Судья Куренных Е.В.
дело № 7-1748/2020 / 21-903/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 12 ноября 2020 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., рассмотрев жалобу начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Г. на решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 11 сентября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Бусырева Дениса Александровича,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника отдела государственного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Г. от 07 июля 2020 г. № 02-07/13-20 председатель садоводческого некоммерческого товарищества «Веретье» (далее СНТ «Веретье») Бусырев Д.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Чусовского городского суда Пермского края от 11 сентября 2020 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Бусырева Д.А. постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в краевой суд, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, ставит вопрос об отмене решения судьи районного суда, полагая о его незаконности.
В судебном заседании в краевом суде должностное лицо Г., Бусырев Д.А., защитник М., извещенные надлежаще, участие не принимали.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья краевого суда приходит к следующему выводу.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно части 1 статьи 8.28 КоАП РФ незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Постановлением оперуполномоченного ОЭБ и ПК МО МВД России «Чусовской» от 13 сентября 2019 г. отказано в возбуждении в отношении управляющего СНТ «Веретье» Н. уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании пункта 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием состава преступления.
30 июня 2020 г. должностным лицом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в отношении председателя СНТ «Веретье» Бусырева Д.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ.
Постановлением должностного лица Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от07 июля 2020 г. № 02-07/13-20 председатель СНТ «Веретье» Бусырева Д.А. привлечен к административной ответственности, установленной данной нормой.
Из указанных актов следует, что 28 октября 2010 г. Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и СНТ «***» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка **. Местоположение участка: ****. Срок действия договора с 21 октября 2010 г. по 27 апреля 2059 г.
Пунктом 2 дополнительного соглашения от 07 декабря 2011 г. № 1 к договору аренды лесного участка от 28 мая 2010 г. ** в связи с переименованием СНТ «***» в СНТ «Веретье», установлено, что арендатором по договору с 28 октября 2011 г. считать СНТ «Веретье».
29 июля 2019 г. в Чусовское лесничество ФГБУ «Рослесинфорг» «Поволжский леспроект» направлена карточка дешифрования мест использования лесов № 56300090300090101 со снимками квартала ** выдела ** Верхне-Городковского (совхоз Куликовский») участкового лесничества с нанесением рубки без разрешительных документов.
23 августа 2019 г. участковым лесничим Верхне-Городковского участкового лесничества Чусовского лесничества составлен акт о лесонарушении, согласно которому в выделе ** квартала ** Верхне-Городковского (совхоз Куликовский») участкового лесничества Чусовского лесничества на площади 0,2 га, в защитных лесах (нерестоохранные полосы лесов), совершена незаконная рубка леса, вырублены деревья породы «ель» – 1,0 куб.м., «береза» – 36,0 куб.м., «осина», объемом 2 куб.м. Сумма ущерба, причиненного лесному фонду, составила 251800 рублей.
Постановление должностного лица было обжаловано Бусыревым Д.А. в Чусовской городской суд Пермского края в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения 11 сентября 2020 г. жалобы судья Чусовского городского суда Пермского края признал незаконным постановление должностного лица, принял решение о его отмене и прекращении производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу, судья городского суда исходил из того, что в материалах административного дела отсутствуют доказательства совершения правонарушения, действий по рубке леса работниками СНТ «Веретье» либо третьими лицами по поручению товарищества, а также того, что Бусырев Д.А., как руководитель товарищества, знал либо давал указание о производстве рубки деревьев. Кроме того, не были учтены представленные договоры купли-продажи земельных участков от 15 июня 2016 г., расположенных в Никифоровском сельском поселении Чусовского района в районе деревни Косогор, с кадастровыми номерами **, **, при том, что вырубка лесных насаждений, согласно заключению кадастрового инженера (эксперта) Б1. полностью расположена в границах указанных земельных участков с видом разрешенного использования для садоводства, в территориальной зоне «Сады», с категорией – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для садоводства, в связи с чем спор о категории земельных участков, на которых были вырублены деревья, не позволяет сделать вывод о наличии объекта правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ.
Судья городского суда также счел, что квалифицируя совершенное правонарушение по части 1 статьи 8.28 КоАП РФ, должностным лицом не учтены разъяснения пункта 22 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», полагая, что вывод в оспариваемом постановлении о привлечении лица к ответственности в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, сделан без учета характера повреждений и размера причиненного ущерба.
Вместе с тем, согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может. Вопрос о возобновлении производства по делу при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности обсуждаться не может, в том числе и в случае, когда решение судьи районного (городского) суда, которым отменено постановление должностного лица о признании лица виновным в совершении административного правонарушения, не вступило в законную силу. Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности на время рассмотрения жалобы должностного лица на решение судьи районного (городского) суда, отменившего вынесенное им постановление, является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела судьей районного (городского) суда и, соответственно, отмену такого решения.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год.
В соответствии с частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Как следует из материалов дела, 29 июля 2019 г. в Чусовское лесничество поступила карточка дешифрования мест использования лесов со снимками квартала ** выдела ** Верхне-Городковского (совхоз Куликовский») участкового лесничества с нанесением рубки без разрешительных документов.
23 августа 2019 г. проводился осмотр указанного квартала и лесосеки участковым лесничим Верхне-Городковского участкового лесничества Чусовского лесничества ГКУ ПК «Управление лесничествами ПК» Б2. Данным актом зафиксирован факт незаконной рубки леса в выделе ** квартала ** Верхне-Городковского (совхоз Куликовский») участкового лесничества Чусовского лесничества на площади 0,2 га, в защитных лесах (нерестоохранные полосы лесов), вырублены деревья породы «ель» – 1,0 куб.м., «береза» – 36,0 куб.м., «осина», объемом 2 куб.м. Сумма ущерба, причиненного лесному фонду, составила 251800 рублей.
В соответствии с частью 2.1 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса.
Пунктом 13 части 3 названной нормы должностным лицам органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющимся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, предоставлено право осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях.
Согласно пункту 8 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.28 КоАП РФ вправе составлять должностные лица государственных учреждений, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).
Участковые лесничие (лесничества) государственного казенного учреждения Пермского края – государственные лесные инспекторы Пермского края наделены правом составления протоколов об административных правонарушениях по статье 8.28 КоАП РФ приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 30 мая 2019 г. № СЭД-30-01-02-662 «Об утверждении перечней должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда Пермского края и уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с действующим законодательством на территории Пермского края».
Таким образом, в данном случае нарушение, вмененное Бусыреву Д.А., выявлено 29 июля 2020 г. в день поступления информации в Чусовское лесничество ГКУ ПК «Управление лесничествами ПК» должностные лица которого вправе осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях и составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.28 КоАП РФ. Следовательно, срок давности привлечения Бусырева Д.А. на момент поступления дела в краевой суд истек.
Вместе с тем судья краевого суда находит необоснованными выводы судьи городского суда со ссылкой на разъяснения, содержащиеся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», о том, что должностным лицом при вынесении постановления о привлечении лица к ответственности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, сделан без учета характера повреждений и размера причиненного ущерба.
Данный вывод основан на ошибочном толковании положений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 21 и диспозиции части 1 статьи 8.28 КоАП РФ, которая не связывает возникновение ответственности с размером ущерба.
При таких обстоятельствах решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 11 сентября 2020 г., вынесенное по настоящему делу об административном правонарушении, подлежат изменению путем исключения из него суждения о том, что вывод должностным лицом в постановлении о привлечении лица к ответственности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, сделан без учета характера повреждений и размера причиненного ущерба.
Внесение изменений в обжалуемый судебный акт в указанной части не повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого производство по делу прекращено.
Оснований для отмены решения судьи городского суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
Решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 11 сентября 2020 г., вынесенное в отношении председателя СНТ «Веретье» Бусырев Д.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключить из него суждение о том, что вывод должностным лицом в постановлении о привлечении лица к ответственности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, сделан без учета характера повреждений и размера причиненного ущерба.
В остальной части указанный акт оставить без изменения, жалобу начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Г. - без удовлетворения.
Судья - (подпись)