Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-1355/2021 от 14.12.2021

УИН 59RS0008-01-2021-004908-46

Судья Бендовская Е.В.

Дело № 7-2988/2021 (21-1355)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 28 декабря 2021 г.

Судья Пермского краевого суда Спиридонов Е.В., рассмотрев в судебном заседании при секретаре Кирьяковой С.В. жалобу главы администрации Лобановского сельского поселения Пермского муниципального района Кочкина Андрея Сергеевича на постановление начальника Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 16.09.2021, решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 01.12.2021, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Лобановского сельского поселения Пермского муниципального района,

у с т а н о в и л:

постановлением начальника Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю № 2840-Ц от 16.09.2021 администрация Лобановского сельского поселения Пермского муниципального района признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.

Решением судьи Пермского районного суда Пермского края от 01.12.2021, принятым по результатам пересмотра дела об административном правонарушении, указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, законный представитель юридического лица Кочкин А.С. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу об административном правонарушении, указав, что судом первой инстанции сделан необоснованный вывод о систематическом нарушении администрацией Лобановского сельского поселения обязанности по ежедневной уборке контейнерной площадки. Управлением Роспотребнадзора не установлено и не проверено осуществление ежедневной фактической уборки контейнерной площадки, организованной по инициативе администрации. Полагает, что скопление мусора вокруг контейнера вызвано недостаточным количеством рейсов мусоровоза, принадлежащего ООО «ВМ Сервис», вывозящего мусор, что ведет к переполненности контейнера и приводит к необходимости размещения жителями пакетов с мусором на верху контейнера. Администрацией ежедневно в течение дня осуществляется уборка контейнерных площадок, но позднее, чем вывозится мусор. Просит признать административное правонарушение малозначительным.

В судебном заседании в краевом суде законный представитель Кочкин А.С., защитник Пашиев В.А. доводы жалобы поддержали.

Изучив доводы жалобы, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как одно из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду обеспечивают положения Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ), что предусмотрено преамбулой указанного Федерального закона.

Согласно абз.3 п.1 ст.2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (абз.2 ст.11 Федерального закона № 52-ФЗ).

Согласно части 1 ст.22 Федерального закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу части 3 ст.39 Федерального закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156, определено, что "контейнерная площадка" - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Частью 2 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу ч.1 ст.13.4 Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

На основании ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно п. 12 ст. 2 Закона Пермского края от 22.12.2014 № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края "О бюджетном процессе в Пермском крае" за сельскими поселениями Пермского края закреплены вопросы местного значения, в том числе: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Таким образом, на органы местного самоуправления возложено бремя содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21).

Пунктом 1 СанПиН 2.1.3684-21 определено, что требования являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).

Согласно п. 8 главы II СанПиН 2.1.3684-21 владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением N 1 к Санитарным правилам.

Как следует из материалов дела, 21.06.2021 с 10 час. 30 мин. до 11 час. 00 мин. специалистом – экспертом Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в ходе проверки по обращениям жителей д. Горбуново Пермского района, поступивших из прокуратуры Пермского района по вопросу свалки и бездействия администрации Лобановского сельского поселения, проведено санитарно-эпидемиологическое обследование контейнерной площадки по адресу: Пермский край Пермский район д.Горбуново и установлено наличие вокруг контейнерной площадки мусора, что не соответствует требованиям п. 8 главы II СанПин 2.1.3684.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении администрации Лобановского сельского поселения протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ, и привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения по указанной норме.

Должностное лицо административного органа, признавая администрацию Лобановского сельского поселения виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 6.35 КоАП РФ, исходило из доказанности вины юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения.

Факт совершения администрацией Лобановского сельского поселения вмененного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом (актом) санитарно-эпидемиологического обследования № 560-ЦФ от 21.06.2021 с фотоматериалом; актом проверки прокуратуры Пермского района от 21.06.2021; протоколом об административном правонарушении № 5473 от 07.09.2021; обращениями граждан; фотоматериалами; ответом и.п. главы Лобановского сельского поселения в прокуратуру Пермского района о том, что уборка территории контейнерной площадки д. Горбуново производится силами администрации поселения; отчетами о ежедневном посещении контейнерной площадки ООО «ВМ Сервис»; и иными материалами дела.

Отказывая в удовлетворении жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, судья районного суда, оценив представленные доказательства на предмет достоверности, достаточности и допустимости, в том числе в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, посчитал установленным факт несоблюдения юридическим лицом указанных выше норм права и пришел к выводу об обоснованном привлечении указанного юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена КоАП ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательствами, имеющимися в материалах дела, подтверждается, что по состоянию на 21.06.2021 администрацией Лобановского сельского поселения не соблюдались обязательные санитарно-эпидемиологические требования к сбору, накоплению отходов.

Администрация Лобановского сельского поселения, которой принадлежит контейнерная площадка, обязана соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, и предвидеть последствия совершения или не совершения юридически значимых действий, нести всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений.

В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у администрации Лобановского сельского поселения имелась возможность для соблюдения обязательных санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению отходов, за нарушение которых частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных правил.

Не представлено доказательств принятия администрацией Лобановского сельского поселения всех зависящих мер для соблюдения указанных требований, в связи с чем юридическое лицо обосновано привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ.

Доказательств наличия объективных причин невозможности соблюдения привлекаемым лицом обязательных санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению отходов в материалы дела не представлено.

Так, ссылка главы администрации сельского поселения на ненадлежащую уборку мусорного контейнера ООО «ВМ Сервис» не может быть признана состоятельной, поскольку, согласно отчетам о посещении контейнерной площадки ООО «ВМ Сервис», мусоровоз посещает контейнерную площадку д. Горбуново ежедневно, что указывает на недостаточность принимаемых администрацией Лобановского сельского поселения мер, направленных на очитку площадки вне времени вывода мусора ООО «ВМ Сервис».

Из решения судьи районного суда усматривается, что вопрос о наличии вины администрации Лобановского сельского поселения в совершении вменяемого административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, исследованы судьей районного суда при пересмотре дела об административном правонарушении, оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не усматривается.

Доводы жалобы отмену обжалуемых актов не влекут, поскольку не влияют на правильность выводов должностного лица административного органа и судьи районного суда о наличии в действиях администрации Лобановского сельского поселения состава вменяемого административного правонарушения и не свидетельствуют о наличии существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении.

Административное наказание назначено привлекаемому юридическому лицу с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа установленного санкцией части 1 статьи 6.35 КоАП РФ, отвечает принципам соразмерности и справедливости.

Доводы жалобы о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ были предметом оценки судьи районного суда и обоснованно отклонены судьей по мотивам, изложенным в обжалуемом решении.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Поскольку в рассматриваемом деле существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в нарушении санитарно-эпидемиологических требований, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, оснований для признания административного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не усматривается.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки судьи районного суда, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося постановления по делу об административном правонарушении.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основании обстоятельствами, и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения к административной ответственности.

Доводов, влекущих отмену или изменение постановления по делу об административном правонарушении жалоба не содержит.

Постановление о привлечении администрации Лобановского сельского поселения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ, вынесено должностным лицом административного органа в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении администрации Лобановского сельского поселения допущено не было.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления должностного лица административного органа, решения судьи районного суда и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

постановление начальника Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 16.09.2021, решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 01.12.2021, вынесенные в отношении администрации Лобановского сельского поселения Пермского муниципального района по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя Кочкина Андрея Сергеевича - без удовлетворения.

Судья: подпись

21-1355/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Администрация Лобановского сельского поселения
Другие
Пашиев Владислав Александрович
Кочкин Андрей Сергеевич
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Спиридонов Евгений Владимирович
Статьи

ст.6.35 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--perm.sudrf.ru
14.12.2021Материалы переданы в производство судье
28.12.2021Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее