Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 декабря 2020 года г. Тольятти
Судья Ставропольского районного суда Самарской области Попова О.А., при секретаре Никулиной Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-3032/2020 по исковому заявлению Сергеева Петра Алексеевича к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области об установлении площади и границ земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в Ставропольский районный суд Самарский области с указанным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просит:
- установить площадь земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> в размере 1944 кв.м.
- установить границы земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с каталогом координат, указанных в межевом плане, изготовленным кадастровым инженером Гришиной Е.А. ДД.ММ.ГГГГ.
Заявленные требования мотивированы тем, истец является собственником земельного участка общей площадью 1500,00 кв.м, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АК № от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №.
Граница указанного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Для установления границы и площади указанного земельного участка истец обратился в ООО «ЗЕМ.СТАНДАРТ» к кадастровому инженеру Гришиной Е.А., которым подготовлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ и общая площадь спорного земельного участка определена в 1944,00 кв.м.
Во внесудебном порядке истец лишен возможности уточнения границы земельного участка.
В судебное заседание истец не явился, извещался надлежащим образом, исковые требования поддержал в полном объеме, просил рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика – администрации м.р. Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, возражений не представил.
Представители третьих лиц – Управление Росреестра по Самарской области, филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области, Минприроды Самарской области, в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, возражений не представили.
Представитель третьего лица- ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что спорный земельный участок входит в границы НП «Самарская Лука» на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 №161 «О создании национального правка «Самарская Лука», решения исполкома Куйбышевского областного Совета народных депутатов «О создании государственного природного Национального парка «Самарская Лука» №333 от 10.08.1984 и Положения о Национальном парке «Самарская Лука» утв. Приказами Минприроды России №69 от 25.02.2015 и №358 от 10.07.2017.
Согласно Положения о НП «Самарская Лука», национальный парк располагается, в том числе на территории Ставропольского района.
Следовательно, данная земля относится к землям особо охраняемых природных территорий, со всеми ограничениями, установленными действующим законодательством для земель данной категории. С землями национального парка, переданными в постоянное (бессрочное) пользование, данные участки пересечений не имеют, тем не менее, данное обстоятельство не изымает их из состава Национального парка и не снимает с них статус ООПТ.
Земельный участок с кадастровым номером № по функциональному зонированию входит в зону хозяйственного назначения НП «Самарская Лука».
В соответствии с подп. «д» п.1 ст. 15 Закона об ООПТ (Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об особо охраняемых природных территориях") в границах зоны хозяйственного назначения допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования ФГБУ, осуществляющего управление национальном парком и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
Согласно п.6 ст. 95 Земельного кодекса Российской и п.1 ст. 12 Закона ООПТ допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие не земли национального парка и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Пунктом 2 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законами, допускается включение в земли ООПТ земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
Действующие законодательство допускает лишь сохранение в частности собственности отдельных земельных участков, включенных в состав земель ООПТ, при их создании.
Из иска следует, что земельный участок принадлежит истцу на праве собственности, это подтверждают сведения публичной кадастровой карты.
Указанные сведения также содержат информацию, что площадь земельного участка истца составляет 1500,00 кв.м.
Заявленный спор касается соотношения границ земельных участков, права на которые зарегистрированы в установленном законом порядке, при этом оценка их предоставления в собственность на территории НП «Самарская Лука» находится за рамками рассмотрения настоящего дела, в связи с этим просит вынести решение на свое усмотрения и рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица- администрации с.п. Большая Рязань м.р. Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил письменное ходатайство, в котором указал, что администрация с.п. Большая Рязань не возражает в установлении границ земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с каталогом координат, указанном в межевом плане. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Третье лицо- Шкилев К.В. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что спорный земельный участок принадлежит истцу и является смежным (соседним) земельным участком относительно его земельного участка. Споров по границам не имеет, не возражает против установления местоположения границ вышеуказанного земельного участка истца, с его границами в соответствии со сведениями ЕГРН.
Просит рассмотреть дело в свое отсутствие и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело без участия указанных лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно статье 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) закреплено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
В силу ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Судом установлено, что является собственником земельного участка общей площадью 1500,00 кв.м, с кадастровым номером № по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АК № от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №.
Граница указанного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Для установления границы и площади указанного земельного участка истец обратился в ООО «ЗЕМ.СТАНДАРТ» к кадастровому инженеру Гришиной Е.А., которым подготовлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ и общая площадь спорного земельного участка определена в 1944,00 кв.м.
Согласно решению ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пунктом 15 Положения о Национальном парке «Самарская Лука» и на основании экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного экспертной комиссией, утвержденной приказом директора ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» №114 от 26.05.2020, ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» определил, что эксплуатация земельного участка, расположенного по адресу<адрес> - не влечет за собой возрастания суммарного антропогенного воздействия, оказываемого в целом населенным пунктом на объекты растительного и животного мира и естественные экосистемы национального парка «Самарская Лука».
Из письменного сообщения администрации с.п. Большая Рязань следует, что земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № используется в исторически сложившихся границах более 15 лет.
Согласно письменному сообщению администрации с.п. Большая Рязань м.р. Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером № отнесен с территориальной зоне Ж-1 и перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в жилых зонах.
Согласно ст.11.1 Земельного Кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Обязательными признаками земельного участка как объекта права собственности являются его площадь и границы, определенные в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п.1 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В силу ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в отношении земельного участка такими характеристиками являются, в том числе: кадастровый номер; описание местоположения объекта недвижимости; площадь участка; категория земель, к которой отнесен земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка; адрес объекта недвижимости (при его наличии).
В соответствии с п.7 ч.2 ст.14 указанного закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Согласно заключению кадастрового инженера Гришиной Е.А., предельный минимальный и максимальный размер земельного участка (Рмин) и (Рмакс), м2 установлены в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Большая Рязань муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденными Решением № от ДД.ММ.ГГГГ. Собрания представителей сельского поселения Большая Рязань муниципального района Ставропольский Самарской области. Изменения внесены Решением № от ДД.ММ.ГГГГ и опубликованы в газете "Ставрополь-на-Волге" №107 (10223) от 27.09.2016.
При проведении кадастровых работ в отношении земельного участка расположенного по адресу: <адрес> на этапе сбора исходных данных были получены следующие документы: Выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ. Ответ Администрации муниципального района Ставропольский на запрос о предоставлении информации № от ДД.ММ.ГГГГ. План-схема согласования границ земельного участка № б/н от ДД.ММ.ГГГГ. Согласие на обработку персональных данных № б/н от ДД.ММ.ГГГГ. Уведомление о предоставлении материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов № от ДД.ММ.ГГГГ. Материалы инвентаризации и сведения архива Ставропольского отдела Управления Росреестра по Самарской области № б/н от ДД.ММ.ГГГГ. Решение о вступлении в должность № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.10 ст.22 №218-ФЗ от 13.07.2015г. "О государственной регистрации недвижимости" При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
При анализе исходных данных выявлено, что сведения о местоположении границ земельного участка в документе, подтверждающем право на этот земельный участок, отсутствуют. И в документе об образовании также нет никакой графической информации о границах земельного участка.
Поэтому в Управление Росреестра по Самарской области был сделан запрос, на который получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ с приложением материалов инвентаризации в отношении уточняемого земельного участка, а именно ПЛАН земельного участка в М 1:500. План составлен на основе компьютерной обработки масштабированных снимков (фотопланов) М 1:2000, изготовленных на основе сельских фотопланов М 1:2000, изготовленные фирмой "Ракурс" и отдешефрированные в 1996 году АООТ "Землемер".
Конфигурация земельного участка согласно ПЛАНУ инвентаризации имеет отличия от фактической конфигурации земельного участка.
На запрос о предоставлении сведений Администрация муниципального района Ставропольский предоставила выкопировку из генерального плана с.Большая Рязань (1987г).
Конфигурация земельного участка согласно генерального плана 1987 года также отличия от фактической конфигурации земельного участка.
Таким образом, граница земельного участка проведена в соответствии с фактическими ограждениями.
В результате площадь земельного участка составляет 1944,00 кв.м.
Конфигурация земельного участка отличатся от конфигурации, согласно генеральному плану и согласно ПЛАНУ инвентаризации. Площадь земельного участка, указанная в правоустанавливающем документе и сведениях ЕГРН составляет 1500,00 кв.м.
Таким образом, разница в площади составляет 444,00 кв.м, что не превышает предельный минимальный размер земельного участка (600,00 кв.м.) для соответствующего вида разрешенного использования, установленный Правилами землепользования и застройки сельского поселения Большая Рязань.
Принимая во внимание то, что сведения о границах и поворотных точках участка в ЕГРН отсутствуют, за окончательное значение рекомендуется принять площадь, полученную по результатам измерений, выполненных с точностью, соответствующей требованиям Росреестра.
Учитывая вышеизложенное, ввиду отсутствия графических материалов, подтверждающих местоположение фактических границ земельного участка на местности 15 и более лет, межевой план подготовлен для предоставления в суд с целью установления местоположения границ земельного участка в площади 1944,00 кв.м. по координатам, представленным в данном межевом плане.
Согласно вышеуказанному межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок с кадастровым номером № расположен в следующих координатах:
Сведения о характерных точках границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером № |
|||||||
Зона № — |
|||||||
Обозначение характерных точек границы |
Существующие координаты, м |
Уточненные координаты, м |
Средняя квадратическая погрешность положения характерной точки (Мt), м |
Описание закрепления точки | |||
X |
Y |
X |
Y | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
н1 |
— |
— |
393691.68 |
1317654.79 |
0.1 |
— |
|
н2 |
— |
— |
393688.22 |
1317656.67 |
0.1 |
— |
|
н3 |
— |
— |
393673.41 |
1317656.51 |
0.1 |
— |
|
н4 |
— |
— |
393673.41 |
1317655.90 |
0.1 |
— |
|
н5 |
— |
— |
393673.45 |
1317652.52 |
0.1 |
— |
|
н6 |
— |
— |
393673.60 |
1317647.26 |
0.1 |
— |
|
н7 |
— |
— |
393673.46 |
1317644.98 |
0.1 |
— |
|
н8 |
— |
— |
393672.28 |
1317645.05 |
0.1 |
— |
|
н9 |
— |
— |
393671.95 |
1317639.59 |
0.1 |
— |
|
н10 |
— |
— |
393671.39 |
1317635.71 |
0.1 |
— |
|
н11 |
— |
— |
393672.54 |
1317635.36 |
0.1 |
— |
|
н12 |
— |
— |
393672.18 |
1317626.38 |
0.1 |
— |
|
н13 |
— |
— |
393672.17 |
1317622.13 |
0.1 |
— |
|
н14 |
— |
— |
393673.45 |
1317591.77 |
0.1 |
— |
|
н15 |
— |
— |
393674.23 |
1317569.94 |
0.1 |
— |
|
н16 |
— |
— |
393674.50 |
1317561.08 |
0.1 |
— |
|
н17 |
— |
— |
393694.00 |
1317560.93 |
0.1 |
— |
|
н18 |
— |
— |
393696.10 |
1317560.91 |
0.1 |
— |
|
н19 |
— |
— |
393695.84 |
1317563.04 |
0.1 |
— |
|
н20 |
— |
— |
393695.37 |
1317567.84 |
0.1 |
— |
|
н21 |
— |
— |
393694.87 |
1317575.00 |
0.1 |
— |
|
н22 |
— |
— |
393694.50 |
1317584.03 |
0.1 |
— |
|
н23 |
— |
— |
393694.28 |
1317591.27 |
0.1 |
— |
|
н24 |
— |
— |
393693.80 |
1317596.79 |
0.1 |
— |
|
н25 |
— |
— |
393693.07 |
1317615.67 |
0.1 |
— |
|
н1 |
— |
— |
393691.68 |
1317654.79 |
0.1 |
— |
Удостоверение границ земельного участка осуществляется путем проведения процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с «Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства» (утв. Росземкадастром 17.02.2003).
Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат. Межевание проводится в том числе и как мероприятие по уточнению местоположения на местности границ объектов землеустройства при отсутствии достоверных сведений об их местоположении путем согласования границ на местности.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Обязательными признаками земельного участка как объекта права собственности являются его площадь и границы, определенные в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
При этом, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.
Согласно ч.8 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с ч.10 указанной правовой нормы при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно сведениям ЕГРН граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Пункт 70 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" указывает, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
Относительно земельного участка заявителя такие документы отсутствуют.
В целях разрешения подобных ситуаций, при отсутствии документов, прямо предусмотренных ч.10 ст.22 Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" перечень документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, не является исчерпывающим.
При подготовке графической части межевого плана могут быть использованы: землеустроительная документация; лесоустроительная документация, проектная документация лесных участков; документы градостроительного зонирования; документация по планировке территории (проекты межевания территорий); документация о территории объекта культурного наследия; документы территориального планирования; картографические материалы.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
Положениями ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются:
сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;
сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;
новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны.
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Согласно положениям ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с абзацем вторым п.7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположений границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с ч.2 ст.43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В соответствии с частью 3 ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом порядке обязательному согласованию и лицами, обладающими смежными земельными участками на предусмотренных земельным кодексом РФ видах прав на землю.
Согласно ч.3 ст. 6 Земельного Кодекса РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. Данными законами является в первую очередь вышеуказанный Федеральный закон от 24.07.2007г. №221-ФЗ.
На основании ч.10 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с п.1 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В силу ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в отношении земельного участка такими характеристиками являются, в том числе: кадастровый номер; описание местоположения объекта недвижимости; площадь участка; категория земель, к которой отнесен земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка; адрес объекта недвижимости (при его наличии).
В соответствии с п.7 ч.2 ст.14 указанного закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Положениями ст.ст. 39, 40 Закона «О кадастровой деятельности» (в действующей редакции) определено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
Судом установлено, что во внесудебном порядке истец лишен возможности уточнения площади и координат земельного участка, споры о границах отсутствуют. Доказательства обратного не представлены.
Руководствуясь статьями 12, 56, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Сергеева Петра Алексеевича – удовлетворить.
Установить площадь земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 1944 кв.м.
Установить границы земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с каталогом координат, указанных в межевом плане, изготовленным кадастровым инженером Гришиной Е.А. ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ставропольский районный суд в Самарский областной суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 29 декабря 2020 года.
Судья-подпись
КОПИЯ ВЕРНА
Судья
УИД 63RS0027-01-2020-003753-60