушения требований законодательства в сфере пожарной безопасности, установленные предписаниями 18 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Чернушинскому и Куединскому районам Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю № 256/1/1 и № 256/1/2 от 05.11.2019, в установленный предписанием срок – до 01.11.2020, а именно: помещение для хранения музейных ценностей оборудовать автоматической установкой пожаротушения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме 10 июня 2020 года.
Судья О.Ю. Янаева