№ 2(1)-578/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2017 года с. Сакмара
Сакмарский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи О.К. Никитиной,
с участием помощника прокурора <адрес> Лупандиной М.А.,
при секретаре судебного заседания Ростовской Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью ...» об обязании создать комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, указав, что в ходе проведения проверки в отношении ООО ...» выявлены нарушения законодательства о чрезвычайных ситуациях.
Согласно Устава ООО ...», предприятие оказывает услуги теплоснабжения населению и организациям.
Вместе с тем, ООО ...» предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера не исполняются.
В ходе прокурорской проверки установлено, что в ООО ...» не создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Отсутствие в ООО «... комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации, а также резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций не соответствуют основным принципам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а именно проведению мероприятий, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, которые проводятся заблаговременно.
Кроме того, при возникновении чрезвычайной ситуации, отсутствие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, то есть координационного органа, и резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций может повлечь прекращение подачи воды населению.
Таким образом, в случае внезапного возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера при отсутствии комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций имеется реальная угроза жизни и здоровья граждан.
Просит обязать ООО ...» создать комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, создать резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Лупандина М.А. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель ответчика – ООО ...» Муковня С.М. представил заявление о признании иска.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Действие Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон № 68-ФЗ) распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также" предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статьей 1 Закон № 68-ФЗ предусмотрено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии со ст. 7 Закона № 68-ФЗ основными принципами защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, которые проводятся заблаговременно.
Согласно ст. 4 Закона № 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
В силу ст. 14 Закона № 68-ФЗ организации обязаны:
планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
- предоставлять в установленном порядке федеральному органу
исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов
связи, выделения эфирного времени и иными способами.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – Положение).
Вышеназванным Положением определен порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 2 Положения единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В соответствии с п. 3 Положения единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
На основании п. 34 Положения финансовое обеспечение функционирования единой системы и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.
Согласно п. 6 Положения на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с п. 8 Положения образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Приказом МЧС РФ от 28.02.2003 № 105 утверждены Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения (далее – Требования).
Согласно п. 3 Требований данные требования предназначены для применения организациями, эксплуатирующими и проектирующими потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения.
В данном случае ООО «Жилсервис» является организацией, эксплуатирующей объекты жизнеобеспечения.
Согласно п. 45 Требований к основным требованиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения относятся: разработка распорядительных и организационных документов по вопросам. Предупреждения чрезвычайных ситуаций; разработка и реализация объектовых планов мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций; прогнозирование чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, определение и периодическое уточнение показателей риска чрезвычайных ситуаций для производственного персонала и населения на прилегающей территории; обеспечение готовности объектовых органов управления, сил и средств к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; подготовка персонала к действиям при чрезвычайных ситуациях; сбор, обработка и выдача информации в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от их опасных воздействий; декларирование безопасности, лицензирование и страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта и гидротехнического сооружения; создание объектовых резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При этом п. 48 Требований установлено, что управление мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасном объекте осуществляется под руководством лица, возглавляющего эксплуатирующую организацию. В составе органов управления организацией формируются: координирующий орган в области предупреждения чрезвычайных ситуаций (объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям, постоянно действующий орган управления (отдел, сектор), специально уполномоченный на решение задач в указанной области (орган по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), и орган повседневного управления мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций (дежурно-диспетчерская служба организации).
В судебном заседании установлено, что ООО «... предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера не исполняются, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации, а также резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций не созданы. Доказательств обратного суду не представлено.
Своими действиями ответчик нарушил права неопределенного круга лиц в сфере обеспечения требований по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, установленные действующим законодательством.
Суд, исследовав и оценив в совокупности доказательства по делу, разрешая дело в пределах заявленных требований и по указанным основаниям, приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «...» об обязании создать комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности - удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «...» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
создать комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности,
создать резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сакмарский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья О.К. Никитина
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.