РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Нижний Тагил 27 июня 2019 года
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области
в составе председательствующего судьи Луценко В.В.,
при секретаре Цыбуля А.А.,
с участием представителя истца адвоката Трофимовой О.А.,
представителя ответчика Толстоноженко Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1252/2019 по иску Хохловой Натальи Сергеевны к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области об обязании включить оспариваемый период трудовой деятельности в специальный стаж и назначении пенсии,
установил:
Хохлова Н.С. обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области об обязании включить оспариваемый период трудовой деятельности в специальный стаж и назначении пенсии.
В исковом заявлении Хохлова Н.С. просит признать за ней право на получение досрочной страховой пенсии по старости, признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от 17.04.2019 об отказе в назначении досрочной пенсии по старости и исключении спорных периодов работы, а также обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости оспариваемые периоды, назначить досрочную пенсию с момента обращения за ее назначением, с 10.01.2019.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 10.01.2019 обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. 17.04.2019 комиссией отдела назначения и выплаты пенсии УПФ РФ в г. Нижнем Тагиле вынесено решение об отказе в выплате пенсии. Свой отказ ответчик мотивировал тем, что для назначения досрочной страховой пенсии не могут быть приняты к зачету ряд периодов деятельности по различным основаниям:
- с 13.09.1996 по 12.01.1998 (1 г. 4 мес.) период работы учителем в Муниципальном образовательном учреждении № 30, так как наименование учреждения не поименовано Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 22.10.2002;
- с 01.02.2015 по 31.05.2015 (4 мес.) период работы в должности заместителя директора по воспитательной работе на 0,75 ставки и учителя без занятия штатной должности на 0,28 ставки.
Истец указывает, что муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования № 30 является учреждением основного среднего (полного) общего образования, что зарегистрировано Уставом и лицензией учреждения, имеет государственную аккредитацию, реализует общеобразовательные программы, выдает документы государственного образца об уровне образования. На период учебных отпусков за истцом сохранялось рабочее время и учебная нагрузка, а бухгалтерией производились отчисления в Пенсионный Фонд РФ, поэтому указанные периоды подлежат включению в специальный стаж.
При этом истец не оспаривает иные не включение в стаж периоды.
Истец Хохлова Н.С. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие и направила своего представителя адвоката Трофимову О.А., которая заявленные требования поддержала и уточнила просительную часть искового заявления, дополнив ее просьбой о назначении досрочной пенсии с 10.01.2019, поскольку на 31.12.2018 имеется необходимый 25-летний стаж.
Представитель ответчика Толстоноженко Ю.А. в судебном заседании исковые требования не признала и поддержала доводы представленного в суд отзыва, согласно которому исковые требования ответчик не признает и просит в удовлетворении исковых требований истца отказать.
В отзыве представитель ответчика указывает, что 10.01.2019 истцом были представлены документы для назначения досрочной пенсии по старости, после рассмотрения которых было вынесено решение об отказе, так как стаж, принятый к зачету, составил 23 года 05 месяцев 02 дня. Оспариваемый период с 13.09.1996 по 12.01.1998 не принят к зачету, поскольку наименование учреждения - муниципальное образовательное учреждение № 30 не поименовано Списком № 781. Оспариваемый период с 01.02.2015 по 31.05.2015 не принят к зачету поскольку согласно п. 4 Правил, утвержденных Постановлением № 781, периоды выполнявшейся с 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). В соответствии с пп. «б» п. 8 Правил работа в должности заместителя директора засчитывается в стаж работы при условии выполнения при нормальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, непосредственно связанной с образовательным процессом, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы. Данное условие по должности заместителя директора по учебной работе не выполнено.
Заслушав доводы сторон, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потури кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Закон № 400-ФЗ), вступившего в силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01.01.2015.
Как следует из материалов дела, 10.01.2019 истец обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.
Решением Управления № 18591/19 от 17.04.2019 Хохловой Н.С. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа. Зачтенный ответчиком специальный стаж на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии составил 23 года 05 месяцев 02 дня.
Как следует из решения Управления, в специальный стаж не включено ряд периодов трудовой деятельности истца, в том числе, которые оспариваются истцом. Свое решение ответчик мотивировал тем, что наименование Муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования № 30 не поименовано Списком № 781.
Согласно ч. 2 ст. 30 Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665) определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона № 400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Вышеуказанным постановлением установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» (далее – Список № 463), с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно.
В период с 01.11.1999 по 31.12.2001 применяются Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067.
В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. К образовательным учреждениям относятся, в том числе общеобразовательные учреждения начального, общего, основного общего, среднего (полного) образования и специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
В соответствии с пп. «в» п. 1 Типового Положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196, средняя общеобразовательная школа реализует общеобразовательные программы начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Судом установлено, что в спорный период с 13.09.1996 по 12.01.1998 (1 год 4 мес) Хохлова Н.С. работала в должности учителя в Муниципальном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования № 30.
Согласно Уставу Муниципального образовательного учреждения среднего (полного) общего образования № 30, утвержденному 13.09.1996, указанное образовательное учреждение является муниципальным образовательным учреждением среднего (полного) общего образования, осуществляет образовательный процесс, реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования, обязательный минимум которых устанавливается государственным образовательным стандартом. Выпускникам после прохождения ими итоговой аттестации выдается документ государственного образца об уровне образования.
Муниципальному образовательному учреждению среднего (полного) общего образования № 30 имени А.П. Бондина Департаментом образования правительства Свердловской области выдана лицензия Б109164, регистрационный номер 00028 от 22.03.1996 на осуществление образовательной деятельности в сфере начального, основного, среднего (полного) общего образования, срок действия лицензии с 13.02.1996 по 13.02.2001.
Согласно Уставу Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 30, утвержденному 01.12.2000, учреждение является муниципальным общеобразовательным учреждением среднего (полного) общего образования, реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Постановлением главы администрации Ленинского района г. Нижний Тагил № 22 от 13.01.1998 были зарегистрированы изменения в Уставы в части наименования муниципального образовательного учреждения – средняя школа № 30.
Из представленных суду доказательств следует, что Муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования № 30 в период с 1996-1998 выдавало учащимся аттестаты о среднем образовании, золотые медали и переводные свидетельства (Книга учеты и записи выданных аттестатов о среднем образовании, золотых медалей и переводных свидетельств).
Кроме того, согласно записям в трудовой книжке, истец была принята 16.08.1991 учителем в среднюю школу № 30, где и продолжает работать.
Деятельность учреждения в спорный период работы с 13.09.1996 по 12.01.1998 истца не изменялась, тождественность наименований учреждений «муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования № 30», «муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 30», не вызывает у суда сомнений.
Требования истца зачесть указанный период трудовой деятельности в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, являются законными и обоснованными, спорный период подлежит включению в специальный стаж истца в календарном исчислении.
Судом установлено, что в период работы с 01.02.2015 по 31.05.2015 (4 мес.) Хохлова Н.С. работала в должности заместителя директора по воспитательной работе в режиме сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренном трудовым законодательством на 0,75 ставки и выполняла педагогическую нагрузку по должности учителя домашнего обучения, установленную за 0,28 ставки заработной платы (5 часов).
Пунктом 4 Правил № 781 предусмотрено, что периоды, выполнявшиеся работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, с 01.09.2000 засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1-1.7,1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» списка засчитывается в стаж работы при условии выполнения при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы (пп. «б» п.8 Правил № 781).
Из Правил № 781 усматривается, что для назначения пенсии учитывается работа в должностях, предусмотренных Списком, то есть, в том числе и без занятия штатной должности. Из буквального толкования следует, что для назначения досрочной трудовой пенсии учитывается работа в должностях, предусмотренных Списком безотносительно от факта занятия штатной должности. Правила № 781 не содержат в качестве ограничивающего условия назначения досрочной пенсии занятие только штатной должности, и лишь устанавливают периоды, к которым применяются нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) за ставку заработной платы, и периоды к которым данная норма не применима.
Имеющим юридическое значения для данного дела является факт работы в спорные периоды заместителем директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом и учителем, а не способ оформления трудовых отношений.
При суммировании нормы рабочего времени, связанной с педагогической нагрузкой, у истицы по основному месту работы в должности заместителя директора по учебной работе и по работе по совместительству в должности учителя домашнего обучения, получается полная занятость, установленная на ставку заработной платы, что дает основание для включения периода ее работы с 01.02.2015 по 31.05.2015 в порядке внутреннего совмещения, в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.
Пунктом 4 Правил прямо предусмотрена возможность суммирования нормы рабочего времени по основному и другим местам работы.
При этом доводы представителя ответчика о недопустимости суммирования нормы рабочего времени, определяемой педагогической (учебной) нагрузкой, с одной стороны, и нормы рабочего времени, определяемой продолжительностью иной льготной работы, основана на ошибочно ограничительном толковании указанного положения, поскольку оно в качестве общего правила предусматривает суммирование до нормы, соответствующей ставке заработной платы, неполного рабочего времени по должностям, указанным в Списке, среди которого педагогическая (учебная) нагрузка не является единственной. Исключение из правила о суммировании неполного рабочего времени по двум равноценным льготным должностям, каковыми являются должность заместителя директора по учебной работе и учитель, в силу требования ясности и определенности правовой нормы, должно быть прямо указано в законодательстве.
Указанный вывод подтверждается и правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в его определении от 18.10.2012 N 1882-О, в силу которой положение пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обеспечивает максимально возможный учет периодов осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей в целях реализации права на назначение досрочной трудовой пенсии.
Запрет на суммирование рабочего времени учителя и заместителя директора по учебной работе, законодательство не содержит. Не может быть таковым признан и подпункт «б» пункта 8 Правил, поскольку в нем, вопреки доводам жалобы, речь идет лишь об особенностях исчисления специального стажа работы заместителя директора, связанного с руководством и организацией образовательного (воспитательного) процесса, с учетом характера и содержания соответствующих должностных обязанностей, при занятости на полную ставку, без необходимости выполнения учебной работы, что отличает названную должность от должностей, указанных в подпункте «а» пункта 8 Правил, работа в которых подлежит зачету в специальный стаж только при условии выработки педагогической нагрузки.
Как указал Конституционный Суд РФ в упомянутом определении, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено главным образом на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях для детей, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности.
Таким образом, толкование указанных положений Правил как устанавливающих запрет на суммирование работы по двум равноценным льготным должностям ведет к ущемлению права истицы на пенсионное обеспечение, гарантируемое без какой-либо дискриминации, нарушению конституционных принципов равноправия и справедливости.
На этом основании спорный период с 01.02.2015 по 31.05.2015 также подлежит включению в специальный стаж трудовой деятельности Хохловой Н.С.
Решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в г.Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от 17.04.2019 № 18591/19 об отказе Хохловой Н.С. в назначении пенсии создает препятствие к осуществлению истцом права на пенсионное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ) и подлежит признанию незаконным в части непринятия к зачету спорных периодов.
На ответчика должна быть возложена обязанность по включению спорных периодов работы истца в специальный стаж.
На основании п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При включении спорного периода работы в специальный стаж для назначения пенсии Хохловой Н.С., право истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости возникло с 08.12.2018.
С учетом этого на ответчика также должна быть возложена обязанность по назначению пенсии истцу с даты обращения за ее назначением, то есть с 10.01.2019.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, уплаченная истцом по квитанции от 23.05.2019.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Хохловой Натальи Сергеевны удовлетворить.
Признать за Хохловой Натальей Сергеевной, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 10.01.2019 по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Признать незаконным решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от 17.04.2019 № 18591/19 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ в части не включения периода работы учителем в Муниципальном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования № 30 г.Н.Тагила с 13.09.1996 по 12.01.1998, а также периода работы с 01.02.2015 по 31.05.2015 в должности заместителя директора по воспитательной работе на 0,75 ставки и учителя без занятия штатной должности на 0,28 ставки и обязать ответчика включить указанные периоды в страховой стаж Хохловой Натальи Сергеевны.
Обязать Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области назначить Хохловой Н.С. досрочную пенсию по старости с 10.01.2019.
Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области в пользу Хохловой Натальи Сергеевны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Нижнего Тагила Свердловской области.
Решение в окончательной форме принято 01 июля 2019 года.
<...>
<...>
Судья Луценко В.В.