50RS0№-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
09 августа 2021 года
Пушкинский городской суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи: Потемкиной И.И.
при помощнике судьи Цыгановой С.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Скляровой Н. В. к ГУ Пенсионного фонда № по <адрес> и <адрес> о перерасчете пенсии,
установил:
Истец Склярова Н.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление ПФР № по <адрес> и <адрес> о возложении обязанности произвести перерасчет величины расчетного пенсионного капитала путем валоризации, с учетом индексации, учитывая весь стаж работы, выплате в виде единоразовой выплаты недополученной пенсии за период за последние три года.
При обращении в Управление пенсионного фонда с просьбой о предоставлении истцу информации о структуре, методике начисления, надбавках, индексации пенсии истца, периодах стажа, используемых при расчете пенсии истца, Склярова Н.В. получила ответ из ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> что пенсия рассчитана верно, по наиболее выгодному варианту, так как весь стаж учтен при назначении пенсии, все страховые взносы учтены, других дополнительных документов о стаже им не предоставлено.
Истица Склярова Н.В. в судебное заседание не явилась, прислав своего представителя по доверенности Кондря С.А., которая исковые требования полностью поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме, считает, что пенсия рассчитана верно с учетом общего стажа истца, по наиболее выгодному варианту, поддержала письменные возражения.
Выслушав стороны по делу, суд приходит к следующему выводу.
Частью 1 ст. 39 Конституции РФ гарантировано каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
С <дата> вступил в силу Федеральный закон от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», со дня, вступления которого в силу, Федеральный закон от <дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ в части, не противоречащей закону № 400-ФЗ.
В соответствии со ст. 18 Федеральный закон от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до <дата>;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после <дата> до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона).
Размеры страховых пенсий определяются в соответствии со ст.15 Закона от <дата> № 400-ФЗ. Приобретенные пенсионные права на <дата> по установленным формулам преобразуются в индивидуальный пенсионный коэффициент с учетом норм, действовавшего до <дата> Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исходя из величины заработка и продолжительности трудового стажа до 2002 года, а с <дата> на размер пенсии оказывает влияние не продолжительность трудового стажа, а сумма страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу положений п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Данная норма права, устанавливающая право одного из родителей ребенка-инвалида с детства на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей-инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами.
Судом установлено, что Склярова Н.В. является получателем досрочной страховой пенсии по старости с 01.04.2019г. на основании с подп.1п.1 ст.32 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» как родитель ребенка-инвалида.
При оценке пенсионных прав по состоянию на 01.04.2019г. расчетный размер пенсии определялся, в соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом периода ухода за ребенком до 1,5 лет и ухода за ребенком инвалидом в пенсионных коэффициентах по закону №400-ФЗ.
После назначения пенсия увеличивалась на соответствующие коэффициенты индексации, а также пересчитывалась и корректировалась с учетом страховых взносов за соответствующий расчетный период.
Из пояснений сторон и представленных в материалы дела документов следует, что Склярова Н.В. обращалась к ответчику с заявлениями о перерасчете пенсии.
При подготовке ответов на обращения Скляровой Н.В. - ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> проверили правильность назначения и исчисления страховой пенсии Скляровой Н.В., ответчик в ответ на поступившее обращение направил в адрес истца письмо, с разъяснением порядка назначения и перерасчета пенсии.
В соответствии п. 2 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4, то есть в порядке, аналогичном исчислению размера пенсии по нормам ранее действовавшего Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» с применением и без применения индивидуального коэффициента пенсионера, соответственно.
Формулы, по которым определяется расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица, приведены в соответствующих пп. 3 и 4 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ».
К расчетному размеру трудовой пенсии, исчисляемому по п. 3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», применяются определенные ограничения, которые не позволяют учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, в том числе период обучения в учебном заведении, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством. Возможность зачета таких периодов предусмотрена при исчислении расчетного размера пенсии в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 30 указанного Федерального закона.
Возможность смешивать показатели данных формул для исчисления размера трудовой (страховой) пенсии по старости действующим законодательством не предусмотрена.
Статьей 23 Федерального закона №400-ФЗ установлено, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (п. 2 ч. 1 ст. 23).
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ (ч. 2 ст. 2).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №н от <дата> утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному социальному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила), которые определяют порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ.
Пунктами 3, 48 Правил закреплен заявительный характер обращения гражданина за перерасчетом размера пенсии.
Пунктом 49 Правил установлено, что заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии. Заявление о перерасчете размера пенсии принимается при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Таким образом, вышеуказанные положения пенсионного законодательства предусматривают, что перерасчет размера пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, заявление о перерасчете размера пенсии либо ее части принимается только при одновременном предоставлении всех необходимых документов, а без обращения пенсионера с соответствующим заявлением и непредставлением необходимых документов перерасчет пенсии в сторону увеличения осуществлен быть не может.
Из материалов дела следует, что ответчик в ответе на обращение истца разъяснил порядок обращения за перерасчетом страховой пенсии и осуществлении перерасчета.
Суд полагает, что доводы истца о нарушении ее конституционного права на государственное пенсионное обеспечение, являются несостоятельными
Суд находит обоснованными возражения ГУ УПФР № по <адрес> и <адрес> о том, что оценка пенсионных прав истца по состоянию на <дата> и определение расчетного размера ее пенсии (в том числе, стажевого коэффициента) были произведены по наиболее выгодному для истца варианту, также разъяснено, что поскольку истица в настоящее время продолжает трудовую деятельность, то в соответствии с ст. 26.1 Закона №400-ФЗ индексация пенсии с 01.01.2020г. приостановлена.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, расчет пенсии истцу произведен ответчиком верно, с учетом норм действующего пенсионного законодательства. Никаких доказательств в соответствии со ст. 56 ГПК РФ стороной истца о том, что расчет пенсии произведен неправильно, не верно и не в соответствии имеющимся законодательством, не представлено, т.е. правовых оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет страховой пенсии истца с момента ее назначения у суда не имеется.
При таких обстоятельствах ответчик право истца на перерасчет размера страховой пенсии не нарушал, и возложение на него судом обязанности противоречит требованиям Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В ходе судебного разбирательства не установлено нарушений прав истца со стороны ответчика на досрочную страховую пенсию, доказательств того, что истец каким-либо образом был лишен своего права на страховую пенсию, в материалы дела не представлено, страховая пенсия, на основании заявления истца ежемесячно начисляется и выплачивается по его фактическому месту проживания, в настоящее время истец не лишен права на обращение в пенсионный орган лично с заявлением о перерасчете пенсии с предоставлением необходимых документов, подтверждающих соответствующий стаж.
Разрешая требования Балашова В.М. в части возложения обязанности на ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии и произвести выплату недоначисленных денежных средств, за последние три года, принимая, во внимание, правовое регулирование спорных правоотношений, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что расчет пенсии пенсионным органом произведен, в соответствии с законодательством, по наиболее выгодному варианту расчёта, нарушений прав и законных интересов истца при исчислении размера страховой пенсии судом не установлено, правовые основания для возложения на ответчика обязанности по проведению перерасчета назначенной пенсии и выплаты недоначисленных денежных средств, отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Скляровой Н.В. в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования иску Скляровой Н. В. к ГУ Пенсионного фонда № по <адрес> и <адрес> о перерасчете пенсии, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 09.09.2021г.
Судья: