РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Клин 13 ноября 2018 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего: судьи Шведова П.Н.,
при секретаре Овчинниковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело /номер/ по исковому заявлению Казаченко В. М. к Государственному учреждению Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации /номер/ по г. Москве и Московской области о назначении страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Государственному учреждению Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации /номер/ по г. Москве и Московской области с вышепоименованными исковыми требованиями, указав, что решением ГУ -УПФР /номер/ по г. Москве и Московской области от /дата/ /номер/ Казаченко В.М. отказано в назначении и выплате страховой пенсии по старости с /дата/ в соответствии со ст. 8 Федерального закона от /дата/ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ч. 6 ст. 3 Федерального закона от /дата/ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в связи с отсутствием необходимого страхового стажа 9 лет и величиной индивидуального коэффициента не ниже 13,8, предусмотренного п. 2, 3 ст. 35 Федерального закона от /дата/ № 400-ФЗ.
К зачёту в страховой стаж истица не принят период работы в качестве индивидуального предпринимателя с /дата/ по /дата/.
Истец просит признать необоснованным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ -УПФР /номер/ по г. Москве и Московской области от /дата/ /номер/, обязать Государственное учреждение Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации /номер/ по г. Москве и Московской области включить в страховой стаж период работы с /дата/ по /дата/ -/дата/ и назначить страховую пенсию по старости с /дата/.
В судебном заседании истец и представитель истца поддержали исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований.
Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд пришел к следующему:
Частью 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ от /дата/ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от /дата/ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии по старости исчисляется по формуле с учетом страхового (общего трудового) стажа и средней заработной платы.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от /дата/ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от /дата/ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона от /дата/ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от /дата/ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от /дата/ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от /дата/ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от /дата/ /номер/ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В части четвертой ст. 7 Закона РФ от /дата/ /номер/ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в редакции /дата/ года, установлено, что лица, указанные в ст. 1 данного Закона (военнослужащие), при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от /дата/ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Судом установлено, что истец с /дата/ является получателем пенсии за выслугу лет назначенной в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В силу п. п. 1, 3 ст. 35 Федерального закона от /дата/ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в /дата/ составляет шесть лет. С /дата/ страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
Установлено, что в спорный период с /дата/ по /дата/ истцом не уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд в виде фиксированного платежа.
Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от /дата/ /номер/ «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» уплата взносов на государственное социальное страхование до /дата/, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29 Федерального закона № 173-ФЗ). Вместе с тем неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от /дата/ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, которые уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа, данная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве (п. 1 ст. 28 этого же Закона).
Пунктом 3 Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от /дата/ /номер/, предусмотрено, что страхователи, являющиеся военными пенсионерами, то есть получающими пенсии, установленные в соответствии с Законом от /дата/ /номер/, не уплачивают фиксированный платеж.
Отнесение этой категории страхователей к лицам, не уплачивающим фиксированный платеж, основано на Определении Конституционного Суда Российской Федерации.
Исходя из позиции Определения Конституционного Суда Российской Федерации от /дата/ /номер/-О, взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6 пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при том, что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие Конституции Российской Федерации.
Исходя из Определения Конституционного Суда Российской Федерации военные пенсионеры (индивидуальные предприниматели, адвокаты) не уплачивали страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начиная с /дата/ (с момента провозглашения Определения Конституционного Суда Российской Федерации).
Норма об освобождении военных пенсионеров (индивидуальных предпринимателей, адвокатов) от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, изложенная в пункте 3 Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от /дата/ /номер/,, носила временный характер (до установления соответствующего правового регулирования) и фактически не может действовать после вступления в силу Закона от /дата/ № 156-ФЗ.
Закон от /дата/ № 156-ФЗ предоставляет военным пенсионерам (индивидуальным предпринимателям, адвокатам) право на получение соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов, то есть на установление страховой части трудовой пенсии по старости при наличии необходимых условий с /дата/. Таким образом, с этой даты указанные лица вправе осуществлять уплату фиксированного платежа в прежнем порядке.
С /дата/ вступил в силу (частично) Федеральный закон от /дата/ № 55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Пунктом 7 статьи 5 Закона от /дата/ № 55-ФЗ введена новая редакция статьи 29 Федерального закона от /дата/ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Подпунктом 5 пункта 1 статьи 29 данного Закона предусматривается, что физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Эта норма распространяется и на военных пенсионеров, работающих в качестве индивидуальных предпринимателей или адвокатов, которые были освобождены от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательными нормами. Указанные лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию начиная с /дата/, то есть с момента вступления в силу Закона от /дата/ № 55-ФЗ, и уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу ст. 10 Федерального закона от /дата/ № 167-ФЗ суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Объект обложения страховыми взносами, база для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, а также порядок обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов регулируются Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
В силу п. 2 ст. 14 данного Закона страхователь - индивидуальный предприниматель - обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением этих страховых взносов.
Согласно ст. 28 Закона № 167-ФЗ указанные страхователи уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.
«Страховая пенсия» согласно ст. 3 Федерального закона от /дата/ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» представляет собой ежемесячную денежную выплату в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.
Исходя из изложенного следует, что условием для назначения истцу страховой пенсии является необходимость уплаты соответствующих страховых взносов в период его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с /дата/ по /дата/.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ,
Суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Казаченко В. М. к Государственному учреждению Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № /номер/ по г. Москве и Московской области о включении в его страховой стаж периодов его работы в качестве индивидуального предпринимателя с /дата/ по /дата/; о назначении ему страховой пенсии с /дата/- оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Клинского городского суда: Шведов П.Н.