Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 сентября 2017 года |
г.Георгиевск |
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе: | |
Председательствующего судьи |
Курбановой Ю.В., |
при секретаре |
Булавиной О.С., |
с участием |
|
истца |
Завьяловой С.Н., |
представителя ответчика по доверенности |
Метусовой Е.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Завьяловой Светланы Николаевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонному) о признании отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным, включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложении обязанности по досрочному назначению страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Завьялова С.Н. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонному) (далее по тексту ГУ УПФ РФ по Георгиевскому району), в котором просит: признать решение ГУ УПФ РФ по Георгиевскому району №22 от 29 мая 2017 года об отказе в досрочном назначении ей страховой пенсии по старости незаконным, обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период ее работы с 01 января 1991 года по 15 декабря 1993 года в должности медицинской сестры инфекционного отделения Буденовского территориально - медицинского объединения, и обязать ответчика назначить ей пенсию по старости со дня ее обращения, то есть со 28 февраля 2017 года.
В обоснование заявленных требований Завьялова С.Н. указала, что 28 февраля 2017 года она обратилась в ГУ УПФ РФ по Георгиевскому району с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости и представила документы, подтверждающие наличие у нее на дату обращения 30-летнего стажа медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения.
Решением ГУ УПФ РФ по Георгиевскому району №22 от 29 мая 2017 года в досрочном назначении страховой пенсии по старости ей было отказано по причине того, что она документально не подтвердила стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом в специальный стаж не был включен период ее работы с 01 января 1991 года по 15 декабря 1993 года в должности медицинской сестры инфекционного отделения Буденовского территориально - медицинского объединения, так как наименование учреждения «территориально-медицинское объединение» не предусмотрено Списком работ, профессий должностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781.
Считает данное решение незаконным, поскольку согласно записи трудовой книжки, 27 января 1988 года она была принята в Буденновскую центральную районную больницу на должность медицинской сестры в инфекционное отделение, где проработала до 15 декабря 1993 года. На основании приказа №381 от 14 декабря 1993 года она была уволена по собственному желанию, о чем сделана запись, заверенная печатью Исполнительного комитета Буденовского горсовета народных депутатов Буденновской центральной районной больницы Буденовского ТМО. В трудовой книжке отсутствует запись о переименовании лечебного учреждения, в котором она работала. Другие периоды ее работы в данном лечебном учреждении, засчитаны в стаж для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Таким образом, по состоянию на 28 февраля 2017 года (момент обращения в ГУ УПФ РФ по Георгиевскому району) ее льготный стаж, с учетом спорного периода, составил 30 лет, что дает ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости согласно п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, в связи с чем просит суд исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании истица Завьялова С.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила суд их удовлетворить.
Полномочный представитель ответчика – ГУ УПФ РФ по Георгиевскому району СК – Метусова Е.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования Завьяловой С.Н. не признала и пояснила, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, согласно п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ №400 ФЗ), имеют лица, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее – Список №781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее – Правила №781), в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее ФЗ №400-ФЗ).
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со п.20 ч.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке №781.
Разделом «Наименование должностей» Списка №781 предусмотрены «медицинская сестра», «старшая медицинская сестра палатная (постовая), «старшая медицинская сестра», а разделом «Наименование учреждений» - «Больницы всех наименований», «Поликлиники всех наименований».
Пунктом 6 Правил №781 предусмотрено, что в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения засчитывается работа в должностях, указанных в Списке №781, в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений, и поликлиниках, являющихся структурными подразделениями организаций.
Списком №781 не предусмотрены территориальные медицинские объединения, поэтому период работы в данных организациях не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ при его подсчете по нормам действующего пенсионного законодательства. В соответствии с п.5 Правил №781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке №781, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ в календарном порядке, за исключением случаев льготного порядка исчисления стажа, строго предусмотренных Правилами №781. В соответствии с подпунктом «а» п.5 Правил №781 лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и три месяца.
Из содержания данного пункта Правил следует, что льготный порядок исчисления специального стажа применяется тогда, когда лечебная деятельность в учреждениях здравоохранения осуществлялась как в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городе, то есть имеется смешанный стаж работы (при смешанном стаже работы право на досрочную страховую пенсию по старости возникает при наличии 30 лет стажа медицинской деятельности). Если лечебная деятельность гражданина протекала только в сельской местности, то льготный порядок подсчета стажа медицинской деятельности (год работы за год и три месяца) не применяется (право на досрочную страховую пенсию по старости возникает при наличии 25 лет стажа медицинской деятельности).
При этом в соответствии с п.4 Правил №781 периоды работы граждан в должностях в учреждения, предусмотренных Списком №781, начиная с 01 ноября 1999 года засчитываются в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения при условии выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей, то есть засчитывается работа на полную ставку.
В соответствии с п.3 Постановления №665 при исчислении стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, наряду с Правилами №781, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516 (далее Правила №516). Согласно п.5 Правил №516 в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Правилами №516 и Правилами №781 не предусмотрено включение в стаж на соответствующих видах работ других периодов деятельности, в том числе периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках с 30 июня 2007 года и других отвлечений от работы.
В стаж на соответствующих видах работ засчитываются периоды нахождения женщин в начавшемся до 06 октября 1992 года отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
При подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости является трудовая книжка. Если в трудовой книжке работника содержатся все необходимые сведения о работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, то досрочная трудовая пенсия может назначаться без истребования дополнительных документов. В тех случаях, когда для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимы данные о характере и условиях труда, то эти обстоятельства должны подтверждаться соответствующими документами, содержащими необходимые сведения, выданными на основании первичных документов.
При подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица подтверждаются на оснований сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ст.14 Федерального закона №400-ФЗ). Эти сведения учитываются на основании выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Дата регистрации Завьяловой С.Н. в системе обязательного пенсионного страхования – 28 декабря 1997 года.
Период работы Завьяловой С.Н. с 01 января 1991 года по 15 декабря 1993 года в должности медицинской сестры инфекционного отделения Буденовского территориально-медицинского объединения не был включен в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку наименование учреждения «территориально-медицинское объединение» не предусмотрено п.1 раздела «Наименование учреждений» Списка №781. По представленным документам и выписке из индивидуального лицевого счета стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с учетом Списка №781 и Правил №781, составляет 26 лет 6 месяцев 17 дней, при требуемом – 30 лет.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении №2-П от 29 января 2004 года, при определении права на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п. 20 ч.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ исчисление медицинского стажа за период до 01 ноября 1999 года может производится в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», а за период работы после 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066.
Однако исчислять стаж медицинской деятельности заявительницы с учетом законодательства, действовавшего в период выполнения ею работы, нецелесообразно, поскольку период действия Постановления Правительства №464 (до 01 ноября 1999 года) не были предусмотрены территориально-медицинские объединения.
Исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ может производиться с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года №2-П по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования, то есть по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Исчисление медицинского стажа за период до 01 ноября 1999 года может производиться в соответствии с Постановлением №464, а за период после 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком №1066. С 01 января 2002 года по настоящее время применяется Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781.
В таком случае стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ, исчисленный с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных п.п.3,4 вышеуказанной статьи Закона, составляет 27 лет 1 месяц 14 дней (при требуемом – 30 лет), что также не дает истице права на досрочное пенсионное обеспечение.
На основании изложенного, просила в удовлетворении исковых требований Завьяловой С.Н. отказать.
Свидетель ФИО1 пояснила суду, что осуществляла трудовую деятельность в Буденновской центральной районной больнице в должности медицинской сестры, откуда была уволена 11 июня 1998 года в связи с уходом на пенсию. Завьялову С.Н. она знает, так как вместе работали в Буденновской больнице, истица также занимала должность медицинской сестры. Согласно записи в ее трудовой книжке, 01 января 1991 года Буденновская ЦРБ переименована в Буденовское ТМО, но от этого вид деятельности данного лечебного учреждения не изменился, они точно также продолжали оказывать медицинскую помощь населению. Пояснить, по какой причине наименование учреждения не соответствовало действовавшему в то время законодательству, свидетель ФИО1 не смогла, однако указала, что все наименования привели в соответствие с законодательством уже в 2000-х годах.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года №400-Ф3 (с последующими изменениями) право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии со ст.14 ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страхования пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г..
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года №2-П, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 01 января 2002 года могут применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования. При этом, за периоды работы граждан до 01 ноября 1999 года применяется Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", а за периоды работы граждан после 01 ноября 1999 года — Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
С 01 января 2002 года по настоящее время применяется Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, которым утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее – Список №781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее – Правила №781), в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее ФЗ №400-ФЗ).
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со п.20 ч.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке №781.
Разделом «Наименование должностей» Списка №781 предусмотрены «медицинская сестра», «старшая медицинская сестра палатная (постовая), «старшая медицинская сестра», а разделом «Наименование учреждений» - «Больницы всех наименований», «Поликлиники всех наименований».
Пунктом 6 Правил №781 предусмотрено, что в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения засчитывается работа в должностях, указанных в Списке №781, в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений, и поликлиниках, являющихся структурными подразделениями организаций.
В соответствии с п.5 Правил №781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке №781, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ в календарном порядке, за исключением случаев льготного порядка исчисления стажа, строго предусмотренных Правилами №781. В соответствии с подпунктом «а» п.5 Правил №781 лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и три месяца.
Из содержания данного пункта Правил следует, что льготный порядок исчисления специального стажа применяется тогда, когда лечебная деятельность в учреждениях здравоохранения осуществлялась как в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городе, то есть имеется смешанный стаж работы (при смешанном стаже работы право на досрочную страховую пенсию по старости возникает при наличии 30 лет стажа медицинской деятельности). Если лечебная деятельность гражданина протекала только в сельской местности, то льготный порядок подсчета стажа медицинской деятельности (год работы за год и три месяца) не применяется (право на досрочную страховую пенсию по старости возникает при наличии 25 лет стажа медицинской деятельности).
При этом в соответствии с п.4 Правил №781 периоды работы граждан в должностях в учреждения, предусмотренных Списком №781, начиная с 01 ноября 1999 года засчитываются в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения при условии выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей, то есть засчитывается работа на полную ставку.
В соответствии с п.3 Постановления №665 при исчислении стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, наряду с Правилами №781, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516 (далее Правила №516). Согласно п.5 Правил №516 в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Правилами №516 и Правилами №781 не предусмотрено включение в стаж на соответствующих видах работ других периодов деятельности, в том числе периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках с 30 июня 2007 года и других отвлечений от работы.
В стаж на соответствующих видах работ засчитываются периоды нахождения женщин в начавшемся до 06 октября 1992 года отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
При подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости является трудовая книжка. Если в трудовой книжке работника содержатся все необходимые сведения о работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, то досрочная трудовая пенсия может назначаться без истребования дополнительных документов. В тех случаях, когда для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимы данные о характере и условиях труда, то эти обстоятельства должны подтверждаться соответствующими документами, содержащими необходимые сведения, выданными на основании первичных документов.
При подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ст.14 Федерального закона №400-ФЗ). Эти сведения учитываются на основании выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Дата регистрации Завьяловой С.Н. в системе обязательного пенсионного страхования – 28 декабря 1997 года.
Период работы Завьяловой С.Н. с 01 января 1991 года по 15 декабря 1993 года в должности медицинской сестры инфекционного отделения Буденовского территориально-медицинского объединения не был включен в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку наименование учреждения «территориально-медицинское объединение» не предусмотрено п.1 раздела «Наименование учреждений» Списка №781. По представленным документам и выписке из индивидуального лицевого счета стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с учетом Списка №781 и Правил №781, составляет 26 лет 6 месяцев 17 дней, при требуемом – 30 лет.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении №2-П от 29 января 2004 года, при определении права на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п. 20 ч.1 ст.30 ФЗ №400-ФЗ исчисление медицинского стажа за период до 01 ноября 1999 года может производится в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», а за период работы после 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066.
Однако исчислять стаж медицинской деятельности заявительницы с учетом законодательства, действовавшего в период выполнения ею работы, нецелесообразно, поскольку период действия Постановления Правительства №464 (до 01 ноября 1999 года) не были предусмотрены территориально-медицинские объединения.
Исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ может производиться с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года №2-П по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования, то есть по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Исчисление медицинского стажа за период до 01 ноября 1999 года может производиться в соответствии с Постановлением №464, а за период после 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком №1066. С 01 января 2002 года по настоящее время применяется Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781.
В таком случае стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ, исчисленный с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных п.п.3,4 вышеуказанной статьи Закона, составляет 27 лет 1 месяц 14 дней (при требуемом – 30 лет), что также не дает истице права на досрочное пенсионное обеспечение.
Как установлено в судебном заседании, истица Завьялова С.Н. осуществляла трудовую деятельность в должности медицинской сестры инфекционного отделения Буденовского территориально -медицинского объединения.
28 февраля 2017 года Завьялова С.Н. обратилась в ГУ УПФ РФ по Георгиевскому району с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», и предоставила пакет документов, согласно которым она не менее 30 лет осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
ГУ УПФ РФ по Георгиевскому району, рассмотрев пакет документов Завьяловой С.Н., 29 мая 2017 года приняло решение отказать ей в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, так как она не подтвердила документами свой стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. При этом в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, были включены периоды ее работы:
- с 01 августа 1985 года по 01 октября 1986 года (в том числе отпуск по беременности и родам с 19 августа 1985 года по 22 ноября 1985 года и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 23 ноября 1985 года по 01 октября 1986 года) в должности медицинской сестры в Прасковейской участковой больнице (период с 01 августа 1985 года по 22 ноября 1985 года засчитан в медицинский стаж с применением льготного порядка исчисления стажа – год работы за год и 3 месяца, поскольку данное лечебное учреждение было расположено на территории сельской местности, период с 23 ноября 1985 года по 01 октября 1985 года засчитан в календарном порядке);
- с 20 октября 1986 года по 14 декабря 1987 года в должности медицинской сестры палатной в урологическом отделении в Георгиевской центральной районной больнице (в календарном порядке);
- с 27 января 1988 года по 31 декабря 1990 года (в том числе отпуск по беременности и родам с 06 апреля 1988 года по 26 июля 1988 года, и отпуск по уходу за ребенком с 27 июля 1988 года по 01 декабря 1989 года) в должности медицинской сестры инфекционного отделения Буденновской Центральной районной больницы (в календарном порядке);
- с 12 января 1994 года по 06 июля 2004 года (в том числе отпуск по беременности и родам со 92 февраля 2004 года по 06 июля 2004 года), с 01 ноября 2005 года по 16 октября 2008 года в должности медицинской сестры в приемном отделении, с 17 октября 2008 года по 16 марта 2011 года в должности старшей медицинской сестры в приемном отделении ГБУЗ СК «Георгиевская центральная районная больница» (с 31 марта 1994 года по 03 декабря 1997 – муниципальное учреждение здравоохранения «Георгиевская центральная районная больница», с 04 декабря 1997 года по 19 апреля 1999 года – государственное учреждение здравоохранения «Георгиевская центральная районная больница», с 20 апреля 1999 года по 04 мая 2004 года – муниципальное учреждение здравоохранения «Георгиевская центральная районная больница», с 05 мая 2004 года по 16 октября 2011 года – муниципальное учреждение здравоохранения «Георгиевская центральная городская больница», с 17 октября 2011 года по 17 февраля 2013 года - муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Георгиевская центральная городская больница», с 18 февраля 2013 года по настоящее время – государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края «Георгиевская центральная городская больница» (в календарном порядке);
- с 17 октября 2011 года по 21 сентября 2014 года, с 27 сентября 2014 года по 27 февраля 2017 года в должности медицинской сестры травматологического кабинета в ГБУЗ СК «Георгиевская центральная поликлиника» (в календарном порядке), что составляет 26 лет 06 месяцев 17 дней.
Период работы истицы с 01 января 1991 года по 15 декабря 1993 года в должности медицинской сестры инфекционного отделения Буденовского территориально-медицинского объединения не включен в специальный стаж в связи с тем, что наименование учреждения «территориально-медицинское объединение» не предусмотрено Списком работ, профессий должностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066.
Суд не может согласиться с указанными выводами ГУ УПФ РФ по Георгиевскому району, так как они основаны на неправильном применении норм материального права и нарушают право Завьяловой С.Н. на пенсионное обеспечение.
Положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18, 19 и ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2002 года №320-0, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
В соответствии с разъяснениями, данными в определении Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2006 года №579-О, закрепляя в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», применяемым для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно, предусмотрена должность – «Врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности».
Как следует из справки, выданной Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ставропольского края «Буденновская центральная районная больница» №11 от 14 марта 2017 года, по документам архивного фонда №32 «Буденовское территориальное медицинское объединение» в предисловии к описи №1 дела постоянного хранения за 1977-1992 года значится:
- с 1977 года – Центральная районная больница исполнительного комитета Буденовского городского Совета народных депутатов;
- с 01 января 1991 года (приказ №1-к от 03 января 1991 г.) буденовское территориальное медицинское объединение исполкома буденовского городского Совета народных депутатов;
- с 23 октября 2000 года (приказ №2 от 30 октября 2000 года) Государственное учреждение здравоохранения «Буденновская центральная районная больница»;
- с 24 января 2011 года (основание - распоряжение Правительства Ставропольского края №536-рп от 15 декабря 2010 года) Муниципальное учреждение здравоохранения «Буденновская центральная районная больница»;
- с 07 февраля 2013 года (основание - распоряжение Правительства Ставропольского края №578-рп от 28 декабря 2012 года) Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края «Буденновская центральная районная больница».
Таким образом, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края «Буденновская центральная районная больница» с момента своего создания в 1977 году и по настоящее время по существу является одним и тем же лечебным учреждением, на протяжении всего периода существования основным видом деятельности которого является лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения.
Таким образом, судом установлено, что в оспариваемый период с 01 января 1991 года и по 15 декабря 1993 года Завьялова С.Н. работала в должности медицинской сестры и осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Несмотря на переименование Буденновской центральной районной больницы в Буденновское территориально-медицинское объединение, ни условия труда, ни специфика, ни характер работы, ни функциональные обязанности истицы не менялись по сравнению с предыдущими и последующим периодами, включенными ГУ УПФ РФ по г.Георгиевску и Георгиевскому району в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Несмотря на это, указанный период не включен ответчиком в специальный стаж работы истицы, что противоречит общему смыслу и целевому назначению действующего пенсионного законодательства и ограничивает права Завьяловой С.Н., как гражданина, профессиональная деятельность которого связана с неблагоприятным воздействием определенных факторов.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, период работы истицы в должности медицинской сестры в Буденновском территориально-медицинском объединении с 01 января 1991 года по 15 декабря 1993 года подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ч.1 ст.22 ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Учитывая спорный период, на дату обращения с заявлением истец имела необходимый 30-летний стаж лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий ей право на досрочное назначение пенсии.
Таким образом, в силу прямого указания закона, пенсия истице может быть назначена с момента обращения в уполномоченный орган, то есть с 28 февраля 2017 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Завьяловой Светланы Николаевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонному) о признании отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным, включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и возложении обязанности по досрочному назначению страховой пенсии по старости, - удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонного) от 29 мая 2017 года об отказе в досрочном назначении Завьяловой Светлане Николаевне страховой пенсии по старости незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) включить в стаж, дающий право на досрочное назначение Завьяловой Светлане Николаевне страховой пенсии по старости, период ее работы в должности медицинской сестры Буденовского территориально-медицинского объединения с 01 января 1991 года по 15 декабря 1993 года с учетом ранее действовавшего законодательства, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской федерации от 29.01.2004 года № 2-П, и назначить Завьяловой Светлане Николаевне пенсию по старости с 28 февраля 2017 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд.
(Мотивированное решение изготовлено 03 октября 2017 года.)
Судья Курбанова Ю.В