Судья Родионов В.А. Дело № 33 – 1581/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 мая 2019 года г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Пудова А.В.,
судей: Степанова С.А., Коженовой Т.В.,
при секретаре Калининой Д.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Вохмяниной <данные изъяты> (действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1), Вохмянина <данные изъяты> на решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 13 февраля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Степанова С.А., судебная коллегия
УТАНОВИЛА:
Вохмянин А.В., Вохмянина Ю.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1 обратились в Промышленный районный суд города Смоленска с иском к МУП «Смоленсктеплосеть» о взыскании компенсации морального вреда по 10 000 руб. и штрафа, предусмотренного Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», возмещении расходов на оплату услуг представителя в сумме 2 000 руб., указав, что они зарегистрирован и постоянно проживает в ..., где в период с 23.07.2018 по 20.09.2018, т.е. свыше 14 дней, определенных санитарно-гигиеническими нормативами, отсутствовало горячее водоснабжение, в связи с чем они испытывали значительные неудобства, дискомфорт. Теплоснабжение дома осуществляет ответчик, который оставил его претензию (заявление) о компенсации морального вреда без удовлетворения.
В судебное заседании истцы Вохмянина Ю.А. и Вохмянин А.В. не явились, в исковом заявлении просили о рассмотрении дела без своего участия.
МУП «Смоленсктеплосеть» иск не признало. Его представитель Устименко В.Н. пояснил, что отключение горячего водоснабжения, в том числе жителям ..., было вызвано проведением капитального ремонта и реконструкции тепловых сетей, которые осуществляло ПАО «Квадра» по графику, согласованному с Администрацией города Смоленска.
Третье лицо ПАО «Квадра» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Решением Промышленного районного суда г.Смоленска от 13 февраля 2019 года в удовлетворении исковых требований истцам отказано.
В апелляционной жалобе истцы Вохмянина Ю.А. и Вохмянин А.В. просят отменить решение и удовлетворить иск в полном объеме, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Вохмянина Ю.А. и Вохмянин А.В., несовершеннолетний ФИО1 зарегистрированы и фактически проживают в .... Управление домом осуществляет ОАО «Жилищник», которое ранее являлось также исполнителем коммунальных услуг, в том числе по горячему водоснабжению.
28 февраля 2017 г. МУП «Смоленсктеплосеть» направило в адрес ОАО «Жилищник» уведомление о расторжении с 1 марта 2017 г. договоров на поставку горячей воды, в связи с чем с этой даты исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению дома является МУП «Смоленсктеплосеть».
В период с 23.07.2018 по 20.09.2018 в указанном доме отсутствовало горячее водоснабжение. Претензия истца о компенсации морального вреда, причиненного перерывом в оказании коммунальной услуги свыше сроков, установленных санитарно-гигиеническими нормативами, была оставлена МУП «Смоленсктеплосеть» без удовлетворения. Как указано в ответе на претензию от 01 ноября 2018 г., причиной отключения горячего водоснабжения в ... явился капитальный ремонт магистральных тепловых сетей, проводимый филиалом ПАО «Квадра» - «Смоленская генерация» согласно графику, утвержденному постановлением Администрации города Смоленска от 26 апреля 2018 г. № 1160-адм «О подготовке жилищно-коммунального хозяйства города Смоленска к работе в осенне-зимний период 2018-2019 годов». Срок проведения капитального ремонта тепловых сетей действующим законодательством не регламентирован (л.д. 14).
Отношения, связанные с предоставлением гражданами коммунальных услуг, регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ), Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), другими федеральными законами (например, Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с указанным федеральным законом (например, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее по тексту – Правила № 354).
Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что организацией, осуществляющей холодное и горячее водоснабжение, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного и горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы. Названная организация обязана подавать абонентам питьевую воду, а также горячую воду, соответствующую требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (пункт 3 статьи 1, часть 1 статьи 23, пункты 15, 16 статьи 2, часть 1 статьи 24).
Аналогичные в целом положения содержатся в части 2 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к Правилам № 354.
Подпунктом «в» пункта 3 Правил № 354 определено, что предоставление коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) должно осуществляться круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1 (продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09)).
Согласно пункту 3.1.11 Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01) СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 7 апреля 2009 г. № 20, в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Исходя из положений пункта 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170, организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке. Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) моральный вред, причиненный вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Разрешая спор, суд первой инстанции признал проводимые сторонней организацией ремонт и испытания тепловых сетей, вызвавшие отключение горячего водоснабжения в жилом помещении Вохмяниных на срок свыше 14 дней, обстоятельствами, за которые МУП «Смоленсктеплосеть» не отвечает. Суд отверг ссылку истца на пункт 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, устанавливающий предельный срок отключения горячего водоснабжения - 14 суток, указав, что это положение применимо исключительно для определения периода ежегодных профилактических ремонтов. Суд отметил, что срок отключения горячего водоснабжения при выполнении капитального ремонта тепловых сетей не установлен нормативными актами, которые предусматривают лишь необходимость согласования данного ограничения с органами местного самоуправления, и такое согласование в данном случае получено.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции согласиться не может.
В соответствии с пунктом 121 Правил № 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и подпункте «б» пункта 117 данных Правил:
- возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;
- возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;
- получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа;
- проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
Таким образом, действующее законодательство, регулирующее отношения между исполнителем и потребителем коммунальных услуг, устанавливает исчерпывающий перечень случаев, которые могут служить основанием для ограничения или приостановления оказания коммунальных услуг, а также предельные сроки такого ограничения или приостановления.
В деле отсутствуют и МУП «Смоленсктеплосеть» не представлены доказательства, подтверждающие наличие оснований для отключения горячего водоснабжения жилого помещения Вохмяниных на срок более 14 суток.
Довод суда первой инстанции о том, что таким основанием является в данном случае проведение сторонней организацией капитального ремонта и реконструкции тепловых сетей, сроки которого согласованы с органом местного самоуправления, несостоятелен.
Санитарно-эпидемиологические требования устанавливаются с целью обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан (статья 1 Федерального закона от 30марта1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Установленные СанПиН 2.1.4.2496-09 требования к организации системы централизованного горячего водоснабжения, в том числе предельные сроки отключения такого водоснабжения, являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения. При этом данные санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение, как при закрытых, так и при открытых системах теплоснабжения.
В случае вывода в ремонт и (или) из эксплуатации объектов централизованных систем горячего водоснабжения по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого осуществляется горячее водоснабжение с использованием указанных объектов, должно быть организовано горячее водоснабжение иными способами (пункт 97 Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 642).
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
По общему правилу, сформулированному в статье 401 ГК РФ, отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пунктом 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей установлена презумпция вины исполнителя, что следует также из разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», а в пункте 45 того же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
При указанных обстоятельствах у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, Вохмянина А.В., Вохмяниной Ю.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1
Поскольку судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, обжалуемое решение нельзя признать законным, и оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения – об удовлетворении иска.
Принимая во внимание характер неудобств, вызванных отсутствием горячего водоснабжения, длительность периода непредоставления указанной коммунальной услуги, причины отключения горячего водоснабжения, требования разумности и справедливости, учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 05.02.2014 г.), судебная коллегия взыскивает с МУП «Смоленсктеплосеть» в пользу каждого истца компенсацию морального вреда в размере 300 руб. каждому, а также штраф, предусмотренный частью 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей, в размере 50 % присужденной денежной суммы, что составит 150 руб каждому.
Кроме того, исходя из положений статей 98, 100 ГПК РФ, судебная коллегия взыскивает с ответчика в пользу Вохмяниной Ю.А. в возмещение расходов на оплату услуг представителя 2 000 руб.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда города Смоленска от 13 февраля 2019 года отменить; принять по делу новое решение, которым исковые требования Вохмянина <данные изъяты>, Вохмяниной <данные изъяты>, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1 удовлетворить.
Взыскать в пользу Вохмянина <данные изъяты>, Вохмяниной <данные изъяты>, ФИО1 с МУП «Смоленсктеплосеть» компенсацию морального вреда в размере 300 (триста) рублей каждому, штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя в сумме 150 (сто пятьдесят) рублей каждому.
Взыскать в пользу Вохмяниной <данные изъяты> с МУП «Смоленсктеплосеть» возмещение расходов на оплату услуг представителя 2000 (две тысячи) рублей.
Кроме того, взыскать с МУП «Смоленсктеплосеть» в доход муниципального бюджета города Смоленска государственную пошлину в размере 300 рублей.
Председательствующий:
Судьи: