Дело № 2-10799/2019
УИД 35RS0010-01-2019-009786-36
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда 12 декабря 2019 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Лебедевой Н.Н.
при секретаре Которобай М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Захаровой А. В. к обществу с ограниченной ответственностью «ОкаДрев Вологда» о взыскании задолженности по заработной плате,
установил:
Захарова А.В. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ОкаДрев Вологда» (далее – ООО «ОкаДрев Вологда»), мотивируя тем, что работала у ответчика в должности <данные изъяты> с 14.12.2018 по 26.04.2019. Согласно трудовому договору истцу установлен должностной оклад в размере 20 000 рублей и ежемесячная премия в размере 50 % от оклада. 26.04.2019 трудовой договор с истцом расторгнут. В день увольнения истец была ознакомлена с должностной запиской о ненадлежащем исполнении возложенных на нее трудовых обязанностях. Истец была лишена премии за апрель 2019 года на 100 %. За период с 01.04.2019 по 26.04.2019 ответчиком не выплачена часть заработной платы в размере в размере 9 090 рублей 90 копеек. Ссылаясь на незаконность действий ответчика, просит суд взыскать с ООО «ОкаДрев Вологда» в свою пользу задолженность по заработной плате в размере 9 090 рублей 90 копеек.
В судебном заседании истец Захарова А.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Суду пояснила, что премия являлась частью заработной платы. Премия, указанная в трудовом договоре начислялась не на основании Положения о премировании. Не оспаривала, что выполнила свои должностные обязанности ненадлежащим образом, полагала, что за данное нарушение работодатель должен был привлечь ее к дисциплинарной ответственности. Размер заработной платы установлен в трудовом договоре как оклад в размере 20 000 рублей и ежемесячная премия в размере 50 % от оклада. Никаких ссылок на Положение о премировании трудовой договор в себе не содержит.
Представитель ответчика ООО «ОкаДрев Вологда» по доверенности Бойкова А.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась в полном объеме, просила в их удовлетворении отказать. Дополнительно пояснила, что дисциплинарное взыскание к истцу не применялось. Спорная премия не является частью заработной платы, а является выплатой стимулирующего характера. За ненадлежащее выполнение должностных обязанностей Захарова А.В. была лишена премии.
Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с трудовым договором № от 14.12.2018 Захарова А.В. состояла в трудовых отношениях с ООО «ОкаДрев Вологда» с 14.12.2018 в должности <данные изъяты>.
26.04.2019 главному директору ООО «ОкаДрев Вологда» Орловой В.А. представлена докладная записка от главного бухгалтера ФИО2, из которой следует, что <данные изъяты> Захаровой А.В. не заполнены трудовые книжки сотрудников принятых на работу с января 2019, записи о трудовых книжках не внесены в журнал движения трудовых книжек, отсутствуют подписи сотрудников в графиках работы с января 2019 года, в приказах о поощрениях с января 2019 года, расчетные листки выдаются не регулярно, подписи сотрудников при получении расчетного листка отсутствуют, некоторые листки нетрудоспособности не заполнены.
26.04.2019 Захаровой В.А. даны объяснения, из которых следует, что должностные обязанности ею были выполнены не в полном объеме, в связи с большим объемом работы, с которым она не справилась.
Приказом от 26.04.2019 № Захарова А.В. лишена премиального вознаграждения за апрель 2019 года в размере 100 % в связи с неполным выполнением трудовых обязанностей и существенными недостатками в выполнении своих трудовых обязанностей.
Приказом от 26.04.2019 № трудовой договор с Захаровой А.В. расторгнут на основании п.3 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника).
В судебном заседании факт ненадлежащего исполнения своих трудовых обязанностей истцом не отрицался.
Обратившись с иском в суд Захарова А.В. указывает, что заработная плата за апрель 2019 года ей выплачена не в полном объеме, оснований для лишения ее премии не было, не смотря на ненадлежащее исполнения трудовых обязанностей, поскольку спорная премия является частью заработной платы.
Разделом 5 трудового договора от 14.12.2018 № 227 установлено, что заработная плата работника в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда состоит из должностного оклада (п. 5.1.). За выполнение трудовой функции работнику устанавливается должностной оклад в размере 20 000 рублей в месяц, ежемесячная премия в размере 50 % от оклада (п.5.2.).
Как следует из расчётного листка за апрель 2019 года, истцу не выплачена ежемесячная премия в размере 50 % от оклада, т.е. 9 090 рублей 91 копейка (оклад рассчитан за период с 01.04.2019 по 26.04.2019 в размере 18 181 рубль 82 копейки).
В соответствии с ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.
В соответствии с пунктом 4.1. Положения об оплате труда работников и премировании, утверждённого 28.02.2018 работникам могут устанавливаться дифференцированные надбавки к тарифным ставкам (окладам) за профессиональное мастерство по разрядам квалификации.
Премирование работников за основные результаты деятельности осуществляется по установленным показателям премирования, в зависимости от уровня выполнения, перевыполнение (улучшения) конкретных показателей деятельности (п. 5.2.).
С Положением об оплате труда работников и премировании истец ознакомлена 14.12.2018. о чем имеется ее подпись в трудовом договоре.
Вопреки доводам истца, суд приходит к выводу, что ежемесячная премия в размере 50 % от оклада не является частью заработной платы.
Пунктом 5.1. трудового договора установлено, что система оплаты труда в ООО «ОкаДрев Вологда» состоит из должностного оклада.
Пунктом 4.4 Положения об оплате труда работников и премировании установлено, что работники премируются на основании приказа работодателя, который по своему усмотрению регулирует размер и основания выплаты премий.
При этом в указанном Положении об оплате труда работников и премировании отсутствует норма о том, что ежемесячная премия является обязательной частью заработной платы и гарантированной выплатой.
В силу действующего законодательства выплата премии является правом работодателя, который самостоятельно определяет ее размер, исходя из выполнения работником критериев премирования.
Оценка качества выполнения работником возложенных на него трудовых обязанностей является прерогативой работодателя. Материалами дела подтверждается и истцом не опровергнуто, что с ее стороны имели место факты ненадлежащего исполнения возложенных на нее должностной инструкцией обязанностей.
Из анализа положений закрепленных в Положении об оплате труда работников и премировании следует, что выплата премий осуществляется в целях обеспечения эффективности и качества работы, роста производительности труда, следовательно, выплата спорной премии истцу, при наличии факта ненадлежащего выполнения ей своих трудовых обязанностей противоречила бы целям премирования.
При таких обстоятельствах вывод Захаровой А.В. о том, что ей гарантирована ежемесячная премия, основан на ошибочном толковании норм трудового законодательства и локального нормативного акта, устанавливающих, что премия относится к стимулирующим выплатам, не входит в состав обязательной части заработной платы, ее выплата производится в порядке, на условиях и в размерах, которые предусмотрены в трудовом договоре и локальных нормативных актах работодателя, и является правом, а не обязанностью работодателя.
Требования об оспаривании приказа №2019.04.26.1 от 26.04.2019 о лишении премиального вознаграждения Захаровой А.В. не заявлялись.
При таких обстоятельствах, правовые основания для удовлетворения исковых требований Захаровой А.В. отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Захаровой А. В. к обществу с ограниченной ответственностью «ОкаДрев Вологда» о взыскании задолженности по заработной плате отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Н.Н. Лебедева
Мотивированное решение изготовлено 18.12.2019 года.