Дело № 2а-370/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Чамзинка 02 сентября 2020 года
Чамзинский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Овчинникова Бориса Борисовича, рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Мордовия к Кульмурзиной Ж.О. о взыскании пени по страховым взносам, штрафа за несвоевременное представление декларации по налогу и доходы физических лиц,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №3 по Республике Мордовия обратилась в суд с вышеназванным административным иском к Кульмурзиной Ж.О., указав, что последняя с 17 ноября 2006 года по 26 мая 2016 года являлась индивидуальным предпринимателем и плательщиком страховых взносов. До 01 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов регулировались ФЗ от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. С 01 января 2017 года указанный федеральный закон утратил силу и полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование переданы налоговым органам. Кульмурзиной Ж.Е. произведен расчет страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в сумме 5 181 рубль 57 копеек, 18 848 рублей 73 копейки, расчет страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года за 4 квартал 2016 года в сумме 1 530 рублей 99 копеек, расчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату накопительной пенсии, однако исчисленные к уплате суммы страховых взносов своевременно в бюджет не уплачены. Кроме того, Кульмурзина Ж.О. в установленный законом срок не представила налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц, в связи с чем решением от 21 ноября 2016 года № 11223 Кульмурзина Ж.О. привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа 1 000 рублей. Налоговым органом в адрес административного ответчика направлены требования от 02 июля 2019 г. № 11671, от 11 января 2017 года № 6938, от 14 сентября 2018 года № 70327, от 17 декабря 2018 года № 72093. В добровольном порядке в требования не исполнены. Просит взыскать с Кульмурзиной Ж.О. штраф за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2015 год в размере 1000 рублей, пени за период с 01 февраля 2017 года по 30 января 2019 года по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года в размере 4 417 рублей 81 копейку, пени за период с 01 января 2017 года по 26 июня 2018 года по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии в размере 1637 рублей 63 копейки, а всего на общую сумму 7 055 рублей 44 копейки.
При предъявлении административного иска административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного иска в порядке упрощенного производства.
Административный ответчик Кульмурзина Ж.О. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, при этом о причинах неявки суд не известил, доказательств уважительности этих причин не представил и об отложении разбирательства дела ходатайство не заявлял. 02 сентября 2020 года от Кульмурзиной Ж.О. поступило заявление о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В соответствии с частью 4 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело в порядке упрощенного производства в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - Кодекс), введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 г. №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации, в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В соответствии с пунктом 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Как следует из материалов дела, административный ответчик Кильдюшова (Кульмурзина) Ж.О. в период с 17 ноября 2006 года по 26 мая 2016 года являлась индивидуальным предпринимателем. Согласно протоколу проверки паспортных данных физического лица Кильдюшова Ж.О. сменила фамилию на Кульмурзину Ж.О.
В связи с прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в силу части 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, страховые взносы подлежали уплате в срок не позднее 10 июня 2016 года.
В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Административному ответчику произведен расчет страховых взносов на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года и направлены соответствующие требования № 70327 от 14 сентября 2018 г., №72093 от 17 декабря 2018 г., № 11671 от 02 июля 2019 года, однако начисленные суммы страховых взносов своевременно в бюджет не уплачены.
Административным истцом заявлены требования о взыскании с Кульмурзиной Ж.О. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 4 417 рублей 81 копейку, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии в размере 1637 рублей 63 копейки за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года.
Статья 4 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 243-ФЗ в редакции от 14 ноября 2017 года "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ) дополнена частью 3.1, исходя из которой при утрате налоговыми органами возможности взыскания переданных им, в том числе органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фондом обязательного медицинского страхования недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01 января 2017 года, недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации.Препятствием списания такой недоимки органами Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда обязательного медицинского страхования по основаниям, возникшим до 01 января 2017 года и установленным статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" является утрата на 01 января 2017 года возможности взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами (часть 3 статьи 19 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Следовательно, подлежат списанию налоговыми органами как безнадежная недоимка по страховым взносам и долги по соответствующим пеням и штрафам, для которых выполняются такие условия, как: образование их по состоянию на 01 января 2017 года; передача данных о них налоговым органам от Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда обязательного медицинского страхования; утрата налоговыми органами возможности взыскания таких переданных сумм; начисление недоимки Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом обязательного медицинского страхования начиная с 01 января 2017 года за периоды, истекшие до 01 января 2017 года; истечение срока взыскания недоимки еще до даты подписания акта приема-передачи данных в налоговый орган.
Безнадежная задолженность, обладающая такими признаками до 01 января 2017 года и находившаяся в ведении Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда обязательного медицинского страхования, подлежит списанию самими Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона N 436-ФЗ признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Исходя из смысла приведенных положений списанию подлежат все не уплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.
При этом нормы статьи 11 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ не содержат ограничений по сфере применения положений о списании недоимки в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы, а касаются лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период.
Судом установлено и данное обстоятельство не опровергается налоговым органом, что, задолженность по страховым взносам, пени на которую административный истец просит взыскать образовалась до 01 января 2017 года, Кульмурзина Ж.О. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя также до 01 января 2017 года, а именно 26 мая 2016 года, страховые взносы подлежали уплате не позднее 10 июня 2016 года. Доказательств того, что задолженность по страховым взносам была взыскана Пенсионным Фондом в административном либо судебном порядке административным истцом не представлена и материалами дела не подтверждается. При этом пени по страховым взносам начислены за период с 01 февраля 2017 года по 30 января 2019 года.
С учетом приведенных выше положений закона, указанные недоимки являются безнадежными к взысканию, таким образом, нельзя признать правомерными действия налогового органа по начислению Кульмурзиной Ж.О. в период с 01 февраля 2017 года по 30 января 2019 года пени на указанные выше недоимки. Аналогичная правовая позиция изложена в кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2020г. №75-КА20-1.
Следовательно, в удовлетворении исковых требований административного истца о взыскании с Кульмурзиной Ж.О. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 1637 рублей 63 копейки, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4 417 рублей 81 копейка следует отказать.
Что касается требования административного истца о взыскании с административного ответчика штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу и доходам физических лиц (Форма 3-НДФЛ) за 2015 год, суд приходит к следующему.
Решением от 21 ноября 2016 года №11223 Кульмурзина Ж.О., в соответствии с частью 1 статьи 119 НК РФ, привлечена к налоговой ответственности за нарушение срока представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, назначен штраф в размере 1000 рублей.
11 января 2017 года в адрес Кульмурзиной Ж.О. направлено требование №6938 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов пеней на сумму 1000 рублей со сроком добровольной уплаты 31 января 2017 года.
В связи с неисполнением Кульмурзиной Ж.О. требования в установленный в нем срок, Межрайонная ИФНС обратилась к мировому судье судебного участка №2 Чамзинского района Республики Мордовия с заявлением о вынесении судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка №2 Чамзинского района Республики Мордовия от 08 мая 2020 года судебный приказ от 21 февраля 2020 года отменен в связи с поступившими возражениями налогоплательщика.
Согласно части 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С исковым заявлением Межрайонная ИФНС обратилась в Чамзинский районный суд Республики Мордовия 10 августа 2020 года, что свидетельствует о соблюдении шестимесячного срока для обращения в суд с настоящим иском.
Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.
Поскольку налоговым органом соблюден предусмотренный законом порядок взыскания налоговых платежей, основания и расчет сумм налоговой задолженности установлены вступившим в законную силу решением налогового органа, административным ответчиком не оспариваются, суд находит обоснованным заявленные требования о взыскании назначенного налогового штрафа, в связи с чем, заявленное административным истцом требования в части взыскания штрафа подлежит удовлетворению.
В силу части первой статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей 00 копеек в бюджет Чамзинского муниципального района Республики Мордовия
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 286-290, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ №3 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░ 3-░░░░) ░░ 2015 ░░░ ░ ░░░░░░░ 1000 (░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 (░░░░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░.░. ░░░░░░░░░░