Дело № 2-544/2016 г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
5 сентября 2016 г. ст. Зеленчукская, КЧР
Зеленчукский районный суд КЧР в составе:
председательствующего судьи Тешелеевой Д.А.,
при секретаре судебного заседания Коробкиной М.Н.,
с участием заместителя прокурора Зеленчукского района КЧР Биджиева М.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зеленчукского района в порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации Даусузского СП об обязании администрации Даусузского СП в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
в с. Даусуз по ул. Хатуева от перекрестка с Федеральной дорогой «Подъезд к МЦО Архыз» на всем участке дороги произвести ремонт дороги, устранить дефекты покрытия проезжей части дороги: ямы(выбоины), затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью согласно требованиям п.п. 3.1.1 ГОС Р 50597-93.
Обустроить искусственное освещение.
На перекрестках с ул. Чиркова и Свердлова установить дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступи дорогу», а также в зоне расположения детского лагеря «Сосенка» установить дорожные знаки 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение максимальной скорости» согласно требованиям п.п.4.1 ГОСТ Р 50597-93. разработать паспорт улицы и схему дислокации дорожных знаков;
В с. Хуса-Кардоник по ул. Октябрьской на перекрестке с ул. Набережной Алиева до перекрестка с ул. Ленина на всем участке дороги произвести ремонт: устранить дефекты гравийного покрытия проезжей части дороги ; ямы (выбоины), затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной ПДД скорости согласно требованиям п.п. 3.1.1 ГОС Р 50597-93.
На перекрестках с ул. Набережной и Мичуринской установить дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступите дорогу». Разработать паспорт утицы и схему дислокации дорожных знаков,
установил:
Прокурор Зеленчукского района КЧР предъявил иск к администрации Даусузского СП об обязании администрации Даусузского СП в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в с. Даусуз по ул. Хатуева от перекрестка с Федеральной дорогой «Подъезд к МЦО Архыз» на всем участке дороги произвести ремонт дороги, устранить дефекты покрытия проезжей части дороги: ямы(выбоины), затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью согласно требованиям п.п. 3.1.1 ГОС Р 50597-93. Обустроить искусственное освещение.
На перекрестках с ул. Чиркова и Свердлова установить дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступи дорогу», а такжде в зоне расположения детского лагеря «Сосенка» установить дорожные знаки 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение максимальной скорости» согласно требованиям п.п.4.1 ГОСТ Р 50597-93. разработать паспорт улицы и схему дислокации дорожных знаков.
В с. Хуса-Кардоник по ул. Октябрьской на перекрестке с ул. Набережной Алиева до перекрестка с ул. Ленина на всем участке дороги произвести ремонт: устранить дефекты гравийного покрытия проезжей части дороги ; ямы (выбоины), затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной ПДД скорости согласно требованиям п.п. 3.1.1 ГОС Р 50597-93.
На перекрестках с ул. Набережной и Мичуринской установить дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступите дорогу». Разработать паспорт улицы и схему дислокации дорожных знаков,
В обоснование своих требований прокурор указал, что при проведении проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения администрацией Даусузского СП Зеленчукского района КЧР при содержании улично-дорожной сети выявлены нарушения действующего законодательства.
В силу п.5 ч.1 ст. 14 ФЗ № 131 –ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 ст. 3 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» - дорожная деятельность определена как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления(п.3 ст.15 ФЗ).Содержание автомобильных дорог
осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (п.1 ст.17 ФЗ).
В соответствии с п.1 ст. 21 ФЗ № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» следует, что мероприятия по организации дорожного движения, то есть комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Согласно п.4.1.1 разделу 4 «ГОСТ р 50597-93 «Государственный стандарт РФ Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 г. № 221) автомобильные дороги должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТу 10807 и размещенными по ГОСТу 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
Согласно п.3.1.1 разделу 3 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью.
В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района выявлены недостатки соответствия дорог при их содержании установленным техническим регламентам, в частности:
в с. Даусуз по ул. Хатуева от перекрестка с Федеральной дорогой «Подъезд к МЦО Архыз» на всем участке дороги имеются дефекты покрытия проезжей части дороги: ямы (выбоины), затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью, что является нарушением требований п.п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93. Отсутствуют искусственное освещение,
На перекрестках улиц Чиркова и Свердлова отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступите дорогу», а также в зоне расположения детского лагеря «Сосенка» отсутствуют дорожные знаки 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение максимальной скорости», что является нарушением п.п.4.1 ГОСТ Р 50597-93. Отсутствует паспорт улицы и схема дислокации дорожных знаков;
в с. Хуса-Кардоник по ул. Октябрьской на перекрестке с ул. Набережной Алиева до перекрестка с ул. Ленина на всем участке дороги имеются дефекты гравийного покрытия проезжей части дороги; ямы (выбоины), затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью, что является нарушением требований п.п. 3.1.1 ГОС Р 50597-93.
На перекрестках с ул. Набережной и Мичуринской отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступите дорогу». Отсутствует паспорт утицы и схема дислокации дорожных знаков.
Указанные недостатки в обеспечении безопасности дорожного движения являются нарушениями требований п.п. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 г. № 221(далее ГОСТ Р 50597-93), а именно: покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью.
Ненадлежащий ремонт и содержание дорожного полотна влияет на безопасность дорожного движения, ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей не только Зеленчукского муниципального района, но и всех граждан, которые используют данные участки дорожного движения для передвижения.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ – Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, это подразумевает, в том числе и дороги, отвечающие современным требованиям безопасности и благоустройства.
Непринятие необходимых мер по организации безопасности дорожного движения является нарушением гарантированных Конституционных прав граждан на достойную жизнь и свободное развитие.
В соответствии с требованиями ч.4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особе общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает требование в суде в интересах пострадавших.
В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, в связи с чем требования прокурора Зеленчукского района, изложенные в заявлении, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Проверкой установлено, что администрацией Даусузского СП Зеленчукского района в нарушение указанных норм и правил ненадлежащим образом организовано содержание автомобильных дорог, указанное бездействие администрации поселения нарушает права неопределенного круга лиц, являющихся участниками дорожного движения, на личную безопасность и сохранность жизни, здоровья и имущества. Ненадлежащий ремонт и содержание дорожного полотна влияет на безопасность дорожного движения, ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей не только Зеленчукского муниципального района, но и всех граждан, которые используют данные участки дорожного движения для передвижения.
В судебном заседании заместитель прокурора Биджиев М.Х. поддержал требования прокурора Зеленчуксого района к администрации Даусузского СП по изложенным в исковом заявлении основаниям и просил суд удовлетворить иск.
Глава администрации Даусузского СП Лайпанов Р.А. в суд не явился, направил телефонограмму о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации Даусузского СП, заявив, что не возражает против иска.
Огласив исковое заявление прокурора, заслушав прокурора Биджиева М.Х., исследовав представленные доказательства, суд находит иск прокурора Зеленчукского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Ст. 4 и ст. 15 Конституции Российской Федерации установлено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст.7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие.
Непринятие необходимых мер по организации безопасности дорожного движения является нарушением гарантированных конституционных прав граждан достойную жизнь и свободное развитие.
Из представленных в суд актов обследования участка улицы Хатуева с. Даусуз от ФАД подъезд к МЦО «Архыз» до ул. Свердлова от ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе заместителя главы администрации Зеленчукского муниципального района КЧР Вильхова П.А., госинспектора дорожного надзора и организации движения отделения инспекции безопасности дорожного движения МО МВД России «Зеленчукский» Гусейнова И.Г., главы Даусузского СП Лайпанова Р.А., помощника прокурора Зеленчукского района Чеккуева К.Х. следует, что на указанном участке- в промежутке от ФАД подъезд к МЦО имеются выбоины гравийного покрытия по всей протяженности улицы, отсутствует искусственное освещение, в зоне расположения детского лагеря «Сосенки» отсутствуют дорожные знаки 1.23, 3.24.
На перекрестках улиц Чиркова –Хатуева и улиц Хатуева-Свердлова отсутствуют дорожные знаки 2.1 и 2.4,
Отсутствует паспорт улицы и схема дислокации дорожных знаков.
На пресечении улиц Набережная- Октябрьская и пресечении улиц Мичуринская –Октябрьская в с. Хуса-Кардоник отсутствуют дорожные знака 2.1 и 2.4. Имеются выбоины гравийного покрытия на всей протяженности улиц, отсутствует паспорт улицы и схема дислокации дорожных знаков.
В силу п.5 ч.1 ст. 14 ФЗ № 131 –ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Эти положения федерального закона органом местного самоуправления в с. Даусуз Зеленчукского района КЧР не исполняются в полной мере.
Кроме этого орган местного самоуправления – администрация Даусузского СП не решает в нарушение пункта 6 ст. 3 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» вопросы по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которые находятся в его ведении.
В связи с этим п.4.1.1 раздел 4 «ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт РФ Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденные Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 г. № 221, о необходимости оборудования автомобильных дорог дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещение их по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией, не исполняется, что в свою очередь влечет не обеспечение безопасности дорожного движения на территории Дасузского сельского поселения.
Установленные при проверке прокуратурой Зеленчукского района соблюдения администрацией Дасузского СП безопасности дорожного движения недостатки в обеспечении безопасности дорожного движения являются нарушениями требований п.п. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 г. № 221(далее ГОСТ Р 50597-93), а именно: покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью;
отсутствие размещенных по ГОСТ 23457 изготовленных по ГОСТ 10807 дорожных знаков на указанных в актах обследования улицах с. Даусуз и с. Хуса-Кардоник, создает реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения.
Ненадлежащий ремонт и содержание дорожного полотна влияет на безопасность дорожного движения, ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей не только Зеленчукского муниципального района, но и всех граждан, которые используют данные участки дорожного движения для передвижения.
Таким образом, администрацией Даусузского СП Зеленчукского района в нарушение указанных норм и правил ненадлежащим образом организовано содержание автомобильных дорог, указанное бездействие администрации поселения нарушает права неопределенного круга лиц: граждан, юридических лиц, являющихся участниками дорожного движения.
Непринятие необходимых мер по организации безопасности дорожного движения является нарушением гарантированных Конституционных прав граждан на достойную жизнь и свободное развитие.
В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, в связи с чем требования прокурора Зеленчукского района, изложенные в заявлении, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исследованные судом доказательства подтверждают обоснованность иска прокурора Зеленчукского района.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобождён от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления также освобождены от уплаты госпошлины.
На основании ст.7 Конституции РФ, п. 5 части 1 ст. Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. п.6 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», п.1 ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 4 Федерального Закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить иск прокурора Зеленчукского района КЧР.
Обязать администрацию Даусузского сельского поселения Зеленчукского района КЧР в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда в с. Даусуз по ул. Хатуева от перекрестка с Федеральной дорогой «Подъезд к МЦО Архыз» на всем участке дороги произвести ремонт дороги, устранить дефекты покрытия проезжей части дороги: ямы (выбоины), затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью согласно требованиям п.п. 3.1.1 ГОС Р 50597-93.
Обустроить искусственное освещение.
На перекрестках улиц Чиркова и Свердлова установить дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступите дорогу» в зоне расположения детского лагеря «Сосенка» установить дорожные знаки 1.23 «Дети» и 3.24 «Ограничение максимальной скорости» согласно требованиям п.п.4.1 ГОСТ Р 50597-93. разработать паспорт улицы и схему дислокации дорожных знаков;
В с. Хуса-Кардоник по ул. Октябрьской на перекрестке с ул. Набережная и Алиева до перекрестка ул. Ленина на всем участке дороги произвести ремонт: устранить дефекты гравийного покрытия проезжей части дороги; ямы (выбоины), затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной ПДД скорости согласно требованиям п.п. 3.1.1 ГОС Р 50597-93.
На перекрестках с ул. Набережной и Мичуринской установить дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступите дорогу». Разработать паспорт утицы и схему дислокации дорожных знаков,
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Зеленчукский районный суд КЧР в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 12 сентября 2016 г.
С у д ь я: