Дело № 2-411/2013
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03 октября 2013 года р.п. Ишеевка
Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Трубачевой И.Г.,
при секретаре Ивановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Салина А.В. к МУ Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области, МУ Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области о признании недействительным решения об отказе в регистрации в качестве нуждающегося в улучшение жилищных условий и обязании включить в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы молодую семью,
УСТАНОВИЛ:
Салин А.В. обратился в суд с уточненным иском к МУ Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области, МУ Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области о признании недействительным решения об отказе в регистрации в качестве нуждающегося в улучшение жилищных условий и обязании включить в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы молодую семью. В обоснование своих требований указал, что 03.04.2013 г. он в соответствии со статьями 51, 52 ЖК РФ подал ответчику заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилищном помещении. К заявлению были приложены документы: копии паспортов, копия свидетельства о заключении брака, справки формы - 8, копии договоров, справки о доходах, выписки из ЕГРП о правах лица на объекты, свидетельство о государственной регистрации права. Иных помещений для проживания у них не имеется. 26.06.2013 г. ответчиком было выдано постановление об отказе в регистрации истца в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, мотивируя свой отказ тем, что данная семья обеспечена жилым помещением, согласно учетной норме. В связи с тем, что он считает отказ ответчика необоснованным, и в соответствии со статьей 54 ЖК РФ. Просит признать недействительным постановление МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области об отказе в регистрации в качестве нуждающегося в улучшение жилищных условий и обязании поставить на учет в качестве участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы молодую семью.
Истец Салин А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал. Суду дал пояснения аналогичные изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что считает, что жилую площадь рассчитывают неправильно, нужно делить отдельно площадь одного и второго дома. Он отдельно от семьи не может проживать. По адресу р.*** прописаны 5 человек, жилая площадь 77,05 кв.м., т.е. по 15, 41 кв.м. на одного человека. По второй квартире по адресу: *** прописано 4 человека, площадь составляет 45,34 кв.м., по 11,34 кв.м. на одного человека. При этом не учтен П.Д.Н.., как собственник жилого помещения и имеющий ? долю в праве. П.Д.Н.. вместе сними не проживает, совместное хозяйство не ведет и членом их семьи не является. Суммарная площадь двух жилых помещений меньше учетной нормы. Просит признать недействительным постановление МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области о признании недействительным решения об отказе в регистрации в качестве нуждающегося в улучшение жилищных условий и обязать ответчика включить в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы молодую семью.
Представитель ответчика МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области Ананьев В.Г. в судебном заседании исковые требования не признал. Суду пояснил, что поскольку семья Салиных обеспечена жилым помещением, согласно учетной норме 12.кв.м., то они не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. О том, что по адресу: *** имеется собственник П.Д.Н. который не зарегистрирован по данному адресу, Администрации не было известно. Должен ли он учитываться при расчете суммарной площади жилых помещений, пояснить не может. Почему имеются противоречия между выпиской из постановления и самим постановлением, пояснить не может, возможно, в каком-то документе допущена ошибка, по какому именно основанию Салину А.В. отказано в регистрации в качестве нуждающегося в улучшение жилищных условий, точно сказать не может. Поскольку, Салиным не пройден второй этап, а именно: вопрос о наличии у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» не рассматривался, то требования Салина А.В. о включении в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей «Федеральной целевой программы жилище на 2011 -2015 годы» молодой семьи удовлетворению не подлежат.
Представитель ответчика МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области Мельников Р.М. в судебном заседании исковые требования не признал. Суду пояснил, что истец к ним с соответствующим заявлением не обращался, обращался он с заявлением в МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновской области. На сегодняшний день полномочия по рассмотрению заявлений о постановке на учет в качестве участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы молодой семьи возложены на МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновской области, данные полномочия им не переданы. В связи с чем, надлежащим ответчиком является МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области.
Третьи лица С.Е.Н.., С.Е.Н.., П.Н.А.., П.Л.В.. в судебном заседании с иском согласились. Доводы Салина А.В. поддержали, полагают, что в Администрации неправильно рассчитана жилая площадь при рассмотрении вопроса о постановке Салина А.В. на учет в качестве участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Третьи лица С.М.В.., С.А.В.., С.В.А.., П.Д.Н.., о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, суду предоставили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, представитель третьего лица МУ «Управление финансов МО «Ульяновский район» Ульяновской области, извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Суд, на месте, определил, рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из представленных суду материалов следует, что 03.04.2013 г. Салин А.В. обратился в МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г. молодой семьи. К заявлению были приложены документы: копии паспортов, копия свидетельства о заключении брака, копия свидетельства о рождении ребенка, справки формы - 8, копии договоров, справки о доходах, выписки из ЕГРП о правах лиц на объекты, свидетельство о государственной регистрации права.
Как усматривается из справки формы № 8 по месту регистрации Салина А.В. по адресу: ***, *** - зарегистрированы 5 человек: Салин А.В.- истец по делу, С.Е.М.., С.М.В.., С.А.В.., С.В.А. Общая площадь квартиры составляет 77,05 кв.м.
Как усматривается из справки формы № 8 по адресу: ***, *** - зарегистрированы 4 человека: П.Н.А.., П.Л.В.., С.Е.Н..- супруга истца, С.И.А.., 2012г.р., - несовершеннолетний сын истца. Общая площадь дома составляет 45,34 кв.м.
Из материалов дела усматривается, что жилой дом, расположенный по адресу: ***, ***, на праве общей долевой собственности принадлежит П.Н.А.., П.Л.В.., С.Е.Н.., П.Д.Н..( доля в праве у каждого ?). При этом П.Д.Н.. зарегистрирован и проживает по адресу: ***, р.***, совместно с П.Н.А.., П.Л.В.., С.Е.Н.., С.И.А.. не проживает, совместного хозяйства с ними не ведет.
Данный факт ответчиком не оспаривается.
Согласно пункту 5 подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», право на участие в подпрограмме имеет молодая семья, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Как следует из п.5 Правил, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В силу пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» названной федеральной программы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. № 285, и пункта 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1050, применительно к данным Правилам под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 и 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
П.15 Правил предусмотрено, что для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы: заявление по форме согласно приложению N 2 в 2-х экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи; свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется); документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий; документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом); е) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.
Также, как усматривается из п.17 Правил, орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 15 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления. Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил; б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил (п. 18).
В соответствии с п. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Решением Совета депутатов МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области от 26.04.2007 года № 16/72 учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 12 кв.м.
В ходе судебного заседания установлено, что при решении вопроса о нуждаемости Салина А.В. в улучшении жилищных условий с целью включения его в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г. молодой семьи учитывалась жилая площадь по адресам: ***, ***, где зарегистрированы 5 человек и Ульяновская область, Ульяновский район, ***, где зарегистрированы 4 человека. Однако, то обстоятельство, что сособственником общей долевой собственности жилого помещения, расположенного по адресу: ***, ***, является П.Д.Н. который не зарегистрирован в данном жилом помещении, МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области учтено не было.
В данном случае следует учитывать, что в соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В этом случае расчет жилой площади должен производиться, исходя из суммированной площади, приходящейся на членов семьи истца по месту их регистрации, а также с учетом доли собственника Пронина Д.Н. (? доля в праве общей долевой собственности, что соответствует 11,34 кв.м. жилой площади).
На истца по месту его регистрации приходится 15,71 кв.м. (77,05 кв.м.:5 чел.). На его супругу и ребенка – по 8,5 кв.м. (45,34 кв.м.:4 собственника. -11,34 кв.м. (доля собственника П.Д.Н..) = 34 кв.м.: 4 чел.(количество зарегистрированных)).
Итого: 15,71 кв.м.+17 кв.м.( 8,5 кв.м. х2 чел):3 чел.= 10,9 кв.м.
Следовательно, каждый член семьи истца не обеспечен общей площадью жилого помещения в соответствии с учетной нормой, установленной в МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области.
Как следует из пояснений свидетеля У.Г.М.., допрошенной в ходе судебного заседания, имеется Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы», право на участие в подпрограмме имеет молодая семья, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий. Семья Салиных по возрасту подходит, при расчете суммарной площади должна учитываться жилая площадь по всем адресам, где члены семьи Салина А.В. зарегистрированы, а также жилая площадь, принадлежащая на праве собственности им. Суммарная площадь не должна превышать 12 кв.м. У Салиных получается на каждого члена семьи 12,69 кв.м., что незначительно превышает установленную учетную норму жилой площади. О том, что в жилом помещении по адресу: *** имеется еще один собственник П.Д.Н.., Администрации не было известно. Салин А.В. об этом в заявлении не указал, дополнительные документы по данному лицу не были представлены. В постановлении Администрации и выписке из постановления допущены ошибки.
Согласно выписке из постановления МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области № 303 от 24.06.2013г. Салину А.В. отказано в регистрации в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с тем, что данная семья обеспечена жилым помещением, согласно учетной норме 12.кв.м. (п.2 ст.51 Жилищного Кодекса РФ).
Из постановления МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области № 303 от 24.06.2013г. следует, что Салину А.В. отказано в признании граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г. на основании ст.53.
Анализируя выписку из постановления МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области № 303 от 24.06.2013г. и само постановление МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области № 303 от 24.06.2013г. суд приходит к выводу, что выписка из постановления не соответствует по своему содержанию самому постановлению. Кроме того, в постановлении МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области № 303 от 24.06.2013г. приведена ст.53 без указания самого правового акта и оснований, по которым отказано Салину А.В. в регистрации в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Как следует из ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При таких обстоятельствах, а также с учетом пояснений представителя ответчика, невозможно сделать вывод, на каком именно основании Салину А.В. было отказано в признании его в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с чем, постановление МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области № 303 от 24.06.2013 года в части отказа Салину А.В. в признании его в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г. следует признать незаконным.
Обеспечение молодой семьи жилой площадью ниже учетной нормы является обязательным условием для включения её в участники подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Однако, учитывая, что вопрос о наличии у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» не рассматривался, рассмотрение данного вопроса является прерогативой орана местного самоуправления, то в части исковых требований о включении молодой семьи Салина А.В. в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей «Федеральной целевой программы жилище на 2011 -2015 годы» следует отказать.
Надлежащим ответчиком по данному делу является МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области, в связи с чем в иске к МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области следует отказать.
Дело рассмотрено в пределах заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Салина А.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление МУ «Администрация МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области № 303 от 24.06.2013 года в части отказа Салину А.В. в признании его в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г.
В остальной части иска и в иске к МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме через Ульяновский районный суд Ульяновской области.
Судья И.Г.Трубачева