Дело № 2а-60/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июня 2017 года г. Казань
Казанский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Красавина Д.М.,
с участием административного истца – Валеева А.С. и его представителя – Павлова И.В., представителя административных ответчиков: начальника Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования <данные изъяты> (далее по тексту - КВВКУ) и главнокомандующего <данные изъяты> в лице Бардаева О.В., представителя заинтересованного лица – начальника территориального отделения Федерального государственного казенного учреждения <данные изъяты>, (далее по тексту - ТО «Центррегионжилье») в лице Коноваловой Г.В., прокурора – помощника военного прокурора Казанского гарнизона старшего лейтенанта юстиции Долгова Е.П.,
при секретаре Фирсовой О.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-60/2017 по административному исковому заявлению <данные изъяты> Валеева Артура Саит-Гареевича об оспаривании действий начальника названного филиала, связанных с представлением к увольнению с военной службы и приказа главнокомандующего <данные изъяты> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в части увольнения Валеева А.С. с военной службы,
установил:
Валеев А.С. обратился в Казанский гарнизонный военный суд с названным административным исковым заявлением. В обоснование своих требований он указал, что с <Дата обезличена> в связи с сокращением занимаемой им должности он был зачислен в распоряжение начальника <данные изъяты> и с этой же даты он принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства в <Адрес обезличен>. До настоящего времени он не изъявлял желания изменить избранное место жительства. Жилое помещение, соответствующее требованиям установленным законодательством Российской Федерации, ему не предлагалось. <Дата обезличена> ему было направлено уведомление о готовности предоставить субсидию для приобретения или строительства жилого помещения. Указанную форму жилищного обеспечения он не избирал, согласие на получение жилищной субсидии не давал, документы на её предоставление не представлял, желания на увольнение его с военной службы без предоставления ему жилого помещения не изъявлял. <Дата обезличена> ему было предъявлено извещение о распределении жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен> общей площадью <данные изъяты> кв.м, превышающая на <данные изъяты> кв.м установленную законом норму выделения жилой площади на семью из двух человек. Для получения указанного жилого помещения он должен был доплатить собственные денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, однако в связи с их отсутствием был вынужден отказаться от выделенного жилого помещения. В целях ускорения процесса увольнения его с военной службы он в тот же день подал по команде рапорт с просьбой обеспечить его жилищной субсидией для приобретения или строительства жилья. Приказом главнокомандующего <данные изъяты> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> он досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и приказом начальника <данные изъяты> от <Дата обезличена> исключён из списков личного состава <данные изъяты> с учётом предоставления основного и дополнительного отпусков за <данные изъяты> год с <Дата обезличена> – <Дата обезличена>. Полагая, что представление его к увольнению с военной службы и само увольнение без его согласия и без предоставления жилого помещения являются незаконными, поскольку жилым помещением, которое соответствовало бы установленным требованиям, по избранному месту жительства, либо жилищной субсидией он обеспечен не был, он просил признать незаконными действия начальника <данные изъяты>, связанные с представлением его к увольнению, и приказ главнокомандующего <данные изъяты> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в части его досрочного увольнения, обязать последнего устранить допущенные нарушения. Кроме того, Валеев А.С. просил суд взыскать в его пользу с <данные изъяты> расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании административный истец Валеев А.С. в полном объёме поддержал требования, изложенные в административном иске. При этом он пояснил суду, что <Дата обезличена> подал рапорт на получение жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, дав обязательство в течение 30 дней представить в уполномоченный орган необходимые документы. Начальником ТО «Центррегионжилье» ему был установлен срок для поддачи этих документов до <Дата обезличена>, однако документы он фактически подал лишь в ходе судебного разбирательства по настоящему делу – <Дата обезличена>.
Представитель административного истца Павлов И.В. в судебном заседании полностью поддержал требования Валеева А.С. и пояснил суду, что, по его мнению, действия должностных лиц, связанные с увольнением Валеева А.С. с военной службы без предоставления последнему жилого помещения или жилищной субсидии являются незаконными. Не представление Валеевым А.С. в установленный срок – до <Дата обезличена> в ТО «Центррегионжилье» пакета документов, необходимого для получения жилищной субсидии, не может расцениваться как нарушение им обязательства, поскольку с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Валеев А.С. находился в отпуске.
Представитель административных ответчиков – начальника <данные изъяты> и главнокомандующего <данные изъяты> Бардаев О.В. в судебном заседании требования Валеева А.С. не признал и просил отказать в их удовлетворении. При этом он пояснил, что <Дата обезличена> Валееву А.С. установленным образом было направлено уведомление о готовности предоставить субсидию для приобретения или строительства жилого помещения. Административный истец необходимые документы не предоставил, что не лишило его права на получение субсидии в дальнейшем, и при его волеизъявлении на это ему необходимо было только дать письменное согласие. При этом повторное уведомление истца о готовности предоставить ему жилищную субсидию не требовалось. <Дата обезличена> Валеев А.С. обратился с рапортом к начальнику <данные изъяты> о досрочном увольнении с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями после обеспечения его жилым помещением. <Дата обезличена> Валееву А.С. было предъявлено извещение о распределении жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен> общей площадью <данные изъяты> кв.м, с компенсацией превышения общей площади за счёт собственных средств военнослужащего. От указанной квартиры административный истец отказался и в тот же день подал по команде рапорт о предоставлении жилищной субсидии, который своевременно был направлен в жилищный орган. Таким образом, у командования никаких препятствий для представления Валеева А.С. к досрочному увольнению и последующему увольнению с военной службы не было. Однако административный истец в очередной раз необходимые документы в ТО «Центррегионжилье» в <Адрес обезличен> для предоставления субсидии не представил, тем самым искусственно создав условия для его увольнения в запас без предоставления жилого помещения (субсидии) и дальнейшего обращения в суд с административным иском о восстановлении его на военной службе с целью незаконного получения выгоды, то есть злоупотребил правом. Об истечении сроков предоставления соответствующих документов начальник ТО «Центррегионжилье» <Дата обезличена> направила сообщение в адрес начальника <данные изъяты>. Поскольку Валеев А.С. отказался от предложенного жилого помещения, не предоставил документов, необходимых для предоставления жилищной субсидии, его согласия на увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления жилого помещения или жилищной субсидии не требовалось.
Представитель заинтересованного лица – начальника ТО «Центррегионжилье» Коновалова Г.В. в судебном заседании пояснила, что приказами Министра обороны Российской Федерации от 17 июня 2015 года № 333 и от 30 июня 2015 года № 336, соответственно, утверждены: Порядок уведомления военнослужащих – граждан Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащих увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, и состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию для приобретения или строительства жилого помещения, а также Порядок взаимодействия органов военного управления по информированию отдельной категории военнослужащих о предоставлении жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно требованиям названных приказов уполномоченный орган направляет в воинские части по месту прохождения военной службы военнослужащим извещения о распределении жилых помещений, а также уведомления о готовности представить жилищную субсидию, которые доводятся до военнослужащих, и в случае поступления в воинскую часть от уполномоченного органа сообщения о том, что военнослужащим нарушен 30-дневный срок ответа на извещение о распределении жилого помещения, соответствующего требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо на уведомление о готовности предоставить жилищную субсидию, командование принимает решение о дальнейшем служебном предназначении военнослужащего. <Дата обезличена> в рамках реализации положений названных приказов ТО «Центррегионжилье» в адрес начальника <данные изъяты> было направлено уведомление <Номер обезличен> о готовности предоставить субсидию для приобретения или строительства жилого помещения с целью его доведения до Валеева А.С., которое носило рекомендательный характер и было направлено на скорейшее решение жилищного вопроса данного военнослужащего. <Дата обезличена> Валееву А.С. указанное уведомление вручено лично под роспись. Срок предоставления ответа на уведомление истек <Дата обезличена>, при этом сведений о принятом решении в ТО «Центррегионжилье» военнослужащим представлено не было. <Дата обезличена> Валееву А.С. было распределено жилое помещение, о чём в его адрес было направлено извещение. <Дата обезличена> Валеев А.С. от указанного жилого помещения отказался, при этом изъявил желание получить жилищную субсидию. Срок предоставления необходимых документов для перечисления жилищной субсидии истёк <Дата обезличена>. Однако по состоянию на указанную дату соответствующих документов Валеев А.С. в ТО «Центррегионжилье» не представил. После чего в адрес начальника <данные изъяты> было направлено сообщение об истечении сроков для предоставления военнослужащим необходимых документов в целях дальнейшего решения вопроса о дальнейшем служебном предназначении военнослужащего. Об уважительности причин пропуска названного 30-дневного срока, а также о нахождении в отпуске Валеев А.С. в ТО «Центррегионжилье» не сообщал.
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего необходимым в административное исковое заявление удовлетворить частично, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования Валеева А.С. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
В случаях, если военнослужащие - граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащих - граждан, пребывания их в отпуске, в служебной командировке и иных обстоятельств, объективно исключающих возможность представления указанных документов (в том числе времени проведения мероприятий, связанных с получением военнослужащими - гражданами указанных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, уполномоченных на выдачу таких документов), согласия таких военнослужащих - граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется.
При этом порядок уведомления военнослужащих - граждан о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию и представления военнослужащими - гражданами документов, необходимых для предоставления жилого помещения и жилищной субсидии, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Указанные военнослужащие - граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Министр обороны Российской Федерации издал приказ от 21 июля 2014 г. № 510, регламентирующий Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее - Порядок).
Согласно п. 4 Порядка для перечисления жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 405-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» лица, указанные в абзацах третьем - двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие, выбравшие населенный пункт в качестве избранного места жительства в целях обеспечения их жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, избранных местом жительства до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Лицам, указанным в абзацах третьем - двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», отказавшимся начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона желание изменить избранное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 405-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» вступил в законную силу с 1 января 2014 года.
В судебном заседании установлено, что <Дата обезличена> ТО «Центррегионжилье» в адрес начальника <данные изъяты> было направлено уведомление <Номер обезличен> о готовности предоставить субсидию для приобретения или строительства жилого помещения с целью его доведения до Валеева А.С., которое было вручено последнему под роспись <Дата обезличена>. Срок предоставления ответа на уведомление истек <Дата обезличена>, при этом сведений о принятом решении в ТО «Центррегионжилье» военнослужащим представлено не было.
Вместе с тем, вопреки утверждению представителя административных ответчиков в силу приведённых выше положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 405-ФЗ Валеев А.С. имел право на получение жилого помещения и поэтому направление уведомления <Дата обезличена> о готовности предоставить субсидию для приобретения или строительства жилого помещения не может иметь юридических последствий. Такой вывод согласуется и с позицией представителя заинтересованного лица Коноваловой Г.В., которая пояснила в судебном заседании, что направление этого уведомления носило рекомендательный характер.
<Дата обезличена> в адрес Валеева А.С. было направлено извещение о распределении жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> общей площадью <данные изъяты> кв.м. <Дата обезличена> Валеев А.С. отказался от указанного жилого помещения, изъявив при этом своё желание на получение жилищной субсидии. Однако в установленный Порядком, котрорый определён приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 июня 2015 года № 333, 30-дневный срок, то есть до <Дата обезличена> необходимых документов для перечисления жилищной субсидии административный истец не представил, о чём в этот же день начальником ТО «Центррегионжилье» в адрес начальника <данные изъяты> было направлено соответствующее сообщение. Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании: <данные изъяты>.
Согласно рапорту от <Дата обезличена> Валеев А.С. согласился на получение жилищной субсидии и дал обязательство в 30-дневный срок предоставить в уполномоченный орган договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии.
В судебном заседании также исследованы: приказ главнокомандующего <данные изъяты> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, согласно которому Валеев А.С. досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и приказ начальника <данные изъяты> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, из которого следует, что Валееву А.С. предоставлен отпуск <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, после которого с <Дата обезличена> он исключён из списков личного состава <данные изъяты>.
Доводы административного истца о незаконности действий начальника <данные изъяты>, связанных с представлением его к увольнению и приказа главнокомандующего <данные изъяты> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> об увольнении его с военной службы в связи с тем, что командование перед увольнением не реализовало его право на жилье путём предоставления жилищной субсидии, суд находит не состоятельными.
Поскольку Валеев А.С. подлежал увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, уполномоченным жилищным органом уведомлялся о готовности предоставить ему жилищную субсидию, отказался от предоставленного жилого помещения, изъявив желание получить жилищную субсидию, однако в установленный срок он не предоставил документы, необходимые для реализации права на жилье в форме предоставления жилищной субсидии, то в силу положений абз. 3 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» выражение согласия на увольнение с военной службы без предоставления жилищной субсидии не требовалось.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что командованием порядок увольнения административного истца с военной службы не нарушен. Более того, реализация права административного истца на жилье возможна и после увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части.
Пунктом 11 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что на день исключения из списков личного состава <данные изъяты> Валеев А.С. был обеспечен в полном объёме положенными видами довольствия, а незаконность оспариваемого приказа начальника <данные изъяты> об исключении из этих списков административный истец связывает исключительно с не реализацией его жилищных прав.
Вместе с тем в период для предоставления Валеевым А.С. документов, необходимых для предоставления ему жилищной субсидии, начиная со дня подачи им соответствующего заявления – <Дата обезличена> до дня истечения установленного ему для этих целей срока – <Дата обезличена>, не может быть включено время нахождения Валеева А.С. в отпуске с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, о чём командованию <данные изъяты> было достоверно известно. Поэтому оспариваемый приказ об исключении Валеева А.С. из списков личного состава <данные изъяты> является незаконным и подлежит изменению в части даты исключения из списков личного состава до истечения 30-дневного срока на предоставление административным истцом документов, необходимых для перечисления жилищной субсидии. При этом срок, в течение которого восстанавливаются его нарушенные права, подлежит включению в срок его военной службы путём возложения на начальника <данные изъяты> обязанности изменить дату исключения Валеева А.С. из списков личного состава <данные изъяты> на <Дата обезличена>.
Что касается требования административного истца о восстановлении его на военной службе до реального обеспечения жилищной субсидией, то оно не подлежит удовлетворению, поскольку сам Валеев А.С. в суде пояснил, что каких-либо уважительных причин для пропуска 30-дневного срока подачи документов после <Дата обезличена> у него имелось. Эти документы он мог подать в ТО «Центррегионжилье» до <Дата обезличена>, однако этого без уважительных причин не сделал, а подал документы лишь в ходе судебного разбирательства по настоящему делу – <Дата обезличена>.
В соответствии с требованиями статьи 111 КАС Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Статьёй 112 КАС Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно договору на оказание юридических услуг от <Дата обезличена> и расписки Валеев А.С. заплатил <данные изъяты> рублей за оказание юридических услуг представителя Павлова И.В.
Принимая во внимание указанные требования закона, учитывая обстоятельства административного дела, его сложность и степень участия представителя в его рассмотрении, руководствуясь принципом разумности, в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов, суд полагает, что указанные расходы подлежат частичному возмещению, а поэтому считает необходимым взыскать с <данные изъяты> в пользу Валеева А.С. расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей и стоимость уплаченной государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, военный суд
решил:
Административное исковое заявление <данные изъяты> Валеева Артура Саит-Гареевича об оспаривании действий начальника названного филиала, связанных с представлением Валеева А.С. к увольнению с военной службы и приказа главнокомандующего <данные изъяты> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в части увольнения Валеева А.С. с военной службы, удовлетворить частично.
Признать незаконным и недействующими с момента издания приказ начальника <данные изъяты> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в части исключения капитана Валеева А.С. из списков личного состава филиала с <Дата обезличена>.
Обязать начальника <данные изъяты> изменить приказ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в части, касающейся исключения капитана Валеева А.С. из списков личного состава филиала, изменив дату его исключения с <Дата обезличена> на <Дата обезличена>.
Взыскать с <данные изъяты> в пользу Валеева А.С. судебные расходы по делу в размере <данные изъяты> рублей в качестве уплаты государственной пошлины и <данные изъяты> рублей – в счёт оплаты услуг представителя.
В удовлетворении остальных заявленных требований Валеева А.С.: о признании незаконными действий начальника <данные изъяты>, связанных с представлением Валеева А.С. к увольнению с военной службы и приказа главнокомандующего <данные изъяты> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в части увольнения Валеева А.С. с военной службы, а также о возмещении расходов на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Приволжский окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – <Дата обезличена>.
Судья Д.М. Красавин