Судебный акт #1 (Решения) по делу № 21-1069/2017 от 18.08.2017

7-1704/2017 (21-1069/2017)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 6 сентября 2017 г.

Судья Пермского краевого суда Бузмаков С.С, при ведении протокола судебного заседания секретарём Лепихиной Н.В., с участием защитника администрации г. Перми Самочковой О.В., представителя ГУ МЧС России по Пермскому краю Мирзаянова С.И., рассмотрев жалобу защитника администрации г. Перми Самочковой О.В. на решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 4 августа 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением главного государственного инспектора г. Перми по пожарному надзору С. от 28 апреля 2017 г. (резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2017 г.) № ** администрация г. Перми признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере ста семидесяти четырёх тысяч рублей.

Согласно данному постановлению администрация г. Перми в связи с пожаром, произошедшим 18 ноября 2016 г. в частном доме, расположенном по адресу: ****, признана виновной в нарушении обязательных требований пожарной безопасности, предусмотренных статьями 62, 63, 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктами 8.6, 9.11 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения».

Не согласившись с постановлением, защитник администрации г. Перми Щепин А.В., действующий на основании доверенности, обратился с жалобой в Ленинский районный суд г. Перми, в которой просил постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях администрации состава административного правонарушения, а также полагая ошибочными выводы должностного лица о том, что СП 8.13130.2009 подлежат обязательному применению.

Определением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 28 июня 2017 г. жалоба направлена на рассмотрение по подведомственности в Свердловский районный суд г. Перми.

В судебном заседании в районном суде защитники администрации г. Перми Щепин А.В., Самочкова О.В., действующие на основании доверенностей, доводы жалобы поддержали.

Законный представитель администрации г. Перми участие в рассмотрении дела не принимал.

Представитель ГУ МЧС России по Пермскому краю Мирзаянов С.И., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения жалобы.

Решением судьи Свердловского районного суда г. Перми от 4 августа 2017 г. описательно-мотивировочная часть постановления от 28 апреля 2017 г. уточнена, исключено указание на нарушение администрацией г. Перми пунктов 8.6, 9.11 СП 8.13130.2009. В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник администрации г. Перми Самочкова О.В. просит об отмене решения судьи районного суда по доводам, изложенным ранее в жалобе на постановление должностного лица.

В судебном заседании в краевом суде защитник администрации города Перми Самочкова О.В. на доводах жалобы настаивала. Законный представитель, а также защитник юридического лица Щепин А.В. участие в судебном заседании не принимали.

Представитель ГУ МЧС России по Пермскому краю Мирзаянов С.И. возражал против удовлетворения жалобы.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав участвующих в судебном заседании лиц, судья краевого суда приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент выявления административного правонарушения и привлечения юридического лица к административной ответственности) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 данного Кодекса и частями 3 – 8 приведённой статьи, -

влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

(Санкция части 1 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации в действующей редакции в отношении юридических лиц не изменилась).

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в области пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности).

Согласно части 1 статьи 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.

Частью 3 статьи 38 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что лица, указанные в части первой данной статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В настоящее время требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, определены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 (далее также – Правила противопожарного режима).

При этом наряду с Правилами противопожарного режима также действуют и иные нормативные документы по пожарной безопасности и нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности, утверждённые в установленном порядке (статьи 1, 2 Закона о пожарной безопасности).

Уточняя постановление должностного лица о привлечении администрации г. Перми к административной ответственности, судья районного суда пришел к выводу о том, что свод правил 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утверждённый приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 178, устанавливающий требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, применяется исключительно на добровольной основе.

С таким выводом судьи районного суда согласиться нельзя в силу следующего.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Статьей 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований данного Федерального закона.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности приведены в статье 19 Закона о пожарной безопасности.

В силу статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 названного Федерального закона.

В соответствии со статьей 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Здания и сооружения, а также территории организаций и населённых пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоёмы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоёмов, использования естественных водоёмов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются данным Федеральным законом (части 1, 2, 3 статьи 62 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).

Частями 1, 2, 3, 4 статьи 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом, при этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объёме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объёме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

В силу пункта 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включённых в указанный в пункте 1 данной статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

Поскольку администрацией г. Перми не представлено ссылок на иные технические регламенты и нормативные документы по пожарной безопасности, отличающиеся по своему содержанию от требований 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», то применение и исполнение его положений для администрации г. Перми является обязательным.

При рассмотрении дела судьёй районного суда не исследовался вопрос наличия обязанности администрации г. Перми в целях соблюдения положений статей 68, 69 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности оборудования поселения противопожарным водопроводом, пожарными резервуарами, искусственными водоёмами и, соответственно, соблюдения положений СП 8.13130.2009 в части обеспечения нормативным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения.

При этом судьёй районного суда не учтено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 утвержден перечень национальных стандартов и свод правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

В соответствии с указанным постановлением обязательному применению подлежит, в том числе раздел 5 (пункт 5.10) СП 31.13330.2012.

Согласно пункту 5.10 СП 31.13330.2012 вопросы обеспечения пожарной безопасности, требования к источникам пожарного водоснабжения, расчетные расходы воды на пожаротушение объектов, расчетное количество одновременных пожаров, минимальные свободные напоры в наружных сетях водопроводов, расстановку пожарных гидрантов на сети, категорию зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности следует принимать согласно Федеральному закону, а также СП 5.13130, СП 8.13130, СП 10.13130.

Из анализа указанного положения следует, что СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения» в целях соблюдения требований статей 68, 69 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности подлежат применению в обязательно порядке.

Принимая решение по жалобе защитника администрации г. Перми, судья районного суда пришёл к правильному выводу о том, что обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении данным юридическим лицом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации.

Собранные по делу доказательства в их совокупности подтверждают факт невыполнения администрацией г. Перми требований пожарной безопасности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа город Пермь.

Выявленные нарушения изложены в акте о пожаре от 18 ноября 2016 г., рапорте старшего дознавателя отделения надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми по Свердловскому району и п. Новые Ляды 1 ОНПР по городу Перми З. от 18 ноября 1016 г.; схемой тушения пожара от 18 ноября 2016 г.; сведениях о пожаре по сообщению от 18 ноября 2016 г.; служебной записке; протоколе № ** от 23 марта 2017 г. об административных нарушениях требований пожарной безопасности со ссылкой на нарушение администрацией г. Перми конкретных норм и правил, регламентирующих требования, предъявляемые к пожарной безопасности.

Допущенные администрацией г. Перми нарушения требований пожарной безопасности, изложенные в протоколе об административном правонарушении от 23 марта 2017 г., правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации.

Оценка судьёй районного суда имеющихся доказательств по делу произведена по правилам, установленным статьёй 26.11 КоАП Российской Федерации. Все выводы судьи должным образом мотивированы.

Все доводы жалобы, поданной в краевой суд, аналогичны по своему содержанию доводам жалобы, поданной в районный суд, и связаны с несогласием защитника администрации г. Перми с правильными выводами как должностного лица надзорного органа, так и судьи районного суда, о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации, и отсутствии оснований для назначения правонарушителю административного наказания в виде предупреждения.

Указание в жалобе на необоснованное привлечение администрации г. Перми, не являющейся субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации, является несостоятельным, поскольку в соответствии со статьёй 3 Закона о пожарной безопасности одним из основных элементов системы обеспечения пожарной безопасности являются органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14, пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения, городского округа, перечисленных в статье 19 Закона о пожарной безопасности. Доказательства, подтверждающие принятие администрацией г. Перми всех зависящих от неё своевременных, достаточных, исчерпывающих и необходимых мер по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности, в деле отсутствуют.

Административное наказание администрации г. Перми в виде административного штрафа назначено по правилам, установленным КоАП Российской Федерации, при этом учтены характер правонарушения, имущественное положение юридического лица и иные заслуживающие внимание обстоятельства.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований КоАП Российской Федерации, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении администрации г. Перми допущено не было.

При таком положении основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л:

решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 4 августа 2017 г. оставить без изменения, жалобу защитника администрации города Перми Самочковой О.В. – без удовлетворения.

Судья

21-1069/2017

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Администрация города Перми
Другие
Самочкова Ольга Вячеславовна
Щепин Андрей Вадимович
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Бузмаков Сергей Семёнович
Статьи

КоАП: ст. 20.4 ч.1

Дело на странице суда
oblsud--perm.sudrf.ru
21.08.2017Материалы переданы в производство судье
06.09.2017Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее