Дело № 12-30/2018
РЕШЕНИЕ
19 июля 2018 года г. Горно-Алтайск
Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» Головиной С.В. на постановление судьи Чемальского районного суда Республики Алтай от 07 мая 2018 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Чемальского районного суда Республики Алтай от 07 мая 2018 года юридическое лицо КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» (далее - Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Защитник КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» Головина С.В. обратилась с жалобой в Верховный суд Республики Алтай, в которой просит отменить постановление, поскольку Учреждение самостоятельно не ведет строительство, реконструкцию и содержание автомобильных дорог, а выступает в качестве заказчика для нужд Республики Алтай. Учреждение неоднократно обращалось в вышестоящие органы с просьбами о выделении денежных средств на выполнение дорожных работ, однако денежные средства в необходимом объеме не выделялись, суд не принял во внимание, что в 2016 году был разработан проект обустройства автомобильной дороги «Усть-Сема-Чемал-Куюс» барьерными ограждениями. Полагает, что Учреждение является заложником сложившейся ситуации.
КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор», будучи извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, об отложении дела не ходатайствовало, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело без участия представителя Учреждения.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы, заслушав государственного инспектора дорожного надзора УГИБДД МВД по РА Кондрашова П.А., полагавшего решение законным и обоснованным, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно разделу 8 ГОСТ Р 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации. «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст) дорожные (барьерные) ограждения устанавливаются на участках автодорог, проложенных вдоль железнодорожных путей, болот, водотоков или водоемов глубиной более 1 м, оврагов и горных ущелий, находящихся на расстоянии от 15 до 25 м от края проезжей части.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 16.02.2018 года в 12 часов 30 минут в ходе обследования улично-дорожной сети выявлено несоблюдение требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, а именно: на участке автодороги «Усть-Сема-Чемал-Куюс» от 46 км. + 436 м. до 47 км. + 807 м. Чемальский район Республика Алтай в нарушение требований раздела 8 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения, правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений, направляющих устройств» отсутствуют барьерные ограждения, что является нарушением пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090.
Данные нарушения были зафиксированы в акте выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 16.02.2018 г., а также фотоматериалами.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» протокола об административном правонарушении и вынесения судьей Чемальского районного суда постановления о привлечении к административной ответственности указанного юридического лица по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Исходя из положений выше приведенных норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
В соответствии с пунктами 14, 15 Устава КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» предметом деятельности учреждения является обеспечение функционирования автомобильных дорог Республики Алтай, обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам, сохранение и улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог. Основными видами деятельности учреждения является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления, осуществление строительного контроля по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» осуществляет государственную функцию по организации принятия мер по обеспечению соответствия состояния дорог регионального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам (п.16 Устава).
Рассматривая дело, суд установил, что автодорога регионального значения Усть-Сема-Чемал-Куюс, включая участок, указанный в протоколе, закреплена на праве оперативного управления за КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор». Автодорога относится к 4 категории и имеет твердое асфальтобетонное покрытие. На участке автодороги, «Усть-Сема-Чемал-Куюс» от 46 км. +436 м. до 47 км. 807 м. отсутствуют барьерные ограждения, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось заявителем в суде.
Барьерные ограждения относятся к элементам обустройства автомобильной дороги. Наличие барьерных ограждения обязательно на всех участках автодорог, проложенных вдоль железнодорожных путей, болот, водотоков или водоемов глубиной более 1 м, оврагов и горных ущелий, находящихся на расстоянии от 15 до 25 м от края проезжей части.
В материалах дела имеется утвержденный в 2013 году проект организации дорожного движения автодороги «Усть-Сема-Чемал-Куюс», которым на участке дороги имеющим крутой поворот и склон предусмотрено обустройство барьерные ограждения, что обеспечивает безопасность дорожного движения. Требования указанного проекта до настоящего времени учреждением не исполнены.
КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор», являясь лицом, ответственным за состояние и содержание автодороги «Усть-Сема-Чемал-Куюс» в соответствии с установленными правилами, стандартами не приняло своевременных мер к устранению недостатков, связанных с отсутствием барьерного ограждения, что создало угрозу безопасности дорожного движения.
Вина КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом выявленных недостатков и приложенными к нему фотографиями, уставом Учреждения, проектом организации дорожного движения по автомобильной дороге «Усть-Сема-Чемал-Куюс» и иными материалами дела, получившими оценку, соответствующую требованиям статьи 26.11 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод жалобы о том, что Учреждение не ведет строительство, реконструкцию и содержание автомобильных дорог, опровергается пунктами 14-15 Устава Учреждения, согласно которым предметом деятельности Учреждения является обеспечение функционирования автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Алтай и искусственных сооружений на них, обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам. Основными целями деятельности Учреждения является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления.
В соответствии с разделом 8 ГОСТ Р 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации. «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст) дорожные (барьерные) ограждения устанавливаются на участках автодорог, проложенных вдоль железнодорожных путей, болот, водотоков или водоемов глубиной более 1 м, оврагов и горных ущелий, находящихся на расстоянии от 15 до 25 м от края проезжей части.
Из материалов дела следует, что на указанных в акте участках автомобильной дороги «Усть-Сема-Чемал-Куюс» имеется крутой поворот и склон, а поэтому строительство дорожных (барьерных) ограждений на данных участках дороги носит обязательный характер.
Довод апелляционной жалобы о недостаточном финансировании Учреждения не может быть принят, поскольку проект организации дорожного движения на автомобильной дороге «Усть-Сема-Чемал-Куюс», предусматривающий строительство тротуаров, был утвержден Учреждением в 2013 году, а оспариваемое постановление судьи вынесено 07 мая 2018 года, то есть за пять лет дорожные (барьерные) ограждения так и не были построены. Вместе с тем доказательств того, что при формировании бюджета Учреждения денежные средства на строительство дорожных ограждений на указанном участке автомобильной дороги «Усть-Сема-Чемал-Куюс» несмотря на просьбы Учреждения не выделялись, КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» не представлено. Представленные в дело обращения к Министру регионального развития РА, Заместителю Председателя Правительства РА от 24.08.2017 года об оказании содействия при распределении денежных средств при финансировании деятельности Учреждения на период 2017 – 2019 годы нельзя признать относимыми и допустимыми доказательствами по данному делу, так как имеют общий, не конкретный характер, и в дело не представлены результаты их рассмотрения. Вышеизложенное позволяет говорить о том, что Учреждением не были предприняты все возможные меры, направленные на исполнение обязанности по строительству дорожных (барьерных) ограждений на автодороге «Усть-Сема-Чемал-Куюс».
При таких обстоятельствах оснований для применения положений части 4 статьи 24.5 КоАП РФ в отношении КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» не имеется, поскольку в данном случае КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» условия, при которых производство по делу могло быть прекращено, не выполнены.
Таким образом, поскольку доказательств невозможности соблюдения вышеуказанных требований законодательства КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» не представлено, то это вопреки доводам жалобы свидетельствует о наличии в действиях КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» состава вмененного правонарушения и обоснованному привлечению заявителя к административной ответственности.
Административное наказание назначено КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, размер административного штрафа снижен с применением положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального и материального права при вынесении обжалуемого постановления допущено не было, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Чемальского районного суда Республики Алтай от 07 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, вынесенное в отношении КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор», оставить без изменения, жалобу защитника КУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» Головиной С.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного суда
Республики Алтай Б.Е. Антух