Дело № 2- 451/2017 Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Октябрьский 26 октября 2017 года
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Савченко С.Ю.,
при секретаре Немытых С.К.,
с участием представителя ответчика – администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> Рудаковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю к администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края о прекращении нарушений санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю обратились в суд с исковым заявлением к администрации <данные изъяты> сельского поселения о прекращении нарушений санитарного законодательства. В обоснование требований указали, что администрация <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> не разработала и не согласовала с Управлением Роспотребнадзора по <адрес> в установленном рядке рабочую программу производственного контроля качества питьевой воды, что не соответствует требованиям п. 2.4. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (далее СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01), п. 2.6. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее СП. 1058-01), п. 5 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ, п. 3.5. СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней». Производственный контроль качества воды в период с января 2015 года и по настоящее время 2016 год из скважин и разводящей сети не осуществлялся, что не соответствует требованиям п.п. 4.1., 4.2, 4.3, 4.5. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению опасности систем горячего водоснабжения», п. 1.5. СП 1.1.1058-01, ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ, п. 3.4. СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней». На момент проверки отсутствуют санитарно - эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводных сетей для действующих скважин в <адрес>, д. Мосино, что не соответствует п.п. 4, 5 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.; п. 1.6., 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Отсутствуют санитарно - эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам водных объектов, используемых в целях хозяйственно - питьевого водоснабжения (скважины в <адрес>, д. Мосино), что является нарушением требований п.п. 3 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.; п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; п. 3 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Проанализировав Реестр санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации должностное лицо Южного территориального одела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю сделало вывод, что у администрации <данные изъяты> сельского поселения, имеющей на балансе источники водоснабжения и сети централизованного водоснабжения в <адрес> отсутствуют санитарно - эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводы и санитарно - эпидемиологические заключения на использование данных источников для целей питьевого водоснабжения. Отсутствие данных санитарно - эпидемиологических заключений является нарушением требований п.п. 3, 4, 5 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. Просят обязать администрацию Верх-Тюшевского сельского поселения, получить санитарно - эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения (скважины в <адрес>, д.Мосино), согласно требованиям: п.п. 4, 5 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.; п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Санитарно-эпидемиологические заключения на использование водных объектов в целях хозяйственного - питьевого водоснабжения - скважин в <адрес>, согласно требованиям: п.п. 3 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.; п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; п. 3 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». В судебное заседание представитель Управления Роспотребнадзора по <адрес> не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на требованиях настаивал. Представитель ответчика администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> Рудакова Т.А. с заявленными требованиями согласилась, пояснив, что в настоящее время заключен договор с ООО «БРАС» по выполнению работ разработки проектной документации «Проекта зон санитарной охраны», просят предоставить срок исполнения требований истца не менее одного года. Заслушав объяснение представителя ответчика, изучив документы дела, суд считает, что заявленные требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. В силу положений статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ч. 1 ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. В соответствии с частью 3 статьи 39 данного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В силу ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. <адрес>ов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждены Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02», которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (далее Правила). В соответствии с п.1.4 Правил, на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны. Пункт 1.6 Правил предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (п. 1.11 Правил). Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Из материалов дела судом установлено, что Управлением Роспотребнадзора по <адрес> в лице Южного территориального отдела ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и законодательства в сфере защиты прав потребителей в отношении администрации Верх-Тюшевского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес>, по результатом проверки был составлен акт и вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому администрации <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ предписано получить: 1. Санитарно - эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения (скважины в <адрес>), согласно п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; 2. Санитарно-эпидемиологические заключения на водозаборные скважины о соответствии водных объектов санитарным правилам в целях использования их для питьевого и хозяйственно-бытового назначения (л.д. 29-32, 33-37). Проанализировав Реестр санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации, было установлено, что у администрации <данные изъяты> сельского поселения, имеющей на балансе источники водоснабжения и сети централизованного водоснабжения в <адрес> отсутствуют санитарно - эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводы и санитарно - эпидемиологические заключения на использование данных источников для целей питьевого водоснабжения, то есть отсутствует проект зон санитарной охраны, согласованный и утвержденный в установленном порядке. Предписание не исполнено (л.д. 7-14). Согласно п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Согласно ст. 5 Устава <данные изъяты> сельского поселения, к вопросам местного значения относятся полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (л.д. 44-47). Таким образом, учитывая, что администрация <данные изъяты> сельского поселения как собственник имущества систем водоснабжения, несмотря на выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований, продолжает осуществлять водоснабжение населения <адрес> с нарушением этих требований, а обязанность по получению санитарно-эпидемиологического заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водных объектов в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения назначения возложена на органы местного самоуправления, которые осуществляют полномочия собственника в отношении таких объектов, то на администрацию <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> следует возложить обязанность получить санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения населенных пунктов <адрес>, входящих в состав территорий администрации <данные изъяты> сельского поселения и санитарно-эпидемиологические заключения на использование водных объектов в целях хозяйственного - питьевого водоснабжения - скважин в <адрес>. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Согласно представленных документов в настоящее время администрацией поселения проводятся мероприятия по разработке проектной документации, заключен договор с ООО «БРАС» по оформлению проекта в соответствии с ФИО4 21.11101-2009 г. (л.д. 49-52). Принимая во внимание, что для полного устранения нарушений ответчику потребуется изыскать дополнительные средства, организовать и провести необходимые согласования и иные мероприятия, связанные с устранением выявленных нарушений, поэтому суд находит разумным и необходимым установить срок для устранения данных нарушений – один год с момента вступления настоящего решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> в срок, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу получить санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения (скважины в <адрес>), согласно требованиям: п.п. 4, 5 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.; п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> в срок, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу получить санитарно-эпидемиологические заключения на использование водных объектов в целях хозяйственного - питьевого водоснабжения - скважин в <адрес>, согласно требованиям: п.п. 3 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.; п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; п. 3 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2017 года.
Председательствующий: подпись С.Ю.Савченко
Копия верна.
Судья
Секретарь судебного заседания
Подлинный документ находится в производстве Октябрьского районного суда <адрес> и подшит в деле 2-451/2017