Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-95/2021 (2а-2479/2020;) ~ М-2418/2020 от 14.10.2020

УИД 63RS0007-01-2020-003283-08

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 января 2021 года                                                                      г. Самара

Волжский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Серовой С.Н.,

при секретаре Высотиной Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-95/2021 по административному иску МИФНС России № 16 по Самарской области к Махлину И. М. о взыскании пени,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России № 16 по Самарской области обратилась в суд с административным иском, указав, что Махлин И.М. является плательщиком установленных налогов, страховых взносов. Инспекцией пропущен срок на предъявление иска, поскольку определение от ДД.ММ.ГГГГ. об отмене судебного приказа от поступило в инспекцию только ДД.ММ.ГГГГ.. В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика- физического лица причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Ссылаясь на указанные обстоятельства, МИФНС России № 16 по Самарской области просила восстановить пропущенный срок, взыскать с Махлина И.М. пени на недоимку по взносам на обязательное пенсионное страхование (за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ. в размере 23,10руб., пени на недоимку по страховым взносам в ФОМС за ДД.ММ.ГГГГ. - 1 387,12руб., пени по транспортному налогу - 1233,96руб., пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ – 8 322,92руб., пени по налогу на имущество – 140,41руб.

Представитель административного истца МИФНС России № 16 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик Махлин И.М. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Согласно ст.ст. 399, 400, 409 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Согласно ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 393 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.

На основании п.п. 2, 3 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, получившие доход, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, и представляют в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. В соответствии с п. 4 ст. 228 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым период. Налоговым периодом является календарный год (ст. 216 НК РФ).

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ч.4-6 ст.289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Статья 45 НК РФ предусматривает, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 данной статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Из разъяснений, содержащихся в п.26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве» следует, что истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 3 статьи 46, пункте 1 статьи 47, пункте 2 статьи 48, пункте 1 статьи 115 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа.

Пени не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание, и могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. Данный подход суда согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации обозначенной в Определении Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 422-О.

В соответствии со ст. 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Согласно ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Определением мирового судьи судебного участка Промышленного судебного района г.Самара Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. вынесен судебный приказ о взыскании с Махлина И.М. в пользу ИФНС по Промышленному району г. Самары пени по налогам на общую сумму – 11 107,51руб.. Определением от ДД.ММ.ГГГГ. судебный приказ был отменен по заявлению должника в связи с погашением задолженности. Указанное определение поступило в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ., о чем свидетельствует штамп на определении. ДД.ММ.ГГГГ. определение было направлен административному истцу в связи с миграцией налогоплательщика для предъявления к исполнению, получено МИФНС № 16 ДД.ММ.ГГГГ..

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

С настоящим административным иском МИФНС России № 16 по Самарской области обратилась, как следует из штемпеля на почтовом конверте, ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 38). При этом сроки, установленные п.3 ст.48 НК РФ, для обращения в суд о взыскании пени истекли ДД.ММ.ГГГГ..

Таким образом, суд установил, что административный истец обратился с рассматриваемым административным иском за пределами установленного законом срока.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о взыскании задолженности. В обоснование требований указано на то, что пропуск срока допущен Инспекцией в связи с несвоевременным получением определения об отмене судебного приказа.

По мнению суда, установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений. Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.

Суд считает, что в данном конкретном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления налогового органа, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено. Суд находит, что у налогового органа имелось достаточно времени для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более, что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности за нарушение законодательства о налогах и сборах РФ.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что основания для восстановления МИФНС № 16 по Самарской области пропущенного процессуального срока отсутствуют, поскольку уважительных причин пропуска срока стороной административного истца не приведено.

Доводы административного истца на несвоевременное получение определения об отмене судебного приказа из ИФНС Промышленного района г. Самары в связи с миграцией должника на другое место жительства не могут быть приняты во внимание, поскольку проведение «миграции» между налоговыми органами и изменение места жительства налогоплательщика не являются уважительной причиной пропуска процессуального срока.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Поскольку административным истцом срок обращения в суд с административным иском пропущен, судом в восстановлении срока подачи административного иска отказано, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления - отказать.

В удовлетворении административного искового заявления МИФНС России № 16 по Самарской области к Махлину И. М. о взыскании пени в общей сумме 11 107,51руб. - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца через Волжский районный суд Самарской области.

Председательствующий                                                      С.Н. Серова

    Мотивированное решение изготовлено 25.01.2021г.

2а-95/2021 (2а-2479/2020;) ~ М-2418/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС №16 по Самарской области
Ответчики
Махлин И.М.
Суд
Волжский районный суд Самарской области
Судья
Серова С. Н.
Дело на странице суда
volzhsky--sam.sudrf.ru
14.10.2020Регистрация административного искового заявления
15.10.2020Передача материалов судье
16.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.11.2020Подготовка дела (собеседование)
18.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2020Судебное заседание
14.01.2021Судебное заседание
21.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.02.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее