дело № 2-47/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 января 2018 г. г.Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Панасенко Н.В.,
при секретаре Александровой А.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маслякова С.А. к Совету депутатов Ладвинского сельского поселения о признании незаконным и отмене решения об установлении доплаты к пенсии,
у с т а н о в и л :
Масляков С.А. обратился в суд по тем основаниям, что он работал ... Ладвинского сельского поселения с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г., на момент окончания его полномочий Устав Ладвинского сельского поселения предусматривал установление доплаты к пенсии из средств местного бюджета в размере 80 процентов должностного оклада с начислением районного и северного коэффициентов. Распоряжением Главы Ладвинского сельского поселения от хх.хх.хх г. ему была установлена указанная доплата, однако хх.хх.хх г. Советом Ладвинского сельского поселения принято решение о снижении доплаты до 10 процентов. Считая решение Совета Ладвинского сельского поселения о снижении доплаты к пенсии незаконным, истец просит отменить решение № III сессии IV созыва Совета Ладвинского сельского поселения.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Ладвинского сельского поселения.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика Ефимова Н.В., в судебном заседании от хх.хх.хх г. председатель Совета Ладвинского сельского поселения Кондратьева Л.П. с иском не согласились.
Глава Ладвинского сельского поселения Нестерова С.В. считала, что оспариваемое истцом решение является законным, органы местного самоуправления имеют право производить корректировку выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Установлено, что на основании распоряжения от хх.хх.хх г. № и в связи с постановлением территориальной избирательной комиссии Прионежского муниципального района № от хх.хх.хх г. Масляков С.А. вступил в должность ... Ладвинского сельского поселения.
хх.хх.хх г. срок полномочий ... Ладвинского сельского поселения Маслякова С.А. прекращен (распоряжение от хх.хх.хх г. №).
хх.хх.хх г. истец обратился к Главе Ладвинского сельского поселения с заявлением об установлении доплаты к трудовой пенсии по старости.
Распоряжением Главы Ладвинского сельского поселения от хх.хх.хх г. № истцу была установлена с хх.хх.хх г. ежемесячная доплата, исходя из стажа муниципальной службы ... лет, составляющую 80 процентов должностного оклада, в размере 12774 рублей.
Решением № III сессии IV созыва Совета Ладвинского сельского поселения от хх.хх.хх г. на основании ст.31 Устава муниципального образования «Ладвинское сельское поселение», Положения о размерах, порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и проходившими муниципальную службу в органах местного самоуправления Ладвинского сельского поселения и находящимся на трудовой пенсии по старости, утвержденным решением IV сессии III созыва Совета Ладвинского сельского поселения от хх.хх.хх г. № и низкого уровня бюджетной обеспеченности Ладвинского сельского поселения, Маслякову С.А. произведена корректировка ежемесячной доплаты к пенсии с 80 процентов до 10 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента (15 процентов) и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (50 процентов) в сумме ... руб. с хх.хх.хх г.
Распоряжением Главы Ладвинского сельского поселения от хх.хх.хх г. № на основании указанного решения Маслякову С.А. определено выплачивать ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости с хх.хх.хх г. в размере ... руб. в месяц.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (статья 39, часть 2).
В соответствии с подпунктом 12 п.1 ст.11 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п.5 ст.23 указанного федерального закона муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Согласно ч.1 ст.11 Закона Республики Карелия от 24 июля 2007 г. № 11107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» лицам, замещавшим должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которого определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», уставом муниципального образования могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты, устанавливаемой к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
В силу ч. 2. данной статьи размер ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Уставом муниципального образования может предусматриваться минимальный размер ежемесячной доплаты.
В соответствии со ст.31 Устава Ладвинского сельского поселения (в редакции на момент обращения истца с заявлением об установлении доплаты к пенсии) Главе Ладвинского сельского поселения, вышедшему на трудовую пенсию по старости (инвалидности), за счет средств местного бюджета устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности). Ежемесячная доплата Главе Ладвинского сельского поселения, проработавшему на должности от двух до трех лет включительно, устанавливается в размере 55 процентов, свыше трех лет - 80 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Решением IV сессии III созыва Совета Ладвинского сельского поселения от хх.хх.хх г. № утверждено Положение о размерах, порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и проходившим муниципальную службу в органах местного самоуправления Ладвинского сельского поселения и находящимся на трудовой пенсии по старости (инвалидности).
Согласно п.2 указанного Положения право на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) имеют лица, замещавшие муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования Ладвинского сельского поселения на постоянной основе. Размер ежемесячной доплаты не может превышать при замещении муниципальной должности от двух до трех лет включительно - 55 процентов, свыше трех лет - 80 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Решением XV сессии III созыва от хх.хх.хх г. в Устав муниципального образования «Ладвинское сельское поселение» внесены изменения, часть 3 ст. 31 Устава изложена в иной редакции, согласно которой Главе Ладвинского сельского поселения, вышедшему на страховую пенсию по старости (инвалидности), за счет средств местного бюджета устанавливается ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности). Порядок назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) Главе Ладвинского сельского поселения устанавливается Советом Ладвинского сельского поселения.
Обосновывая снижение размера доплаты, ответчиком указано на сложное финансово-экономическое положение и действующие правовые акты, позволяющие назначить доплату ниже 80 процентов, представлены соответствующие документы.
Возражая против доводов ответчика, истец указал, что ему была установлена доплата на основании Устава, не предусматривавшего возможность уменьшения доплаты, новая редакция Устава не может быть применена в силу того, что доплата в размере 80 процентов должностного оклада была установлена ранее вступления в силу изменений в Устав.
В соответствии с п.2 ст.22 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу п.1 ст.24 данного Федерального закона в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение муниципальных служащих в силу данного положения, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (определения от 11 мая 2006 года № 88-О, от 3 апреля 2007 года № 332-О-П, от 15 января 2008 года № 107-О-О и № 108-О-О) установил, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат, исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает.
Указанная правовая позиция, с учетом одинаковой юридической природы дополнительного пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, в полной мере применима и к изменению правового регулирования дополнительных пенсионных выплат, устанавливаемых муниципальным служащим (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 г. № 1190-О-О).
Рассматривая вопрос о правовой природе и возможности отмены субъектом Российской Федерации ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим, Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений пришел к выводу о том, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации. При отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств доплат к установленным государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших государственные должности в субъекте Российской Федерации, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями ст. 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации. Приведенным правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации корреспондирует позиция Европейского Суда по правам человека, который в ряде своих решений указывал, что право на пенсию по старости или на социальные выплаты в конкретном объеме не относится к правам и свободам, гарантируемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и государство может корректировать соответствующее законодательство, в том числе путем уменьшения размеров пенсий, однако при этом должен соблюдаться справедливый баланс интересов государства и имущественных интересов личности (Постановления от 18 ноября 2004 г. по делу «Праведная против Российской Федерации» и от 25 октября 2005 г. по делу «Юрий Романов против Российской Федерации»).
Учитывая приведенные правовые позиции, суд считает, что оспариваемое решение является законным, принятым в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального образования, снижая размер доплаты, ответчик действовал не произвольно, а с учетом экономического положения и возможностей бюджета.
Довод о том, что положения новой редакции Устава не распространяются на правоотношения, возникшие до их принятия, судом отклоняются, принимая во внимание, что финансирование доплаты к пенсии осуществляется за счет собственных доходов бюджета муниципального образования, которое вправе вводить и изменять порядок и условия доплаты к пенсии муниципальным служащим, как в отношении вновь, так и ранее назначенных. Поскольку доплата к пенсии является дополнительным обеспечением, предоставляемая им за счет средств местного бюджета, помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях, изменение правил предоставления таких выплат не может расцениваться как нарушение права на получение пенсии в установленном законом случаях и размерах.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования Маслякова С.А. к Совету депутатов Ладвинского сельского поселения о признании незаконным и отмене решения об установлении доплаты к пенсии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В.Панасенко
Мотивированное решение изготовлено 29 января 2018 г.