Дело № 2-229/2013 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2013 года
с. Лопатино Пензенской области
Лопатинский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Игнашкина В.П.,
при секретаре Давыдовой Э.Ю.,
с участием истца Каменевой Н.В.,
представителя ответчика ГУ - УПФР по Лопатинскому району Пензенской области Титовой О.Е.., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каменевой Натальи Владимировны к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Лопатинскому району Пензенской области о признании отказа в досрочном назначении трудовой пенсии незаконным, включении периода обучения в педагогическом учебном заведении в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно, и понуждении к досрочному назначению трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Каменева Н.В. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование своих требований, что она, считая, что ее педагогический стаж составляет 25 лет, <дата> обратилась в комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ - Управлении Пенсионного Фонда РФ по Лопатинскому району Пензенской области с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением комиссии № от <дата> ей было отказано в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа работы, дающего право на назначение досрочной пенсии, поскольку в специальный педагогический стаж не включены: периоды обучения в <...> педагогическом училище с <дата> по <дата>.
С данным решением ГУ - УПФР она не согласна, считает его незаконным, поскольку периоду обучения в педагогическом училище непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Просила суд признать решение пенсионного органа об отказе ей в досрочном назначении трудовой пенсии незаконным, обязать ГУ - УПФР включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период обучения в <...> педагогическом училище с <дата> по <дата> и обязать назначить ей трудовую пенсию с момента обращения в орган пенсионного фонда.
Истец Каменева Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что, до поступления на учебу в Кузнецкое педучилище и после его окончания она работала воспитателем в детском саду. Обучаясь в <...> педагогическом училище с <дата> по <дата> рассчитывала на получение пенсионных льгот в будущем, так как законодательство того времени, в частности Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, предоставляло такие льготы.
Представитель ГУ - УПФР по Лопатинскому району Титова О.Е. исковые требования Каменевой Н.В. не признала, пояснив, что действующим законодательством не предусмотрено включение в стаж по специальности периода обучения в педагогическом учебном заведении. Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 не подлежит применению, поскольку утратило силу и не применяется на территории РФ с 01.10.1993 года. На момент обращения Каменевой Н.В. за досрочным назначением трудовой пенсии ее специальный стаж составил менее 25 лет. Просит в иске отказать.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд находит иск Каменевой Н.В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, в частности ст.39, гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст.7 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины возраста 55 лет.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях детей, независимо от их возраста, а в соответствии с Определением Конституционного суда РФ от 03.06.2004 года № 11-П в учреждениях для детей независимо от форм собственности.
Пунктом 2 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173–ФЗ от 17.12.2001 года предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Указанным Списком предусмотрена должность воспитателя детского сада, ясли-сада.
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Согласно п. 13 Указанных Правил в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в том числе в общеобразовательных школах всех наименований за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы.
Судом установлено, что Каменева Н.В. в период <дата> была принята на работу в <...> ясли-сад № в качестве воспитателя ясельной группы; <дата> освобождена от занимаемой должности в связи с уездом на учебу; с <дата> по <дата> обучалась в <...> педагогическом училище по специальности «Дошкольное воспитание», по окончании присвоена квалификация «воспитатель детского сада»; <дата> принята воспитателем в ясли-сад № совхоза <...>»; <дата> уволена из штата совхоза в связи с изменением подчиненности в порядке перевода в <...> РОНО; <дата> принята на работу в порядке перевода воспитателем в ясли сад № Лопатинского РайОНО; <дата> освобождена от занимаемой должности и переведена воспитателем в детский сад №, где работает по настоящее время..
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела: копией трудовой книжки (л.д.7-10), справкой, уточняющей характер работы (л.д.11), копией диплома №, выданного <дата> <...> педагогическим училищем Пензенской области (л.д.12).
В силу статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ Конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны, безопасности государства.
В период обучения Каменевой Н.В. в <...> педагогическом училище с <дата> по <дата> действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", и Положение о порядке исчисления для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, утвержденное вышеуказанным Постановлением, согласно п.2 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Согласно п. 4 названного Положения время работы, указанной в пункте 2 Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.59 N 1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Судом установлено, что спорному периоду обучения Каменевой Н.В. в педагогическом заведении предшествовала работа воспитателем в ясли-саду и после обучения следовала педагогическая деятельность, стаж её работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списками должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии без учета периода обучения в педагогическом училище составил 24 года 15 дней (т.е. более 2/3 требуемого стажа), что не оспаривается и ответчиком.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанный спорный период обучения в педагогическом учебном заведении подлежит включению в стаж работы истца дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от времени обращения за назначением пенсии.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Доводы представителя ответчика о том, что при оценке прав истицы на досрочную пенсию Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 не подлежит применению, суд считает не состоятельными как основанные на неправильном применении и толковании норм материального права.
Отказывая во включении в специальный стаж Каменевой Н.В. вышеуказанного периода, орган пенсионного обеспечения неправомерно ограничил ее в пенсионных правах.
Между тем, положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Судом установлено, что специальный стаж работы Каменевой Н.В., дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии, с учетом включения периода обучения в Кузнецком педагогическом училище с <дата> по <дата> на момент обращения её за назначением пенсии составляет более 25 лет, в связи с чем, суд считает необходимым обязать ГУ - УПФР по Лопатинскому району Пензенской области досрочно назначить ей трудовую пенсию как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, с момента обращения с заявлением о назначении пенсии.
В соответствии с п.п.1, 2 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной трудовой пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днём обращения за трудовой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Судом установлено, что Каменева Н.В. <дата> обратилась в ГУ- Управление Пенсионного Фонда РФ по Лопатинскому району с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии, что подтверждается материалами исследованного в ходе судебного заседания пенсионного дела в отношении нее, представленного ответчиком.
В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истец понес судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Каменевой Натальи Владимировна удовлетворить.
Признать отказ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном Учреждении - Управлении Пенсионного Фонда РФ по Лопатинскому району Пензенской области от <дата> Каменевой Н.В. в досрочном назначении трудовой пенсии незаконным и нарушающим ее законные права и интересы.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ по Лопатинскому району Пензенской области засчитать Каменевой Наталье Владимировне период обучения в <...> педагогическом училище с <дата> по <дата> в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, и досрочно назначить ей трудовую пенсию по старости как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, с момента обращения за назначением трудовой пенсии, то есть с <дата>.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ по Лопатинскому району Пензенской области в пользу Каменевой Наталье Владимировне судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 (четырехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Лопатинский районный суд в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий: В.П. Игнашкин