Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1616/2013 ~ М-1411/2013 от 24.06.2013

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

13 августа 2013 года г. Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Арутюнове В.Ю.,

при секретаре с/з Кашееве Г.В.

с участием: старшего помощника Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А., представителя ответчика администрации .............. – Ревенко Д.В., представителя ответчика администрации Минераловодского муниципального района – Новосельцевой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Минераловодского межрайонного прокурора к администрации .............., администрации Минераловодского муниципального района об обязании принять меры к ремонту по приведению пожарного гидранта .............. в исправное состояние,

У С Т А Н О В И Л:

Минераловодский межрайонный прокурор обратился в Минераловодский городской суд с исковым заявлением к администрации .............., администрации Минераловодского муниципального района об обязании принять меры к ремонту по приведению пожарного гидранта .............. в исправное состояние.

В обосновании исковых требований указал, что

Минераловодской межрайонной прокуратурой проведена проверка технического состояния пожарных гидрантов расположенных на территории .............. и .............. на основании информации, предоставленной из ПЧ – 20 ФГКУ « 2 отряд ФПС по ..............».

Согласно п.8 и п.9 ч.1 ст. 14 ФЗ от .............. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относятся, в том числе, вопросы участия в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах поселения и обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Статья 1 ФЗ от .............. «О пожарной безопасности», определяет первичные меры пожарной безопасности как реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, а также ч.3 ст.10, в соовествии с которой финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.

Статья 63 ФЗ от .............. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусматривает, что первичные меры пожарной безопасности включает в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно - правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, осуществления мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, в том числе обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.

В соовествии со ст.126 и ч.1 ст.127 Закона пожарный гидрант относится к пожарному оборудованию, которое должно обеспечивать возможность подачи веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соовествии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений охраны в помещения зданий, сооружений и строений. Пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу для целей пожаротушения.

Постановлением Правительства РФ от .............. .............. «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» организация водопровод- канализационного хозяйства обязана обеспечить установку на видных местах указателей пожарных гидрантов в соовествии с требованиями норм противопожарной безопасности, следить за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидрантам, установленным в колодцах, находящихся на обслуживании организации водопроводно - канализационного хозяйства.

Поддерживание пожарных гидрантов в исправном состоянии является одной из первичных мер пожарной безопасности, обеспечение которых в границах населенных пунктов поселения отнесено к полномочиям и входит в обязанности администрации поселения. Как исполнительно – распорядительного органа местного самоуправления в рамках организации мер пожарной безопасности.

На основании п.5.1 соглашения .............. от .............. о передачи части полномочий по решению вопросов местного значения .............. полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности делегированы администрацией .............. администрации Минераловодского муниципального района.

Проверкой установлено, что в нарушении требований норм законодательства пожарной безопасности, пожарный гидрант № 143, расположенный по адресу: пер. Кооперативный, 37 в .............., находится в неисправном состоянии, сорван шток, отсутствует координационная таблица, что при возникновении пожара не сможет обеспечить возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара, может привести к гибели граждан и уничтожению имущества.

Соблюдение требований законодательства о пожарной безопасности необходимо в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. Целью создания обеспечения пожарной безопасности является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Нарушение требований пожарной безопасности, то есть невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности увеличивает возможность возникновения пожаров, затрудняет ограничение их последствий и тушение пожаров, спасение людей и имущества от пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ.

На основании изложенного просит обязать ответчиков принять меры к ремонту по приведению пожарного гидранта № 143, расположенного по адресу: пер. Кооперативный, 37 в .............. в исправное состояние в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика администрации .............. – Ревенко Д.В. исковые требования не признал и указал, что в соответствии с пунктом 9, части 1 статьи 14 Федерального закона от .............. N 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со статьей 50 указанного закона в собственности муниципальных образований может находиться:

- указанное в частях 2-4 данной статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;

- имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 Федерального закона;

- имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

- имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

Согласно статьи 51 Федерального закона от .............. N 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Однако пожарные гидранты не являются муниципальной собственностью и в реестр муниципальной собственности они не внесены. В связи с чем, у органа местного самоуправления отсутствует обязанность содержать их.

В соответствии с пунктами 1,2 Постановления Правительства РФ от .............. N 390 "О противопожарном режиме" установлено, что Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

В отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.

В соответствии с пунктом 55 Правил руководитель организации обеспечивает исправность сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.

Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны.

Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.

В соответствии с пунктом 2.10.12. «МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утвержденных Приказом Госстроя РФ от .............. N 168 общее профилактическое обслуживание сооружений и устройств сети проводят поочередно два раза в год. При этом выполняются в том числе следующие работы: в колодцах и камерах - очистка и откачка воды, отколка льда в горловинах, профилактическое обслуживание раструбных и фланцевых соединений, разгонка шпинделей задвижек, проверка действия байпасов, регулировка электропривода, осмотр вантузов и других устройств, проверка работы пожарных гидрантов с установкой на них стендера, а также, в случае необходимости, замена скоб, ремонт лестниц, смена крышек;

Примечание. Ремонт пожарных гидрантов должен быть произведен в течение суток с момента обнаружения неисправности. Об обнаруженной неисправности и окончании ремонта гидранта организация ВКХ обязана поставить в известность местное подразделение Государственной противопожарной службы МВД России.

Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и их соответствия санитарным нормам (пункт 1.1.1).

Неукоснительное выполнение ПТЭ эксплуатационным персоналом призвано обеспечивать надежную, экономичную и эффективную работу указанных объектов с учетом интересов обслуживаемых потребителей, охраны водных ресурсов от загрязнения сточными водами и рационального использования водных, сырьевых, энергетических и других материальных ресурсов.

При этом, Правила действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для персонала организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм (пункт 1.1.4.).

В письме от 20.05.2013г. .............. директор филиала ГУП СК «..............водоканал»-Минераловодский «Водоканал» указывает, что на обслуживании данного филиала находятся 388 пожарных гидрантов, из них 26 гидрантов являются неисправными. Расходы на ремонт неисправных гидрантов заложены на 2013г., сумма расходов на ремонт составляет 150,22 тысяч рублей.

Более того, как указано в письме от 25.06.2013г. .............. у Минераловодского «Водоканала» на балансе имеется 150 пожарных гидрантов. Совместно с пожарной частью обследовано 133 гидранта, из них исправно - 121 шт. требуют замены - 5 шт., требуют ремонта - 7 шт.

В соответствии с Правилами предприятие ВКХ для исполнения своих обязанностей по поддержанию в работоспособном состоянии пожарных гидрантов запланировало расходы, однако до настоящего момента их не отремонтировало. Обязательства предприятием остаются неисполненными.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Правил, акты испытаний пожарных гидрантов на исправность и водоотдачу должны находиться у предприятия ВКХ.

Новые и присоединенные к действующей системе трубопроводы наносят на планшеты, хранящиеся в техническом отделе, и на оперативные схемы, имеющиеся в диспетчерских пунктах, с указанием колодцев (камер), установленного в них оборудования и присвоением им соответствующих регистрационных номеров. На новые трубопроводы и сооружения заводят паспорта. Примечание. На пожарные гидранты заводят учетные карточки, в которых указывают их номер, адрес, дату установки и все виды произведенных работ по их обслуживанию.

Таким образом, кроме обязанностей по ремонту на предприятия ВКХ возложены обязанности по ведению технической документации. Однако, данными Правилами не определено каким образом предприятию ВКХ надлежит взаимодействовать с органом местного самоуправления, в том числе в части поддержания противопожарного оборудования в исправном состоянии.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета РФ от .............. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к этому Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Из пункта 1 Приложения 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от .............. N 3020-1 следует, что к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в частности, жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7- процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения; жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении; объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов; другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).

При этом в соответствии с пунктом 5 Постановления Верховного Совета РФ от .............. N 3020-1 оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 этого Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно установленному порядку подлежали составлению Перечни объектов, решения по которым принимались соответствующим органом исполнительной власти, и правоустанавливающим документом, свидетельствующим о передаче объекта недвижимого имущества в состав муниципальной собственности, является утвержденный соответствующим Советом народных депутатов перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность.

Однако, данные решения относительно имущества предприятия ВКХ по городу Минеральные Воды не принимались, что подтверждает и сама организационно-правовая форма предприятия. Имущество ГУП СК «..............водоканал», в том числе линии водоснабжения и водоотведения являются государственной собственностью субъекта РФ, переданное в хозяйственное ведение Государственному унитарному предприятию.

Истцом не доказано, что спорное имущество находится в муниципальной собственности либо на ином вещном праве у органа местного самоуправления. Как и то, что оно было передано органом государственной власти.

Таким образом, мнение истца, о том, что в силу закона объекты инженерной инфраструктуры городов были переданы в муниципальную собственность, является ошибочным.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от .............. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества. Статьей 37 данного закона определено, что руководители организации обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

При этом, руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Учитывая, что во исполнение Постановления Верховного Совета РФ от .............. N 3020-1 имущество третьего лица не было передано органу местного самоуправления, и тот факт, что обязанность предприятия ВКХ по ремонту пожарных гидрантов установлена Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, ответственность, связанная с ремонтом гидрантов и поддержанием в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допуская их использование не по назначению, лежит на ГУП СК «..............водоканал».

Более того, ГУП СК «..............водоканал» не возражает против того, что пожарный гидрант расположен на эксплуатируемой ими сети. В связи с чем, в соответствии со статьей 135 Гражданского кодекса РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное. Следовательно, пожарный гидрант входит в систему сооружений и устройств сети и соответственно следует ее судьбе.

Таким образом, гидранты расположенные на сети ГУП СК «..............водоканал» также находятся в собственности предприятия ВКХ как и сама сеть.

Данный вывод подтверждается и нормами ГОСТ 8220-85 Гидранты пожарные подземные. Технические условия. В преамбуле данного ГОСТ указано, что этот стандарт распространяется на пожарные подземные гидранты, УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ В ВОДОПРОВОДНОЙ СЕТИ на пожарной подставке.... Следовательно гидрант установленный в сети предприятия ВКХ является его собственностью и соответственно составной частью водопроводной сети, представляющей собой систему трубопроводов и сооружений на них, предназначенных для водоснабжения и пожаротушения.

Согласно ГОСТ 12.4.009-83 пунктом 1.8 установлено, что введенное в эксплуатацию пожарное оборудование водопроводных сетей, должны иметь учетные номера по принятой на объекте системе нумерации, пожарные гидранты должны перед приемкой в эксплуатацию и не реже чем 6 мес. подвергаться техническому осмотру и проверяться на работоспособность посредством пуска воды с регистрацией результатов в журнале 21 ГОСТ 2.601.

К пожарному оборудованию относятся, в том числе пожарные гидранты, размещаемые в водопроводной сети, что также подтверждает их принадлежность к сети предприятия ВКХ. Учитывая то, что техническая документация, а именно планшеты, акты испытаний пожарных гидрантов на исправность и водоотдачу, паспорта должны находиться у предприятия ВКХ, следует логический вывод, что даже в силу этих обстоятельств ГУП СК «..............водоканал» должно обеспечить работоспособность пожарного оборудования.

В соответствии с абз. 2, 11 п. 87 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от .............. N 167 предприятие ВКХ обязано принимать необходимые меры по своевременной ликвидации аварий и повреждений на системах водоснабжения ( канализации) в порядке и сроки, установленные нормативно-технической документацией.

Перечнем неисправных гидрантов указаны технические неисправности пожарных гидрантов расположенных на городской и районной сети на 07.05.2013г. в отношении гидранта .............. установлены следующие неисправности – смещена плита.

Однако, материалами дела не подтверждается, что сам гидрант неисправен. В соответствии с п. 2.22 ГОСТ 8220-85 Гидранты пожарные подземные. Технические условия., определены критерии отказов гидранта. В данном перечне критериев не указана как неисправность – смещение плиты Неисправностей самого гидранта зафиксировано не было. Гидрант находится в исправном состоянии. Полагает, что в этой части обстоятельства прокуратурой не доказаны. Более того, в соовествии с пунктом 2.10.11. «МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утвержденных Приказом Госстроя РФ от .............. .............. наружный обход и осмотр каждой трассы линии водопроводной сети техническое состояние колодцев, наличие и плотность прилегания крышек, целостность люков, крышек, горловин, скоб, лестниц, наличие в колодце воды или ее утечки путем открывания крышек колодца с очисткой крышек от мусора (снега, льда). Согласно пункта .............. РТЭ к планово-предупредительному ремонту на сети относятся в том числе ремонтные работы – замена люков, скоб, ремонт горловины колодца, подъем и спуск люков и т.д.

Следовательно, предприятие ВКХ должно произвести работы по установке люка (плиты) колодца. В материалы дела не представлено доказательств неисправности пожарного гидранта.

Поэтому просил суд в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Минераловодского муниципального района – Новосельцева М.Н. исковые требования не признала и указала, что между администрацией Минераловодского муниципального района и администрацией .............. заключено соглашение «О передаче части полномочий по решению вопросов местного значения ..............» от .............. года.

Согласно п. 1.1. указанного соглашения администрации Минераловодского муниципального района передаются полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов города в соответствии с соглашением.

В силу п. 7.3. Администрация Минераловодского муниципального района несет ответственность за осуществление части полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов города в пределах выделенных Минераловодскому муниципальному району на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств органами местного самоуправления ...............

Однако ни материальных ресурсов (пожарных гидрантов), ни финансовых средств органами местного самоуправления .............. в целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности администрации Минераловодского муниципального района передано не было.

Указанное обстоятельство влечет невозможность исполнения вышеуказанного соглашения со стороны администрации Минераловодского муниципального района.

Кроме того, указанное соглашение в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности регулирует права и обязанности исключительно двух органов местного самоуправления, в связи с чем, исполнение или не исполнение его условий не может затрагивать права неопределенного круга лиц, так как реализация полномочий по решению указанного вопроса местного значения обусловлена непрерывностью правового регулирования и закреплена за соответствующим органом местного самоуправления поселения в силу п. 9. 4.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из искового заявления Минераловодского межрайонного прокурора, администрация Минераловодского муниципального района обязана была принять меры к ремонту и приведению в исправное состояние спорного пожарного гидранта.

Вместе с тем, доказательств подтверждающих возникновение обязанности по совершению вышеуказанных действий прокурором не представлено.

В силу ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2-4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно п. 3 ч. 1, ст. 14 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В свою очередь в ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» детализированы полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Как видно из указанной нормы права полномочий органов местного самоуправления по содержанию (ремонту) пожарных гидрантов, не являющихся собственностью муниципальных образований, не установлено.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Однако спорный пожарный гидрант в собственности Минераловодского муниципального района, а также собственности .............. не находится.

Таким образом, администрация Минераловодского муниципального района не вправе нести бремя содержания чужого имущества включая пожарные гидранты.

Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный суд РФ в постановлении от .............. N 22-П, определении от .............. № 828-О-П:

1) Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью самостоятельно (статья 132, часть 1 Конституции РФ);

2) Соответственно, в муниципальной собственности, как особой разновидности публичной собственности, - исходя из ее конституционного предназначения, заключающегося в обеспечении интересов местного сообщества в целом, - должно находиться то имущество, которое требуется для решения возложенных на местное самоуправление задач;

3) Органы местного самоуправления в порядке реализации указанных предписаний, самостоятельно управляя муниципальной собственностью от имени местного сообщества, определяют в своих правовых актах, являющихся официальной формой осуществления муниципальной власти, настоящее и будущее предназначение объектов муниципальной собственности;


4) Отсутствие у муниципальных образований возможности сформулировать и отстаивать свою позицию в отношении соответствующего имущества порождало бы возможность передачи в муниципальную собственность имущественных объектов, наименее эффективных в социально-экономическом плане и не являющихся объективно необходимыми для решения вопросов местного значения. Безоговорочное принятие таких имущественных объектов могло бы повлечь для муниципальных образований дополнительные расходы на их содержание и существенно препятствовать реализации конституционных функций местного самоуправления. При этом сами местные сообщества оказывались бы, по существу, объектом государственной деятельности, что не согласуется с их конституционно-правовым статусом субъекта права на осуществление муниципальной власти, гарантируемым, в частности, правом на судебную защиту и запретом на ограничение прав местного самоуправления (статья 133 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, исходя из правовой позиции Конституционного суда РФ, принятие в муниципальную собственность имущества в целях решения вопросов местного значения относится к усмотрению органов местного самоуправления в силу статья 132, часть 1 Конституции РФ предусматривающей, что органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью самостоятельно.

Согласно п. 25 постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от .............. .............. при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие), которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).

По смыслу ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества;

руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления;

лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; ’

должностные лица в пределах их компетенции.

Органов местного самоуправления в указанном перечне нет. Таким образом, по смыслу указанной нормы органы местного самоуправления как субъекты ответственности могут выступать лишь в качестве собственников имущества или лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Однако администрация Минераловодского муниципального района не относится к вышеуказанным лицам.

Также, администрация Минераловодского муниципального района не согласна с доводами Минераловодского межрайонного прокурора, что непринятие мер к ремонту и приведению в исправное состояние спорного пожарного гидранта нарушает права неопределенного круга лиц по следующим основаниям.

Согласно п. 1.2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от .............. N 390:

1. настоящие Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности

2. в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.

Согласно п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от .............. N 390:

Руководитель организации обеспечивает исправность сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.

Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны.

Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.

Также, в силу п. 2.10.12. Правил технической эксплуатации систем и сооружения коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от .............. N 168, общее профилактическое обслуживание сооружений и устройств сети проводят поочередно два раза в год. При этом выполняют следующие работы:

в колодцах и камерах - очистку и откачку воды, отколку льда в горловинах, профилактическое обслуживание раструбных и фланцевых соединений, разгонку шпинделей задвижек, проверку действия байпасов, регулировку электропривода, осмотр вантузов и других устройств, проверку работы пожарных гидрантов с установкой на них стендера, а также, в случае необходимости, замену скоб, ремонт лестниц, смену крышек; Примечание. Ремонт пожарных гидрантов должен быть произведен в течение суток с момента обнаружения неисправности. Об обнаруженной неисправности и окончании ремонта гидранта организация ВКХ обязана поставить в известность местное подразделение Государственной противопожарной службы МВД России.

ГУП СК «..............водоканал» не возражает, что пожарный гидрант размещен на эксплуатируемых ими сетях.

Согласно ст. 135 Гражданского кодекса РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

С учетом вышеизложенного, пожарный гидрант входит в систему сооружений и устройств сети и соответственно следует ее судьбе.

Кроме того, действующее законодательство не содержит положений предусматривающих обязательное нахождение пожарных гидрантов в собственности поселений.

Поэтому просила суд в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица ГУП СК «..............водоканал» – Гриценко А.В. уведомленная надлежащим образом о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явилась, предоставила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствии.

Выяснив позицию участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст.ст. 12, 38 и 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности (стст. 55 и 67 ГПК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что сотрудниками ПЧ-20 ФГКУ «2 отряд ФПС по ..............» совместно с представителя филиала ГУП СК «..............водоканал» Минераловодский Водоканал» в период с 01 по .............. проведена проверка пожарных гидрантов, установленных на городской и поселковой водопроводной сети, в ходе которой установлено, что в нарушении требований норм законодательства пожарной безопасности, пожарный гидрант № 143, расположенный по адресу: пер. Кооперативный, 37 в .............., находится в неисправном состоянии – сорван шток, отсутствует координационная таблица.

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от .............. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 этого Закона.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от .............. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а п. 10 ч. 1 ст. 16 этого же Закона установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от .............. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Закон N 69-ФЗ) под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Статьей 19 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

В силу ст. 10 Закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с данным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

Согласно ст. 63 Закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Статьей 62 Закона N 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ч. 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в т.ч. питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ч. 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (ч. 3).

В соответствии со ст. 68 Закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (ч. 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (ч. 3).

Установленные в ходе проверки факты о том, что у гидранта № 143, расположенным по адресу: пер. Кооперативный, 37 в .............. сорван шток и отсутствует координационная таблица, ответчиками не отрицались и подтверждаются материалами дела.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о возложении на администрацию .............. обязанности по принятию мер к ремонту по приведению в исправное состояние пожарного гидранта № 143, расположенного по адресу: пер. Кооперативный, 37 в .............. в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подлежат удовлетворению.

Что касается этих же требований прокурора к администрации Минераловодского муниципального района суд считает не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании между администрацией Минераловодского муниципального района и администрацией .............. заключено соглашение «О передаче части полномочий по решению вопросов местного значения ..............» от .............. года.

Согласно п. 1.1. указанного соглашения администрации Минераловодского муниципального района передаются полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов города в соответствии с соглашением.

В силу п. 7.3. Администрация Минераловодского муниципального района несет ответственность за осуществление части полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов города в пределах выделенных Минераловодскому муниципальному району на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств органами местного самоуправления ...............

Однако ни материальных ресурсов (пожарных гидрантов), ни финансовых средств органами местного самоуправления .............. в целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности администрации Минераловодского муниципального района передано не было, что подтверждается письмом начальника финансового управления Минераловодского муниципального района от .............. № 399.

Указанное обстоятельство влечет невозможность исполнения вышеуказанного соглашения со стороны администрации Минераловодского муниципального района.

Поэтому суд приходит к выводу о том, что оснований для возложения на администрацию Минераловодского муниципального района обязанности по принятию мер к ремонту по приведению пожарного гидранта № 143, расположенного по адресу: пер. Кооперативный, 37 в .............. в исправное состояние в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу не имеется, следовательно, в удовлетворении этих требований Минераловодского межрайонного прокурора к администрации Минераловодского муниципального района суд отказывает за необоснованностью.

Доводы представителя администрации .............. – Ревенко Д.В. о том, что администрация .............. не является собственником указанного пожарного гидранта и на балансе администрации .............. указанный пожарный гидрант не состоит, не состоятелен, поскольку из вышеприведенных положений Законов N 69-ФЗ, N 123-ФЗ, N 131-ФЗ следует, что поддержание находящихся на территории поселений средств пожаротушения в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления.

Исполнение органом местного самоуправления обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности не может быть поставлено также в зависимость от наличия у него в собственности необходимого имущества или достаточности бюджетного финансирования, хотя и не лишает указанный орган права требовать от собственника имущества возмещения расходов, понесенных в связи с приведением такого имущества в исправное состояние.

Более того данных о том, что указанный источник наружного противопожарного водоснабжения передан в пользование или на обслуживание на законном основании иным лицам, суду не представлено. То обстоятельство, что администрация .............. не принимает мер для постановки на учет указанного имущества как бесхозяйного, не исключает необходимости обеспечения нормального функционирования источников наружного противопожарного водоснабжения, что относится к первичным мерам пожарной безопасности, находящихся в компетенции органа местного самоуправления.

Вместе с тем администрация .............. как орган местного самоуправления отвечает за обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах местного самоуправления. К таковым мерам относится и создание условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Минераловодского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Возложить на администрацию .............. обязанность по принятию мер к ремонту по приведению пожарного гидранта № 143, расположенного по адресу: пер. Кооперативный, 37 в .............. в исправное состояние в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении данных требований к администрации Минераловодского муниципального района .............. – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ..............вой суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи жалобы через Минераловодский городской суд.

Судья В.Ю. Арутюнов

2-1616/2013 ~ М-1411/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Минераловодская межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация Левокумского сельсовета
ГУП СК "Ставрополькрайводоканал"
Суд
Минераловодский городской суд Ставропольского края
Судья
Арутюнов Владимир Юрьевич
Дело на странице суда
mineralovodsky--stv.sudrf.ru
24.06.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.06.2013Передача материалов судье
28.06.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2013Подготовка дела (собеседование)
16.07.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.07.2013Судебное заседание
13.08.2013Судебное заседание
13.08.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2013Дело оформлено
20.09.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее