Именем Российской Федерации
п. Ильинский 25 января 2018 года
Ильинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Стерховой А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Поносовой Т.В.,
с участием представителя истца Ардашевой Ж.В. - Бараевой С.Н., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ардашевой Жанны Викторовны к обществу с ограниченной ответственностью «АрКо» об установлении факта трудовых отношений, обязании внести запись в трудовую книжку, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
стороны состояли в трудовых отношениях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истец работала в должности заместителя директора аптечного пункта, расположенного по адресу: <адрес>. Трудовые отношения прекращены по инициативе работника (пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации).
После прекращения трудовых отношений работодатель не внёс соответствующую запись в трудовую книжку, что, по мнению истца, послужило препятствием к её дальнейшему трудоустройству. Запись о приёме на работу в трудовой книжке имеется. Истец просит установить факт трудовых отношений между сторонами по делу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и внести в трудовую книжку запись о периоде работе.
Также истец указывает, что работодатель при её увольнении допустил задержку в выплате заработной платы за сентябрь - ноябрь 2017 года и компенсации за неиспользуемый отпуск на общую сумму 9386 рублей 07 копеек. Указанная сумма взыскана с ответчика на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № Ильинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с невозможностью трудоустройства по причине отсутствия записи в трудовой книжке об увольнении, с несвоевременной выплатой заработной платы истец, имея на иждивении пятерых детей, испытала нравственные и физические страдания, в связи с чем, требует взыскать компенсацию морального вреда.
Уточнив исковые требования, истец просит установить факт трудовых отношений между истцом и ООО «АрКо» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика внести в трудовую книжку запись о периоде работы, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
В судебное заседание истец не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя.
Представитель истца заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, отказалась от требований об установлении факта трудовых отношений, поскольку он не требует судебного подтверждения. Уточнила требования в части внесения в трудовую книжку записи о периоде работе, просила обязать ответчика внести запись об увольнении Ардашевой Ж.В.. Пояснила, что при увольнении ответчик выдал истцу трудовую книжку без записи об увольнении. Представленный ответчиком акт от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Ардашева Ж.В. после устройства на работу забрала трудовую книжку, не может быть расценен судом, как допустимое доказательство, поскольку акт подписан в том числе лицами, которые не работают в ООО «Арко», кроме того, подлинник акта в судебное заседание не предоставлен. Считает, что истцу причинен моральный вред, поскольку ответчиком изначально была задержана заработная плата за период с сентября по ноябрь 2017 года и Ардышевой Ж.В. пришлось обращаться к мировому судье за выдачей судебного приказа, кроме того, истец до настоящего времени не может устроиться на работу, поскольку в ее трудовой книжке отсутствует запись об увольнении. Ответчик на телефонные звонки не отвечает, в связи с чем до настоящего времени нет возможности внести запись об увольнении в трудовую книжку.
Представитель ответчика ООО «АрКо» в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, направили отзыв на исковое заявление, в котором просили в удовлетворении исковых требований отказать. Оснований для удовлетворения требований об установлении факта трудовых отношений не имеется, поскольку трудовые отношения зафиксированы надлежащим образом, ответчик не оспаривает трудовой договор, доказательств нарушенного или оспариваемого права истцом не представлено. ООО «АрКо» не имеет возможности внести запись в трудовую книжку Ардашевой Ж.В., поскольку трудовая книжка находится у истца, для внесения записи ответчику не предоставлялась. Кроме того, наличие записи о приёме на работу и отсутствие записи об увольнении не является основанием для отказа в трудоустройстве. Истцом не доказано наличие задолженности по заработной плате, никакие исковые требования относительно заработной платы не заявлялись. Сама по себе процедура выдачи судебного приказа и его исполнение не может являться основание для взыскания морального вреда.
Заслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
Согласно ст. 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате: избрания на должность; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты; судебного решения о заключении трудового договора; признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается.
Статьей 61 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами, подтверждающими трудовые отношения между сторонами, являются обстоятельства, свидетельствующие о достижении сторонами соглашения о личном выполнении работником за определенную сторонами плату конкретной трудовой функции, его подчинении правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, независимо от оформления такого соглашения в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ при фактическом допущении к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.
Из материалов дела следует, стороны состояли в трудовых отношениях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истец работала в должности заместителя директора аптечного пункта, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7 - 10), записью о приёме на работу в трудовой книжке (л.д. 11), приказом о приёме на работу № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12), приказом о прекращении трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), сведениями о состоянии индивидуального лицевого счёта застрахованного лица (л.д. 22 - 23), справками по форме 2-НДФЛ (л.д. 17- 18).
Таким образом, в судебном заседании нашло своё подтверждение, что трудовые отношения между Ардашевой Ж.В. и ООО «АрКо» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ надлежащим образом зафиксированы.
Истец требует внести запись в трудовую книжку об увольнении, указывая при этом, что отсутствие записи является препятствием для её дальнейшего трудоустройства.
На основании части 1 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую работу.
Согласно ст. 234 Трудового кодекса РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате, в том числе, задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника;
Из объяснений сторон, акта об отсутствии трудовой книжки у работодателя (л.д. 33) следует, что трудовая книжка находится у истца, доказательств направления трудовой книжки ответчику для внесения записи истцом не представлено. Суд критически относится к представленным истцом справкам об отказе в трудоустройстве по причине отсутствия записи об увольнении в трудовой книжке (л.д.40 - 41), поскольку данное обстоятельство в силу ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации не может служить отказом в приёме на работу.
В судебном заседании также исследовались обстоятельства задержки по выплате истцу заработной платы при увольнении.
Согласно судебному приказу мирового судьи судебного участка № Ильинского судебного района <адрес> постановлено взыскать с ООО «АрКо» в пользу Ардашевой Ж.В. заработную плату за сентябрь - ноябрь 2017 года и компенсацию за неиспользованный отпуск на общую сумму 9386 рублей 07 копеек. Судебный приказ был исполнен и ДД.ММ.ГГГГ заработная плата перечислена истцу (л.д. 34-36).
В рамках рассматриваемого иска Ардашевой Ж.В. требование о взыскании заработной платы не заявлялось, на наличие задолженности по её выплате не указывалось.
Таким образом, суд приходит к выводу, что сама по себе процедура выдачи судебного приказа и его исполнение не может создавать основание для взыскания морального вреда.
Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) РФ судебной защите подлежит нарушенное право истца.
По смыслу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации исковые требования предъявляются к лицам, нарушившим либо оспорившим какие-либо права, свободы или законные интересы истца.
Оценив в совокупности представленные доказательства, фактические обстоятельства дела, суд считает, что истцом не представлены доказательства нарушения её трудовых прав ответчиком по рассматриваемым требованиям.
Истец просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Из ч. 1 ст. 237 ТК РФ следует, что во всех случаях причинения работнику морального вреда неправомерными действиями или бездействием работодателя ему возмещается денежная компенсация морального вреда.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания работника, причиненные неправомерными действиями или бездействием работодателя, нарушающими его трудовые права, закрепленные законодательством.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Принимая во внимание, что нарушений прав истца со стороны ответчика по рассматриваемым требованиям суд не установил, оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объёме.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Ардашевой Жанны Викторовны отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.Ю.Стерхова