Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-1047/2015 ~ М-1062/2015 от 13.08.2015

Дело № 2-1047/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Сосногорск Республика Коми 02 декабря 2015 года

Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Дудиной О.С., при секретаре Бохоновой Н.А., с участием прокурора г.Сосногорска Жиряковой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора города Сосногорска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Лукойл-Коми», ООО «Универсал-Сервис» о признании действий незаконными, возложении обязанности обеспечить поставку газа,

установил:

И.о. прокурора г.Сосногорска обратился в Сосногорский городской суд РК с иском к «Лукойл-Коми» и ООО «Универсал-Сервис», с учетом уточнения просил признать незаконной деятельность и запретить осуществление деятельности ООО «Универсал-Сервис» по эксплуатации и ремонту газопровода пгт.Войвож- п.Нижняя Омра, расположенного по адресу: Республика Коми, Сосногорское лесничество, Войвожское участковое лесничество, Троицко-Печорское лесничество, Нижне- Омринское участковое лесничество без выполнения требований законодательства о промышленной безопасности к её осуществлению; признать действия ООО «Универсал-Сервис» по прекращению эксплуатации газопровода, прекращению газоснабжения незаконными; обязать ООО «Лукойл-Коми» незамедлительно обеспечить надлежащее и бесперебойное функционирование газопровода, передачу по нему газа в соответствии с требованиями законодательства о промышленной безопасности, законодательства о газоснабжении.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Сосногорска по поступившим из прокуратуры республики и средств массовой информации сведениям проведена проверка по факту приостановки ООО «Универсал-Сервис» с 10.08.2015 эксплуатации межпоселкового газопровода «пгт. Войвож- п.Нижняя Омра», по которому осуществляется поставка газа жителям и на объекты социальной и коммунальной инфраструктуры Троицко-Печорского района, п. Верхняя Омра.

Газопровод (входящий в состав газопровода Ухта-Троицко-Печорск), расположен по адресу: Республика Коми, Сосногорское лесничество, Войвожское участковое лесничество, Троицко-Печорское лесничество, Нижне-Омринское участковое лесничество, согласно приложению к свидетельству о регистрации <номер обезличен> от <дата обезличена> включен в перечень опасных производственных объектов эксплуатирующей организации - ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» (далее - газопровод). Данный газопровод, является единственной функционирующей газотранспортной системой, обеспечивающей поставку газа на указанные территории, в том числе на газовые котельные ОАО «Коми тепловая компания» в Троицко-Печорском районе.

04.09.2013 между ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» и ООО «Универсал-Сервис» заключен договор купли-продажи <номер обезличен>, согласно которому указанный объект передается ООО «Универсал-Сервис».

При этом в нарушение требований статей 8.1, 130, 131, 551 ГК РФ переход права на объект недвижимого имущества в установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» порядке не зарегистрирован, право собственности на указанный выше объект к ООО «Универсал-Сервис» не перешло, данная организация с согласия собственника фактически осуществляет эксплуатацию газопровода.

В ходе проведенных Печорским Управлением Ростехнадзора проверок установлено, что при эксплуатации указанного газопровода ООО «Универсал-Сервис» не выполнены следующие обязательные требований промышленной безопасности.

При таких обстоятельствах в силу требований законодательства о промышленной безопасности ООО «Универсал-Сервис» не вправе осуществлять эксплуатацию газопровода, совершать какие-либо действия, связанные с его ремонтом и обслуживанием без выполнения всех указанных требований законодательства о промышленной безопасности.

    Прокурор на исковых требованиях настаивал, просил их удовлетворить.    

    Представитель ответчика– ООО «Лукойл-Коми» Белоглазов Н.А., действующий на основании доверенности, в суде с исковыми требованиями прокурора в части запрещения эксплуатации аварийного участка газопровода согласился, в остальной части требований не согласился, просил в удовлетворении требований отказать. Указал, что продан объект движимого имущества- спорный газопровод, собственником ООО «Лукойл-Коми» не является. Добавил, что в настоящее время запущена пробная эксплуатация нового газопровода, газ подается по новой трубе, население поселков получает газ, старый газопровод подключаться не будет.

Представитель ответчика- ООО «Универсал-Сервис», действующий на основании доверенности, в суде с исковыми требованиями прокурора в части запрещения эксплуатации аварийного участка газопровода согласился, в остальной части требований не согласился, просил в удовлетворении требований отказать. Добавил, что в связи с тем, что врезка газопровода произошла и газ подается по новой ветке, однако акта о вводе в эксплуатацию ещё нет, запущена пробная эксплуатация новой ветки газопровода. С заявлением о включении в реестр опасного производственного объекта должна обратиться новая эксплуатирующая газопровод организация АО «Газпром газораспределение Сыктывкар».

3-и лица- Печорское Управление Ростехнадзора, Администрация МР «Сосногорск», Администрация МР «Троицко-Печорский», МУП «Ухтаэнерго», ООО Газпром межрегионгаз», АО «Газпром газораспределение-Сыктывкар» о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Прокуратурой г. Сосногорска по поступившим из прокуратуры республики и средств массовой информации сведениям проведена проверка по факту приостановки ООО «Универсал-Сервис» с 10.08.2015 эксплуатации межпоселкового газопровода «пгт. Войвож - п. Нижняя Омра», по которому осуществляется поставка газа жителям и на объекты социальной и коммунальной инфраструктуры Троицко-Печорского района, п. Верхняя Омра.

Газопровод (входящий в состав газопровода Ухта-Троицко-Печорск, расположен по адресу: Республика Коми, Сосногорское лесничество, Войвожское участковое лесничество, Троицко-Печорское лесничество, Нижне-Омринское участковое лесничество, согласно приложению к свидетельству о регистрации <номер обезличен> от <дата обезличена> включен в перечень опасных производственных объектов эксплуатирующей организации - ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» (далее - газопровод). Данный газопровод, является единственной функционирующей газотранспортной системой, обеспечивающей поставку газа на указанные территории, в том числе на газовые котельные ОАО «Коми тепловая компания» в Троицко-Печорском районе.

<дата обезличена> между ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» и ООО «Универсал-Сервис» заключен договор купли-продажи <номер обезличен>, согласно которому указанный объект передается ООО «Универсал-Сервис».

В ходе проведенных Печорским Управлением Ростехнадзора проверок установлено, что при эксплуатации указанного газопровода ООО «Универсал-Сервис» не выполнены следующие обязательные требований промышленной безопасности:

1) Опасный производственный объект не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов за ООО «Универсал-Сервис», что является нарушением:

-ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

-п. 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.11.2013 № 542;

2) У эксплуатирующей организации отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, что является нарушением:

-ч. 1 ст.6, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

-п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

3) Не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, что является нарушением:

-ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

-п.п. 3, 7, 14 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года № 263.

4) Не обеспечена укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями - отсутствуют подготовленные и аттестованные работники в области промышленной безопасности, что является нарушением:

-ч. 1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

-п. 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.11.2013 № 542;

-п. 10 (а) Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. № 37;

5) Отсутствует экспертиза промышленной безопасности на газопровод Войвож-Нижняя Омра, протяженностью 54,3 км, расположенный по адресу: Республика Коми, Сосногорское лесничество, Войвожское участковое лесничество, Троицко-Печорское лесничество, Нижне-Омринское участковое лесничество, что является нарушением:

-ч. 1 ст. 9, ч.ч.1,3,4 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

-п.п. 4, 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.11.2013 № 542;

-п. 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538.

6) Отсутствует утвержденный ООО «Универсал-Сервис» и согласованный с территориальным органом Ростехнадзора документ, регламентирующий расследование причин инцидентов на опасном производственном объекте, что является нарушением:

ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

-гл. 2 п. 32 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480;

7) Отсутствует План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, что является нарушением:

-ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

-п.п. 3, 4 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 №730;

Отсутствует заключенный с профессиональными аварийно- спасательными службами или с профессиональными аварийно- спасательными формированиями договор на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не создана собственная профессиональная аварийно-спасательная служба или профессиональное аварийно-спасательное формирование, а также нештатное аварийно-спасательное формирование из числа работников опасного производственного объекта, что является нарушением:

-ч. 1 ст. 9, ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

-п.9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.11.2013 № 542.

9) Также отсутствует документ, подтверждающий страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта, что является нарушением:

-ч. 1 ст.9, ст. 15 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

-ч. 1 ст. 4, ч.1 ст. 10, ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

При таких обстоятельствах в силу требований законодательства о промышленной безопасности ООО «Универсал-Сервис» не вправе осуществлять эксплуатацию газопровода, совершать какие-либо действия, связанные с его ремонтом и обслуживанием без выполнения всех указанных требований законодательства о промышленной безопасности.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязан обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.

В соответствии с пп. 14, 68-70 постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870 «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» сети газораспределения и газопотребления должны обеспечивать безопасность транспортирования природного газа с параметрами по давлению и расходу, определенными проектной документацией и условиями эксплуатации, при эксплуатации наружных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг грунтовых условий (выявление пучения, просадки, оползней, обрушения, эрозии грунта и иных явлений, которые могут повлиять на безопасность эксплуатации наружных газопроводов) и производства строительных работ, осуществляемых в зоне прокладки сетей газораспределения для недопущения их повреждения, при эксплуатации надземных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение повреждения и изгиба опор, нарушающих безопасность газопровода, неисправностей в работе трубопроводной арматуры, повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы.

Согласно статье 32 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадии эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.

В соответствии с п. 9 Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542, организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, сетей газораспределения и газопотребления кроме требований, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», должны выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно- диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления.

Таким образом, обязанность по исполнению требований законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации газопроводов возложена законодателем как на собственника, так и на эксплуатирующую организацию.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» капитальный ремонт опасного производственного объекта осуществляется на основании документации, разработанной в порядке, установленном законодательством о промышленной безопасности с учетом законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно пунктам 56, 57 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870, при капитальном ремонте должно быть обеспечено соблюдение: технических решений, предусмотренных проектной документацией; требований эксплуатационной документации изготовителей газоиспользующего оборудования, технических и технологических устройств, труб, материалов и соединительных деталей; технологии строительства, монтажа, капитального ремонта и реконструкции в соответствии с проектом производства работ или технологическими картами.

В случае если выявлены отступления от указанных требований, факты использования материалов, не предусмотренных проектной документацией, и нарушения порядка и некачественного выполнения работ, строительно- монтажные работы должны быть приостановлены, а обнаруженные дефекты устранены.

В нарушение указанных требований ООО «Универсал-Сервис» 10.08.2015 прекращена эксплуатация указанного газопровода под предлогом проведения капитального ремонта при отсутствии проектной документации на его капитальный ремонт, сам капитальный ремонт фактически не осуществляется, необходимые для проведения запланированного эксплуатирующей организацией ремонта силы и средства, а также допущенный к газоопасным работам персонал у ООО «Универсал-Сервис» отсутствуют. Какие-либо аварии и инциденты на газопроводе, требующие незамедлительного приостановления его эксплуатации не происходили. Должностное лицо ООО «Универсал-Сервис», производившее отключение газопровода (заместитель директора ШАА) допуска к соответствующим газоопасным работам не имел.

В Троицко-Печорском районе указанный газопровод на момент его отключения обеспечивает газом население, социальные и производственные объекты, а также газовые котельные в п.Нижняя Омра, п.Троицко-Печорск. Помимо этого, потребителями газа, поставляемого по газопроводу «Войвож- Нижняя Омра», являются жители п.Бадь Ель (Троицко-Печорский район) и п. Верхняя Омра (Сосногорский район), использующие газ в быту с использованием индивидуальных систем отопления.

При этом собственник и эксплуатирующая организация в силу длительного характера нарушений имели объективную возможность использовать иные способы защиты своего права, не нарушая прав и законных интересов граждан-потребителей Троицко-Печорского и Сосногорского районов, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате потребленных ими коммунальных услуг. В этой связи прекращение поставки газа следует расценивать как злоупотребление правом и доминирующим положением, хотя и не имеющими такой цели, но объективно причиняющие вред другим лицам, и, следовательно, являются незаконными.

В соответствии с пунктом 14 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации от 05.02.1998 № 162, поставка газа должна осуществляться в бесперебойном режиме, неравномерность поставки газа допускается в строго определенных случаях, к которым проведение ремонта газопровода не относится.

При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что деятельность ООО «Универсал-Сервис» по эксплуатации и ремонту газопровода пгт.Войвож- п.Нижняя Омра, расположенного по адресу: Республика Коми, Сосногорское лесничество, Войвожское участковое лесничество, Троицко-Печорское лесничество, Нижне- Омринское участковое лесничество по эксплуатации газопровода осуществляется без выполнения требований законодательства о промышленной безопасности к её осуществлению, создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации межмуниципального значения, может повлечь причинение вреда здоровью и имущественного ущерба гражданам, то требования прокурора о признании незаконной указанной деятельности ООО «Универсал-Сервис» и запрете осуществления деятельности по эксплуатации газопровода, следует удовлетворить.

При указанных обстоятельствах требование прокурора о признании незаконными действий ООО «Универсал-Сервис» по прекращению эксплуатации газопровода, прекращению газоснабжения следует оставить без удовлетворения.

При этом суд принимает во внимание, что согласно информации ООО «Газпром межрегионгаз» инвестором строительства объекта «Межпоселковый газопровод пгт.Войвож- пгт.Верхняя Омра Сосногорского района- пст.Бадьель-пст.Нижняя Омра Троицко-Печорского района Республики Коми» является ООО «Газпром межрегионгаз». Функции заказчика по строительству объекта выполняет ООО «Газпром инвестгазификация». По информации, предоставленной заказчиком, плановый срок ввода объекта- <дата обезличена> года. Стороны в суде подтвердили, что запущена пробная эксплуатация газопровода, газ подается по новой трубе, запущена пробная эксплуатация новой ветки газопровода, население поселков получает газ.

В связи с тем, что не представлено достаточных доказательств, подтверждающих, что ООО Лукойл-Коми» является собственником газопровода Войвож-Нижняя Омра, эксплуатирует его и осуществляет правомочия по владению и пользованию указанным объектом, то суд считает, что оснований для удовлетворения требований прокурора об обязании ООО «Лукойл-Коми» обеспечить надлежащее и бесперебойное функционирование газопровода, передачу по нему газа в соответствии с требованиями законодательства о промышленной безопасности, законодательства о газоснабжении, не имеется, в удовлетворении требований следует отказать.

На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следует взыскать с ООО «Универсал-Сервис» в доход бюджета МР «Сосногорск» госпошлину в сумме <скрытые данные> рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 198 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования и.о. прокурора города Сосногорска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Лукойл-Коми», ООО «Универсал-Сервис» о признании действий незаконными, возложении обязанности обеспечить поставку газа – удовлетворить частично.

Признать незаконной деятельность и запретить осуществление деятельности ООО «Универсал-Сервис» по эксплуатации и ремонту газопровода пгт.Войвож- п.Нижняя Омра, расположенного по адресу: Республика Коми, Сосногорское лесничество, Войвожское участковое лесничество, Троицко-Печорское лесничество, Нижне- Омринское участковое лесничество без выполнения требований законодательства о промышленной безопасности к её осуществлению.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с ООО «Универсал-Сервис» в доход бюджета муниципального района «Сосногорск» государственную пошлину в сумме <скрытые данные> рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Решение в окончательной форме принято 07 декабря 2015 года.

    

Председательствующий Дудина О.С.

2-1047/2015 ~ М-1062/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
прокурор
Ответчики
ООО "Лукойл-Коми"
ООО "Универсал-Сервис"
Суд
Сосногорский городской суд Республики Коми
Судья
Дудина О.С.
Дело на странице суда
sosnsud--komi.sudrf.ru
13.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.08.2015Передача материалов судье
14.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.08.2015Предварительное судебное заседание
27.08.2015Предварительное судебное заседание
11.09.2015Судебное заседание
11.09.2015Судебное заседание
06.10.2015Судебное заседание
06.10.2015Судебное заседание
28.10.2015Судебное заседание
28.10.2015Судебное заседание
02.12.2015Производство по делу возобновлено
02.12.2015Судебное заседание
02.12.2015Судебное заседание
07.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2016Дело оформлено
27.01.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее