К делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года а. Тахтамукай
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего ФИО14
при секретаре ФИО9
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ФИО1 к администрации МО «Энемское городское поселение» об обязании администрацию МО «Энемское городское поселение» предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и членам ее семьи ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, 02.05 1997 года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения во внеочередном порядке на праве собственности благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в границах населенного пункта <адрес> Республики ФИО8 отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению общей площадью не менее 75,4 кв.м.,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации МО «Энемское городское поселение» об обязании администрацию МО «Энемское городское поселение» предоставить ФИО1 с составом семьи 4 человека во внеочередном порядке на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в границах населенного пункта <адрес> Республики ФИО8, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению общей площадью не менее 75,4 кв.м.
В обоснование указала, что она является собственником жилого дома общей площадью 75,4 кв.м. и земельного участка, расположенных по адресу: Республика ФИО8, <адрес>.
В жилом доме совместно с истицей проживают члены семьи собственника:
- ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (муж);
- ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождении (сын-инвалид) – в 2019 году снят с учета реестра получателей социальной поддержки, получивший единовременную денежную выплату на приобретение жилья;
- ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын);
- ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын);
- ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дочь).
Распоряжением № главы администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, истица ФИО1 была поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании ст.30, 31 ЖК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия, назначенная постановлением главы МО «Энемское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № произвела обследование жилого помещения – <адрес>, принадлежащего истицу на праве собственности и составила акт обследования помещения №.
В результате, межведомственная комиссия по результатам обследования домовладения установила, что техническое состояние жилого <адрес> Республики ФИО8 неудовлетворительное. Техническое состояние конструктивных элементов здания не удовлетворительное. Дальнейшая эксплуатация дома представляет непосредственную опасность для жизни, так как дом является непригодным для проживания, о чем было вынесено заключение № от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии установленным нормам и требованиям, которым должен отвечать жилой дом и признала его непригодным для проживания.
Частный жилой дом истицы стал непригодным для проживания, так как подвергся естественному подтоплению ливневыми и грунтовыми водами, в результате атмосферных осадков (обильного таяния снега и выпадения дождевых осадков).
На протяжении 8 лет из-за проявления природных процессов, жилой дом подтапливается, что нарушает нормальное использование территории, строительство и эксплуатацию расположенных на ней объектов. Последствиями подтопления стало ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки, появление сырости, комаров и грибка на стенах, деформация, набухания и просадка жилого дома.
Фундамент и стены жилого дома находятся в постоянной сырости, из-за чего на несущих и наружных стенах жилого дома, местами от пола и до потолка появились глубокие трещины, в отдельных местах трещины сквозные. Потолок провис, полы местами просели от гнили, в помещениях жилого дома вода поднимается до 30 см.
Дальнейшее проживание в жилом доме невозможно, так как создает угрозу жизни и здоровью членам семьи истца, состоящей из 4 человек.
Администрация МО «Энемское городское поселение» оказывает истцу помощь в выделении автомобиля для откачки воды с территории жилого домовладения, но бездействует на протяжении 8 лет в части предоставления истцу жилого помещения взамен аварийного.
На обращение истца о предоставлении жилого помещения взамен аварийного, администрация МО «Энемское городское поселение» ответила отказом, сославшись на отсутствие свободного муниципального жилищного фонда и финансирование на его строительство, а также на отсутствие в бюджете денежных средств на указанные цели в 2019 году.
Считает, что существует объективная необходимость внеочередного представления жилья истцу в социальный наем, в связи с уничтожением жилого помещения, неустранимостью дефектов жилища и экономической нецелесообразностью работ по их устранению.
Впоследствии, истец уточнила исковые требования и просила суд обязать администрацию МО «Энемское городское поселение» предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и членам ее семьи ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, 02.05 1997 года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения во внеочередном порядке на праве собственности благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в границах населенного пункта <адрес> Республики ФИО8 отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению общей площадью не менее 75,4 кв.м.
Истец ФИО1 и ее представитель ФИО10 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО «Энемское городское поселение» по доверенности ФИО11 в судебном заседании возражала против удовлетворении заявленных требований и просила отказать.
Представитель третьего лица администрации МО «<адрес>» ФИО12 по доверенности возражала против удовлетворения исковых требований, просила отказать.
Третьи лица ФИО5 и ФИО3 в судебном заседании исковые требования считали обоснованными, просили их удовлетворить.
Третьи лица ФИО2, ФИО3, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного заседания, не явились, о причинах неявки суд не известили, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд рприходит к следующему выводу.
Судом установлено, что истице ФИО1 на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью 75,4 кв.м. и земельный участок, расположенные по адресу: Республика ФИО8, <адрес>. По указанному адресу в домовладении истица проживает с семьей, в составе: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – муж, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – сын, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – сын, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – сын и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – дочь.
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Реализуя свои полномочия в сфере регулирования жилищных отношений, Правительство Российской Федерации постановлением от 28.01.2006г. № утвердило Положение, устанавливающее требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.
В соответствии с п. 7 указанного выше Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Согласно п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных; конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости; условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (п. 44).
Процедура оценки жилого помещения не соответствуют приведенным выше требованиям Положения, поскольку при проведении комиссионного обследования дома какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились, осмотр проводился визуально. Более того, процедура проведения оценки осуществлялась без учета заключения соответствующих органов.
В соответствии с п. 49 данного Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Между тем, в материалах дела отсутствует принятое органом местного самоуправления соответствующее распоряжение о признании жилого помещения непригодным для проживания с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения.
Администрация МО «Энемское поселение» не принимала соответствующий правовой акт.
Жилищный кодекс РФ не устанавливает требования об отселении лиц в случае признания межведомственной комиссией жилого помещения непригодным для проживания.
Следовательно, понуждение ответчика к совершению определенных действий является ограничением права органа местного самоуправления самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах, предоставленных законодательством полномочий.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относи предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения предусмотрены в п. 6 ст. 14 Федерального законом от 06.10.2003г. №-Ф3 (с последующими изменениями и дополнениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющей вопросы местного значения.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилые помещения предоставляются в муниципальном жилищном фонде по договорам социального найма.
В представленных истцом документах отсутствуют также доказательства, подтверждающие отнесение семьи ФИО1 к категории малоимущих.
Более того, семья ФИО1 не обращалась в администрацию «Энемское городское поселение» с заявлением о признании ее малоимущей.
Также, распоряжением главы муниципального образования «<адрес>» от 29.12.2004г. № гр. ФИО1 с семьей была поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включена в льготную очередь, как имеющая ребенка инвалида - ФИО6
06.09.2018г. администрацией МО «Энемское городское поселение» принято распоряжение за №-р, согласно которому в учетное дело гр. ФИО1 были внесены изменения, путем включения ее сына - ФИО6 в список инвалидов, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем соответствии с п.4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
В связи с предоставлением единовременной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета гр. ФИО6 в соответствии постановлением Кабинета ФИО7 от 22.03.2010г. № «О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий в форме единовременной выплаты на приобретение жилого помещения», 30.12.2019г. администрацией «Энемское городское поселение» было принято распоряжение за №-р, согласно которому ФИО6 снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В настоящее время семья ФИО1 улучшила свои жилищные условия путем приобретения одним из членов семьи, а именно: ФИО6 за счет средств федерального бюджета по договору купли - продажи от 16.08.2019г. жилого дома с земельным участком в а.<адрес> Республики ФИО8, что подтверждается письмом Министерства труда и социального развития РА от 13.01.2020г. №. <адрес> приобретенного жилого дома составляет 77,6 кв.м.
До принятия решения о снятии ФИО6 с жилищного учета в качестве меры поддержки, администрация МО «Энемское городское поселение» письмами от 01.09.2016г. № и 01.07.2019г. за № сообщала о готовности оказания содействия семье ФИО1 в получении земельного участка для индивидуального жилищного строительства по основаниям, предусмотренным действующим земельным законодательством. Между тем, семья ФИО1 не проинформировала о принятом решении.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, кроме определенных категорий, предусмотренных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, которым жилье предоставляется вне очереди. К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся:
граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ);
- граждане, страдающие тяжёлыми формами хронических заболеваний, указанных в утверждённом Правительством Российской Федерации перечне (п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Вместе с тем, истцом не представлены доказательства, подтверждающие право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Суд считает, что администрация МО «Энемское городское поселение» не имеет законодательно установленных полномочий по предоставлению во внеочередном порядке на праве собственности жилого помещения из муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.
Суд считает, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных требований, в связи с чем, в удовлетворении иска необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации МО «Энемское городское поселение» о предоставлении администрацией МО «Энемское городское поселение» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и членам ее семьи ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, 02.05 1997 года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения во внеочередном порядке на праве собственности благоустроенного жилого помещения в виде отдельной квартиры в границах населенного пункта <адрес> Республики ФИО8 отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению общей площадью не менее 75,4 кв.м. – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики ФИО8 через Тахтамукайский районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Судья Тахтамукайского
районного суда РА ФИО15