дело № 2-2906/2020 (50RS0036-01-2020-003178-81)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 сентября 2020 года г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Чернозубова О.В.
при секретаре Якубовском Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смольниковой Олеси Александровны к Министерству социального развития Московской области о признании Смольниковой Олеси Александровны и ее троих детей жителями Московской области, незаконным отказа в установлении статуса «многодетная семья», выдаче удостоверения многодетной семьи,
установил:
Истец Смольникова О.А. обратилась в суд с иском к Пушкинскому управлению социальной защиты населения о признании незаконным отказа в установлении статуса «многодетная семья», обязании выдать удостоверение многодетной семьи, установления факта проживания.
В обоснование заявленных требований истец Смольникова О.А. указала, что обратилась в Пушкинское управление социальной защиты населения с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи, приложив необходимые документы к заявлению, на которое получила отказ. Считает данный отказ необоснованным, поскольку совместно со своими детьми Смольниковой Д.К., 27.12.2005г.р., Смольниковой В.К., 23.04.2009г.р. проживает на территории Пушкинского района с 2014 года, где в 2018 году в роддоме г. Пушкино родилась дочь. С 2014г. Смольникова О.А. была принята на работу в Королевское отделение Головного отделения по Московской области Среднерусского банка ОАО Сбербанк России на должность специалиста по обслуживанию частных лиц, дети учатся и посещают общеобразовательные учреждения в городе Пушкино, все вместе получают медицинское обслуживание по месту своего жительства в Московской области с 2014г.. Также она состоит в родительском комитете, принимает активное участие в жизни города Пушкино. Просит признать факт проживания ее семьи по адресу: <адрес>, признать незаконным отказ Пушкинского управления социальной защиты населения в установлении статуса «многодетная семья», обязать Пушкинское управление социальной защиты населения выдать удостоверение «многодетная семья» (л.д.5-8).
При рассмотрении дела произведена замена ненадлежащего ответчика Пушкинского управления социальной защиты населения на надлежащего ответчика Министерство социального развития Московской области.
В судебном заседании истец Смольникова О.А. уточнила исковые требования, просила признать ее (Смольникову О.А.) и троих детей жителями Московской области; признать незаконным отказ Министерства социального развития Московской области в установлении статуса «многодетная семья», обязать Министерство социального развития Московской области выдать удостоверение «многодетная семья». Обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, полагает исковые требования не подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что Смольникова Олеся Александровна является матерью Смольниковой Дианы Константиновны, <дата> Смольниковой Виктории Константиновны, <дата> Смольниковой Арины Руслановны, <дата> (л.д.9-11).
Смольникова О.А. обратилась в Министерство социального развития Московской области с заявлением о предоставлении услуги «Удостоверение многодетной семьи».
Решением Министерства социального развития Московской области от 29.05.2020г. Смольниковой О.А. отказано в предоставлении такой Государственной услуги по причине отсутствия у членов семьи места жительства на территории Московской области (л.д.13).
В обоснование своих требований Смольникова О.А. приложила справку №143 МБОУ Пушкинского муниципального района «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>» от 03.06.2020г. о том, что Смольникова Д.К., <дата> в 2014г. поступила в общеобразовательное учреждение среднего общего образования МБОУ Пушкинского муниципального района «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>», в настоящее время переведена в № класс по очной форме обучения (л.д.14).
Из справки №144 МБОУ Пушкинского муниципального района «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>» от 03.06.2020г. следует, что Смольникова В.К., <дата> в 2016г. поступила в общеобразовательное учреждение среднего общего образования МБОУ Пушкинского муниципального района «Средняя общеобразовательная школа № <адрес>», в настоящее время переведена в № класс по очной форме обучения (л.д.14).
В материалы дела предоставлена копия трудовой книжки в отношении истца Смольниковой О.А., из которой усматривается, что с 06.08.2014г. по 25.08.2015г. осуществляла трудовую деятельность в Королевском отделении Головного отделения по Московской области Среднерусского банка ОАО «Сбербанк России», с 02.02.2016г. по 09.03.2017г. – Обособленное подразделение «Московский производственный комплекс» ООО «Мастер Клининг», с 13.06.2017г. по настоящее время – ООО «Региональные прачечные» (л.д.16-22).
14.06.2016г. со Смольниковой О.А. заключен договор аренды жилья по адресу: <адрес> на период с 15.06.2016г. по 15.05.2019г. (л.д.30-31).
Из справки ГБУЗ МО «ПРБ им. проф. Розанова В.Н.» следует, что Смольникова О.А. прикреплена с 28.11.2018г. к указанному медицинскому учреждению (л.д.32-34).
Смольникова О.А. ранее была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с 03.07.2017г. по 02.07.2018г. (л.д.35).
В настоящий момент Смольникова О.А. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с 10.09.2019г. по 10.09.2024г. (л.д.36).
Несовершеннолетняя Смольникова А.Р. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с 10.09.2019г. по 10.09.2024г. (л.д.37).
В Московской области отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семьи и детей, в том числе многодетных семей, регулируются Законом Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (далее - Закон МО N 1/2006-ОЗ).
Согласно положениям статьи 1 Закона МО N 1/2006-ОЗ его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, за исключением части 3 статьи 16, части 2 статьи 19; иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, имеющих место жительства в Московской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона МО N 1/2006-ОЗ для целей настоящего Закона под мерами социальной поддержки семьи и детей подразумеваются меры, предоставляемые органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей. Этой же статьей определены категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке: лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). К многодетным семьям по мерам социальной поддержки приравниваются семьи, утратившие статус многодетных в связи с достижением одним или несколькими детьми совершеннолетия, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
Частью 4 статьи 21 Закона МО "1/2006-ОЗ установлено, что меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).
Как следует из положений глав 2-5 Закона МО N 1/2006-ОЗ реализация установленных законом мер социальной поддержки многодетной семьи, в том числе дополнительных мер, не требует наличия удостоверения многодетной семьи для каждого из членов этой семьи.
Согласно определению понятия "многодетная семья", которое дано в статье 2 Закона МО N 1/2006-ОЗ, совместное проживание членов семьи, имеющей в своем составе не менее трех несовершеннолетних детей, является одним из юридически значимых фактов.
Положение о предоставлении документа, подтверждающего место жительства заявителя и детей в Московской области, корреспондирует статье 1 Закона МО N 1/2006-ОЗ, согласно которой действие этого Закона - "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" - распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, что, в свою очередь, обусловлено финансированием мер социальной поддержки, предоставляемых семье и детям в Московской области, установленных настоящим Законом, за счет средств бюджета Московской области (статья 21 Закона МО N 1/2006-ОЗ).
Из вышеуказанных норм права, а также пункта 2 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи, утвержденного постановления Правительства Московской области от 12.12.2017 года № 1029/45 следует, что многодетной семье выдается одно удостоверение.
Однако, как установлено в судебном заседании, Смольникова О.А. уже имеет такой статус и удостоверение «Многодетной семьи».
В материалы дела предоставлено удостоверение многодетной семьи №, выданное ГБУ <адрес> «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>» от 15.03.2018г. в отношении Смольниковой Олеси Александровны, в котором указаны дети: Смольникова Диана, <дата> Смольникова Виктория, <дата>., Смольникова Арина, <дата> срок действия удостоверения продлен до 28.02.2021г. (л.д.38).
На данные обстоятельства судом неоднократно обращалось внимание, Смольниковой О.А. предлагалось определиться, в каком регионе она желает получать меры социальной поддержки.
Как следует из объяснений Смольниковой О.А., вышеуказанным удостоверением она пользуется, в том числе при получении льгот для детей при получении путевок и принятии в общеобразовательные учреждения.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований Смольниковой О.А., поскольку она уже реализовала свое право по установлению статуса многодетной семьи, о чем на территории <адрес> ей выдано удостоверение многодетной семьи. Поскольку семье истца уже оказываются меры социальной поддержки как многодетной семье, выдача второго удостоверения и, как следствие, одновременное предоставление аналогичных мер социальной поддержки на территории иного субъекта Российской Федерации, противоречит общим принципам социальной политики государства.
Кроме того, в своих исковых требованиях Смольникова О.А. просит признать ее (Смольникову О.А.) и троих детей жителями Московской области, в то время как для подтверждения постоянного проживания семьи на территории Московской области требуется установление такого юридического факта, в связи с чем истцом избран неверный способ защиты права.
Оценив в порядке ст.67 ГПК РФ представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Смольниковой О.А. в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Смольниковой Олеси Александровны к Министерству социального развития Московской области о признании Смольниковой Олеси Александровны и ее троих детей жителями Московской области, незаконным отказа в установлении статуса «многодетная семья», выдаче удостоверения многодетной семьи отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме –24 сентября 2020 года.
Судья: подпись.
Копия верна: Судья: Секретарь: