Дело №
УИД: №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2019 года г. Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
Председательствующего по делу судьи Приходько О.Н.
при секретаре Шетовой А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по заявлению ПАО « МРСК Северного Кавказа» в лице Светлоградских электрических сетей филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа»-«Ставропольэнерго» о признании вещи бесхозяйной
УСТАНОВИЛ:
ПАО « МРСК Северного Кавказа» в лице Светлоградских электрических сетей филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа»-«Ставропольэнерго» обратился в суд с заявлением о признании бесхозяйной брошенными движимые вещи: ВЛ<адрес>
Признать за ПАО «МРСК Северного Кавказа» право собственности на бесхозяйные движимые вещи: ВЛ-0,4 кВ Ф-<адрес>; <адрес>; ВЛ-0,4 кВ Ф-1,2,3 от КТП-5/<адрес>, с.Б.Копани; СКТП-13/<адрес>; ВЛ-0,4 кВ Ф-1,2 от МТП-2/<адрес>; РП <адрес>; ВЛ-0,4 кВ Ф-1,2 от МТП-5/<адрес>; КТП-13/<адрес>, 10 км на север от <адрес>; ВЛ-0,4 кВ от КТП-13/<адрес>, 10 км. на север от <адрес>; ВЛ-0,4 кВ Ф-1 от МТП-7/<адрес>; ВЛ-0,4 кВ Ф-2 от МТП-7/<адрес>
В обосновании требований заявитель указал, ПАО «МРСК Северного Кавказа» (далее - Общество, Истец) является сетевой организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности - передачу электрической энергии потребителям на территории Республики Ингушетия.
Общество с учетом специфики деятельности, связанной с содержанием и эксплуатацией электросетевого имущества на постоянной основе проводит инвентаризации энергообъектов.
По результатам проводимых мероприятий по инвентаризации имеют место случаи отсутствия собственников электросетевого оборудования физических лиц и/или юридических лиц, в том числе случаи строительства энергообъектов без оформления правоустанавливающих документов.
В этой связи ряд объектов движимого электросетевого имущества, расположенного на территории Республики Ингушетия (трансформаторные подстанции, линии электропередачи и пр.), имеющих непосредственное к объектам электросетевого хозяйства Общества, обладают признаками бесхозяйной вещи.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника, собственник которой неизвестен, либо от права собственности на которую собственник отказался.
На территории Апанасенковского и Туркменского муниципальных районов, Благодарненского и Ипатовского городских округов <адрес> находятся следующие бесхозяйные электросетевые объекты (далее - Объекты), предназначенные для электроснабжения объектов, находящихся в Апанасенковского и Туркменского муниципальных районов, Благодарненского и Ипатовского городских округов <адрес>:
- ВЛ-0,4 кВ Ф-<адрес>; ВЛ-0,4 кВ Ф-1,2 от КТП-13/<адрес>; <адрес>
В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом.
В силу своих технических характеристик Объекты:
- ВЛ-0,4 кВ Ф-<адрес>; <адрес>, являются движимым имуществом, то есть могут быть перемещены в иное место без причинения ущерба его назначению.
Указанное обстоятельство подтверждается выводами экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ ООО «БИЗНЕС ОКС», согласно которому объекты электросетевого хозяйства являются движимым имуществом (не являются объектами капитального строительства).
В указанных районах проведены мероприятия по инвентаризации электросетевого хозяйства при участии Администрации муниципальных районов и городских округов. В ходе проведенных мероприятий установить собственника Объектов не удалось.
Согласно Выписке из реестра муниципального имущества Апанасенковского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № объекты:ВЛ-0,4 кВ Ф-1 от КТП-6/835, вЛ-0,4 кВ Ф1,2 от КТП-13/837 и ВЛ-0,4 кВ Ф-1,2,3 от КТП-5/912, в реестре муниципального имущества Апанасенковского муниципального района <адрес> не состоят.
Согласно Выписке из реестра муниципального имущества Апанасенковсакого муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № объекты: СКТП-13/899 в реестре муниципального имущества Апанасенковского муниципального района <адрес> не значиться.
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ № объекты: <адрес> Спасское в муниципальной собственности Благодарненского городского округа <адрес> не значиться.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества Туркменского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № объекты: КТП-13/702 и вЛ-0,4 кВ от КТП-13/702 в реестре муниципального имущества Туркменского муниципального района <адрес> не значатся.
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ № объекты: ВЛ<адрес> в муниципальной собственности Ипатовского городского округа <адрес> не значатся.
Изложенные обстоятельства дополнительно подтверждаются уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений.
Таким образом, вышеперечисленные объекты имеют признаки бесхозяйного, брошенного имущества.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее - ФЗ об электроэнергетике) ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
Объекты фактически присоединены к объектам Общества, находятся в его владении и используются в целях обеспечения энергоснабжением потребителей на территории Республики Ингушетия
Общество является сетевой организацией, имеет персонал, который неоднократно выезжает на объекты для обслуживания в силу рода деятельности Общества, и имеет соответствующее оборудование, необходимые для организации надлежащей работы Объектов
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют, что Общество владеет указанным объектом как своим собственным.
Следует отметить, что от рабочего состояния данных объектов зависит безопасность и бесперебойность электроснабжения потребителей <адрес> Республики Ингушетия, в число которых входят и объекты социальной инфраструктуры (школы, детские сады, больницы и т.д.), непринятие мер по обращению данного имущества в собственность Общества может привести к ухудшению его рабочего состояния, и, как следствие, поставит под угрозу надёжность, бесперебойность и качество передаваемой электроэнергии, что является недопустимым.
В соответствии со ст. 7 ФЗ об электроэнергетике в целях обеспечения устойчивого снабжения потребителей электроэнергией, поддержания в исправном состоянии, надлежащего обслуживания объектов электросетевого хозяйства и формирования единой национальной (общероссийской) электрической сети, комплекс электросетей и других объектов электросетевого хозяйства должен принадлежать субъектам электроэнергетики - в данном случае Обществу.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, следует, что Электросетевые Объекты являются движимым имуществом, подлежат учету, требуют принятия мер по его сохранности, их собственник не установлен, ограничения права и право притязания на спорные объекты отсутствуют, Общество фактически владеет объектами.
В соответствии с п.З ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 настоящей статьи. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Согласно отчету оценки № И-31186/19 от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость вышеуказанных объектов электросетевого хозяйства превышает сумму, соответствующую пятикратному минимальному размеру оплаты труда.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной.
В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
В силу ч.1 ст.293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
Факт возможности признания движимой брошенной вещи бесхозяйной и передачи ее в собственность (в том числе и электросетевого имущества) подтверждается многочисленной судебной практикой, например, Решение Пятигорского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
Просят суд признать бесхозяйной брошенными движимые вещи: <адрес>
Признать за ПАО «МРСК Северного Кавказа» право собственности на бесхозяйные движимые вещи: ВЛ-0,4 кВ Ф-<адрес>; ВЛ-0,4 кВ Ф-1,2 от КТП-13/<адрес>; <адрес>
Представитель заявителя ПАО «МРСК Северного Кавказа»в лице филиала Светлоградских электрических сетей филиала ПАО МРСК Северного Кавказа»-«Ставропольэнерго» надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства не явился, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Представитель заинтересованного лица Администрация Апанасенковского муниципального района надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства не явился, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя, с указанием согласия на удовлетворение заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица администарции Туркменского муниципального района надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства не явился, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя, с указанием согласия на удовлетворение заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица администрации Благодарненского городского округа надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства не явился, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя, с указанием согласия на удовлетворение заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица органа местного самоуправления администрации Ипатовского городского округа СК надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства не явился, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя, с указанием согласия на удовлетворение заявленных требований.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ст. 46) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, устанавливающей право каждого человека на эффективное восстановление прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.Статья 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
По смыслу данных норм, дела рассматриваются судом в порядке особого производства (ч. 1 ст. 262 ГПК РФ) только тогда, когда отсутствует необходимость разрешать спор о самом субъективном праве.
Согласно ч. 3 ст. 263 ГПК РФ, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
По смыслу изложенных правовых норм принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, а также последующее признание за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке на основании ст. 225 ГК РФ возможно только в случае отсутствия правопритязаний иных лиц на такое имущество. При этом отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
На основании ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 56 ГПК РФ, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку сведений о наличии собственников спорных объектов не представлено, доводы заявления никем не оспариваются.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).
По смыслу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).
В соответствии со статьей 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя. Заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхоподается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи.
Судом установлено, что ПАО «МРСК Северного Кавказа» в лице Светлоградских электрических сетей филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа»-«Ставропольэнерго» является сетевой организацией, осуществляющей услуги по передаче электрической энергии потребителям по принадлежащим ей на праве собственности электрическим сетям на территории Апанасенковского и Туркменского муниципальных районов, Благодарненского и Ипатовского городских округов <адрес>.
Из материалов дела следует, что на территории Апанасенковского и Туркменского муниципальных районов, Благодарненского и Ипатовского городских округов <адрес> находятся следующие бесхозяйные электросетевые объекты, предназначенные для электроснабжения объектов: ВЛ-0,4 кВ Ф-<адрес>; ВЛ-0,4 кВ Ф-1,2 от КТП-13/<адрес>; ВЛ-0,4 кВ Ф-1,2,3 от КТП-5/<адрес>, <адрес>
Указанное обстоятельство подтверждается выводом экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ №Б-19-056-1, ООО «БИЗНЕС ОКС», согласно которому объекты электросетевого хозяйства являются движимым имуществом (не являются объектами капитального строительства).
Согласно Выписке из реестра муниципального имущества Апанасенковского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № объекты:ВЛ-0,4 кВ Ф-1 от КТП-6/835, вЛ-0,4 кВ Ф1,2 от КТП-13/837 и ВЛ-0,4 кВ Ф-1,2,3 от КТП-5/912, в реестре муниципального имущества Апанасенковского муниципального района <адрес> не состоят.
Согласно Выписке из реестра муниципального имущества Апанасенковсакого муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № объекты: СКТП-13/899 в реестре муниципального имущества Апанасенковского муниципального района <адрес> не значиться.
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ № объекты: ВЛ-0,4 кВ Ф-1,,2 от МТП-2/434, ВЛ-0,4, кВ Ф-1,2 от МТП-5/461 и РП Спасское в муниципальной собственности Благодарненского городского округа <адрес> не значиться.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества Туркменского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № объекты: КТП-13/702 и вЛ-0,4 кВ от КТП-13/702 в реестре муниципального имущества Туркменского муниципального района <адрес> не значатся.
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ № объекты: ВЛ-<адрес> в муниципальной собственности Ипатовского городского округа <адрес> не значатся.
Таким образом, ВЛ-0,4 кВ Ф-<адрес>; <адрес>
В соответствии со ст. 38 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
Из доводов заявителя следует, что указанные объекты фактически присоединены к объектам ПАО «МРСК Северного Кавказа», находятся в его владении и используются в целях исполнения заключенного между ПАО «МРСК Северного Кавказа» и гарантирующим поставщиком электроэнергии – ПАО «Ставропольэнергосбыт» договора оказания услуг по передаче электрической энергии в соответствии с условиями которого ПАО «МРСК Северного Кавказа» оказывает ПАО «Ставропольэнергосбыт» услуги по передаче электроэнергии посредством комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей ПАО «МРСК Северного Кавказа».
ПАО «МРСК Северного Кавказа», по существу, владеет указанным имуществом обслуживает его, что подтверждается актами технического освидетельствования в отношении объектов: ВЛ-0,4 кВ Ф-<адрес>; ВЛ-0,4 кВ Ф-1,2 от КТП-13/<адрес>; <адрес>
В соответствии со ст. 7 ФЗ «Об электроэнергетике» в целях обеспечения устойчивого снабжения потребителей электроэнергией, поддержания в исправном состоянии, надлежащего обслуживания объектов электросетевого хозяйства и формирования единой национальной (общероссийской) электрической сети, комплекс электросетей и других объектов электросетевого хозяйства должен принадлежать субъектам электроэнергетики в данном случае ПАО «МРСК Северного Кавказа».
В соответствии со ст. 38 Федерального закона «Об электроэнергетике» ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
В соответствии с п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом, оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 настоящей статьи. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Из представленного суду отчета оценки от №И-31186/19 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что стоимость указанных объектов электросетевого хозяйства превышает сумму, соответствующую пятикратному минимальному размеру оплаты труда.
В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
В силу ч. 1 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
На основании изложенного, в ходе судебного разбирательства, бесспорных доказательств в подтверждение наличия собственника на данные объекты, который бы отказался от движимой вещи либо оставил ее без намерения сохранить право собственности на нее, не представлено, собственник движимых вещей: ВЛ<адрес>, не известен и не установлен, что свидетельствует о бесхозяйности данного объекта.
С учетом указанных обстоятельств суд полагает, что заявленные ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» требования о признании имущества бесхозяйным и признании права собственности на бесхозяйное движимое имущество, основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 293, 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление ПАО « МРСК Северного Кавказа» в лице Светлоградских электрических сетей филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа»-«Ставропольэнерго» о признании вещи бесхозяйной, удовлетворить.
Признать бесхозяйными брошенными движимые вещи: ВЛ<адрес>
Признать за ПАО «МРСК Северного Кавказа» право собственности на бесхозяйные движимые вещи <адрес>
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд, путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца, через Пятигорский городской суд с момента изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
Судья О.Н.Приходько