Дело № 5-152/14
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
гор. Костомукша 06 октября 2014 года
Судья Костомукшского городского суда Республики Карелия Е.С. Бехтерев, при секретаре судебного заседания Ю.Б. Рахимовой,
с участием представителя ООО «МСА» Яковлевой Т.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Костомукшского городского суда Республики Карелия дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, возбужденного в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «МСА», <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
Территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах (далее по тексту - Территориальный отдел Роспотребнадзора по РК в г. Костомукше) обратился в суд с требованием о привлечении к административной ответственности юридическое лицо - ООО «МСА» по ст. 8.2 КоАП РФ, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.
Административное обвинение мотивировано тем, что при проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «МСА» выявлены нарушения требований санитарного законодательства при обращении с отходами производства и потребления, а именно:
- в процедурном кабинете пластиковая многоразовая емкость, предназначенная для сбора отходов класса «А», не промаркирована, отсутствует маркировка «Отходы Класса А». Промаркированные контейнеры, предназначенные для сбора отходов данного класса, отсутствуют, специальная площадка (помещение), предназначенное для сбора отходов данного класса отсутствует. Имеет место нарушение требований п.п. 4.6, 6.5 СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- участок по обращению с отходами или помещение для временного хранения медицинских отходов класса «Б», которое должно быть недоступным для посторонних лиц, имеет соответствующее оборудование, оснащение, до последующего вывоза специализированным транспортом к местам обезвреживания в медицинском центре отсутствует, промаркированные межкорпусные контейнеры для данного вида отходов отсутствуют, накопление и временное хранение отходов осуществляется в санитарно-бытовом помещении медицинского центра. Имеющееся в медицинском центре санитарно-бытовое помещение используется для обработки и хранения уборочного инвентаря, ветоши, моющих и дезинфицирующих средств, находятся раковины для мытья рук персонала после посещения туалета, в этом же помещении при проведении проверки хранились медицинские пиявки, которые используются для проведения медицинских манипуляций (процедуры гирудотерапии). Имеет место нарушение требований п.п. 4.16, 6.4 раздела X СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- предоставлены договоры на оказание платных медицинских услуг, в соответствии с которыми ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в медицинском центре врачом Н.Н.В. проводились медицинские манипуляции - озонотерапия и гирудотерапия, при поведении которых образуются медицинские отходы класса «Б». Однако из Журнала учета медицинских отходов медицинского центра не следует, что медицинские отходы класса «Б» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ образовывались, были обеззаражены и вывозились, то есть технологический Журнал учета медицинских отходов медицинского центра ведется формально. Имеет место нарушение требований п.п. 8.1, 8.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- производственный контроль за соблюдением требований законодательства в области обращения с медицинскими отходами, в том числе лабораторно-инструментальные исследования, обществом не организованы и не проводятся. При проведения проверки протоколы лабораторных исследований (измерений) параметров микроклимата, воздуха рабочей зоны на содержание летучих токсичных веществ и др. предоставлены не были. Имеет место нарушение требований п.п. 9.1, 9.2, 9.2.1, 9.2.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», ст.26 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления ст.ст. 22, 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- после окончания сеанса пиявки, бывшие в употреблении, обязательно должны уничтожаться: должны содержаться в течение часа в банке с дезинфицирующим раствором (10% раствор хлорамина). В представленной схеме обращения с медицинскими отходами медицинского центра ООО «МСА» пиявки помещаются на 1 час в 0,03% раствор анолита. Имеет место нарушение требований п.п. 5.5, 5.6, 5.8 СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эсидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».
Должностной орган квалифицировал действия ООО «МСА» по ст. 8.2 КоАП РФ.
Представитель Территориального отдела Роспотребнадзора по РК в г. Костомукше в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя должностного органа.
Представитель юридического лица ООО «МСА» Яковлева Т.В. в судебном заседании вину общества признало в части. Со ссылкой на письмо Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № считает, что действие норм Федерального закона «Об отходах производства и потребления» не распространяются на деятельность в области обращения с медицинскими отходами и ссылаться на нормы этого закона неправомерно. Поскольку в результате деятельности врачей медицинского центра образуется 0,1 - 0,2 кг. отходов за смену, то полагает нецелесообразным устанавливать контейнеры для хранения отходов класса «А» и организовывать контейнерную площадку. Указала, что медицинские отходы вывозятся с территории медицинского центра в день их образования. Считает, что обществом не нарушены п.п. 4.16, 6.4 СанПиН 2.1.7.2790-10, поскольку они не применимы к деятельности медицинского центра. Ввиду малого количества образования отходов класса «Б» ООО «МСА» принято решение об обеззараживании данного вида отходов химическим методом на месте образования, что не противоречит СанПиН 2.1.7.2790-10. Уничтожение использованных пиявок производится зарегистрированным в РФ дезинфицирующим средством анолит, которое является аналогом хлорамина. Применение анолита для уничтожения пиявок не нарушает п. 5.5, 5.6. 5.8 СанПиН 2.1.7.2790-10.
Заслушав представителя юридического лица, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Согласно ст.ст. 3, 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления определены как остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденных постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 09 декабря 2010 г. № 163, предусматривает, что:
- п. 4.6 - сбор отходов класса «А» осуществляется в многоразовые емкости или одноразовые пакеты. Емкости для сбора отходов и тележки должны быть промаркированы «Отходы. Класс А». Заполненные многоразовые емкости или одноразовые пакеты доставляются с использованием средств малой механизации и перегружаются в маркированные контейнеры, предназначенные для сбора отходов данного класса, установленные на специальной площадке (помещении). Порядок мытья и дезинфекции многоразовой тары определяется в соответствии со схемой обращения отходов в каждой конкретной организации. Транспортирование отходов класса «А» организуется с учетом схемы санитарной очистки, принятой для данной территории, в соответствии с требованиями санитарного законодательства к содержанию территорий населенных мест и обращению с отходами производства и потребления;
- п. 4.16 - медицинские отходы класса «Б» из подразделений в закрытых одноразовых емкостях (пакетах) помещают в контейнеры и затем в них перемещают на участок по обращению с отходами или помещение для временного хранения медицинских отходов до последующего вывоза транспортом специализированных организаций к месту обеззараживания/обезвреживания. Доступ посторонних лиц в помещения временного хранения медицинских отходов запрещается. Контейнеры должны быть изготовлены из материалов, устойчивых к механическому воздействию, воздействию высоких и низких температур, моющих и дезинфицирующих средств, закрываться крышками, конструкция которых не должна допускать их самопроизвольного открывания;
- п. 5.5 - химический метод обеззараживания отходов классов Б и В, включающий воздействие растворами дезинфицирующих средств, обладающих бактерицидным (включая туберкулоцидное), вирулицидным, фунгицидным (спороцидным - по мере необходимости) действием в соответствующих режимах, применяется с помощью специальных установок или способом погружения отходов в промаркированные емкости с дезинфицирующим раствором в местах их образования;
- п. 5.6 - химическое обеззараживание отходов класса Б на месте их образования используется как обязательная временная мера при отсутствии участка обращения с медицинскими отходами в организациях, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, или при отсутствии централизованной системы обезвреживания медицинских отходов на данной административной территории;
- п. 5.8 - при любом методе обеззараживания медицинских отходов классов Б и В используют зарегистрированные в Российской Федерации дезинфекционные средства и оборудование в соответствии с инструкциями по их применению;
- п. 6.4 - накопление и временное хранение необеззараженных отходов классов «Б» и «В» осуществляется раздельно от отходов других классов в специальных помещениях, исключающих доступ посторонних лиц. В небольших медицинских организациях (здравпункты, кабинеты, фельдшерско-акушерские пункты и так далее) допускается временное хранение и накопление отходов классов «Б» и «В» в емкостях, размещенных в подсобных помещениях (при хранении более 24-х часов используется холодильное оборудование);
- п. 8.1 - учет и контроль движения отходов классов «А», «Г», «Д» осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ.
- п. 8.2 - для учета медицинских отходов классов «Б» и «В» служат следующие документы: технологический журнал учета отходов классов «Б» и «В» в структурном подразделении; в журнале указывается количество единиц упаковки каждого вида отходов; технологический журнал учета медицинских отходов организации. В журнале указывается количество вывозимых единиц упаковки и/или вес отходов, а также сведения об их вывозе с указанием организации, производящей вывоз; документы, подтверждающие вывоз и обезвреживание отходов, выданные специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов; технологический журнал участка по обращению с отходами, который является основным учетным и отчетным документом данного участка;
- п. 9.1 - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами;
- п.п. 9.2, 9.2.1, 9.2.2 - производственный контроль за сбором, временным хранением, обезвреживанием медицинских отходов включает в себя: Визуальную и документальную проверку (не реже 1 раза в месяц): количества расходных материалов (запас пакетов, контейнеров и другое), средств малой механизации, дезинфицирующих средств; - обеспеченности персонала средствами индивидуальной защиты, организации централизованной стирки спецодежды и регулярной ее смены; санитарного состояния и режима дезинфекции помещений временного хранения и/или участков по обращению с медицинскими отходами, мусоропроводов, контейнерных площадок; соблюдения режимов обеззараживания/обезвреживания; регулярности вывоза отходов. Лабораторно-инструментальную проверку: микробиологический контроль эффективности обеззараживания/обезвреживания отходов на установках по утвержденным методикам (не реже 1 раза в год); контроль параметров микроклимата (не реже 1 раза в год); контроль воздуха рабочей зоны на участках обеззараживания/обезвреживания отходов на содержание летучих токсичных веществ (проводится в соответствии с технологическим регламентом оборудования).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Территориального отдела Роспотребнадзора по РК в г. Костомукше было вынесено распоряжение № о проведении плановой выездной проверки ООО «МСА» с целью проверки соблюдения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в сфере потребительского рынка.
В рамках проведения проверки в период времени с ДД.ММ.ГГГГ был проведен осмотр помещения ООО «МСА», расположенного по адресу: <адрес> по результатам которого составлен акт проверки юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ. Проверка проводилась и акт составлялся в присутствии должностных лиц юридического лица.
Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, главным специалистом-экспертом Территориального отдела Роспотребнадзора по РК в г. Костомукше был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ.
Таким образом, оценив в совокупности, изложенные выше обстоятельства совершения правонарушения, исследовав материалы дела, суд находит, что в действиях ООО «МСА» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и вина юридического лица ООО «МСА» в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № №, актом проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ № №, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений и документов от ДД.ММ.ГГГГ с копиями фотографий, копией страницы из Журнала учета медицинских отходов за 2014 год, копией схемы обращения с медицинскими отходами в медицинском центре за 2014 год, копиями договоров на оказание платных медицинских услуг, копиями паспортов на пиявок медицинских, копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № №, копией приказа ООО «МСА» № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Михайлова А.Е. директором общества.
Протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ составлен уполномоченным на то лицом, с соблюдением норм и требований КоАП РФ, не доверять законности и обоснованности, установленных и изложенных в нем нарушений, у суда нет оснований. Доказательства, положенные в основу протокола об административном правонарушении, нахожу допустимыми, поскольку они отражают событие и обстоятельства вменяемого правонарушения.
Руководствуясь разъяснениями, данными в п. 23.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при назначении вида и размера наказания суд считает, что наказание в виде приостановлении деятельности ООО «МСА» не может быть применено, так как в протоколе об административном правонарушении должностным органом не указаны и не мотивированы, какие обстоятельства могут влиять на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
В соответствии с санкцией ст. 8.2. КоАП РФ совершение данного правонарушения кроме приостановления деятельности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность юридического лица, суд не усматривает.
Оснований для признания вменяемого правонарушения малозначительным, суд не усматривает.
С учетом установленных обстоятельств, суд считает возможным назначить ООО «МСА» наказание в виде административного штрафа.
Генеральным директором ООО «МСА» заявлено ходатайство о снижении административного штрафа по ст. 8.2 КоАП РФ. В обоснование уменьшения размера штрафа общество ссылается на тяжелое финансовое положение.
В связи с этим, с учетом всех установленных по делу обстоятельств, отношения привлекаемого лица к совершенному правонарушению, при определении меры наказания суд считает возможным применить правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в постановлении от 25 февраля 2014 г. № 4-П.
В постановлении от 25 февраля 2014 г. № 4-П Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3), положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Одновременно Конституционный Суд РФ указал, что поскольку вытекающие из Конституции РФ и общих принципов права критерии (дифференцированность, соразмерность, справедливость), которым должны отвечать санкции за административные правонарушения, и, соответственно, сформулированные на их основе в данном Постановлении требования к минимальным размерам административных штрафов, устанавливаемых для юридических лиц за конкретные административные правонарушения, распространяются и на иные - не являвшиеся предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ по данному делу - положения КоАП РФ, внесение в него изменений, вытекающих из данного Постановления, должно быть направлено на исключение возможности чрезмерного ограничения экономической свободы и права собственности юридических лиц при их привлечении к административной ответственности и за другие административные правонарушения, минимальные размеры административных штрафов за которые сопоставимы с теми, что установлены законоположениями, признанными данным Постановлением не соответствующими Конституции Российской Федерации, т.е. по крайней мере составляют сто тысяч рублей и более.
По мнению суда, предусмотренное для юридических лиц наказание по ст. 8.2 в виде минимального штрафа в размере сто тысяч рублей в данном случае не соответствует тяжести совершенного ООО «МСА» правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, является неадекватной мерой ответственности и приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов общества, привлекаемого к административной ответственности.
С учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. № 4-П, а также принимая во внимание установленные судом конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, имущественное положение юридического лица и характер допущенных им нарушений, суд считает возможным назначить учреждению наказание в виде штрафа в размере 25000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9-29.11 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л:
Признать Общество с ограниченной ответственностью «МСА», <данные изъяты>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Назначить Обществу с ограниченной ответственностью «МСА» наказание в виде административного штрафа в размере 25000 (двадцати пяти тысяч) рублей, перечислив его на расчетный счет №
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В случае неуплаты штрафа в срок, установленный законом, лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ, предусматривающей наказание в виде двойного штрафа от суммы неуплаченного, либо административного ареста на 15 суток.
Квитанцию (платежное поручение) об уплате штрафа необходимо представить в суд.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.С. Бехтерев