Дело № 2-1360/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 декабря 2013 года г. Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Балашова Д.А.,
при участии прокурора Булах О.В.,
представителя ОАО «Сегежский ЦБК» Пушкиной Е.А.,
представителя Администрации Поповпорожского поселения Клюкиной А.С.,
представителей ГКУ «Сегежское центральное лесничество» Каминской Е.А., Якутиной С.В.
при секретаре Петрачковой О.Н.,
с участием прокурора Невайкина П.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ОАО "Сегежский ЦБК", администрации Поповпорожского сельского поселения о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен по тем основаниям, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в результате которой было установлено, что на территории Поповпорожского сельского поселения в квартале 110 выдел 7 Сегежского участкового лесничества расположена несанкционированная свалка бытовых отходов. В соответствии с договором аренды данный участок лесного фонда находится в аренде у ОАО «Сегежский ЦБК». Ссылаясь на то, что наличие данной свалки влечет загрязнение природной среды, нарушает права и законные интересы населения, прокурор просил обязать администрацию Поповпорожского сельского поселения, ОАО «Сегежский ЦБК» ликвидировать свалку.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика ОАО «Сегежский ЦБК» Пушкина Е.А. представила отзыв. В судебном заседании пояснила, что, действительно, данная свалка находится на территории лесного фонда, арендуемого ОАО «Сегежский ЦБК». Пушкина Е.А. также не оспаривала, что данная свалка образовалась в результате, в том числе действий ОАО «Сегежский ЦБК», поскольку не был осуществлен контроль использования лесного фонда. В удовлетворении иска просила отказать.
Представитель администрация Поповпорожского сельского поселения Клюкина А.С. представила письменный отзыв, согласно которому просила в удовлетворении иска отказать. Клюкина А.С. также не оспаривала, что данная свалка находится на территории Поповпорожского сельского поселения, возникла в результате отсутствия должного контроля со стороны Администрации.
ГКУ «Сегежское центральное лесничество» представило возражения на отзыв ОАО «Сегежский ЦБК». В судебном заседании Якутина С.В. пояснила, что данная свалка бытовых отходов возникла в результате действий ОАО «Сегежский ЦБК», поскольку согласно пункту 4.4.13 договора аренды лесного участка от ХХ.ХХ.ХХ. года, ОАО «Сегежский ЦБК» приняло на себя обязательство по ликвидации свалок, возникших по их вине.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
По делу установлено, что на территории Поповпорожского сельского поселения в квартале 110 выдел 7 Сегежского участкового лесничества расположена несанкционированная свалка бытовых отходов. Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом о лесонарушении от ХХ.ХХ.ХХ. №... составленном инспектором по охране и защите лесов ГКУ «Сегежское центральное лесничество», актом осмотра от ХХ.ХХ.ХХ..
Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации собственники и землепользователи обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 87 Лесного кодекса РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Приказом Министерства по природопользованию и экологии РК от ХХ.ХХ.ХХ. №... утвержден лесохозяйственный регламент Сегежского лесничества.
Согласно пункту 2.17.1.1 Лесохозяйственного регламента Сегежского лесничества на 2012-2021 года лицам, использующим леса на предоставленных им участках, запрещается засорять леса бытовыми, производственными и иными отходами, мусором.
По договору от ХХ.ХХ.ХХ. №... ОАО «Сегежский ЦБК» передан в аренду сроком до ХХ.ХХ.ХХ. участок лесного фонда, в который входят и квартал 110 Поповпорожского участкового лесничества для использования в целях заготовки древесины (пункты 1.2, 1.4 договора).
В соответствии с пунктом 2 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Пунктом 3.1 договора аренды предусмотрено, что пользование лесным участком осуществляется в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, утвержденными специально уполномоченными органами государственной власти в области лесных отношений, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия.
Согласно части 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации санитарно-оздоровительные мероприятия на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов. В силу пунктов 2, 4, 28, 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. При использовании лесов не допускается загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации; загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
В связи с тем, что свалка возникла в результате ненадлежащего контроля ОАО «Сегежский ЦБК» за состоянием переданного в аренду участка лесного фонда, а осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий действующее законодательство возлагает на арендатора, суд полагает, что требования к названному предприятию подлежат удовлетворению.
Кроме того, наряду с ОАО «Сегежский ЦБК» лицом, обязанным ликвидировать свалку является орган местного самоуправления.
Статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов отнесена к вопросам местного значения поселений. В соответствии со статьей 13 названного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Поскольку свалка бытовых отходов находится в пределах территории Муниципального образования «Поповпорожское сельское поселение», обязанность по ее ликвидации в силу приведенных выше норм лежит на администрации Поповпорожского сельского поселения.
При этом суд признает несостоятельными ссылки представителя ОАО «Сегежский ЦБК» на положения пункта 4.4.13 договора аренды, которым установлена обязанность арендатора принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок (неоформленных в установленном законом порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора, поскольку включение в договор данного условия не может ограничивать круг обязанностей арендатора лесного фонда, установленных действующим законодательством. Кроме того, представителем ответчика вина в образовании данной свалки бытовых отходов в судебном заседании не оспаривалась.
Вина арендатора в возникновении свалки не имеет правового значения по настоящему делу, поскольку несанкционированные свалки подлежат ликвидации в рамках исполнения обязанности по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке арендованного участка леса, а не в порядке возмещения вреда.
Не могут быть приняты во внимание и доводы представителя Администрации Поповпорожского сельского поселения об отсутствии обязанности по ликвидации спорной несанкционированной свалки, по вышеизложенным основаниям.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ОАО «Сегежский ЦБК» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Сегежского муниципального района в сумме <...>
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать ОАО «Сегежский ЦБК», администрацию Поповпорожского сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале 110 выдел 7 Сегежского участкового лесничества.
Взыскать с ОАО «Сегежский ЦБК» государственную пошлину в доход бюджета Сегежского муниципального района в сумме <...>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в кассационном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Сегежский городской суд Республики Карелия.
Судья Д.А. Балашов
Справка: в окончательной форме в порядке статьи 199 ГПК РФ
решение суда изготовлено 06 декабря 2013 года