Дело № 2-463 31 июля 2012 года
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации
Губахинский городской суд Пермского края
в составе: председательствующего судьи Зяблицевой Н.Б.,
при секретаре Лештаевой О.В.,
с участием помощника прокурора Кашаповой Н.Н.,
представителя ответчика Ворониной Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губахе гражданское дело по заявлению прокурора города Губахи в интересах неопределенного круга лиц к администрации Северо-Углеуральского городского поселения Губахинского муниципального района о возложении обязанности принять меры по проведению обследования многоквартирного дома,
У С ТА Н О В И Л:
Прокурор г. Губахи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Северо-Углеуральского городского поселения Губахинского муниципального района о возложении обязанности принять меры по проведению обследования многоквартирного дома, мотивируя свои требования следующим. Прокуратурой города Губахи проведена проверка соблюдения жилищных прав граждан, проживающих в ветхом (аварийном) жилищном фонде в администрации Северо-Углеуральского городского поселения, в процессе которой установлены нарушения жилищного законодательства. В рамках проверки прокуратуры города специалистами ГИВК Пермского края, 8 ОНД по Губахинскому муниципальному району, ВТО Управления Роспотребнадзора в мае 2012 года было проведено обследование многоквартирного жилого дома <адрес>, не признанного на момент проверки непригодным для постоянного проживания, либо аварийным и подлежащим сносу. Согласно информации администрации Северо-Углеуральского городского поселения 3 из 8 квартир, <данные изъяты> в данном многоквартирном доме находятся в муниципальной собственности, и предоставлены гражданам по договорам социального найма. На момент проверки в доме <адрес> 7 из 8 квартир граждане фактически проживают в 3 квартирах. По результатам обследования был сделан вывод о непригодности многоквартирного дома <адрес> для проживания граждан, по причине выявления нарушений, связанных с физическим износом в процессе эксплуатации и как следствие, ухудшением микроклимата жилых помещений и среды обитания жильцов. В результате осмотра технического состояния здания выявлены многочисленные деформации основных несущих конструкций, дома (фундамент, несущие стены и перекрытия) которые привели к снижению их несущих способностей и эксплуатационных характеристик. По результатам проверки ГИВК Пермского края МУП «ЖКХ пос. Углеуральского» было выдано предписание № от 17.05.2012, об оформлении документов в отношении многоквартирного дома <адрес> для рассмотрения на межведомственную в целях признания многоквартирного дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу. 18 мая 2012 года исполнительным директором МУП «ЖКХ пос. Углеуральского» в адрес и.о. главы администрации Северо-Углеуральского городского поселения было направлено письмо № «О принятии мер по предписанию», в котором содержалась информация о необходимости оформления документов на межведомственную комиссию в отношении многоквартирного дома <адрес> с целью признания дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу. Однако до настоящего времени собственником муниципального жилищного фонда - администрацией Северо-Углеуральского городского поселения не принято решение о направлении материалов в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес> в межведомственную комиссию. Установленные обстоятельства свидетельствуют о проявлении бездействия администрации Северо-Углеуральского городского поселения в вопросах своевременного принятия мер по обследованию жилищного фонда, с целью обеспечения безопасности граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, несмотря на наличие оснований для организации такого обследования.
Помощник прокурора г. Губахи Кашапова Н.Н. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика администрации Северо-Углеуральского городского поселения Губахинского муниципального района Воронина Е.В. исковые требования не признала, мотивировала тем, что в муниципальной собственности находятся не все квартиры дома, МУП «ЖКХ п.Углеуральский», направивший в администрацию сообщение о проведенном обследовании и выводах, не является органом, уполномоченным на проведение государственного контроля и не вправе обращаться в межведомственную комиссию по вопросу о признании жилого дома пригодным (непригодным) для проживания.
Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с п.9 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии с ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В целях реализации данной правовой нормы Постановлением
Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47 утверждено
Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения, непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, (далее - Положение).
В соответствии с п.п. 1, 2 Положения, настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п.47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В соответствии с п. 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В судебном заседании установлено, что 17 мая 2012 г. специалистами Государственной инспекцией вневедомственного контроля Пермского края было проведено обследование дома <адрес>. В результате осмотра технического состояния здания выявлены многочисленные деформации основных несущих конструкций дома (фундамент, несущие стены и перекрытия), которые привели к снижению их несущих способностей и эксплуатационных характеристик. 23 мая 2012 года специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» было проведено обследование <адрес>. В результате осмотра был сделан вывод о несоответствии указанного жилого помещения требованиям п. 9.2. СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». По результатам проверок МУП «ЖКХ п.Углеуральский» выдано предписание № об устранении нарушений: в срок до 17.06.2012 г. оформить документы на жилой дом по адресу: <адрес> для рассмотрения на межведомственной комиссии. 18 мая 2012 г. директором МУП «ЖКХ п. Углеуральский» в адрес администрации Северо-Углеуральского городского поселения было направлено письмо, в котором содержалась информация о необходимости оформления документов на межведомственную комиссию в отношении многоквартирного дома <адрес> с целью признания дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу со ссылкой на предписание инспектора ГИВК № 1034 от 17.05.2012 г. Ответа на данное письмо не последовало. Администрацией Северо-Углеуральского городского поселения до настоящего времени не принято решение о направлении материалов в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в межведомственную комиссию.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, письменными доказательствами.
В Акте проверки Государственной инспекцией вневедомственного контроля Пермского края юридического лица, индивидуального предпринимателя № от 17 мая 2012 г., проведенной по адресу: <адрес>, указано, что фундамент здания дома имеет нарушения монолитности кладки цокольной части здания, множественные сквозные трещины, отсутствие отмостки, неравномерная осадка; в цоколе наблюдаются повсеместные трещины различного направления; стены дома деревянные, имеют крен, выпучивание, гниение, поражение домовыми грибками, дереворазрушающими насекомыми, просадки, высокая воздухопроницаемость; междуэтажные и чердачные перекрытия – деревянные, нарушение утеплительного слоя, трещины различного направления в штукатурном слое потолка 1 и 2 этажей, диагональные, продольные, поперечные трещины отделочного материала перекрытия, прогиб чердачного и междуэтажного перекрытия; просадка и перекосы пола, плинтуса отстают от стен, поражены гнилью, ощущается зыбкость; дверные и оконные проемы имеют перекос полотен и косяков, неплотный притвор, поражены гнилью; изоляция электропроводки потеряла эластичность, отдельными местами имеет провисы; система центрального отопления имеет значительный износ, глубокая коррозия металла трубопроводов и отопительных приборов; система ХВС – значительный износ, глубокая коррозия металла трубопроводов; вытяжные вентиляционные каналы отсутствуют. В результате осмотра технического состояния здания выявлены многочисленные деформации основных несущих конструкций дома (фундамент, несущие стены и перекрытия), которые привели к снижению их несущих способностей и эксплуатационных характеристик.
В Предписании Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края № от 17 мая 2012 г., выданном МУП «ЖКХ п. Углеуральский», указаны мероприятия, подлежащие исполнению в целях устранения причин и последствий допущенных нарушений: в срок до 17.06.2012 г. оформить документы на жилой многоквартирный дом по адресу: <адрес> для рассмотрения на МВК в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
В Протоколе (акте) санитарно-эпидемиологического обследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от 23 мая 2012 г. указано, что двухэтажный 8 – квартирный деревянный дом <адрес> построен в 1952 году. Капитальный ремонт здания проводился в 1968 году. На момент обследования наружные поверхности стен жилого здания деформированы, кровля ветхая, со следами протечек, шифер в трещинах, сколах. В подъездах внутренние поверхности наружных стен в трещинах, деформированы, потолки в трещинах, провисают, что не соответствует требованиям п. 9.2 СанПиН 2.1.2 2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
В письме директора МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» пос. Углеуральского от 18.05.2012 г. «О принятии мер по предписанию», направленного в адрес и.о. главы администрации Северо-Углеуральского городского поселения указано, что директор МУП «ЖКХ п. Углеуральский» просит принять участие в решении требований ГИВК и оформить документы для рассмотрения на МВК о признании в установленном порядке ветхими, аварийными, подлежащими расселению жилые многоквартирных домов: <адрес>
В сообщении администрации Северо-Углеуральского городского поселения Губахинского муниципального района от 29.05.2012 г. «О предоставлении информации» указано, что в доме <адрес>, в муниципальной собственности находятся квартиры № <данные изъяты>.
При таких обстоятельствах суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 г. № 1086 «О государственной жилищной инспекции в РФ», постановлением Правительства Пермского края от 29.02.2008 г. № 33-п «Об утверждении Положения о Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края» Государственная инспекция вневедомственного контроля Пермского края является органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на осуществление государственного жилищного надзора за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его форм собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям.
17 мая 2012 г. ГИВК Пермского края было проведено обследование дома <адрес>, в результате которого выдано предписание о необходимости оформления документов на указанный жилой дом для рассмотрения на межведомственной комиссии вопроса о признании дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.
Информация о результатах проверки в отношении указанного жилого дома с просьбой принять участие в разрешении требований ГИВК была направлена директором МУП «ЖКХ п. Углеуральский» в администрацию Северо-Углеуральского городского поселения.
Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции регламентирован главой IV Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Следовательно, собственник, получив информацию о выявленных многочисленных деформациях основных несущих конструкций дома, которые привели к снижению несущих способностей фундамента, стен и перекрытий и эксплуатационных характеристик, обязан был принять предусмотренные законом меры.
Доводы администрации о том, что МУП «ЖКХ п.Углеуральского» не обладает полномочиями по обращению в межведомственную комиссию и, поэтому, поступившая от него информация не имела значения, не основаны на законе.
Действительно, МУП не обладает правом обращения в межведомственную комиссию, но оно и не направляло в нее соответствующее заявление, а направило информацию по результатам проверки. МУП не обладает правом давать администрации указания по поводу направляемой информации, однако поступившая информация подлежала проверке, поскольку несколько квартир в доме находятся в муниципальной собственности. Количество квартир, находящееся в муниципальной собственности не имеет значения.
Администрация, получив вышеуказанную информацию, имела возможность истребовать в МУП «ЖКХ п. Углеуральский», учредителем которого она является, необходимые документы и обратиться с надлежащим заявлением в межведомственную комиссию как собственник квартир, расположенных в данном доме.
На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии обязанности у администрации Северо-Углеуральского городского поселения обратиться в межведомственную комиссию для обследования находящегося в муниципальной собственности жилого фонда и дачи заключения, является ли этот многоквартирный жилой дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Сведений о том, что собственником муниципального жилого фонда – администрацией Северо-Углеуральского городского поселения принято решение о направлении документов в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> в межведомственную комиссию, сторонами не представлено.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии администрации Северо-Углеуральского городского поселения, выразившемся в непринятии необходимых мер по обращению в межведомственную комиссию с заявлением о признании указанного жилого дома, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что администрацию Северо-Углеуральского городского поселения необходимо обязать обратиться в межведомственную комиссию с заявлением о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Возложить на администрацию Северо-Углеуральского городского поселения Губахинского муниципального района Пермского края обязанность незамедлительно после вступления решения суда в законную силу направить в межведомственную комиссию заявление о проведении обследования многоквартирного дома <адрес> с приложением необходимых документов.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: